Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа учебного предмета Чтение (Литературное чтение) 5 - 9 класс (1 вариант) УО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ №235 од от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Чтение (Литературное чтение)»
(АООП вариант 1)
для 5 – 9 классов
срок реализации 5 лет

г. Нижний Тагил, 2025 год

1. Пояснительная записка
При разработке программы были использованы:
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2914 г. № 1599
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24
ноября 2022 г. № 1026
Обучение чтению в 5-9 классах направлено на решение следующих задач:
-формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как
основы понимания художественного текста;
-развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития,
формирование речи как средства общения;
-воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей,
содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Для решения поставленных задач в программе выделены следующие подразделы:
«Примерная тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с текстом», «Внеклассное
чтение», «Основные требования к умениям учащихся».
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения,
представляющие разные области словесно-литературного творчества; научно-популярные
статьи, биографические справки о жизни и творчестве поэтов и писателей. В разделе
«Навыки чтения» отражены требования, предъявляемые к качествам, характеризующим
навык полноценного чтения (правильность, беглость, осознанность и выразительность).
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками
синтетического чтения: от чтения целым словом (5 класс) к плавному чтению отдельными
словосочетаниями (6 класс) и предложениями (7 класс- 9 класс).
Предупреждение и исправление ошибок проводится во все годы обучения.
Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание
прочитанного. С этой целью в программе выделен раздел «Работа с текстом». В 5 – 7
классах уделяется внимание усвоению фактического содержания произведения,
установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности
поступков действующих лиц, осознанию идейной направленности произведения. Главное
в работе над текстом – анализ сюжета в единстве с его предметным, смысловым и
идейным содержанием. В 8-9 классах происходит совершенствование навыка
полноценного чтения. Это связано с работой над образом художественного произведения,
в центре которого находится герой (человек) и его взаимоотношения с природой и
обществом. На каждом уроке проводится работа по обогащению словарного запаса.
Чтение - один из видов речевой деятельности, основу которого составляет
комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых у учащихся в
процессе всех лет обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения
является коммуникативно-речевой. Основным видом чтения в старших классах является
чтение вслух, однако программа ориентирует учителя на формирование умения чтения
про себя. Акцент делается на увеличении объёма читаемого текста и поощрении
самостоятельности чтения.
Обучение чтению в 5-9 классах делится на два этапа: в 5-7 классах - продолжение
объяснительного чтения, начатого в начальной школе; в 8-9 классах - литературное
чтение, которое будет продолжаться в 10-11классах.
Структурно раздел «Литературное чтение» разделен на следующие темы: «Устное
народное творчество», «Произведения писателей России XIX века», «Произведения
писателей России XX века», «Произведения зарубежных писателей».
2

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с краткими
биографическими сведениями об авторе, литературоведческими понятиями, простейшими
метафорическими выражениями, некоторыми названиями интонационных выразительных
средств языка.
С произведениями зарубежных авторов учащиеся знакомятся на этапе
объяснительного чтения. На уроках литературного чтения произведения зарубежных
авторов изучаются в отдельном разделе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
• литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография
писателя.
• присказка, зачин, диалог, произведение.
• герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
• стихотворение, рифма, строка, строфа.
• средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
• элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников
внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным
увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в
составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения. Вместе с тем творческие
работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно. Начиная с 8
класса, программа рекомендует чтение статей периодической печати.
2. Планируемые результаты освоения предмета
2.1. Личностные результаты
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3

8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни
2.2 Предметные (минимальный, достаточный) уровни
5 класс
Минимальный уровень
правильное осознанное чтение доступного текста вслух по слогам;
отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения;
давать элементарную оценку поступкам героев в коллективной работе (хорошо –
плохо)
учить стихотворения наизусть (с учётом особенностей учащегося).5 – 7 коротких
Достаточный уровень
правильно читать вслух после предварительного анализа правильно, целым словом
доступный текст; в трудных случаях по слогам
читать про себя отрывки из проанализированного текста с предварительным
заданием учителя и отвечать на вопросы;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать несложные по содержанию тексты, используя картинный материал
высказывать свое отношение к поступкам героев
знать наизусть не менее 6-8 стихотворений (объём не менее 8 строк);
6 класс
Минимальный уровень
правильное осознанное чтение вслух по слогам и целыми словами, соблюдая
синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков
препинания;
отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения;
давать элементарную оценку поступкам героев;
учить стихотворения наизусть (с учётом индивидуальных особенностей учащегося)
Достаточный уровень
правильно читать вслух целыми словами доступный текст;
читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения
определенных заданий;
отвечать на вопросы учителя, выражать свое отношение к поступкам героев;
пересказывать несложные по содержанию тексты по данному плану, используя
опорные
слова;
знать наизусть не менее 6-8 стихотворений (объём 8- 10 строк);
7 класс
Минимальный уровень
правильное осознанное чтение вслух по слогам и целыми словами;
читать про себя короткие отрывки ранее проанализированных текстов;
отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения;
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные
учащимся по изображенным событиям;
выражать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
4

