Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 138
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического /
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 138
методического совета
____________________ Кузнецова Г.В.
Протокол № 2 от 02.09.2024 г.
Приказ № 188/1 от 02.09.2024г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
Арт - студия Фантазия Мио.
Подвид программы: модульная
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): от 8 до 17 лет
Срок реализации: 1 год, 34 часа в год
Форма обучения очная
Разработчик: Лыскова Софья Сергеевна
Нижний Тагил
2024
Кузнецова Галина
Викторовна
Подписано цифровой подписью:
Кузнецова Галина Викторовна
Дата: 2024.10.28 16:51:21 +05'00'
СОДЕРЖАНИЕ
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ............................... 3
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы) ....................... 3
1.2.
Цель и задачи программы ............................................................................................ 4
1.3.
Содержание программы ................................................................................................ 5
Учебный план ......................................................................................................................... 5
Содержание учебного плана ................................................................................................ 7
1.4.
Планируемые результаты ............................................................................................ 7
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..................... 8
2.1.
Календарный учебный график.................................................................................... 8
2.2.
Условия реализации программы: ............................................................................... 8
2.4.
Материально-техническая база: ................................................................................. 8
2.6.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................................ 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................ 10
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Направленность программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Арт-студия Фантазия
Миоимеет художественную направленность.
Актуальность программы
Интуитивное рисование – это правополушарное рисование, суть которого заключается в
том, что в момент занятия творчеством ребенок активно включает в работу правое
полушарие своего мозга, которое отвечает за творчество. Интуитивное рисование является
методом активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних
знаний и умения слышать себя. Благодаря интуитивному рисованию открыть в себе умение
рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки. Данный вид деятельности
является полезным всем – особенно для детей с ОВЗ.
Отличительные особенности программы
Программы можно назвать то, что ее реализация является одним из механизмов формирования
творческой личности, дает начальные навыки взаимодействия в группе. Кроме того,
программа направлена на развитие творческого потенциала детей с ОВЗ, которые имеют
незначительные навыки рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных
способностях к художественному творчеству, но к завершению курса обучения многие
обучающиеся приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и
окружающим в том, что они умеют рисовать.
Педагогическая целесообразность программы
Программа Арт-студия Фантазия Мио является целостной и непрерывной в течении всего
процесса обучения. Работа над практическими заданиями способствует получению навыков
осуществлять поиск и критический анализ информации, применять системный подход для
решения поставленных задач, формировать собственные мнения и суждения,
аргументировать свои выводы и точки зрения, рассматривать и предлагать возможные
варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
Адресат программы
3
Программа предназначена для учащихся с ОВЗ 2-9 классов (8-17 лет). Формируются
одновозрастные или разновозрастные группы, численностью не более 10 человек. Набор
учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями
(законными представителями), без отбора и предъявления требований к наличию у них
специальных умений у ребенка.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин Перерыв между группами минимум 15
минут. Общее количество часов в неделю – 1 час.
Особенности организации образовательного процесса
Сроки, объем и уровень реализации программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год
обучения,
количество
часов
в
год
34
ч.,
возраст
детей
8- 17 лет. Режим занятий: один раз в неделю по одному часу.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Академические занятия (теоретические и практические). На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
фронтальная, коллективное творчество. Реализация программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в одной образовательной организации в соответствии с
учебным планом в объединении. Состав группы постоянный. Возможно проведение
индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине.
Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях
профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа.
Продолжительность одного занятия – 45 минут
Формы организации образовательного процесса
1) Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,).
2) Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение
педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
3) Практические методы обучения (мастер-классы,).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети
воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности на более сложном уровне.
3. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами самостоятельной
творческой работы.
Виды (формы) занятий
Теоретические и практические занятия, мастер-классы; групповые, индивидуальные. Возможные
формы организации деятельности учащихся на занятии: - групповая - индивидуальная индивидуально : занятие – творческая мастерская, экскурсия, конкурс, творческая встреча,
выставка, праздник, и др.
Перечень форм подведения итогов
Результатом освоения программы должно стать готовый рисунок, выполненное самостоятельно
под контролем педагога и представленное на итоговой выставке, которая организуется и
проводится с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной
формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
1.2.
Цель и задачи программы
4
Цель - программы является формирование и развитие творческих способностей обучающихся
посредством занятий правополушарным рисованием.
Задачи:
Воспитательные:
1. уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог);
2. стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
3. развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
развивающие:
1. развивать
воображение, мышление, творческий потенциал, творческое
самовыражение детей;
2. активизировать творческие способности обучающихся;
3. развивать художественный вкус, понимание прекрасного, а также стремление к
творческой самореализации;
образовательные:
1. способствовать освоению основных правил рисования;
2. научить использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач.
1.3.
Содержание программы
Учебный план
Арт- студия Фантазия Мио.
№
п/п
Название
раздела, темы
Теория
Всего
Форма
контроля,
аттестации
Вводное занятие-1ч.
