МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ
№138
________________________
________________________
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.
Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ
№235
од
от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8401646)
учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
для обучающихся 5-7 классов
г. Нижний Тагил, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной
рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное
применение при реализации ОП ООО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности и защиты Родины.
Программа ОБЗР обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе содержание учебного предмета ОБЗР в 5 классе
структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль «Здоровье и как его сохранить»; модуль «Безопасность на
транспорте»;
модуль «Безопасность в быту»;
модуль «Безопасность в социуме»;
модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль «Безопасность в природной среде»;
модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»;
модуль «Основы медицинских знаний»;
В программе содержание учебного предмета ОБЗР в 6 классе
структурно представлено шестью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль «Здоровье и как его сохранить»;
модуль «Безопасность в природной среде»; Безопасное поведение на природе;
модуль «Безопасность в природной среде»; Правила безопасного поведения
в различных видах походов;
модуль «Безопасность в природной среде»; Безопасное поведение при
автономном существовании;
модуль «Безопасность в природной среде»; Опасные встречи в природных
условиях;
модуль «Основы медицинских знаний»;
В программе содержание учебного предмета ОБЗР в 7 классе
структурно представлено шестью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль «Безопасность в социуме»: модуль «Безопасность в быту»:
модуль «Безопасность на транспорте»:
модуль «Безопасность в общественных местах»:
модуль «Основы противодействия экстремизму терроризму»:
модуль «Безопасность в природной среде»:
модуль «Здоровье и как его сохранить»:
модуль «Основы медицинских знаний»:
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне основного общего образования Программа предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости
действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных
проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и
общественные места; природные условия; коммуникационные связи и
каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к
защите
Отечества
и
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, что способствует освоению учащимися знаний и умений
позволяющих подготовиться к военной службе и выработке у обучающихся
умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера,
грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной
социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
«ОСНОВЫ
Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по
защите
Отечества
и
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности,
общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения
на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни,
причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые
средства и приемы рационального и безопасного поведения при их
проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся в
формировании культуры безопасности жизнедеятельности на основе
расширения знаний и умений, углубленного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для
личности, общества и государства ОБЗР может изучаться в 5–7 классах из
расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений (всего 102 часа)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»
Глава №1. Человек и его безопасность:
цель и задачи учебного предмета ОБЗР, его ключевые понятия и значение для
человека;
смысл
понятий
«опасность»,
«безопасность»,
«риск»,
«культура
безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы
опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций,
сходство
и
различия
опасной,
экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию,
правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Глава №2. Здоровье и факторы, влияющие на него:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение
здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм
распространения
инфекционных
заболеваний,
меры
их
профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты
от них;
диспансеризация и её задачи;
Модуль «Безопасность на транспорте»
Глава №3. Безопасное поведение на дорогах и в транспорте:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения
безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного
движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в
маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных
террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных
индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры,
моно колёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования
мототранспорта (мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила
подготовки велосипеда к пользованию;
Модуль «Безопасность в быту»
Глава №4. Безопасность вашего жилища:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых
веществ и их опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой
помощи; правила комплектования и хранения домашней
аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания
первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и
правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе
из них; пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приёмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности; классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах
жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок
действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль «Безопасность в социуме»
Глава №5. Безопасность в криминогенных ситуациях:
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми
людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест
массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания
людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных
местах, порядок действий при их возникновении;
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Глава №6. Экстремизм и терроризм- угрозы личности, обществу и
государству: понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание,
причины, возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей
и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том
числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль «Безопасность в информационном пространстве» Глава №7.
Безопасность в информационной среде:
правила поведения в информационной среде, правила безопасного
использования информационных ресурсов.
Модуль «Безопасность в природной среде»
Глава №8. Безопасность в различных погодных условиях и при
стихийных бедствиях:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в
подготовленных и неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего
человека; правила поведения при нахождении на
плав-средствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье.
Модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера»
Глава №9. Производственные аварии и их опасность для жизни,
здоровья и благополучия человека:
чрезвычайные ситуации техногенного характера, признаки воздействия хлора
и аммиака на организм, оповещение населения об аварии и угрозе
химического заражения окружающей среды правила движения по
заражённой местности, правила действия, если нет возможности выйти из
заражённой зоны в помещении. Индивидуальные средства защиты органов
дыхания. Что нужно делать, чтобы ослабить воздействие ионизирующего
излучения на организм.
Модуль «Основы медицинских знаний»
Глава №10. Первая помощь и правила её оказания:
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный
алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль «Здоровье и как его сохранить»
Глава № 1.Здоровье и правила его сбережения:
факторы, способствующие сбережению здоровья;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных
привычек; профилактика вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и
здоровье человека;
Модуль «Безопасность в природной среде»
Глава № 2.Безопасное поведение на природе:
правила ориентирования на местности;
правила безопасного поведения в туристских
походах; приметы ,по которым можно
определить погоду;
правила поведения во время грозы;
правила разведения костра при разной погоде;
Модуль «Безопасность в природной среде»
Глава №3.Правила безопасного поведения в различных видах походов:
способы и средства самопомощи и взаимопомощи в различных видах походов;
Модуль «Безопасность в природной среде»
Глава № 4.Безопасное поведение при автономном существовании:
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной
среде; способы подачи сигналов бедствия;
Модуль «Безопасность в природной среде» Глава №5.Опасные встречи в
природных условиях:
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых; профилактика клещевого энцефалита;
Модуль «Основы медицинских знаний»
Глава №6.Первая помощь в природных условиях:
народные средства первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль «Безопасность в социуме»:
Глава 1. «Как улучшить отношения с окружающими»
стресс и стрессовые ситуации;
правила поведения, необходимые для снижения влияния
стресса; особенности общения в конфликтных ситуациях;
правила безопасного поведения в социальных сетях;
Модуль «Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)»:
Глава 2 «безопасность в повседневной жизни»
порядок действий при обнаружении пожара в помещении;
правила пожарной безопасности в помещении;
правила обращения со средствами бытовой химии;
Модуль «Безопасность на транспорте»;
Глава 3. «Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным
транспортом и метрополитеном»
правила безопасного поведения в метрополитене и железнодорожном
транспорте;
Модуль «Безопасность в общественных местах»:
Глава 4. «Безопасность к криминогенных ситуациях»
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных
местах, порядок действий при их возникновении;
правила поведения при встрече с наркоторговцем;
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
Глава 5. « Терроризм – угроза обществу и каждому человеку»
виды современной террористической деятельности;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий
при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения
теракта; порядок действий ,чтоб не стать пособником
террористов.
Модуль «Безопасность в природной среде»:
Глава 6. «Чрезвычайные ситуации природного характера»
правила поведения и защита населения от Ч.С геологического,
метеорологического и гидрологического происхождения;
Модуль «Безопасность в природной среде»:
Глава 7. «Природные пожары»
защита населения от лесных и торфяных пожаров;
Модуль «Здоровье и как его сохранить»:
Глава 8. «Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера»
правила поведения и защита населения при Ч.С биолого-социального
происхождения;
Модуль «Основы медицинских знаний»:
Глава 9. «Первая помощь и правила её оказания»
порядок действий при оказании первой помощи при электротравмах,
кровотечении, при ушибах, переломах. Транспортировка пострадавших.
Приёмы психологической поддержки пострадавшего
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых
качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе
и
личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной
социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни
в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета
ОБЗР,
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
уважение к символам государства, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны, осмысление роли
государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм
экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими
людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование
личности
безопасного
типа,
осознанного
и
ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других
людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные
места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасных или
чрезвычайных ситуациях с учётом реальных условий и возможностей;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в Интернет–среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других людей, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей,
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при
потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных
и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОБЗР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию,
выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить
(принимать
участие)
небольшое
самостоятельное
исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять
предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать
грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков и намерения других людей, уважительно, в корректной
форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу
решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций
других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ
решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся
ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других
людей, выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого человека, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать
право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность
контроля всего вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли
и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять
общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся основ культуры безопасности и защиты Родины и проявляются
в способности построения и следования модели индивидуального
безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых
понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных
разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной
безопасности личности, общества и государства, военной подготовки,
индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского
мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми
медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения
в повседневной жизни.
