СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6
3.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
9
4.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
9
4.1.
Учебный план
9
4.2.
Календарный учебный график на учебный год
10
4.3.
Материально-технические и кадровые условия
10
5.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
10
6.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
15
ПРИЛОЖЕНИЕ (рабочие программы модулей)
18
2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое
внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни,
к общечеловеческим ценностям. Танец – это одно из немногих искусств, которое
совмещает в себе движение, музыку, эмоции, активно и положительно влияет на общее
развитие детей.Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его
движения естественными и красивыми. Как правило, танец доставляет удовольствие
школьнику начальных классов, пробуждает познавательную активность.
На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную
память, учатся благородным манерам, умению презентовать себя. Воспитанник познает
многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.
Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели,
формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она побуждает к
творчеству.Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают
своих эмоций, для них танец – естественное состояние души и тела.Систематические
занятия танцами оказывают значительное влияние на улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, усиливают иммунную защиту организма, повышают
его устойчивость к инфекционным болезням, к воздействию различных факторов внешней
среды, стимулируют интеллектуальную деятельность школьника, повышают
продуктивность физического и умственного труда.
Обучение по данной программе, несомненно, будет способствовать
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом, научно-техническим творчеством, а также формированию и
развитию творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку
талантливых
учащихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданского,
патриотического, трудового воспитания учащихся; Программа предназначена для
преподавания основ хореографии в начальной школе в режиме учебных занятий.
Программа Хореография разработана на основании следующих документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р).
4.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
5.
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях» (методические
рекомендации). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Государственное автономное нетиповое образовательное
учреждение
3
Свердловской
области
«Дворец
Региональный модельный центр. Екатеринбург 2021г.
молодёжи»
6.
Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, а именно Уставом МБОУ СОШ№ 138.
Новизна данной программы состоит в том, что она рассчитана на работу с детьми
независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание
хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.Весь
процесс обучения строится на педагогике сотрудничества, способствующей творческой
активности детей. Все это в комплексе позволяет детям благоприятно адаптироваться в
социуме, развивает коммуникативные качества в общении со сверстниками и взрослыми.
В программу включены элементы классического, народного, эстрадного танцев.
Педагогическая целесообразность позволяет организовать обучение таким
образом, чтобы в процессе освоения материала учащиеся воспитывали в себе трудолюбие,
терпение, последовательность, умение участвовать в групповой и коллективной работе.
Педагогическая целесообразностьобъясняется основными принципами, на которых
основывается программа: принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип
взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой,
что способствует развитию творческой активности детей, дает возможность участвовать
в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает
становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому
образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных
движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным
выполнением физических упражнений и др.). Занятия танцами эффективны для
воспитания
положительных
качеств
личности.
Выполняя
упражнения
на
пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе,
дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся
вежливо обращаться друг с другом.По итогам реализации программы обучающиеся
танцевального коллектива ежегодно становятся призерами городских, областных
конкурсов. В программу включены элементы классического, народного, эстрадного
танцев.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся посредством хореографии.
Задачи:
формировать у обучающихся интерес к искусству танца;танцевальные знания,
умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала;
обучитьосновам классического, народного, бального и современного танца,
музыкальной грамоты;
сформировать навыки музыкально-двигательного движения, пластику, культуру
движения, их выразительность, умение ориентироваться в пространстве;
научить переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих
движений.
развивать способность детей к творчеству, музыкальный слух и чувство ритма,
воображение, коммуникативные умения, способности к импровизации.
воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца, способность к
продуктивному творческому общению;
создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве с педагогом и
сверстниками.
4
Адресатом программы являются младшие школьники 7-11 лет. Важную роль в
подготовке к художественной направленности играетначальная школа. Набор в коллектив
общедоступный, т.е. могут заниматься дети, имеющие разный уровень подготовки. Танцы
широко используется на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста,
т. к. на занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память,
учатся благородным манерам,формируют умственные способности детей, творческое
отношения к окружающему миру, расширяет их кругозор. Дети 7-11 лет могут успешно
овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по
амплитуде и не требуют большой силы. Как отмечают специалисты ,главная задача
возраста – ученичество, ведущей деятельностью является учеба.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 4 года обучения.
Формы реализации: очная форма. Возможна реализация программы с
применением дистанционных образовательных технологий. Программа предусматривает
такие формы занятий как: групповые, парные, индивидуальные. Групповая форма –
осуществляется с группой воспитанников, состоящих из трех и более человек, которые в
свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой. Парная форма
– общение с двумя воспитанниками, которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный
танец). Индивидуальная форма– оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного
материала. Подготовка к сольному номеру.
Уровень: базовый.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа Хореография носит дифференцированный и вариативный характер,
поэтому планируемые результаты распределяются по уровням освоения содержания
программы: стартовый, базовый, продвинутый.
Модуль
Хореография
1 год
обучения
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
уметь
перестраиваться: в
линию, шеренгу, круг;
развить способность
понимать и
принимать учебную
цель и задачи;
ритмично выполнять
несложные движения
руками и ногами;
двигаться и исполнять
различные
упражнения в
соответствии с
контрастным
характером музыки.
Хореография
2 год
обучения
познакомить
историей танца;
освоитьходы
Личностные
способствовать
формированию
ответственного
отношения к занятию;
развитьинтерес
к способствовать развитию
работоспособности.