1
1
1.
1.
Количество часов
Практика
Знакомство с
техникой
правополушарн
ого рисования
творчес
кая
работа
2.
Пейзажи-17ч.
«Осенние
мотивы»
3
3
«Горы и долины»
3
3
Водоемы в
пейзаже
3
3
«Зимние узоры»
4
4
«Ночные
2
2
5
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
пейзажи»
«Закаты»
2
2
кая
работа
творчес
кая
работа
3. Портрет-4ч.
«Пропорции
лица»
2
2
«Построение
глаза»
1
1
«тени»
1
1
4.Цвета-3ч.
1
1
«Смешивание
цветов»
1
1
«градиент»
1
1
«Многообразие
палитры»
«Акварель»
«Гуашь»
«Мелки»
«карандаши»
«построение
натюрморта»
«Позиция теней»
«Геометрическое
строение»
Итого:
5.Краски-5
1
1
1
1
6.Натюрморт-5ч.
2
1
2
1
1
1
1
2
1
2
34
6
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
Содержание учебного плана
Введение.
Теория:
Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с планом работы на год. Ознакомление с
правилами поведения на занятиях по рисованию.
Организация рабочего места.
Пейзаж:
Контрасты форм. Обсуждение изменений в осенней природе. Основы воздушной перспективы.
Горизонтальная и вертикальная техника накладывания красок. Оттенки. Изменение неба при
различном времени суток. Время суток. Краски в разное время суток.
Портрет:
Построение портрета , пропорции лица, наложение теней , построение глаза.
Цвета:
Правила смешивания цветов , Многообразия палитры и оттенков, обучение техники градиент.
Краски:
Знакомство с акварелью и техникой рисования, Знакомство с гуашью и техникой рисования,
Знакомство с мелками и техникой рисования, Знакомство с карандашами и техникой рисования.
Натюрморт:
Построение натюрморта, правила выставления теней, геометрическое строение преметов.
1.4.
Планируемые результаты
Личностные
подготовить практически и психологически к самостоятельной творческой
деятельности,
воспитать чувство личной ответственности
развивать осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории
изобразительного искусства
воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к искусству
Метапредметные
Имеют представление о изобразительном искусстве
Имеют осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории
изобразительного искусства.
Предметные
Имеют навыки выполнения чтение простейших рисунков и набросков;
Имеют навыки смешивания и получения цвета;
Навыки построения портрета и натюрморта
Умеют выполнять работы по образцу.
7
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Арт-студия Фантазия Мио
Дата
Дата
Кол-во
Режим занятий
начала окончания
Учебных
обучения обучения
недель
34
1 занятия 1 час в
02
31 мая
неделю
сентября
2.1.
Год
обучения
1 год
2.2. Условия реализации программы:
1) Учебно-иллюстративный материал:
презентации по темам,
видеоматериалы по темам,
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий,
наглядные пособия (шаблоны, образцы, фигуры для натюрморта, фото,).
2.3. Методические материалы:
специализированная литература по истории художественного промысла.
Материалы построения наброска
электронные ресурсы.
Материально-техническая база:
Краски(гуашь,акрил,масло,акварель)
Кисти художественные
Ватманы А 3
Ножницы
Карандаши разных типов (4H, 2H и HB).
Проектор
2.5. Формы аттестации
Для определения уровня освоения программы обучающимися и отслеживания его динамики,
анализа результативности ведения образовательной деятельности и выявления необходимости в
еѐ коррекции разработан педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
учебного года и включает в себя:
вводный контроль (первичную диагностику), проводящийся в начале учебного года
(сентябрь – октябре),
текущий контроль, реализующийся в процессе проведения каждого учебного
занятия и направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений;
промежуточную аттестацию (диагностику), осуществляющуюся 1 раз в середине
года (конец декабря – январь)
итоговую аттестацию (диагностику), представляющую собой предъявление детьми
результата обучения, предусмотренного программой; итоговая аттестация
проводится в мае и состоит из собеседования на выявление изменений интересов
(склонностей, увлечений) и уровня мотивации к продолжению пройденного курса
и представления на итоговой выставке творческой работы.
2.4.
2.6.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
8
Методики для определения достижения обучающимися планируемых результатов:
самостоятельная практическая работа, выставки городского, областного уровней, конкурсы, и
т.д. Способы определения результативности:
Мониторинг (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрь-декабрь,
второй этап - конечный апрель-май);
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся в объединениях творческой направленности. В портфолио
обучающегося включаются фото исполнительской деятельности, продукты собственного
творчества, иллюстрации, эскизы и т.п., а также грамоты и дипломы участника выставок.
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – М. ; Академия, 2000. 2Гитун А. А., Щеголев
С. С., Пивоварова И. А. Оружие России [Текст]. – М.: ООО Дом Славянской книги, 2019.
– 575 с.
2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников:
конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград: Учитель, 2019
3. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
4. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А.
Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2020
5. Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А.
Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2023
10