Предметные результаты по ОБЗР должны обеспечивать:
сформированность представлений о значении безопасного и
устойчивого развития для государства, общества, личности;
фундаментальных ценностях и принципах, формирующих основы
российского общества, безопасности страны, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, правовых основах обеспечения
национальной безопасности, угрозах мирного и военного характера;
освоение знаний о мероприятиях по защите населения при
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биологосоциального
характера,
возникновении
военной
угрозы;
формирование представлений о роли гражданской обороны и ее
истории; знание порядка действий при сигнале «Внимание всем!»;
знание об индивидуальных и коллективных мерах защиты и
сформированность представлений о порядке их применения;
сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите
Отечества; овладение знаниями об истории возникновения и
развития военной организации государства, функции и задачи
современных Вооруженных сил Российской Федерации, знание
особенностей добровольной и обязательной подготовки к военной
службе;
сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и
общем устройстве стрелкового оружия;
овладение основными положениями общевоинских уставов
Вооруженных Сил Российской Федерации и умение их применять
при выполнении обязанностей воинской службы;
сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, понятиях «опасность», «безопасность», «риск»,
знание универсальных правил безопасного поведения, готовность
применять их на практике, используя освоенные знания и умения,
освоение
основ
проектирования
собственной
безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных
рисков;
знание правил дорожного движения, пожарной безопасности,
безопасного поведения в быту, транспорте, в общественных местах,
на природе и умение применять их в поведении;
сформированность представлений о порядке действий при
возникновении чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в
общественных местах, на природе; умение оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях, с
учетом реальных условий и возможностей;
освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в
верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях; сформированность социально
ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
сформированность представлений о правилах безопасного поведения
в социуме, овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов,
манипулятивном поведении, умения распознавать опасные
проявления и формирование готовности им противодействовать;
сформированность
представлений
об
информационных
и
компьютерных угрозах, опасных явлениях в Интернете, знания о
правилах безопасного поведения в информационном пространстве и
готовность применять их на практике;
освоение знаний об основах общественно-государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму; сформированность
представлений об опасности вовлечения в деструктивную,
экстремистскую и террористическую деятельность, умение
распознавать опасности вовлечения; знания правил безопасного
поведения при угрозе или в случае террористического акта;
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;
понимание роли государства в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны, в противодействии
основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается
посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе
изучения учебного предмета ОБЗР, по учебным модулям:
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации,
анализировать, в чём их сходство и различия (виды чрезвычайных
ситуаций, в том числе террористического характера);
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности
предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных
ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью
человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности
личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности
(природные,
физические,
биологические,
химические,
психологические, социальные источники опасности— люди,
животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в
том числе техногенного происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического)
и здорового образа жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни
(физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания,
психического здоровья и психологического благополучия);
сформировать негативное отношение к вредным привычкам
(табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и
неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций биолого- социального происхождения (эпидемии,
пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во
время чрезвычайных ситуаций биолого- социального характера;
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный,
подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для
пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств
передвижения;
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные
предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия,
медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области
пожарной безопасности;
соблюдать
правила безопасного поведения, позволяющие
предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций
техногенного
происхождения
в
коммунальных
системах
жизнеобеспечения
(водои
газоснабжение,
канализация,
электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных
зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства
пожаротушения.
Модуль № 5 «Безопасность в социуме»:
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности
за ложные сообщения;
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и
антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество,
хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового
пребывания людей (в толпе);
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать при возникновении
пожара
и
происшествиях
в общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического
акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно
действовать
в
ситуациях
криминогенного
и
антиобщественного характера.
