Содержание 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ………...………3 Пояснительная записка ................................................................................................................. 3 Направленность дополнительной образовательной программы…………………………………3 Актуальность программы ………………………………………………………………………….4 Цель и задачи программы ............................................................................................................. 4 Содержание программы................................................................................................................ 5 Отличительные особенности программы ..................................................................................... 5 Адресат программы ....................................................................................................................... 6 Срок освоения, уровни и объем программы ............................................................................... 6 Формы обучения и виды занятий ................................................................................................. 7 Форма заполнения календарного учебного графика………………………………………………21 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .......................... 24 Формы, методы и средства обучения ........................................................................... 27 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................................... 29 2 1. КОМПЛЕКСОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества. Программа направленана: 1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации; 2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; 3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; 4) сохранение и приумножение патриотических традиций. Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов реализовуется на базе общеобразовательного учреждения. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242; - методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 3 Актуальность программы Актуальность программы обусловлена рядом факторов: - нацеленностью на развитие патриотизма; - целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВСРФ; - формированием здорового образа жизни; - необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся. Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2021- 2025гг.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить...воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детскоюношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Отличительные особенности программы 1) Особенность, которая касается принципов реализации программы: Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина. Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев и плану городских мероприятий данного направления. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4 классов; 5-7 классов; 8-11 классов. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка). Цель и задачи программы ЦЕЛЬ - совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: реализация государственной молодежной политики Российской Федерации; воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма; воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга; изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся; 4 активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству; развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; Ежегодное содержание программы Кол- во Разделы,дисциплины (общ ее) Раздел I. Основы военной службы и военного дела 1.Общаятактика. 2.Огневая подготовка. 3.Обще воинские уставы. 4.Строевая подготовка. Раздел II. Физическая подготовка Общая физическая подготовка Спартакиада среди отрядов школ, районов, Спортивные соревнования по Различным видам спорта Раздел III Основы военно- исторического образования часо в 50 50 18 1.История Россиии вооруженных Сил РФ. 2.Основыправовых знаний 3.Познавательные экскурсии, походы. Раздел IV. Культурно-эстетическое воспитание и гражданскопатриотические мероприятия Фестивальное движение. Конкурсное движение. Поисковое движение. Волонтерское движение. Пост №1. Лидерский актив. Военно-патриотические соревнования; («Зарничка»1-4кл.;«Орлята»5-7кл.; «Зарница»8-11кл.). 18 Итого 136 5 Адресат программы Данная программа предназначена для детей и подростков 11 - 17 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность,исполнительностьидисциплинированность.Такжевэтомвозрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэ-моциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера. В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути. Срок освоения, уровни и объем программы Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» рассчитана на 4 года обучения. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. 4 часа в неделю. 6 Формы обучения и виды занятий Форма обучения - очная. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка). Режим занятий Занятия проводятся по группам. Продолжительность учебного часа – 40-45минут (в зависимости от возрастной категории). 1.1.7 Разделы программы I. Основы военной службы и военного дела. II. Физическая подготовка (согласно предъявляемым требованям ОФП и норм ГТО). III. Основы военно-исторического образования (познавательные экскурсии, походы, консультации т. д.). IV. Культурно- эстетические и гражданско-патриотические мероприятия. Учебный план Содержание учебного плана Вводное занятие: Задачи на новый учебный год. Меры безопасности при проведении различных занятий и мероприятий. РазделI. Основы военной службы и военного дела 1. Общая тактика: Тема1.1.1.