Образовательная программа Арт - студия Фантазия Мио

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 138
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического /

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 138

методического совета

____________________ Кузнецова Г.В.

Протокол № 2 от 02.09.2024 г.

Приказ № 188/1 от 02.09.2024г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

Арт - студия Фантазия Мио.
Подвид программы: модульная
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): от 8 до 17 лет
Срок реализации: 1 год, 34 часа в год
Форма обучения очная
Разработчик: Лыскова Софья Сергеевна

Нижний Тагил
2024

Кузнецова Галина
Викторовна

Подписано цифровой подписью:
Кузнецова Галина Викторовна
Дата: 2024.10.28 16:51:21 +05'00'

СОДЕРЖАНИЕ
I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ............................... 3
1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы) ....................... 3

1.2.

Цель и задачи программы ............................................................................................ 4

1.3.

Содержание программы ................................................................................................ 5

Учебный план ......................................................................................................................... 5
Содержание учебного плана ................................................................................................ 7
1.4.

Планируемые результаты ............................................................................................ 7

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..................... 8
2.1.

Календарный учебный график.................................................................................... 8

2.2.

Условия реализации программы: ............................................................................... 8

2.4.

Материально-техническая база: ................................................................................. 8

2.6.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................................ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................ 10

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы)

Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Направленность программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Арт-студия Фантазия
Миоимеет художественную направленность.
Актуальность программы
Интуитивное рисование – это правополушарное рисование, суть которого заключается в
том, что в момент занятия творчеством ребенок активно включает в работу правое
полушарие своего мозга, которое отвечает за творчество. Интуитивное рисование является
методом активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних
знаний и умения слышать себя. Благодаря интуитивному рисованию открыть в себе умение
рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки. Данный вид деятельности
является полезным всем – особенно для детей с ОВЗ.
Отличительные особенности программы
Программы можно назвать то, что ее реализация является одним из механизмов формирования
творческой личности, дает начальные навыки взаимодействия в группе. Кроме того,
программа направлена на развитие творческого потенциала детей с ОВЗ, которые имеют
незначительные навыки рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных
способностях к художественному творчеству, но к завершению курса обучения многие
обучающиеся приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и
окружающим в том, что они умеют рисовать.
Педагогическая целесообразность программы
Программа Арт-студия Фантазия Мио является целостной и непрерывной в течении всего
процесса обучения. Работа над практическими заданиями способствует получению навыков
осуществлять поиск и критический анализ информации, применять системный подход для
решения поставленных задач, формировать собственные мнения и суждения,
аргументировать свои выводы и точки зрения, рассматривать и предлагать возможные
варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
Адресат программы
3

Программа предназначена для учащихся с ОВЗ 2-9 классов (8-17 лет). Формируются
одновозрастные или разновозрастные группы, численностью не более 10 человек. Набор
учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями
(законными представителями), без отбора и предъявления требований к наличию у них
специальных умений у ребенка.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин Перерыв между группами минимум 15
минут. Общее количество часов в неделю – 1 час.
Особенности организации образовательного процесса
Сроки, объем и уровень реализации программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год
обучения,
количество
часов
в
год
34
ч.,
возраст
детей
8- 17 лет. Режим занятий: один раз в неделю по одному часу.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Академические занятия (теоретические и практические). На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
фронтальная, коллективное творчество. Реализация программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в одной образовательной организации в соответствии с
учебным планом в объединении. Состав группы постоянный. Возможно проведение
индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине.
Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях
профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа.
Продолжительность одного занятия – 45 минут
Формы организации образовательного процесса
1) Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,).
2) Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение
педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
3) Практические методы обучения (мастер-классы,).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети
воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности на более сложном уровне.
3. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами самостоятельной
творческой работы.
Виды (формы) занятий
Теоретические и практические занятия, мастер-классы; групповые, индивидуальные. Возможные
формы организации деятельности учащихся на занятии: - групповая - индивидуальная индивидуально : занятие – творческая мастерская, экскурсия, конкурс, творческая встреча,
выставка, праздник, и др.
Перечень форм подведения итогов
Результатом освоения программы должно стать готовый рисунок, выполненное самостоятельно
под контролем педагога и представленное на итоговой выставке, которая организуется и
проводится с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной
формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
1.2.

Цель и задачи программы
4

Цель - программы является формирование и развитие творческих способностей обучающихся
посредством занятий правополушарным рисованием.
Задачи:
Воспитательные:
1. уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог);
2. стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
3. развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
развивающие:
1. развивать
воображение, мышление, творческий потенциал, творческое
самовыражение детей;
2. активизировать творческие способности обучающихся;
3. развивать художественный вкус, понимание прекрасного, а также стремление к
творческой самореализации;
образовательные:
1. способствовать освоению основных правил рисования;
2. научить использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач.

1.3.

Содержание программы

Учебный план
Арт- студия Фантазия Мио.
№
п/п

Название
раздела, темы

Теория

Всего

Форма
контроля,
аттестации

Вводное занятие-1ч.
1
1

1.
1.