Модуль № 7 «Безопасность в информационной среде»:
соблюдать правила поведения в информационной среде;
объяснять правила безопасного использования информационных
ресурсов;
Модуль № 8 «Безопасность в природной среде»:
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное
время года;
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие
на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной
среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска
заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми,
клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера»:
характеризовать потенциальные источники опасности в
общественных местах, в том числе техногенного происхождения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций
техногенного характера;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
знать правила информирования экстренных служб;
Модуль №10 «Основы медицинских знаний»
освоение основ медицинских знаний, оказывать первую помощь и
самопомощь при неотложных состояниях;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Модуль "Культура безопасности
жизнедеятельности в современном обществе"
Контрольны
е работы
Всего
Практческие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
3
0,5
0
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
2
Модуль "Здоровье и как его сохранить"
5
0
0
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
3
Модуль "Безопасность на транспорте"
3
0
2
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
4
Модуль "Безопасность в быту"
6
1
1
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
5
Модуль " Безопасность в социуме"
2
0
1
6
Модуль "Основы противодействия
экстремизму и терроризму"
3
0
1
7
Модуль "Безопасность в информационном
пространстве"
2
0
1
8
Модуль " Безопасность в природной среде"
3
0
0
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
9
Модуль " Основы медицинских знаний"
10
Модуль " Безопасность в Чрезвычайных
ситуациях техногенного характера"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4
0
4
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
Библиотека ЦОК
3
1
2
34
2,5
12
https://m.edsoo.ru/7f41950
6
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Модуль "Здоровье и как его сохранить "
Глава 1. Здоровье и правила его
сбережения.
3
0,5
1
2
Модуль "Безопасность в природной
среде". Глава 2. Безопасное поведение
на природе.
5
1
3
3
Модуль " Безопасность в природной
среде". Глава 3.Правила безопасного
поведения в различных видах походов.
2
0
1
4
Модуль " Безопасность в природной
среде". Глава 4. Безопасное поведение
при автономном существовании.
3
0
2
5
Модуль " Безопасность в природной
среде". Глава 5.Опасные встречи в
природных условиях.
2
0
1
6
Модуль " Основы медицинских знаний»
Глава 6.Первая помощь в природных
условиях
2
1
3
17
2,5
11
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Модуль "Безопасность в социуме " Глава 1.
Как улучшить отношения с окружающими.
4
0,5
1
2
Модуль «Безопасность в быту» Глава 2.
Аварийные ситуации, пожары.
3
0
3
3
Модуль "Безопасность на транспорте ".
Глава 3. Безопасность в ситуациях,
связанных с железнодорожным
транспортом и метрополитеном
2
1
0
4
Модуль «Безопасность в общественных
местах» Глава 4. Безопасность в
криминогенных ситуациях.
2
0
0
5
Модуль " Основы противодействия
экстремизму и терроризму». Глава 5.
Терроризм-угроза обществу и каждому
человеку.
6
0
0
6
Модуль" Безопасность в природной среде".
Глава 6. Чрезвычайные ситуации
природного характера.
7
0
2
7
Модуль "Безопасность в природной среде
". Глава 7. Природные пожары.
2
0
1
8
Модуль " Здоровье и как его сохранить ".
Глава 8. Чрезвычайные ситуации биолого-
3
0
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
социального происхождения.
9
Модуль"Основы медицинских знаний".
Глава 9. Первая помощь и правила её
оказания.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5
1
5
34
2,5
13
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Опасности в жизни человека
1
0
0
2
Основные правила безопасного
поведения в различных ситуациях
1
0
0
3
Стартовая работа. Разновидности
чрезвычайных ситуаций
1
0
0
4
Модуль " Здоровье и как его
сохранить ". Что такое здоровье и
здоровый образ жизни
1
0
0
5
Как сохранить здоровье
1
0
0
6
Личная гигиена
1
0
0
7
Предупреждение вредных
привычек
1
0
0
8
Основные правила ЗОЖ
1
0
0
9
Модуль " Безопасность на
транспорте ". Правила поведения
для пешеходов
1
0
1
10
Правила поведения для пассажиров
1
0
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6192
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac746
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac8c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacdf4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacc82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacf84
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead68c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead51a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaefa0
11
Если вы водитель велосипеда
1
0
0
12
Модуль " Безопасность в быту ".