Основыобщевойскового боя. Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра. Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Тема1.1.2.Действиясолдатавбою. Практика: Обязанности солдата в бою. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и оснащение. Действие при обнаружении противника в заданном секторе наблюдения, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Приспособление местных предметов к обороне. Действия в обороне с началом огневой подготовки атаки противника. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Бой с противником, ворвавшимся в траншею. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнемв упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения. 7 Тема1.1.3.Ориентированиенаместностибезкарты. Практика: Сущность ориентирования, определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу, местным предметам.Тема1.1.4.Ориентированиенаместностипокарте. Практика: Назначение и краткая характеристика топокарт, топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе. Тема 1.1.5. Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы, и способы защиты. Теория: Ядерное оружие и его характеристика. Поражающие факторы ядерного оружия и их краткая характеристика. Очаг ядерного поражения. Правила поведения (проживания) на местности с повышенным радиоактивным фоном. Оказание само и взаимопомощи при радиоактивных поражениях. Основные способы защиты личного состава и техники от поражающих факторов ядерного оружия и при действии назараженной местности. Химическое оружие. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и их краткая характеристика, поражающие свойства, основные способы и средства защиты от СДЯВ. Практика: Действие личного состава на местности, зараженной отравляющими веществами. Оказание первой помощи при поражении отравляющими веществами. Действия населения при оповещении о химическом заражении. Правила поведения в зоне химического заражения. Теория: Биологическое (бактериологическое) оружие. Способы и признаки его применения. Краткая характеристика основных видов биологического (бактериологического) оружия. Очаг биологического поражения. Понятие о карантине и обсервации. Защита от биологического (бактериологического) оружия. Современные обычные средства поражения, осколочные, шариковые, фугасные боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие иностранных армий и защита от него. Пожарно-профилактические мероприятия. Тема1.1.6.Индивидуальныеиколлективныесредствазащиты. Практика: Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойского противогаза. Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-7. Пользование поврежденным противогазом. Респираторы. Назначение, устройство и правила пользования респиратором Р-2. Противопыльная тканевая маска (ППТМ-1), ватно-марлевая повязка и пользование ею. Средства защиты кожи. Назначение, характеристика, устройство и защитные свойства общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Подбор, проверка и подготовка к использованию. Порядок пользования ОЗК. Объекты коллективной защиты и правила пользования ими при радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении. Тема 1.1.7. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроя. Практика: Измеритель мощности дозы (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В). принципдействия,устройство,техническаяхарактеристика.Работасприбором. 8 назначение, Допустимые дозы зараженности. Индивидуальные дозиметры (ДП-22В). назначение, устройство, техническая характеристика и правила пользования. Возможные последствия радиоактивного облучения людей. Безопасные дозы радиоактивного облучения. Групповой и индивидуальный метод контроля. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Назначение, устройство. Определение отравляющих веществ в воздухе в опасных и малоопасных концентрациях, определение отравляющих веществ при низких температурах и в сыпучих материалах. Тема1.1.8.Основы медицинских знаний. Теория: Понятие об инфекционных болезнях, причинах их возникновения и механизм передачи. Профилактика инфекционных болезней. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Практика: Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок и первая медицинская помощь. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнение. Травматический шок и его профилактика. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца. Теория: Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование. Само и взаимопомощь при пищевых отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых. Практика: Первая медицинская помощь при радиационном, химическом, биологическом (бактериологическом) поражении в сочетании с травматологическими повреждениями. Правила оказания само и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавших. Назначение, устройство средств медицинской защиты аптечки индивидуальной (АИ), пакета противохимического (ИПП-8, ИПП-9) и пользование ими. Тема1.1.9.Здоровьеиобразжизнимолодежи. Теория: Личная заинтересованность и ответственность каждого человека о здоровье. Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Факторы риска основных инфекционных заболеваний. Возрастные особенности подростка. Юноши и девушки в период полового созревания. Физиологическая и психологическая перестройка организма. Режим труда и отдыха подростка. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка.Нравственность и здоровье. Понятие о правильном взаимоотношении полов. Психогигиена. Нормы поведения и их значение для охраны физического и психологического здоровья подростков. Социальные последствия вредных привычек. 9 Огневая подготовка: Тема1.2.1.Материальнаячастьстрелковогооружияиручныхгранат. Теория: История развития отечественного стрелкового оружия. Практика: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня. Теория: Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической и малокалиберной винтовки. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Практика:МетаниеимитационнойгранатыРГД-5иФ-1вцель. Тема1.2.2.Основыиправиластрельбы. Теория: Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории. Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространства и их практическое значение. Меткость стрельбы. Выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям. Влияние на стрельбу угла полета цели, ветра и температуры воздуха. Корректирование стрельбы. Тема1.2.3.Техникастрельбыизпневматическойвинтовки. Практика: Основные элементы техники выполнения выстрела из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя). Тренировка технике стрельбы без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Соблюдение режима дыхания. Стрельбапоквадрату10х10см.налистебелой бумаги. СтрельбапомишениN8изположения,сидязастоломсопоройлоктямио стол. Дистанция - 5 м. Количество выстрелов - 5. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Цель - мишень N 8. Расстояние до цели 10 м. Количество выстрелов - 10. Время стрельбы неограниченное. Пули "ДЦ", "Диабло". Положение для стрельбы сидя за столом с опорой локтями о стол. Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10. Задание: совершенствование навыков стрельбы. 10 Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель-мишень N 8. Дистанция до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных). Время на стрельбу – не ограничено. Пули "ДЦ". Положение для стрельбы - сидя за столом с опорой локтями на стол. Задание: выполнить нормативы юношеского третьего и второго разрядов. Стрельба по мишени N 8 из положения с колена. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Стрельба по мишени N8 из положения, стоя без упора.Дистанция-10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов -10. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Стрельба по мишени N8 из положения стоя без упора. Дистанция -10 м.Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10. Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель - мишень N 8. Расстояние до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных). Задание: личное первенство взвода. Скоростная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения, сидяза столом с опорой локтями на стол. Тема 1.2.4. Ведение огня из малокалиберной винтовки с места по неподвижным целям. Практика: Подготовка малокалиберной винтовки к стрельбе. Принятие положения, лежа с упора. Прицеливание, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания. Определение средней точки попадания. Регулировка прицела. Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов-6 (3+3). Задание: совершенствование навыков стрельбы. СтрельбапомишениN6б.Дистанция -25м.Количествопатронов -5. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов - 8 (3пробных, 5 зачетных). Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка (выбить очков): "Отлично" - 40, "Хорошо" - 33, "Удовлетворительно"- 30. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Цель - мишень N 6Г (грудная без кругов).Расстояние до цели - 25 м. Количество патронов 3. Положение для стрельбы: лежа с упора. Оценка: "Отлично" - поразить фигурус первого выстрела, "Хорошо"- поразить фигуру - со второго, "удовлетворительно"- третьим. Задание: совершенствование навыков стрельбы. 11 Цель - мишень N 6Г (грудная без кругов). Расстояние 25 м. Количество патронов-3. Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка: "Отлично"- поразить фигуру тремя выстрелами, "Хорошо" - двумя, "Удовлетворительно" - одним. Задание :совершенствование навыков стрельбы. Цель - мишень N 8г (бегущая фигура - мишень N 8, уменьшенная в 8 раз). Расстояние до цели - 25 м. Количество патронов -3. Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка: "Отлично" - поразить мишень тремя выстрелами, "Хорошо" - двумя, "Удовлетворительно" - одним. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Тема1.2.5.Материальная часть автомата Калашникова. Практика. Назначение ,боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Общевоинские уставы: Тема1.3.1. ВС РФ. Общевоинские Уставы-свод законов регламентирующих жизнь и быт Теория:ВоинскиеУставы,историяихсоздания.ЗначениевоинскихУставовв жизни и деятельности военнослужащих. Тема1.3.2.ВоеннаяприсягаиБоевоезнамявоинскойчасти. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Теория: Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность изначение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему. Поощрения, применяемые к военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие имладшие, их права и обязанности. Ответственность военнослужащих. Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени. Тема 1.3.3. Распределение времени и повседневный порядок. Обязанности лиц суточного наряда роты (батареи), его состав. Теория: Укрепление и сохранение здоровья военнослужащих. Распорядок дня части. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед, ужин. Увольнение из расположения части. Содержание помещений. Хранение личных вещей военнослужащих. Правила пожарной безопасности. Соблюдение правил личной и общественной гигиены. Практика: Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте. Оборудование и оснащение места, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности. 12 Тема1.3.4.Воинскиеколлективы. Теория: Внутри коллективные отношения. Понятие о психологической совместимости личного состава боевого отделения и ее значение при выполнении боевых задач. Воинская вежливость и поведение военнослужащих на службе и в общественных местах. Офицерские кадры Вооруженных Сил России. Военно-учебные заведения. Правила и условия приема. 1.4.Строевая подготовка: Тема1.4.1.Строевыеприемыидвижениябез оружия. Теория: Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте. Практика: Строевая стойка. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно","Вольно","Заправиться","Головныеуборыснять","Головныеуборы надеть". Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Строевой шаг. Повороты в движении направо и налево. Повороты кругом в движении. Строевой шаг. Повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй. Тема1.4.2.Строевыеприемыидвижениясоружием. Практика: Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов "На ремень", "На грудь", "За спину". Тема1.4.3.Строиотделения,взводавпешемпорядкеина машинах. Практика: Развернутый строй, походный строй. Команды, подаваемые для построения и перестроение отделения, взвода в развернутый и походный строй на месте и в движении. Воинское приветствие. Сигналы управления строем. Раздел II. Физическая подготовка: 2.2.Общая физическая подготовка ( ОФП). Тема2.2.1Гимнастика Теория: Общеразвивающие упражнения - упражнения без предметов, с предметами, на снарядах, с партнером. Практика: Упражнения на гимнастических снарядах - перекладина - вис углом, поднимание ног в висе, подтягивание подъем правой (левой), подъем переворотом,из упора махом назад соскок; брусья - упоруглом, подниманиеног вупоре, сгибание и разгибание рук в упоре, кувырок вперед из упора сидя ноги врозь, соскок махом вперед (назад). 13 а) перекладина - подъем силой, подъем разгибом, оборот вперед правой (левой), соскок дугой; брусья - подъем махом вперед (назад) из упора на предплечьях, стойка на плечах силой из упора сидя ноги врозь, соскок махом вперед с поворотом кругом. б) перекладина - оборот назад в упоре, мах дугой в вис, махом назад соскок; брусья подъем махом вперед из размахивания в упоре (назад) на руках, подъем разгибом, соскок ноги врозь через одну жердь на концах брусьев. в) перекладина - комбинации из ранее изученных элементов; брусья - стойка на плечах из размахивания в упоре, соскок ноги врозь через две жерди на концах брусьев. Опорные прыжки - прыжок согнув ноги (козел в длину), высота -I год - 115 см, II год-120 см, III год-120 см, IV год-125 см. Занятие 4. Акробатические упражнения - кувырок вперед, назад, длинный кувырок вперед, кувырок боком, кувырок назад с выходом в стойку,"мост",переворот боком, стойка на лопатках, стойка на голове. а) длинный кувырок вперед через препятствие, стойка на руках, подъем разгибом. б) переворот вперед с разбега с опорой на прямые руки, рондат,фляк. Прикладные упражнения - упражнения в равновесии; лазанье по канату; различные лазанья и переползания; преодоление нестандартных препятствий. а) переноска тяжестей, лазание по канату без помощи ног, упражнения в равновесии, преодоление нестандартных препятствий; б) лазание по двум канатам без помощи ног, упражнения в равновесии, переноска тяжелых и неудобных предметов, преодоление нестандартных препятствий; в) различные лазанья и переползания, преодоление нестандартных препятствий, переноска тяжестей, упражнений в равновесии. Тема2.2.2Легкая атлетика Практика: Бег 100 м из положения лежа. Бег 1000 м.Бег 3000 м.Челночный бег 10х10 м.Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивания" и в длину с разбега способом "согнув ноги" на максимальный результат. Метание гранат с разбега на дальность (500-700 гр.). Метание гранаты в цель. Преодоление полосы препятствий. Тема2.2.3Кроссоваяподготовка Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км. Преодоление препятствий на местности бегом, прыжком, наступая, перешагивая. Спрыгивание с препятствий. Марш-бросок 5 км. Бегпопересеченнойместностисизменениемнаправления.Марш-бросок5 км. 14 Тема2.2.4Лыжнаяподготовка Практика: Строевые приемы, попеременный двухшажный ход. Одновременныйодношажныйход.Подъем"лесенкой","полуелочкой","елочкой". Спуск в высокой, средней, низкой стойке. Торможение падением. Повороты переступанием. Одновременный безшажный ход. Одновременный двушажный ход. Переходы с одного классического лыжного хода на другой. Подъемы и спуски. Торможение и поворот "плугом". Полуконьковый ход. Одновременный двушажный коньковый ход. Подъемы и спуски. Торможение и поворот "упором". Одновременный одношажный коньковый ход. Переход с одного конькового хода на другой. Подъемы и спуски. Торможения и повороты. Поворот на параллельных лыжах. Тема2.2.5. Плавание Практика: Кроль на груди и спине. Повороты при плавании кролем на груди и спине. Старты с тумбочки и из воды.