разнообразным
явлениям искусства
в учебной и
внеурочной
деятельности.
с научить оценивать привить потребность к
правильность
творчеству;
выполнения учебной
на задачи, собственных пробудитьинтерес
к
знаниям
в
области
5
носках, пятках;
Хореография
3 год
обучения
возможностей
решения;
ее хореографии;
изучитьупражнения с
элементами танца;
развить
умение
диагностики
научитьсявыполнять
результатов
подскоки
по познавательной,
диагонали (галоп, шаг творческой
польки);
деятельности.
повторять элементы
тренажа и запоминать совершенствовать
его
умение
учитывать
разные мнения и
стремиться
к
координации разных
позиций
в
сотрудничестве,
работать в группе
способствовать
формированию
ответственного
отношения к учению,
готовности и способности
знатьпозиции рук (1, формировать умение
2, 3);
адекватно
воспринимать
знатьрасположение в оценку педагога;
зале
(по
кругу,
квадрату);
различать способ и
результат действия;
знатьмузыкальный
темп
(быстро, научитьвносить
медленно);
коррективы
в
действия на основе
уметь
выполнять их оценки и учета
ритмические
сделанных ошибок;
упражнения;
сформировать
знатьправила
умения
понимать
постановки рук, ног;
причину успеха и
неуспеха
учебной
освоитьположение
деятельности,
корпуса в танце;
способствовать развитию
осознанного
и
ответственного
отношения к собственным
поступкам;
обучающихся
саморазвитию
самообразованию
к
и
способствовать
формирование
коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной, учебноисследовательской,
творческой
и
других
видов деятельности;
сформировать
потребность в участии в
общественной
жизни
умению
знать
простейшие обучить
ближайшего социального
о
соединения
и договариваться
окружения, общественно
распределении
исполнять их;
полезной деятельности;
функций и ролей в
исполнять
совместной
совершенствовать умение
простейшие
деятельности,
строить жизненные планы
танцевальные
с учетом
конкретных
развивать мотивы и социально-исторических,
композиции
интересы
своей политических
и
6
познавательной
деятельности
экономических условий;
сформировать
устойчивыйпознавательны
й интерес и становление
смыслообразующей
функции познавательного
мотива
Хореография
4 год
обучения
знатьосновные
направления
в
современной
танцевальной музыке;
понимать
и
принимать учебную
цель
и
задачи,
адекватно
воспринимать
оценку педагога;
знатьритмопластическ
ие
упражнения
и
соединения;
проявлять
познавательную
уметь
соизмерять инициативу
движения с темпом учебном
музыки;
сотрудничестве;
исполнять движения в
народных танцах;
иметь
навык
вежливого обращения
к партнеру (стоя в
паре, мальчик красиво
подает девочке руку);
проявлять
интерес
к
знаниям
в
области
хореографии;
сотрудничать с учителем
и сверстниками;
переживать,
мыслить,
запоминать и оценивать
в культуру своих движений;
приобретать новые знания
и умения, стремиться к
наблюдать
за совершенствованию своих
танцевальных
разнообразными
явлениями жизни и способностей
искусства
в
различной
деятельности;
контролировать
и
оценивать
свои
самостоятельно
вносить
выполнять основные действия,
коррективы в их
упражнения
выполнение
на
разминки;
основе оценки и
исполнять движения учета
характера
на
мелодию
с ошибок
затактом;
исполнять ударные и
безударные движения
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность
занятий 45 минут, 10 минут перемена. На обучение принимаются все желающие. В
группах занимаются 15-20 человек.
Программа состоит из четырех модулей, которые соответствуют уровням освоения
программы. Рабочие программы модулей представлены в приложениях:
Приложение № 1. «Хореография 1 год обучения».
Приложение № 2. «Хореография 2 год обучения».
Приложение № 3. «Хореография 3 год обучения».
Приложение № 4. «Хореография 4 год обучения».
4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Учебный план
Теория
Практика
№
Модуль
Всего
Формы
аттестации/контроля
1.
Хореография 1 год
год обучения
102
12
90
Выявление требуемых на
начало обучения знаний
2.
Хореография 2 год
год обучения
102
12
90
Выявление
уровня
усвоения
детьми
программного
материала, соответствие
прогнозируемым
результатам
образовательной
программы
3.
Хореография 3 год
год обучения
102
12
90
Определение
уровня
усвоения
детьми
теоретических знаний в
соответствии с данным
периодом
обучения;
определение
уровня
формирования
практических умений в
соответствии с данным
этапом обучения
4.
Хореография 4 год
год обучения
102
12
90
Подведение итогов по
результатам
освоения
данной
программы
проводится в форме
открытых
занятий,
участием в школьных
мероприятиях, участием
в концертах, участием в
конкурсах
как
8
районного,
так
городского значения.
Итого:
408
48
и
360
4.2. Календарный учебный график на учебный год
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
1. С 15.08.2024-15.09.2024: Набор детей в объединения. Проведение родительских
собраний, комплектование учебных групп.
2. Начало учебного года: со 2 сентября 2024 года.
3. Конец учебного года: 31 мая 2025года
4. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели + 4 недели – летний период
5. С 01.06 по 31.08.2025 работа с летними оздоровительными лагерями дневного
пребывания (работа кружков, организация досуговых программ). Выезды в ЗОЛ с
игровыми программами. Реализация дополнительных общеразвивающих программ
(краткосрочных).