Среда обитания человека
1
0
0
13
Службы ,которые всегда приходят
на помощь
1
0
0
14
Основные правила безопасности на
улице
1
0
0
15
Рубежная контрольная работа.
1
1
0
16
Безопасность дома. Безопасность в
подъезде и на игровой площадке
1
0
0
17
Как вести себя при пожаре
1
0
1
18
Модуль " Безопасность в
социуме". Как избежать контактов
со злоумышленниками и
преступной средой
1
0
1
19
Советы на всю жизнь
1
0
0
20
Модуль " Основы
противодействия экстремизму и
терроризму». Что такое
экстремизм
1
0
0
21
Терроризм-крайняя форма
экстремизма
1
0
0
22
Правила безопасного поведения
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf946
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb038c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb06f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0a76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0d96
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb279a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2c0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2d94
при угрозе или совершении
террористического акта
23
Модуль "Безопасность в
информационном пространстве".
Что такое информационная среда
1
0
0
24
Безопасное использование
информационных ресурсов
1
0
1
25
Модуль "Безопасность в
природной среде ". Как погодные
условия могут влиять на
безопасность человека
1
0
0
26
Безопасное поведение на водоёмах
при различных погодных условиях
1
0
0
27
Стихийные бедствия и их
опасности
1
0
0
28
Модуль " Безопасность в
Чрезвычайных ситуациях
техногенного характера".
Химические производства и
связанные с ними опасности
1
0
1
29
Ядерные объекты и их опасности
1
0
1
30
Гидротехнические сооружения и их
опасности
1
0
0
31
Модуль " Основы медицинских
знаний ". Основные правила
оказания первой помощи
1
0
1
32
Первая помощь и взаимопомощь
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3384
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacc82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacc82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb37ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3ca8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3f82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4568
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4842
при ожоге
33
Первая помощь при отравлениях,
при травмах. Первая помощь при
Ч.С.
1
0
1
34
Итоговая контрольная работа.
1
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac5d4
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
Тема урока
Факторы, способствующие
сбережению здоровью.
Всего
1
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e
Библиотека ЦОК
2
Входное тестирование. Факторы,
разрушающие здоровье
1
1
0,5
0
0
3
Профилактика вредных привычек
0
4
Как избежать отрицательного
воздействия окружающей среды
на развитие и здоровье человека
1
0
0
5
Правила личной гигиены при
занятиях туризмом
1
0
0
6
. Туризм как часть комплекса
ГТО
1
0
0
7
. Безопасное поведение в
туристских походах
1
0
0
https://m.edsoo.ru/f5eaf946
https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/
https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafef0
https://m.edsoo.ru/f5eafd42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Библиотека ЦОК
8
Виды туристских походов
1
0
0
9
Как ориентироваться на
местности
1
0
0
10
Как ориентироваться на
местности
1
0
1
11
Подготовка к проведению
туристического похода
1
0
0
12
Приметы, по которым можно
определить погоду
1
0
0
13
Как развести костёр при разной
погоде
1
0
1
14
Если в лесу вас застигла гроза
1
0
0
15
Рубежная контрольная работа
1
1
0
16
Советы на всю жизнь
1
0
1
17
Лыжные походы
1
0
1
18
Горные походы
1
0
0
19
Водные походы. Способы и
средства самопомощи и
взаимопомощи в водных походах.
1
0
0
Библиотека ЦОК
20
Поведение человека в условиях
1
0
0
https://media.prosv.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb209c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb222c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb23a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3078
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
автономного существования
21
Добровольная и вынужденная
автономия в природной среде
1
0
0
22
Организация ночлега при
автономном существовании
1
0
0
23
Как добыть питьё и пищу в
условиях автономии
1
0
0
24
Как подать сигналы бедствия
1
0
0
25
Как подать сигналы бедствия
1
0
0
26
Безопасность при встрече с
дикими животными
1
0
0
27
Безопасность при встрече со
змеёй
1
0
0
28
Защита от комаров, мошки и
других насекомых
1
0
0
29
Профилактика клещевого
энцефалита
1
0
0
30
Народные средства первой
помощи
1
0
1
31
Первая помощь при
травматических повреждениях
1
0
0
32
Первая помощь при солнечном и
тепловом ударах
1
0
0
33
Первая помощь при
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
Библиотека ЦОК
https://lecta.ru/uchitelyu
Библиотека ЦОК
https://videouroki.net/
Библиотека ЦОК
https://media.prosv.ru/
Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://videouroki.net/
Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://lecta.ru/uchitelyu
Библиотека ЦОК
https://media.prosv.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
переохлаждении, отморожении и
ожоге Психологическая
поддержка пострадавшего
34
Итоговая контрольная работа
1
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2,5
3
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Модуль "Безопасность в социуме".