Прыжки в воду. Проплываниедистанции с переменной скоростью (до 400 м). Освобождение от захватов тонущего. Способы транспортирования пострадавшего в воде. Оказание доврачебной помощи пострадавшему в воде. Оказание доврачебной помощи пострадавшим: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание изо рта в рот. Ныряние в длину (до 20 м). Плавание изученными способами (до 800 м). Плавание прикладными способами. Толкание и буксировка плывущего предмета. Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде. Ныряние в длину (до 25 м). Плавание изученными способами (до 1000 м). Тема2.2.6.Спортивны е игры Практика: Баскетбол - штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола; игра в защите, опека игрока; учебная игра. а) передача мяча в движении; ведения мяча попеременно правой и левой рукой; нападение быстрым прорывом; персональная защита; бросок мяча двумя и одной рукой сверху и в прыжке; двухсторонняя игра. б) ловля мяча после отскока от щита; ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости; позиционное нападение; зонная защита; двухсторонняя игра. в) ловля мяча после отскока; передача мяча одной рукой; вырывание и выбивание мяча; взаимодействие игроков в нападении и защите; двухсторонняя игра. Футбол. а) Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; обманные движения; остановка мяча внутренней стороной стопы; удар по мячу головой; вбрасывание мяча из-за боковой линии с шагом; двухсторонняя игра. б) Удар по летящему мячу средней частью подъема, головой в прыжке и с разбега; отбор мяча у соперника толчком плечо в плечо; двухсторонняя игра. в) Остановка мяча грудью; обманные движения; отбор мяча у соперника подкатом;обводкасоперника;зоннаяиперсональнаязащита;двухсторонняяигра. Ручной мяч - повороты на месте; ловля и передача мяча при встречном движении;7метровый штрафной бросок; выбор позиции вратарем при отражении бросков; учебная игра. а) Скрытая передача; броски из опорного положения с отклонением туловища; ловля и передача в движении в парах и тройках с параллельным смещением; взаимодействие вратаря с защитником; обманные движения с уходом в сторону; двухсторонняя игра. б) Передача и ловля мяча в тройках; секретное движение; движение восьмеркой; передача и ловля мяча отскоком от площадки; бросок из опорного положения с сопротивлением защитника; подстраховка в защите; зонная защита; двухсторонняя игра. в) Нападение контратакой; позиционное нападение; взаимодействие игроков в нападении; двухсторонняя игра. Волейбол (Пионербол) - чередование способов перемещения (лицом, боком, спиной, 15 вперед); передачи мяча над собой, во встречных колоннах; отбивание мяча кулаком через сетку; нижняя прямая подача из-за лицевой линии; прием подачи; учебная игра. а) сочетание ручных перемещений с передачей мяча сверху и прием снизу; передача мяча у сетки и в прыжке через сетку; передача мяча сверху стоя спиной к цели; прием мяча, отраженного сеткой; нижняя подача в правую и левую часть площадки; игра в нападении в зоне 3; игра в защите; двухсторонняя игра. б) Прием подачи, первая передача к сетке в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2 стоя лицом и спиной к цели; нападающий удар из зон 4,2, и 3; верхняя прямая подача; блокирование одиночное и групповое (вдвоен.);страховка; двухсторонняя игра. Раздел III. Основывоенно-историческог ообразования: История Вооружённыхсил Российской Федерации. Тема3.1.1. Государственные символы РФ. Флаг, герби гимн РФ Теория: Эволюция государственных символов РФ. Тема3.1.2.РусскаяславаРусскихдружиниополчений. Теория:Военная организация славя н VI-XVIIв.в. Дни воинской славы: Ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от польских интервентов Мининым и Пожарским.Тема3.1.3.Векрусскойвоинскойславы. Теория: Русская армия и флот в XVIII веке. Дни воинской славы: Полтавская битва, Победа российского флота у Гангута, взятие крепости Измаила, битва у острова Тенди. Тема3.1.4.ВеликийгодРоссии. Теория:Отечественнаявойна1812г. Дни воинской славы: Бородинское сражение. Тема3.1.5.Армияифлот РоссииXIX–началоХХв.в. Теория:Армия и флот России в войнах XIX–начало ХХв.в. Великая Октябрьская социалистическая революция. Создание Красной Армии. Тема3.1.6.ВеликаяОтечественнаявойна1941-1945г.г. Теория:Важнейшие военные операции1941-1945г.г.Дни воинской славы. Тема3.1.7.ВСнасовременномэтапе. Теория:ВССССРпослеВОВдо1991г.ВСРФ(1991-2002 г.г.) Тема3.1.8.Орденаи медали. Теория:ОрденаимедалисXVIIIв.до1991г.ОрденаимедалиРФ. Тема3.1.9.ИсторияРоссии,СССРиРоссийскойФедерации. Теория:ИсторическиефактысозданияРоссийскойГосударственностиироль России на современном этапе. Тема3.1.10.Выдающиесявоенныедеятели. Теория:ВоенныедеятелиРоссиисXVIIIвекадо1940г.ХХвека. Военные деятели СССР и РФ. 16 Основы правовых знаний: Тема 3.3.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих за защиту Родины Теория: Закон РФ о воинской обязанности и военной службе. Конституция РФ об охране страны. Основы обороны. Значение и характер военной доктрины России. Право и мораль, как регуляторы поведения. Право и мораль в жизни каждого из нас. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. Занятие 5. Причины и условия правонарушений. Тема3.3.2.ЗаконыобохранеобщественногопорядкаизащитеОтечества. Теория: Право и общественный порядок. Об ответственности граждан за общеуголовные преступления. Воинский долг граждан Российской Федерации.Об ответственности граждан за воинские преступления. Выступление перед юнармейцам и работников правоохранительных органов. Тема3.3.3.