6. Сроки продолжительности обучения:
1 полугодие
с 02.09. по 31.12.2024
2 полугодие
с 13.01 по 31.05.2025
Летний период
с 01.06. по 31.08.2025
4.3. Материально-технические и кадровые условия
Материально-технические условия:
1. Магнитола (1 шт.).
2. Флешка.
3. Помещение для занятий и репетиций (актовый зал, танцевальный класс).
Кадровые условия: Педагог дополнительного образования, имеющий высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и
педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Уровни сформированности мотивации к учебной деятельности
9
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
(3 балла)
(2 балла)
(1 балл)
Доминируют высокие
познавательные мотивы
Познавательные мотивы
сформированы в меньшей
степени и учебный
процесс
мало привлекает
Мотив случайный,
кратковременный
Преобладание других мотивов
над учебной деятельностью
Целенаправленно проявляет
интерес к предмету
Познавательный интерес
избирательный,
проявляется при
эмоционально ярких
впечатлениях. Интерес на
уровне увлечения
Познавательный интерес,
ситуативен и кратковременен
Мотивация ситуативная,
связанная с
результативной стороной
процесса
Обучающийся находится в
состоянии неустойчивой
адаптации
Мотивирован на глубокое
изучение предмета как основы
личностного
(профессионального)
самоопределения
Занятия посещает регулярно
Занятия чаще посещает с
целью общения с
друзьями и педагогом
Занятия посещает неохотно,
предпочитает пропускать их
Уровни сформированности творческой активности
Высокий уровень творческой активности (3 балла)
стремление постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и
навыков.
проявление устойчивого познавательного интереса
самостоятельность при выполнении работ творческого характера
оригинальность решения задач и ситуаций
проявление высокой умственной активности
осуществление самоконтроля на высоком уровне
способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества
стремление к оригинальности
проявление самостоятельности в работе
умение преодолеваться возникшие трудности
проявление радостных эмоций в процессе работы
10
Средний уровень творческой активности (2 балла)
потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко
познавательный интерес не постоянен, ситуативен
проявление умений нахождения новых способов или преобразование известных
при сильной заинтересованности
отсутствие самостоятельности в выполнении заданий не стандартного характера
частичное осуществление самоконтроля
преодоление трудностей только в группе или с помощью взрослого
испытание радости в случае получения искомого результата
Низкий уровень творческой активности (1 балл)
отсутствие потребности в пополнении знаний, умений навыков
познавательный интерес носит занимательный характер
отсутствие стремления к самостоятельному оригинальному выполнению работ
творческого характера
невысокий уровень умственной активности
способность к репродуктивной деятельности
неумение переносить знания и умения в новые ситуации
отсутствие применения приемов самоконтроля
преобладание отрицательных эмоций при возникновении трудностей
нежелание и неумение преодолевать возникающие трудности
Уровень воспитанности во внешнеповеденческом аспекте
Показатели
Проявляется всегда (3 балла)
Проявляется всегда (1 балл)
Внешний вид
аккуратность
Опрятный, не вызывающий, не
отвлекающий, культурные
привычки в жизни
Раздражающий, отвлекающий от
занятий, неуместный,
неопрятный
Общение, речь
Вежливое, деликатное,
уважительное, культура речи.
Внимателен к собеседнику
Грубость в общении, речь не
оформлена, употребление
ругательств. Не умеет слушать
Отношение к себе
Управляет своим поведением.
Умеет организовать свое
время. Не имеет вредных
привычек, заботится о своем
здоровье. Самоуважение,
хорошо владеет собой.
Не сдержан, не собран, не
организован. Не умеет управлять
собой, не заботится о своем
здоровье. Имеет вредные
привычки. Эгоистичность.
Самовлюбленность
Отношения со
сверстниками,
членами
объединения
Имеет много друзей.
Популярен. Занимает ведущие
(лидерские) позиции. Высокий
авторитет. Уважение
сверстников.
Доброжелательный стиль
поведения.
Непопулярен. Замкнут.
Отрицательно влияет на
сверстников. Низкий авторитет,
скрытный. Частые конфликты.
Агрессивен, недоброжелателен.
Отношения со
Вежливость. Уважительность.
Неуважительность,
11
взрослыми
Свободно общается со
взрослыми.
неуступчивость. Частые
конфликты. Не умеет общаться
со взрослыми
Отношение к
собственной
деятельности
Интерес к деятельности,
потребность в деятельности.
Готовность к
самоопределению.
Трудолюбие,
добросовестность,
самостоятельность,
любознательность. Занимается
без пропусков. Умеет
организовывать собственную
деятельность.
Занимается не в полную силу.
Интерес к деятельности не
сформирован. Не осознает
значимости занятий. Пропускает
занятия без уважительных
причин. Постоянно опаздывает.
Участие в жизни
объединения
Высокая общественная
активность. Инициативен.
Хороший организатор. Охотно
выполняет поручения. Опора
педагога.