учить стихотворения наизусть (с учётом индивидуальных особенностей учащегося)
Достаточный уровень
правильно читать вслух целыми словами доступный текст;
читать про себя с предварительным заданием отрывки из проанализированного
текста с целью выполнения определенных заданий;
отвечать на вопросы учителя, выражать свое отношение к поступкам героев;
пересказывать тексты по данному плану, используя опорные слова;
знать наизусть не менее 8- 10 стихотворений (объём 8- 10 строк);
8 класс
Минимальный уровень
правильное осознанное чтение вслух по слогам и целыми словами;
читать про себя короткие отрывки ранее проанализированных и прочитанных
текстов;
отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения;
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные
учащимся по изображенным событиям, по иллюстрациям;
выражать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
учить стихотворения наизусть (с учётом индивидуальных особенностей учащегося)
Достаточный уровень
правильно, бегло читать вслух доступный текст целыми словами трудные по
структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произношения;
читать про себя с предварительным заданием отрывки из проанализированного
текста с целью выполнения определенных заданий и пересказывать их;
отвечать на вопросы учителя, выражать свое отношение к поступкам героев,
определять черты характера главных героев;
пересказывать тексты по данному плану и выделенную авторскую лексику;
выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью словаря)
знать наизусть не менее 8- 10 стихотворений (объём 8- 10 строк);
9 класс
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя); ответы на вопросы
учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление
последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное
чтение);
5

определение темы художественного произведения; определение основной мысли
произведения (с помощью учителя); самостоятельное деление на части несложного по
структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя); различение
главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя); пересказ текста по коллективно составленному
плану; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
2.3 Критерии оценки усвоения предмета
При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных
образовательных программ по предметам, необходимо определить уровень возможностей
каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры
дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по
предметам и успешности его продвижения.
Обучающиеся,
способные освоить
адаптированную образовательную
программу обучаются в соответствии адаптированной программы, понимают
фронтальное объяснение учителя,
способны
самостоятельно
применять
полученные знания с опорой на наглядность.
Отлично
«5»
Оценка
«5»
ставится
обучающемуся,
если
он:
обнаруживает
понимание
материала, может с помощью
учителя
сформулировать,
обосновать
самостоятельно
ответ, привести необходимые
примеры;
допускает
единичные ошибки, которые
сам исправляет.

Хорошо
«4»
Оценка
«4»
ставится,
если
обучающийся дает ответ,
в целом соответствующий
требованиям оценки «5»,
но допускает неточности и
исправляет их с помощью
учителя;
допускает
аграмматизмы в речи.

- Оценка «5» ставится
ученику, если он: читает
правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу
чтения), выразительно с
соблюдением норм
литературного произношения;
способен выделить с
незначительной помощью
учителя основную мысль
произведения или части
рассказа; делить текст на
части и озаглавливать их;
называет главных

- Оценка «4» ставится
ученику, если он читает, в
основном, правильно,
выразительно, бегло
(согласно
индивидуальному темпу
чтения); допускает однудве ошибки при чтении,
допускает неточности в
выделении основной
мысли произведения или
части рассказа; называет
главных действующих
лиц произведения,
6

Удовлетворительно
«3»
Оценка
«3»
ставится,
если
обучающийся
частично
понимает тему, излагает
материал
недостаточно
полно и последовательно,
допускает ряд ошибок в
речи,
не
способен
самостоятельно применять
знания,
нуждается
в
постоянной
помощи
учителя.
- Оценка «3» ставится
ученику, если он читает по
слогам,
недостаточно
правильно, выразительно;
допускает ошибки при
чтении, не соблюдает
паузы, знаки препинания,
допускает
ошибки
в
постановке
логических
ударений;
выделяет
основную
мысль
произведения или части
рассказа
только
с
помощью
учителя;

действующих лиц
произведения, характеризует
их поступки; отвечает на
вопросы и передает по плану
содержание прочитанного
полно, правильно,
последовательно;

характеризует их
поступки с помощью
учителя; допускает
незначительные
неточности в ответах на
вопросы и при передаче
содержания;

затрудняется
назвать
главных действующих лиц
произведения,
характеризовать
их
поступки; отвечает на
вопросы и пересказывает
неполно,
непоследовательно,
допускает
искажение
воспроизведения.

3. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «Чтение» предметной
области «Язык и речевая практика», «Язык и речь» определено ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и приведено
в следующей таблице
Класс
5
6
7
8
9
Кол-во часов
В обязательной части
4
4
4
4
4
(в неделю)
За год
136
136
136
136
136
всего
680
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги- справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг
другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
• литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография
писателя.
• присказка, зачин, диалог, произведение.
• герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
• стихотворение, рифма, строка, строфа.
• средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
• элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
7

событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников
внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Примерное тематическое планирование
5 класс
Раздел
Устное народное творчество
10
Сказки
15
Картины родной природы
15
О друзьях – товарищах
15
Басни И. Крылова
15
Спешите делать добро
15
Картины родной природы
15
О животных
16
Из прошлого нашего народа
10
Из произведений зарубежных писателей
10
136
6 класс
Раздел
Устное народное творчество
10
Люблю природу русскую
15
О далеком прошлом России
15
Животные в нашем доме
15
Будь человеком, человек
15
Они прославили Россию
15
Смешное и веселое
15
Вечный свет подвига
21
Писатели мира - детям
15
136
7 класс
Раздел
Устное народное творчество
10
Сказки
Былины
Народные песни
Пословицы, поговорки, загадки
Из произведений русской литературы XIX века
60
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Иван Андреевич Крылов
Николай Алексеевич Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов
Лев Николаевич Толстой
Владимир Галактионович Короленко
Из произведений русской литературы XX века
66
Максим Горький
Михаил Васильевич Исаковский
Константин Георгиевич Паустовский
8

Михаил Михайлович Зощенко
Константин Михайлович Симонов
Валентин Петрович Катаев
Николай Иванович Рыленков
Юрий Иосифович Коваль
Юрий Яковлевич Яковлев
Радий Петрович Погодин
Анатолий Георгиевич Алексин
Константин Яковлевич Ваншенкин
8 класс
Раздел
Устное народное творчество

Сказки
Пословицы, поговорки, загадки
Баллады
Былины
Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Иван Андреевич Крылов
Николай Алексеевич Некрасов
Иван Саввич Никитин
Иван Сергеевич Тургенев
Лев Николаевич Толстой
Произведения русских писателей 1 половины XX века
Антон Павлович Чехов
Владимир Галактионович Короленко
Максим Горький
Сергей Александрович Есенин
Андрей Платонович Платонов
Алексей Николаевич Толстой
Николай Алексеевич Заболоцкий
Произведения русских писателей 2 половины XX века
Константин Георгиевич Паустовский
Рувин Исаевич Фраерман
Лев Абрамович Кассиль
Александр Трифонович Твардовский
Василий Макарович Шукшин
Виктор Петрович Астафьев
Радий Петрович Погодин
Алексей Александрович Суриков
9 класс
Устное народное творчество
Русские народные песни
Былины.
Сказки.
Русская литература XIX века
Василий. Андреевич Жуковский
9

136
10

60

66

136
15

50

Иван Андреевич. Крылов
Александр Сергеевич. Пушкин.
Михаил Юрьевич Лермонтоа
Николай Васильевич Гоголь
Николай Алексеевич Некрасов
Афанасий Афанасьевич Фет
Антон Павлович Чехов
Иван Сергеевич Тургенев
Александр Иванович Куприн
Иван Алексеевич Бунин
Русская литература XX века
Максим Горький
Владимир Владимирович Маяковский
Марина Ивановна Цветаева
Анна Андреевна Ахматова
Константин Георгиевич Паустовский
Михаил Михайлович Зощенко
Владимир Владимирович Набоков
Сергей Александрович Есенин
Михаил Александрович Шолохов
Евгений Иванович Носов
Николай Алексеевич Заболоцкий
Николай Михайлович Рубцов
Юрий Иосифович Коваль
Владимир Федорович Тендряков
Василий Макарович Шукшин
Василий Владимирович Быков
Анатолий Игнатьевич Приставкин
Виктор Петрович Астафьев
Борис Львович Васильев
Фазиль Искандер
Зарубежная литература
Роберт Луис Стивенсон.
Эрнест Сетон-Томпсон.
Джеральд Даррелл.

56

15
136

4. Учебно – методическое обеспечение
1.
Ильина С.Ю., Головкина Т.М Чтение 5 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».
2.
Ильина С.Ю., Головкина Т.М Чтение 6 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»,
3.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение 6 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».
4.
Аксенова А.К. Чтение 7 класс (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями). Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
5.
Малышева З.Ф. Чтение 8 класс (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями). Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
10

6.
Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение 9 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».