Социально-правоваязащитавоеннослужащих. Теория: Закон РФ о статусе военнослужащих. Общие положения. Права военнослужащих, граждан, уволенныхс военнойслужбыичленов их семей. Обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Защита чести, достоинства и прав граждан. Международное гуманитарное право Тема3.4.1.Сущность,принципыМГП,егоосновныепонятия Теория:Сущность и принципы МГП. Основные понятия МГП. Тема3.4.2ОсновныедокументыМГП Теория:1-яи2-яЖеневские конвенции, Гаагскаядекларация.3-яи4-я Женевские конвенции, дополнительные протоколы. Тема3.4.3ОтличительныезнакиМГПиих применение Теория: Отличительные знаки МГП и их применение. Тема3.4.4Участникивооруженныхконфликтов Теория:Законные и незаконные участники вооруженных конфликтов. Тема3.4.5.Запрещенныесредстваиметодывойны Теория:Запрещенные средства и методы войны. Тема 3.4.6 Обращение с жертвами медицинским и духовным персоналом противника. вооруженных конфликтов, Теория: Обращение с жертвамив ооруженных конфликтов .Обращениес медицинским и духовным персоналом противника. Тема3.4.7Детиивойна. Теория:Детии война. Тема3.4.8Ответственностьзанарушениенорм МГП. Теория: Ответственность за нарушение норм МГП. 17 Тема 3.4.9 принципы. Международный комитет Красного Креста, сущность, Теория:Сущность МККК. Принципы МККК. Тема 3.4. 10 Вооруженных Сил РФ Международная (миротворческая) деятельность Теория: Международная (миротворческая) деятельность ВооруженныхСил РФ. Познавательные походы и экскурсии. Практика: Походы по местам трудовой и боевой славы оренбуржцев, посещение музеев и выставочных залов г. Оренбурга и Оренбургской области, различных мероприятий патриотической направленности. Раздел IV мероприятия: Культурно-эстетические и гражданско-патриотические Тема4.1.Фестивальныедвижения. Участие и проведение фестивалей юнармейских отрядов различного уровня. художественного творчества среди Тема4.2.Конкурсноедвижение. Участие и проведение творческих конкурсов среди воспитанников юнармейского отряда образовательного учреждения. Ежегодные конкурсы творческих работ, посвящённые памятным датам и дням воинской славы России. Конкурсы проводится среди воспитанников юнармейского отряда поэтапно. Первый этап -теоретический - в одновозрастных группах проводятся уроки- беседы, посвященные памятным датам и дням воинской славы. Второй – практический – презентация творческих работ по номинациям: рисунок, эссе, презентация, рефераты и исследовательские проекты. Третий этап – подведение итогов конкурса. Жюри, состоящее из преподавателей юнармейского отряда, администрации учебного заведения и актива отряда, определяют победителей в номинациях. Ежегодный конкурс-выставка творческих работ «День Великой Победы!». Конкурс проводится в канун годовщины празднования Дня Победы, апрель-май текущего года. Рисунки и изделия декоративно–прикладного творчества, выполненные воспитанниками юнармейского отряда, представлены в виде экспозиции (выставки) в фойе образовательного учреждения. Подведение итогов и награждение победителей и участников выставки-конкурса – вторая декада мая. 4.2.3. Участие в городских, региональных конкурсах среди воспитанников юнармейских отрядов согласно плану мероприятий межрегионального Центра юнармейских отрядов. Поисковое движение. Организация и проведение встреч с участниками поисковых рейдов, представителями поисковых отрядов. Посещение музеев, выставок, экспозиций, посвящённых результатам работы поисковых отрядов. Участие в рейдах поискового отряда. Отчётные мероприятия - презентации, исследовательские проекты - по итогам сезона поисковых работ. Волонтёрское движение. Движение волонтерского отряда призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового 18 образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей в активную внеурочную деятельность. Формирование здорового образажизни. Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров образцов активной жизнедеятельности. Организацияи проведение спортивных соревнований «В здоровом теле здоровый дух!» Разработка агитационных флаеров, буклетов, листовок, рекомендацийи презентаций о здоровом образе жизни. Организация мероприятий к международному дню отказа от курения(17 ноября). Изготовление буклетов, социальной рекламы о вреде злоупотребления ПАВ и популяризации здорового образа жизни. Организация и проведение рейдов «Внешний вид учащихся», «Книге – долгая жизнь!», дежурств на мероприятиях образовательного учреждения. Совместная работа с городскими волонтёрскими организациями. Тренинги специалистов Городского волонтёрского Центра для учащихся юнармейского отряда. Участие юнармейцев в городских волонтёрских акциях и мероприятиях, согласно плану мероприятий Городского волонтёрского Центра. Организацияи проведение мероприятий ко Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню – конкурсы, соревнования среди юношей и девушек, поздравления, концертные программы. Организация и проведения мероприятия, посвящённому международному дню толерантности (16 ноября). Демонстрация презентаций, эссе на тему межнациональных отношений, понимания, сочувствия и уважительного отношения к пожилым, детям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. «Экологический десант». С 5 класса учащиеся начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь Организация работы добровольческого отряда по расчистке территории учебного заведения от мусора и снега, расчистка дорожек, уход за насаждениями, домашними цветами. Экскурсии на предприятия, занимающиеся озеленением города. Гуманитарные, гражданские, социальные акции. Учащиеся среднего звена общеобразовательной школы начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь Посещение реабилитационных центров для детей и подростков, Домов детства, домов для престарелых. Подготовка концертных / развлекательных, обучающих программ. Сбор книг, игрушек, необходимых вещей, доставка до адресата. Оказание практической помощи пожилым людям, детям 4.4.7.