Низкая общественная
активность. Отлынивает от
поручений. Неинициативен. В
жизни коллектива не участвует
Отношение к
имуществу
кабинета, труду
других
Показывает пример бережного
отношения к имуществу, к
труду других людей
Небережлив. Наносит вред
имуществу. Не умеет
поддержать порядок
Все баллы суммируются. Сумма
определяется по шкале:
Высокий уровень от 2,5 до 3 баллов
Средний уровень от 1,6 до 2,4 баллов
Низкий уровень от 1,5 до 1 балла
делится на 8. Уровень воспитанности
Уровни коммуникативности
№ Показатель
п/п
1.
Вступает в контакт по своей инициативе
2.
Легко идет на контакт со взрослыми
3.
Легко идет на контакт с детьми
4.
Проявляет доброжелательность в отношении с другими
5.
Успехи или не удачи товарищей вызывают переживание, искреннее
участие
Баллы
12
6.
Считается с мнением других
7.
Легко находит общий язык, взаимопонимание со сверстниками
8.
Способен сдерживать проявление чувств, хорошо владеет собой
9.
Не конфликтен, не проявляет враждебное отношение к окружающим
10.
Критические
самокритично
11.
Не боится выступать перед людьми в новой обстановке
12.
Стремится поддержать слабых в общей деятельности
13.
Отзывчивый
14.
Открытый
15.
Всегда внимательно слушает собеседника, не перебивает
16.
Имеет много друзей
17.
Отсутствуют недоброжелатели, недруги
замечания
воспринимает
доброжелательно,
1 балл – показатель не проявляется
2 балла – проявляется слабо
3 балла – проявляется постоянно
Обработка результатов
Все баллы суммируются, вычисляется средний бал. Уровень коммуникативности
определяется по шкале:
1,0 – 1,5 – низкий уровень
1,6 – 2,4 – средний уровень
2,5 – 3,0 – высокий уровень
Уровень обученности по программе
Критерии
Низкий уровень
(1 балл)
Умение
Не чувствует ритм и
слышать
характер музыки, не
музыку
ориентируется
в
музыкальном размере
Контрольный
Не
знает
срез на знание танцевальной
танцевальных
терминологии
терминов
Средний уровень
(2 балла)
Двигается ритмично,
путается в знаниях
музыкального
размера.
Знает
в
полном
объеме,
но
отсутствует
свободное общение
на профессиональном
языке
Промежуточная Имеет замечания при Не
уверенно
аттестация.
исполнении
исполняет
Открытое
упражнений
упражнения
Высокий уровень
(3 балла)
Двигается
ритмично,
учитывая характер музыки;
легко
определяет
музыкальный размер
Знает
танцевальную
терминологию, свободно
общается
на
профессиональном языке
Имеет высокие навыки
исполнения классического
экзерсиса,
элементов
13
занятие
классического
экзерсиса;
не
выразительно
исполняет элементы
народного
и
эстрадного танца
классического
экзерсиса;
выразительно
элементы танца
простейших
народных
не танцев, элементов других
видов танцев
Образовательные технологии и методы обучения
При обучении используются следующие методы обучения и педагогические
технологии.
Уровень обучения Методы обучения
Педагогические технологии
Подготовительный 1. Метод упражнения
2. Словесные методы
обучения
3. Метод наблюдения
Личностно-ориентированное
обучение.
Коллективно-творческая
деятельность.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Игровые технологии
1.
Метод
упражнения
Личностно-ориентированное
Стартовый
2. Словесные методы
обучение.
обучения
Коллективно-творческая
3. Метод наблюдения
деятельность.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Технология проектной деятельности
1. Метод упражнения
Личностно-ориентированное
Базовый
2. Словесные методы
обучение.
обучения
Коллективно-творческая
3. Метод наблюдения
деятельность.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Технология проектной деятельности.
1. Метод упражнения
Личностно-ориентированное
Продвинутый
2.Словесные методы
обучение.
обучения
Коллективно-творческая
3. Метод наблюдения
деятельность.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Игровые технологии
Программа предусматривает такие формы занятий как: групповые, парные,
индивидуальные.
Групповая форма – осуществляется с группой воспитанников
состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно
взаимодействуют между собой. Парная форма – общение с двумя воспитанниками,
которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный танец).Индивидуальная форма–
оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному
номеру.
14
Приложение №1 к дополнительной
общеразвивающей программе
Хореография 1 год обучения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
Хореография 1 год обучения.
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
- уметь координировать свои движения;
- уметь реагировать на начало музыки и её окончание;
-ритмично выполнять несложные движения руками и ногами.
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с
контрастнымхарактером музыки.
Метапредметные результаты
-развить способность понимать и принимать учебную цель и задачи;
- развить интерес к разнообразнымявлениям искусства в учебной и
внеурочной деятельности.
Личностные результаты
- способствовать формированию ответственного отношения к занятию;
- способствовать развитию работоспособности.
2. Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Кол-во часов
Общее
Теория
Практика
1
Организационное занятие
1
1
-
2
Танцевальная азбука
15
5
10
3
Элементы классического танца
16
4
12
4
Элементы народного танца
12
6
6
15
5
Элементы бального танца
18
6
12
6
Элементы эстрадного танца
18
6
12
7
Постановочная и репетиционная работа
18
-
18
8
Внеаудиторная деятельность
2
-
2
9
Итоговое занятие
2
-
2
102
28
74
Итого:
3. Содержание модуля
Тема 1. Организационное занятие.
Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила
поведения на занятиях. Внешний вид. Подготовка класса для занятий и их режим.
Тема 2. Азбука музыкального движения.