Количество часов
Практика

Знакомство с
техникой
правополушарн
ого рисования

творчес
кая
работа
2.

Пейзажи-17ч.

«Осенние
мотивы»

3

3

«Горы и долины»

3

3

Водоемы в
пейзаже

3

3

«Зимние узоры»

4

4

«Ночные

2

2
5

творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес

пейзажи»
«Закаты»

2

2

кая
работа
творчес
кая
работа

3. Портрет-4ч.
«Пропорции
лица»

2

2

«Построение
глаза»

1

1

«тени»

1

1

4.Цвета-3ч.
1

1

«Смешивание
цветов»

1

1

«градиент»

1

1

«Многообразие
палитры»

«Акварель»
«Гуашь»
«Мелки»
«карандаши»
«построение
натюрморта»
«Позиция теней»
«Геометрическое
строение»
Итого:

5.Краски-5
1
1
1
1
6.Натюрморт-5ч.
2
1
2

1
1
1
1
2
1
2

34

6

творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа

Содержание учебного плана
Введение.
Теория:
Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с планом работы на год. Ознакомление с
правилами поведения на занятиях по рисованию.
Организация рабочего места.
Пейзаж:
Контрасты форм. Обсуждение изменений в осенней природе. Основы воздушной перспективы.
Горизонтальная и вертикальная техника накладывания красок. Оттенки. Изменение неба при
различном времени суток. Время суток. Краски в разное время суток.
Портрет:
Построение портрета , пропорции лица, наложение теней , построение глаза.
Цвета:
Правила смешивания цветов , Многообразия палитры и оттенков, обучение техники градиент.
Краски:
Знакомство с акварелью и техникой рисования, Знакомство с гуашью и техникой рисования,
Знакомство с мелками и техникой рисования, Знакомство с карандашами и техникой рисования.
Натюрморт:
Построение натюрморта, правила выставления теней, геометрическое строение преметов.
1.4.

Планируемые результаты

Личностные
 подготовить практически и психологически к самостоятельной творческой
деятельности,
 воспитать чувство личной ответственности
 развивать осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории
изобразительного искусства
 воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к искусству
Метапредметные
 Имеют представление о изобразительном искусстве
 Имеют осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории
изобразительного искусства.
Предметные
 Имеют навыки выполнения чтение простейших рисунков и набросков;
 Имеют навыки смешивания и получения цвета;
 Навыки построения портрета и натюрморта
 Умеют выполнять работы по образцу.

7

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Арт-студия Фантазия Мио
Дата
Дата
Кол-во
Режим занятий
начала окончания
Учебных
обучения обучения
недель
34
1 занятия 1 час в
02
31 мая
неделю
сентября
2.1.

Год
обучения
1 год

2.2. Условия реализации программы:
1) Учебно-иллюстративный материал:
 презентации по темам,
 видеоматериалы по темам,
 иллюстративный и дидактический материал по темам занятий,
 наглядные пособия (шаблоны, образцы, фигуры для натюрморта, фото,).
2.3. Методические материалы:
 специализированная литература по истории художественного промысла.
 Материалы построения наброска
 электронные ресурсы.
Материально-техническая база:
 Краски(гуашь,акрил,масло,акварель)
 Кисти художественные
 Ватманы А 3
 Ножницы
 Карандаши разных типов (4H, 2H и HB).
 Проектор
2.5. Формы аттестации
Для определения уровня освоения программы обучающимися и отслеживания его динамики,
анализа результативности ведения образовательной деятельности и выявления необходимости в
еѐ коррекции разработан педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
учебного года и включает в себя:
 вводный контроль (первичную диагностику), проводящийся в начале учебного года
(сентябрь – октябре),
 текущий контроль, реализующийся в процессе проведения каждого учебного
занятия и направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений;
 промежуточную аттестацию (диагностику), осуществляющуюся 1 раз в середине
года (конец декабря – январь)
 итоговую аттестацию (диагностику), представляющую собой предъявление детьми
результата обучения, предусмотренного программой; итоговая аттестация
проводится в мае и состоит из собеседования на выявление изменений интересов
(склонностей, увлечений) и уровня мотивации к продолжению пройденного курса
и представления на итоговой выставке творческой работы.
2.4.

2.6.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)

8

Методики для определения достижения обучающимися планируемых результатов:
самостоятельная практическая работа, выставки городского, областного уровней, конкурсы, и
т.д. Способы определения результативности:
 Мониторинг (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрь-декабрь,
второй этап - конечный апрель-май);
 Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся в объединениях творческой направленности. В портфолио
обучающегося включаются фото исполнительской деятельности, продукты собственного
творчества, иллюстрации, эскизы и т.п., а также грамоты и дипломы участника выставок.

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – М. ; Академия, 2000. 2Гитун А. А., Щеголев
С. С., Пивоварова И. А. Оружие России [Текст]. – М.: ООО Дом Славянской книги, 2019.
– 575 с.
2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников:
конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград: Учитель, 2019
3. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
4. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А.
Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2020
5. Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А.
Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2023

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».