Акция «Георгиевская ленточка». Творческо-поисковая работа. Оформление семейных фотоальбомов «След войны в моей семье». «Бессмертный полк». 4.4.8.Ученическоесамоуправление. Цель работы: Формирование активной гражданской позиции.Задачами деятельности данного органа являются: Реализация творческого потенциала каждой личности; Развитие отношений заботы друг о друге, о школе/клубе,о младших. В «правительство»входят самые активные и инициативные учащиеся экологические, профилактические и гуманитарные акции, субботники, Дни пожилого человека, посещение детей-инвалидов, оказание любых видов помощи пожилым людям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и многое другое. Пост№1. 19 Вахта Памяти. Работа с ветеранами. Лидерский актив. Психология общения Психология лидерства Тайм-менеджмент.«Причины нехватки времени»-задание выполняется самостоятельно, результат разбирается на практическом занятии. «Как научится управлять своим временем» - практическое занятие с решением кейсов Проведениевоенно-патриотических соревнований: «Зарничка»дляучащхся1-4 кл. «Орленок»,«Анукапарни»дляучащихся5-7кл. 4.7.3«Зарница» дляучащихся8-11 кл. 20 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Форма заполнения календарного учебного графика Количествочасовпогодамивида м занятий 1 год 2 год 3 год 4 год I 1 1.1.1 Формазанятия Всег о часо в 3 4 Наименованиетем 2 Вводное занятие РазделI.Основы военной службы ивоенного дела Общая тактика Основы общевойскового боя 1.1.2 Организация, вооружение и тактика действий подразделений вероятного противника 1.1.6 Ориентирование На местности без карты Ориентирование на местности по карте Индивидуальные и коллективные средства защиты Приборы радиационной, химической разведкии дозиметрического контроля 1.1.7 1.1.9 1.1.10 1.1.11 1.1.12 1.2 1.2.1 Основы медицинских знаний Здоровье и образ жизни молодежи Огневая подготовка Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат 1.2.2 1.2.3 1.2.5 1.3 Основы и правила стрельбы Техника стрельбы из пневматической винтовки. Материальная часть автомата Общевоинские уставы 21 4 Практик аВсего Теория Практик аВсего Теория Практик аВсего Теория Практик аВсего 1 Дата Теория № п п 1 5 6 7 8 9 10 1 1 13 1 1 1 2 4 5 1 1 1 Формы аттестаци и (контроля ) КЗ Опрос КЗ КЗ КЗ КЗ Опрос Опрос КЗ 1.3.1 Общевоинские уставы, свод законов, регламентирующих жизнь и быт ВС РФ. Опрос 1.3.2 Опрос 1.3.4 1.4 1.4.1 Военная присяга и боевое знамя воинской части. Военно служащие и взаимоотношения между ними. Воинские коллективы Строевая подготовка Строевые приемы и движения без оружия. 1.4.3 Строи отделения, взвода в пешем порядке и на машинах II. КЗ Раздел II. Основы Военно-историческое образования 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 История ВСРФ Государственные символы РФ.Флаг, герб и гимн РФ Русская слава русских дружини ополчений Век русской воинской славы 2.1.4 2.1.5 2.1.6 Великий год России. Армияи флот России XIX–начало ХХ в.в. ВеликаяОтечественнаявойна1941-1945г.г. 2.1.7 2.1.8 2.1.9 ВС на современном этапе Ордена и медали История России, .СССР и Российской Федерации 2.1.10 Выдающиеся военные деятели 2.3.7 2.3.9 Дети и война Международный комитет Красного Креста, сущность, принципы Международная (миротворческая )деятельность ВСРФ Контрольные занятия Раздел III. Физическая подготовка Общая физическая подготовка (ОФП) 2.3.10 2.3.11 III. 2.3.10 Опрос Гимнастика 22 Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Викторина Опрос Опрос Опрос Викторина Опрос Опрос КЗ 3.3.3 3.3.4 3.3.5 IV 4.1.1 4.1.2 4.1.3 4.1.4. 4.1.5 4.1.6 4.1.7 Легкая атлетика Кроссовая подготовка Лыжная подготовка Спортивн ыеигры РазделIV.Культурно-эстетические и гражданскопатриотические мероприятия Фестивальное движение Конкурсное движение Поисковое движение Волонтерское движение Пост № 1 Лидер Проведение военно-патриотических соревнований: «Зарничка»1-4кл. «Орленок»5-7кл. «Зарница»8-11кл. Итого 23 Условия реализации программы Психолого-педагогические условия Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме. Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации. Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй. Методические материалы Методические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия» подробно описаны в Практических пособияхк программе: 1. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия» (военно- патриотическое воспитание). 2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия», культурно- эстетический блок I часть. 3. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия» культурно- эстетический блок II часть (сборник сценариев военно-патриотических мероприятий). Формы, методы и средства обучения. Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепленияи совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством. Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка. Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий. При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий. При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение(тренировка),практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов. Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико- техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий 24 подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции. Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях поспециальнойподготовке.Оноосуществляетсявходебесед,классно-групповых занятий. Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач. Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания. Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности. Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием. Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное,сознательноеиусложняющеесяповторениеопределённыхприёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях. Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений. Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов. Программно-методическоеобеспечениеподразделенийЮнармиипо "Тактическая подготовка" № п/п 1 Наименование Количество Начальная военная подготовка (под редакцией Науменко Ю.А.), учебник для среднихучебныхзаведений.М.: "Просвещение",2012г. 10-15 25 предмету На подразделение, юнармейца на школу 2 Практическое дополнительной пособие по реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия» (военнопатриотическое воспитание). ЛуйкВ.Э. 26 1экз. на школу 3 4 5 Боевойуставсухопутныхвойск(часть 2и 3).М.:"Военноеиздательство",2012. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). М.: "Военнотопографическоеуправление генеральногоштаба",2015. Условные знаки топографических (справочник).М.:"Военно-топографическое управлениегенеральногоштаба",2012. 1экз. 1-2экз. на школу на школу карт 1-2экз. Комплект плакатов по начальной военной подготовке (с наличием в нем таблиц): а) устройство и тактико - техническая характеристика мин, гранат; б)устройствокомпаса; в) силуэты и опознавательные знаки самолетов и вертолетов возможного противника; 1 комплект г) приемы и правила метания ручных гранат; д) фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия); е)минно-взрывныезаграждения. на школу на школу Программно-методическоеобеспечениеподразделенийЮнармиипопредмету "Огневая подготовка". № п/п Наименование Количество 1 Начальная военная редакцией Науменко средних учебных "Просвещение", 2012 г. 2 Наставлениепострелковомуделу.М.: "Воениздат",2011. Практическое пособие по реализации дополнительной 3 подготовка. Ю.А.), учебник заведений, (Под для М.: общеобразовательной На подразделение, юнармейца 10-15шт. на школу 1шт. на школу 1экз. на школу 1шт. на школу общеразвивающей программы «Юнармия» (военнопатриотическое воспитание). 4 ЛуйкВ.Э. Плакатыпоустройству: а)7,62 (5,45)ммавтомата Калашникова 27 5 б)7,62ммпулеметаКалашникова в)5,62мммалокалибернойвинтовкиТОЗ-8 Плакаты (таблицы): а)основыиправиластрельбыизстрелкового оружия б) меры безопасности при обращении оружием и боеприпасами. 28 1шт. 1шт. с 1шт. 1шт. на школу на школу нашколу на школу 3. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ - Распоряжение Правительства Российской Федерацииот «Об утверждении Стратегии развития воспитанияв Российской Федерации»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» - Письмо Минобрнауки РФ «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Письмо Минобрнауки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»); - Письмо Минобрнауки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольнопроверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г. 2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памятиюнармейцев.Оренбург – МАУДО«ЦВР«Подросток».2008г. 3. БрюнинА.И.Методическоепособиеповоеннойтопографии.2009г. 4. БрюнинА.И.Методическоепособиеповоздушно-десантнойподготовке.2009г. 5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966. 6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века(Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с. 7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). Мн .: Литература, 1998. – 544 с 8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с. 29 9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия» (военно- патриотическое воспитание). 10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия», культурно- эстетический блок I часть. 11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001. 12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с. 13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 14. Основырукопашногобоя.–М.:Воениздат,1992.-226 15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 624 с. 16. Полезные советы воину. Учебное пособие.–М.:Воениздат,1994.-552с. 17. Подготовкавойсковогоразведчика.Учебноепособие.–М.:Воениздат,1994. 18. Подготовка разведчика системы ГРУ :учебное пособие.–М.:Прогресс,2000. 19. Подготовка разведчика.–Мн.:Харвест,М.:АСТ,2001.–400с–(Настольная книга будущего командира). 20. Португальский. Первыеивпервые. Военная история Отечества.–М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288. 21. Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия», культурно- эстетический блок II часть сборник сценариев военно-патриотических мероприятий). 22. Соколов Н. Военная символика ( Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с. 23. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топогра- фическое управление генерального штаба, 1966. 24. Учебник сержанта ВДВ.–М.:МОРФ,ВДВ,2007.– 592с. 25. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства).-Мн .:Литература,1997.–608 с. 30