Стресс и стрессовые ситуации.
1
0
0
2
Как снизить влияние стресса на
поведение и состояние человека.
1
0
1
3
Входное тестирование. Конфликтособенность общения
1
0,5
0
4
Безопасность в социальных сетях
1
0
0
5
Модуль "Безопасность в быту".
Пожарная безопасность в
помещениях.
1
0
1
6
Электробезопасность в повседневной
жизни
1
0
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf946
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafef0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafef0
7
Средства бытовой химии
1
0
1
8
Модуль "Безопасность на
транспорте". Ситуации, связанные с
железнодорожным транспортом
1
0
0
9
Безопасность в метрополитене
1
0
0
10
Модуль " Безопасность в
общественных местах". Как избежать
встречи с преступником
1
0
0
11
Как избежать встречи с
наркоторговцем
1
0
0
12
Модуль " Основы противодействия
экстремизму и терроризму». Как
государство борется с терроризмом.
1
0
0
13
Особенности современного
терроризма
1
0
0
14
Виды современной террористической
деятельности
1
0
0
15
Телефонные террористы
1
0
0
1
1
0
17
Как не стать пособником
террористов. Формирование
антитеррористического поведения
1
0
0
18
Модуль "Безопасность в природной
среде ". Классификация ЧС
1
0
0
16
Рубежная контрольная работа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafd42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0
природного характера
19
Чрезвычайные ситуации
геологического происхождения.
Землетрясение.
1
0
0
20
Чрезвычайные ситуации
геологического происхождения
Извержение вулканов. Оползни.
Обвалы.
1
0
0
21
Защита населения от чрезвычайных
ситуаций геологического характера (
п.23)
1
0
1
22
Чрезвычайные ситуации
метеорологического характера.
1
0
0
23
Чрезвычайные ситуации
гидрологического характера
1
0
0
24
Защита населения от чрезвычайных
ситуаций метеорологического и
гидрологического характера ( п.24)
1
0
1
25
Степные, тростниковые, лесные и
торфяные пожары.
1
0
0
26
Защита населения от лесных и
торфяных пожаров
1
0
1
27
Эпидемии.
1
0
0
28
Эпизоотии. Эпифитотии.
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb209c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb222c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb222c
29
Защита населения от Ч.С биологосоциального происхождения
1
0
1
30
Модуль " Основы медицинских
знаний ". Важность своевременного
оказания первой помощи.
1
0
1
31
Первая помощь при электротравмах
1
0
1
32
Первая помощь при кровотечении
1
0
1
33
Итоговая контрольная работа.
1
1
1
34
Первая помощь при ушибах,
переломах. Транспортировка
пострадавших. Итоговый урок
1
0
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2,5
13
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb23a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3078
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3078
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3078
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник: / Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред.
С.Н.Егорова .-2-е изд., стер.-Москва:Просвещение,2023.
Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: учебник: / Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред.
С.Н.Егорова .-2-е изд., стер.-Москва:Просвещение,2024.
Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: учебник: / Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред.
С.Н.Егорова .-2-е изд., стер.-Москва:Просвещение,2023.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа к предметной линии учебников под редакцией С.Н. Егорова, Москва, «Просвещение», 2023 год.
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник: / Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред.
С.Н.Егорова .-2-е изд., стер.-Москва:Просвещение,2023.
Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: учебник: / Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред.
С.Н.Егорова .-2-е изд., стер.-Москва:Просвещение,2024.
Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: учебник: / Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред.
С.Н.Егорова .-2-е изд., стер.-Москва:Просвещение,2023.
Методическое пособие к предметной линии под редакцией Егорова С.Н., Москва, «Просвещение», 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb644e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3078