Теория. Воспитание восприятия характера музыки. Темп. Речевые упражнения.
Музыкально-ритмическая гимнастика и общеукрепляющие упражнения.
Практика. Постановка корпуса, упражнения для рук, кистей̆, и пальцев. Упражнения для
головы: повороты головы, наклоны головы, круговые движения головы. Упражнения для
плеч и корпуса: подъем и опускание плеч, наклоны корпуса вперед, в сторону.
Упражнения для ног: подъем на полу пальцы, перекаты с полу пальцев на пятки, сгибание
ног в коленях (пружинка). Прыжки: прыжки по VI позиции, на одной ноге. Шаги:
бытовой, легкий шаг с носка, шаги с хлопками, шаг на полу пальцахи пятках ,простой
танцевальный̆ шаг, приставной̆шаг,приставной шаг. Бег: легкий бег, бег сгибая ноги сзади.
Практика: Ознакомление детей̆ с элементами танцевальных движений.
Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере. Бег и прыжки в сочетании. Притопы:
удар одной̆ногой̆в пол, поочередные удары правой̆и левой̆ ногой̆; топающий̆шаг,
выставление ноги на носок перед собой̆ . Хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с
различным ритмическим рисунком
Различие правой, левой ноги, руки, плеча. Ознакомление детей̆ с танцевальными
рисунками и ориентацией̆ в пространстве. Повороты. Музыкально-ритмические игры.
Тема 3. Элементы классического танца.
Теория. История «классического танца». Просмотр презентации.
Партерная гимнастика. Понятие «партер» и значение. Правила выполнения движений.
Практика. Ознакомление с элементами партерной̆гимнастики. Упражнения для развития
гибкости. Упражнения для стоп. Упражнения для позвоночника. Выполнение
тренировочных упражнений на полу. Комплекс упражнений направленный на укрепление,
расслабление и улучшение эластичности мышц и связок. Упражнения на укрепление
спины, брюшного пресса. Упражнения для ног, стоп, повышение гибкости суставов.
Тема 4. Элементы народного танца.
Теория.Понятие народного танца. Особенности движений в народном танце (широта
жеста, величавость, веселость, задор, юмор). Просмотр презентации.
Происхождение и особенности народных танцев. Просмотр видео.Что такое
хоровод.Ролевые особенности женского и мужского танца в хороводе
Практика.Знакомство с элементом народного танца: приставные шаги, притопы одной
ногой, выставление ноги на каблук. переменные притопы
16
Хороводный шаг. Фигуры в хороводе: «Воротца», карусель». Хоровод с выворачиванием
круга. Положение рук в хороводе. Показ фигур в хороводе: «Змейка», «Цепочка»,
«Звездочка».Упражнение «Идем змейкой».Хоровод «Змейка с воротцами». Музыкальная
игра «Тихие воротца».Хороводные шаги: переменный, топающий (топотушки, перетопы),
дробный шаг, шаг с притопом.Прямой галоп.
Разучивание движений танца «Калинка». Работа над танцем калинка.
Тема 5. Элементы бального танца.
Теория. Историябального танца. Просмотр презентации.
Знакомство обучающихся с краткой характеристикой бальных стилей танца. Показ
видеороликов.
Практика. Изучение основ танца «Полька». Боковой галоп, галоп в паре. Положенияв
паре:«лодочка»,руки «крест- накрест»,мальчик держит девочку за талию, девочка кладет
руки мальчику на плечи.Танцевальный шаг с носка, шаг на полупальцах, бег с высоко
поднятыми коленями. Приставки, подскоки.Простые танцевальные комбинации.Танец
«Вару-вару» - основные движения танца. Отработка движений танца.
Тема 6. Элементы эстрадного танца.
Теория. Знакомство детей с особенностями эстрадного танца. Показ презентации.
Практика. Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах. Движения на
координацию, прыжки, перестроение из одного рисунка в другой, движения по кругу,
танцевальные движения в образах. Разучивание хореографических композиций детского
эстрадного танца.Танец «Попурри» - основные движения танца. Отработка движений
танца.
Тема 7. Репетиционная и постановочная работа.
Практика.Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений. Достижение
синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок.
Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танца «Веселый рок-нрол». Изучение движений танца «Веселый рок-н-рол». Соединение движений танца в
танцевальную композицию.
Репетиция. Отработка элементов. Работа над музыкальностью. Развитие пластичности,
синхронности в исполнении. Работа над техникой танца. Выразительность и
эмоциональность исполнения.
Тема 8. Внеаудиторная деятельность.
1.Посещение танцевального коллектива «Антарио». Знакомство с воспитанниками,
руководителем. Обмен опытом между коллективами и творческая помощь.
2. Творческое мероприятие «Грани таланта».
Тема 9.Итоговое занятие. Повторение пройденного материала.
Практика. Показательное выступление с танцами «Веселый рок-н-ролл»,
«Попурри».
17
Приложение №2 к дополнительной
общеразвивающей программе
Хореография 2 год обучения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
Хореография 2 год обучения.
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
познакомить с историей танца;
освоить ходы на носках, пятках;
изучить упражнения с элементами танца;
научиться выполнять подскоки по диагонали (галоп, шаг польки);
повторять элементы тренажа и запоминать его.
Метапредметные результаты
научить оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
развить умение диагностики результатов познавательной, творческой деятельности;
совершенствовать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации
разных позиций в сотрудничестве, работать в группе.
