Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Занимательная математика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________
Лыскова Т.В.
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________
Кузнецова Г.В.
Приказ №___ от «29» августа
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7805263)
учебного предмета Занимательная математика
для обучающихся 2-3 классов

г. Нижний Тагил, 2025
2

Пояснительная записка

Содержание обучения
Числа и величины
Использование нужной единицы для измерения данной величины
(длины, массы, площади, времени), аргументирование своих действий.
Арифметические действия.
Действия с величинами; применение свойства арифметических
действий для удобства вычислений; применение проверки вычислений (с
помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами.
Решение задач в 3—4 действия; решение задач разными способами.
Решение комбинаторных задач.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Распознавание геометрических тел: параллелепипеда, пирамиды,
цилиндра, конуса. Нахождение периметра многоугольника, площади фигуры,
составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Чтение несложных готовых круговых диаграмм, построение несложной
готовой столбчатой диаграммы; сравнение и обобщение информации,
представленной в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимание простейших выражений, содержащих логические связки и слова
(«…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый»,
«все», «некоторые», «не»); выполнение инструкции (простой алгоритм),
плана поиска информации; распознавание одной и той же информации,
представленной в разной форме (таблицы и диаграммы); планирование
несложных исследований, презентация полученной информации с помощью
таблиц и диаграмм; интерпретация информации, полученной при проведении
несложных исследований (сравнение и обобщение данных).
Планируемые
результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности «Занимательная математика»
В результате освоения программы курса «Занимательная математика»
формируются
следующие
универсальные
учебные
действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
• Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
3

• Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека.
• Воспитание чувства справедливости, ответственности.
• Развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
• Применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать
правила игры.
• Действовать в соответствии с заданными правилами.
• Включаться в групповую работу.
• Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.
• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
• Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
• Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
• Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
• Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.
• Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения
задачи.
• Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
• Воспроизводить способ решения задачи
• Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
• Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные.
4

• Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
• Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
• Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи.
Предметные результаты
• Использование приобретённых математических знаний для описания
и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
• Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами
счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи
и выполнения алгоритмов.
• Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
• Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере
(набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по
заданной теме).
Срок реализации программы 2 года
Программа
«Занимательная
математика»
реализуется
в
общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в за введенного
компонента в часть учебного плана формируемого участниками образования
34 часа в год - 2-3классы. Содержание программы отвечает требованию к
организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и
не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика
задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в
программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные
математические факты, способные дать простор воображению.

5

Тематическое планирование
2 класс (34 ч)
№ Раздел /тема урока
п/п
1
Повторение изученного в 1
классе. Числа от 1 до 20
(решение частных задач).
2
Рубль. Копейка

Количество
часов
1

Электронные образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/520
9/main/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/356
7/main/

3
4
5

Закрепление. Рубль. Копейка
Сумма и разность отрезков
Час. Минута. Определение

1
1
1

6
7

Длина ломаной
Наш
проект:
«Математика
вокруг нас. Форма, размер,
цвет. Узоры и орнаменты на
посуде»
Повторение. Странички для
любознательных.
Урок-соревнование. Свойства
сложения.

1
1

Решение
задач
изученных
видов
Закрепление. Решение задач
изученных видов. Составление
1 задач обратных данной
Закрепление
приѐмов
вычислений
сложения
и
вычитания вида 26 + 7, 35 – 7
(урок-путешествие)
Проект «Магический квадрат»
Буквенные выражения

1

Буквенные выражения
Решение комбинаторных задач.
Закрепление:
решение
уравнений, примеров и задач
изученных видов.
Закрепление:
решение
уравнений, примеров и задач
изученных видов.
Урок-соревнование
Закрепление:
решение
уравнений, примеров и задач
изученных видов.
Закрепление:
решение

1
1
1

8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

https://resh.edu.ru/subject/lesson/621
0/main/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/566
8/main/

1
1

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/567
1/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/567
2/main/

1
1
0,5
0,5
6

22

уравнений, примеров и задач
изученных видов.
Угол. Виды углов (прямой,
тупой, развѐрнутый)

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/567
9/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/429
5/main/

23

Прямоугольник.

1

24

Свойство
противоположных
сторон прямоугольника
Квадрат.