Личностные результаты
привить потребность к творчеству;
пробудить интерес к знаниям в области хореографии;
способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
№
2. Тематическое планирование
Наименование раздела
Кол-во часов
Общее
Теория
Практика
1
Организационное занятие
1
1
-
2
Танцевальная азбука
15
5
10
3
Элементы классического танца
16
4
12
4
Элементы народного танца
12
6
6
5
Элементы бального танца
18
6
12
6
Элементы эстрадного танца
18
6
12
7
Постановочная и репетиционная работа
18
-
18
8
Внеаудиторная деятельность
2
-
2
9
Итоговое занятие
2
-
2
102
28
74
Итого:
18
3. Содержание модуля
Тема 1. Организационное занятие.
Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила
поведения на занятиях. Внешний вид. Подготовка класса для занятий и их режим.
Тема 2. Азбука музыкального движения.
Теория. Музыкальные размеры на 2/4, 3/4, 4/4 за счет прослушивания
музыкального материала. Темп (быстро, медленно). Контрастная музыка (грустная,
веселая).
Практика. Постановка корпуса, позиции рук (1, 2, 3) и ног (6, 1).Прыжки, подскоки.
Скоординированные движения рук и ног. Боковые шаги. Упражнения на координацию
движения.Построения и перестроения: в колонну по одному, из колонны в шеренгу,
построение в круг, построение в две линии. Маршировка в темпе и ритме музыки на
месте, вокруг себя, по кругу, вправо, влево, фигурная маршировка с перестроением из
колоны в шеренгу и обратно. Ориентировка в зале, направление в зале.
Музыкально-пространственные упражнения. Повороты.
Тема 3. Элементы классического танца.
Теория. Специфика танцевального шага и бега. Постановка корпуса. Беседы о
балете.
Практика. Изучение позиций ног (1, 2, 3). Изучение позиций рук (1,2, 3).
Упражнения для ног (батман тандю, деми плие, батман жете).
Полуприседание – demi plie (деми плие) по 1-ой, 2-ой и 3-ей позиции (без отрыва
пяток от пола).
Выставление ноги в различных направлениях, махи ногами (battements) – батманы (на
45): Battement tandu (батман тендю), battement jete (батман жете).
Учебная танцевальная комбинация на середине зала.
Тема 4. Элементы народного танца.
Теория. Особенности народных движений. Характерные положения рук. История
народного танца. Просмотр презентации.
Практика. Русский танец. Позиции рук (1, 2, 3). Шаги с носка, переменный, с
притопом, с подскоком. Припадание в сторону, в, боковые шаги, притопы, переступания.
Дробные движения одинарный удар ребром каблука, двойной удар ребром каблука.
«Ключ» – простой. Присядки. Боковой шаг на всей стопе. Танец «Валенки» - основные
движения танца. Отработка движений танца.
Тема 5. Элементы бального танца.
Теория. Направление в зале. Основные направления: по линии танца, против линии
танца, к центру. Направления к центру, по линии танца, против линии танца.
Практика.Изучение основ танца «Вальс». Основные элементы:«качели»,«вальсовая
дорожка», «перемена». Работа в паре:положение рук в паре, вращение «звездочка».
Простые танцевальные комбинации.
Направление шагов. Основные шаги вальса (вперед, назад, диагональные).
Вальсовая дорожка. Повороты (по квадрату, правый вальсовый поворот). Танец «Вальс
дружбы» – основные движения, работа в паре.
Тема 6.Элементы эстрадного танца.
Теория. Особенности эстрадного танца.
Практика. Позиции рук (показ учителя). Комплекс упражнений для разминки.
Прыжки. Комбинированные удары в ладоши. Приставные шаги. Повороты и вращения на
месте. Простейшая композиция танца. Характерные особенности. Координация и быстрая
19
смена движений, чувство ритма.Танец «Мы звезды» - основные движения танца.
Отработка движений танца.
Тема 7. Репетиционная и постановочная работа.
Практика.Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений.
Достижение синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок.
Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танца «Сентябрь».
Изучение движений танца «Сентябрь». Соединение движений танца в танцевальную
композицию.
Репетиция. Отработка элементов. Работа над музыкальностью. Развитие
пластичности, синхронности в исполнении. Работа над техникой танца. Выразительность
и эмоциональность исполнения.
Тема 8. Внеаудиторная деятельность.
1.Посещение
танцевального
коллектива
«Муссагет».
Знакомство
с
воспитанниками, руководителем. Обмен опытом между коллективами и творческая
помощь.
2. Вечер отдыха совместно с родителями «Вместе нам хорошо».
Тема 9.Итоговое занятие. Повторение пройденного материала.
Практика. Показательное выступление с танцами «Сентябрь», «Вальс дружбы».
Приложение №3 к дополнительной
общеразвивающей программе
Хореография 3 год обучения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
Хореография 3 год обучения.
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
знать позиции рук (1, 2, 3);
знать расположение в зале (по кругу, квадрату);
знать музыкальный темп (быстро, медленно);
уметь выполнять ритмические упражнения;
знать правила постановки рук, ног;
освоить положение корпуса в танце;
знать простейшие соединения и исполнять их;
исполнять простейшие танцевальные композиции
Метапредметные результаты
формировать умение адекватно воспринимать оценку педагога;
различать способ и результат действия;
научить вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
сформировать умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности;
обучить умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные результаты
способствовать развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
20
способствовать формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
сформировать потребность в участии в общественной жизни ближайшего
социального окружения, общественно полезной деятельности;
совершенствовать умение строить жизненные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
сформировать
устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей функции познавательного мотива.
2. Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Кол-во часов
Общее
Теория
Практика
1
Организационное занятие
1
1
-
2
Азбука музыкального движения
15
5
10
3
Элементы классического танца
16
4
12
4
Элементы народного танца
12
6
12
5
Элементы бального танца
18
6
12
6
Элементы эстрадного танца
18
6
6
7
Постановочная и репетиционная работа
18
-
18
8
Внеаудиторная деятельность
2
-
2
9
Итоговое занятие
2
-
2
102
28
74
Итого:
3. Содержание модуля
Тема 1. Организационное занятие.
Теория. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники
безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Роль подготовки к занятиям.
Подготовка класса для занятий и их режим.
Тема 2. Азбука музыкального движения.
Теория. Повторение материала, пройденного за первый год обучения. Введение в новую
тему. Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши
(спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Медленные хороводные, быстрые
плясовые русские танцы. Стилизованная народная музыка.
21
Практика. Акцентировка на сильную долю такта в шагах. Тактовые и затактовые
вступления в танец.Музыкально-ритмические игры и упражнения с акцентированием
сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4,
4\4). Соотношение движений с музыкальной фразой. Прослушивание музыки
иопределения в ней такта, затакта. Прослушивание музыки и определение ее
музыкального жанра.
Тема 3. Элементы классического танца.
Теория: Эстетика и художественность поворота корпуса.
Практика. Экзерсис на середине зала. Партерная гимнастика.Упражнения для развития и
укрепления голеностопного сустава, упражнения для пресса и укрепления мышц
поясничного отдела позвоночника, упражнения для растягивания ахилового сухожилия,
упражнения на пресс, упражнения для развития гибкости.
Тема 4. Элементы народного танца.
Теория. Точные позиции. Положение и движения рук в танцах: русских.
Практика. Ускоряется темп исполнения пройденного. Добавляется каблучковые
движения. Середина: танцевальные ходы, переменные, «молоточки». Боковые ходы.
Веревочка.Особенности народных движений. Припадание на месте с продвижением в
сторону: исходная, свободная 3-я позиция. «Ковырялочка» – поочередные удары в
сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом
положении, без подскоков. Хлопки и хлопушки – одинарные, двойные и тройные в
ладони, по бедру. Одинарный удар ребром каблука. Присядки. Припадание в сторону.
Хлопки и хлопушки – одинарные, двойные.Танец «Русский» - основные движения,
танцевальная связка.Отработка движений танца.
Тема 5. Элементы бального танца.
Теория. Типы танцев. Музыка. Стиль. Костюм. Прическа. Рисунок танца.
Практика. Медленный вальс. Закрытая переменная вперед и назад. Правый и
левый повороты. Открытая переменная (3 шага). Учебные соединения. Танец «Вальс» –
основные движения, танцевальная связка. Отработка движений танца «Вальс».
Тема 6. Элементы эстрадного танца.
Теория. Стили и направления в современной музыке. Танцевальный образ.
Практика. Упражнения по развитию координации движений. Растяжка на полу.
Амплитудность простых упражнений в направлении «маятник», и «пружинка». Танец
«Диско» - основные движения, танцевальная связка.Отработка движений танца «Диско».
Тема 7. Репетиционная и постановочная работа.
Практика.Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений.
Достижение синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок.
Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танца «Финская
полька». Изучение танцевальных движений танца «Финская полька». Cоединение
движений в танцевальные композиции. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках,
переходах, образах.
Репетиция. Отработка элементов танца «Фигурный вальс». Работа над
музыкальностью танца. Развитие пластичности. Синхронность в исполнении. Работа над
техникой танца. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений.
Выразительность и эмоциональность исполнения.
Тема 8. Внеаудиторная деятельность.
22
1. Посещение коллектива спортивного-бального танца «Клио».
2. Мероприятие ко Дню 8 марта «А, ну-ка, девочки!».
Тема 9. Итоговое занятие. Повторение пройденного материала.
Практика: Показательное выступление с танцами «Финская полька», «Диско».
23
Приложение №4 к дополнительной
общеразвивающей программе
Хореография 4 год обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
Хореография 4 год обучения.
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
знать основные направления в современной танцевальной музыке;
знать ритмопластические упражнения и соединения;
уметь соизмерять движения с темпом музыки;
исполнять движения в народных танцах;
иметь навык вежливого обращения к партнеру (стоя в паре, мальчик красиво подает
девочке руку);
самостоятельно выполнять основные упражнения разминки;
исполнять движения на мелодию с затактом;
исполнять ударные и безударные движения.
Метапредметные результаты
понимать и принимать учебную цель и задачи, адекватно воспринимать оценку
педагога;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в различной
деятельности;
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на
основе оценки и учета характера ошибок.
Личностные результаты
проявлять интерес к знаниям в области хореографии;
сотрудничать с учителем и сверстниками;
переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений;
приобретать новые знания и умения, стремиться к совершенствованию своих
танцевальных способностей.
2. Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Кол-во часов
Общее
Теория
Практика
1
Организационное занятие
1
1
-
2
Азбука музыкального движения
15
5
10
3
Элементы классического танца
16
4
12
4
Элементы народного танца
12
6
6
24
5
Элементы бального танца
18
6
12
6
Элементы эстрадного танца
18
6
12
7
Постановочная и репетиционная работа
18
-
18
8
Внеаудиторная деятельность
2
-
2
9
Итоговое занятие
2
-
2
102
28
74
Итого:
3. Содержание модуля
Тема 1. Организационное занятие.
Теория. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники
безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Роль подготовки к занятиям.
Подготовка класса для занятий и их режим.
Тема 2. Азбука музыкального движения.
Теория.Строение музыкального произведения (вступление, основная часть, кода).
Куплетные формы (вступление, запев, припев). Динамика (тихо, громко). Характер и
особенности народной музыки.
Практика. Ритмичные хлопки в ладоши, прищелкивание пальцами.Музыкальноритмические игры (хлопки и удары ногой на
каждый счет и через счет, только на первый счет; выполнение простейших
движений руками в различном темпе).Исполнение одних и тех же движений в разных
темпах и разных характерах.
Тема 3. Элементы классического танца.
Теория. Медленный темп – адажио. Быстрый темп – аллегро.
Практика.Экзерсис на середине зала. Партерная гимнастика: упражнения,
укрепляющие мышцы спины, упражнения, развивающие гибкость позвоночника,
упражнения, развивающие подъем стопы,упражнения, укрепляющие мышцы брюшного
пресса,упражнения развивающие выворотность ног.
Тема 4. Элементы народного танца.
Теория. Народные танцы. Виды народных танцев (хороводы, кадрили). Танцы
народов мира.
Практика.Хлопки и хлопушки – одинарные, двойные и тройные (фиксирующие
удары и скользящие удары) – в ладони, по бедру. «Кадриль»- разучивание основных
движений. Отработка движений танца.
Тема 5.Элементы бального танца.
Теория. История происхождения танцев «самба» и «ча-ча-ча». Характер музыки.
Ритмический рисунок. Сходство и различие танцев. «Ритмический фокстрот» и
«Медленный вальс».
Практика. «Самба» – основной ход, стационарный самба ход, виск, вольта.
Учебные соединения. «Ча-ча-ча»– основной ход, открытие, повороты.
Учебные
соединения. «Ритмический фокстрот». Простая форма. Четвертные повороты. Учебные
соединения.
25
Тема 6. Элементы эстрадного танца.
Теория. Образы и стили в современном танце. Разнообразие жанров и направлений
в современной танцевальной музыке. Просмотр презентации.
Практика. Танец «Ковбои» – простая танцевальная связка. Отработка движений
танца.
Тема 7. Репетиционная и постановочная работа.
Практика.Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений.
Достижение синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок.
Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танца
«Чарльстон». Изучение танцевальных движений. Соединение движений в танцевальные
композиции.
Репетиция. Отработка элементов танца «Чарльстон». Работа над музыкальностью.
Развитие пластичности. Синхронность в исполнении. Работа над техникой танца.
Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений. Выразительность и
эмоциональность исполнения.
Тема 8. Внеаудиторная деятельность.
1. Мероприятие, посвященное Дню танца «Танец сквозь века».
2. Посещение отчетного концерта студии-танца «Вдохновение».
Тема 9.Итоговое занятие. Повторение пройденного материала.
Практика.Показательное выступление с танцем «Ковбои», «Чарльстон».
Список использованной литературы.
1.Базарова, Н. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова, В.
Мей. - М.: Искусство, 2016. - 208 c.
2.Бахрушин, Ю. А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2018. 288 c.
3.Богданов, Г. Ф. Детское хореографическое творчество. – Москва; Берлин: ДиректМедиа, 2015. – 265 с.
4.Болтнева, А. С.Развитие гибкости спины на уроках гимнастики в детской школе
искусств / А. С. Болтнева // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы
Международного научно-творческого форума, 31 октября–3 ноября 2016 г. – Челябинск:
Челябинский гос. ин-т культуры, 2016. – С. 297-298.
5.Карапыш, И. Г. Методы и приемы преподавания классического танца у детей младшего
школьного возраста в ДШИ / И. Г. Карапыш // Культура – искусство – образование:
XXXVII научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава
вуза, Челябинск, 5 февраля 2016 г. / ФГБОУ ВО «Челябинский гос. ин-т культуры». –
Челябинск: ЧГИК, 2016. – C. 206-208.
6.Крысанков, Т. Г. Творческое развитие детей на уроках ритмики / Т. Г. Крысанков //
Культура – искусство – образование: XXXVII научно–практическая конференция
профессорско-преподавательского состава вуза, Челябинск, 5 февраля 2016 г. / ФГБОУ
ВО «Челябинский гос. ин-т культуры». – Челябинск: ЧГИК, 2016. – C. 217-219.
7.Модестов, В. С. Волшебный мир балета: / Валерий Модестов. – Москва: Белый город,
cop. 2018. – 111 с.
26
8.Сабанцева, Т. В. Искусство танца и спорт: учебное пособие / Т. В. Сабанцева, В. В.
Непомнящих; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Омский
государственный ун-т им. Ф. М. Достоевского». – Омск: Издательство Омского
государственного университета, 2018. – 101 с.
27