1

Закрепление
письменных
приёмов сложения и вычитания
двузначных чисел с переходом
через десяток
Периметр прямоугольника

1

Чтение простейших таблиц.
Чтение простейших таблиц и
диаграмм
Урок-соревнование.
Задачи с величинами: цена,
количество, стоимость
Задачи
на
нахождение
неизвестного
третьего
слагаемого
Закрепление.
Задачи
на
нахождение
неизвестного
третьего слагаемого.
Математический КВН.

1
1

25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/429
9/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/368
5/main/

1
1
1
1
1

7

3

класс (34 ч)

№ Раздел /тема урока
п/п
1
Решение
уравнений
способом
подбора неизвестного. Буквенные
выражения
Решение уравнений с неизвестным
2
уменьшаемым
Решение уравнений с неизвестным
3
уменьшаемым
4
Обозначение геометрических фигур
буквами
5

Количество
часов
1
1
1
1

Связь между величинами: масса
одного
предмета,
количество
предметов, масса всех предметов.
Связь между величинами: расход
ткани на одну вещь, количество
вещей, расход ткани на все вещи.
Что узнали. Чему научились. Наши
проекты
Решение комбинаторных задач.
Геометрические
тела:
параллелепипед, пирамида
Геометрические
тела:
параллелепипед, пирамида
Нахождение
площади
фигуры,
составленной из прямоугольников

1

Нахождение
площади
фигуры,
составленной из прямоугольников
Нахождение
площади
фигуры,
составленной из прямоугольников

1

Нахождение
периметра
многоугольника
Решение задач при помощи таблиц

1

16
17
18

Решение задач при помощи таблиц
Решение задач при помощи таблиц
Решение задач на нахождение
четвертого пропорционального

1
1
1

19

Что
узнали. Чему
научились.
Ознакомление с проектом «Задачи
Что
узнали. Чему
научились.
Ознакомление с проектом «Задачи
Разные
способы
вычислений.
Проверка вычислений

1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

20
21

Электронные
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/less
on/4413/main/

1

https://resh.edu.ru/subject/less
on/4413/main/

https://resh.edu.ru/subject/less
on/5692/main/

1
1
1
1
1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/less
on/3771/main/

https://resh.edu.ru/subject/less
on/5698/main/

https://resh.edu.ru/subject/less
on/4441/main/

https://resh.edu.ru/subject/less
on/3801/main/

1
1
8

22

Виды
треугольников
соотношению сторон)

(по

1

23

Виды
треугольников
(по
соотношению сторон)
Виды
треугольников
(по
соотношению сторон)
Виды треугольников по видам углов.
Закрепление. Виды треугольников по
видам углов и соотношению сторон
Проверка
деления
умножением.
Закрепление
Проверка
деления
умножением.
Закрепление

1

Знакомство с калькулятором
Знакомство с калькулятором
Что
узнали. Чему
научились.
Решение задач разными способами
Что
узнали. Чему
научились.
Решение задач разными способами

1
1
1

Наши проекты. Рождение счѐта
Наши проекты. Рождение счѐта

1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

https://resh.edu.ru/subject/less
on/5712/main/

1
1
1
1
1

1

https://resh.edu.ru/subject/less
on/4446/main/

https://resh.edu.ru/subject/less
on/4414/main/

9

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
— Кубики (игральные) с точками или цифрами. — Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10); -10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
— «Математический веер» с цифрами и знаками.
— Часовой циферблат с подвижными стрелками. — Набор «Геометрические тела».
Компьютерная техника.
Калькуляторы
Демонстрационные таблицы по темам.
1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10
п.л.
формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2017.
2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас :
методические рекомендации / Е.Э. Кочурова,А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.
Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2017.
Литература для учащихся
— Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 1-4 класса
общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф — Плакат «Говорящая
таблица
умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
— Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас :
методические
рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. —
М. : ВАРСОН,
2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического
мышления
младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл;
М.: ОНИКС,
2000.
Электронные образовательные ресурсы:
resh.edu.ru — образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками по
основным школьным предметам. Здесь учитель может зарегистрироваться и
отслеживать в личном кабинете статистику по каждому ученику. Задания на
платформе увлекательные и красочные, интерфейс интуитивно
понятен каждому педагогу и школьнику.
Учительский портал - множество материалов для учителя начальных классов:
разработки уроков,
готовые презентации, тесты и задания для самостоятельной работы, поурочное
10

планирование
и программы по основным предметам с 1 по 4 класс. https://www.uchportal.ru/load/46
Ресурс «Начальная школа» рассчитан на детей, родителей и учителей.
http://www.nachalka.com/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».