Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Недельный учебный план АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2025-2026)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138
Дата: 2025.08.31 20:58:38 +05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 138
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ № 235 од от «29» августа
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.
2025 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего
образования/ АООП УО
МАОУ СОШ № 138
на 2025 – 2026 учебный год

город Нижний Тагил
2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МАОУ СОШ № 138, реализующей адаптированную
основную общеобразовательную программу (АООП) для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработан на
основании федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
(ФАООП)
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» и фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования/ АООП ООО МАОУ СОШ № 138 на 2025/2026
учебный год (далее – учебный план) разработан на основе нормативных правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - № 273 – ФЗ);
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 г. № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных
образовательных программ" (Зарегистрирован в Минюсте России 15 августа 2024
г., регистрационный № 79163);
3. Приказ Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. № 1025
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2023
г., регистрационный № 72653);
4. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и
статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
5. Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи» (далее - Санитарно-эпидемиологические требования)( СП 2.4.364820 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21).

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам
обучения: 1 этап – I доп., I-IV классы; 2 этап – V-IX классы. Срок обучения по
АООП составляет 10 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается, исходя из 33 учебных недель в году в 1
доп. и 1 классе, 34 учебных недели в году во 2-9 классах.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,
которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с нарушением интеллекта разных нозологических
групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными
планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и
социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей
области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами
(коррекционно-развивающими занятиями и ритмикой).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционноразвивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной
деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям и является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Обучающимся
предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных
на их развитие.
Учебный год в МАОУ СОШ № 138 начинается 01.09.2025 и заканчивается
26.05.2025.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели. При определении продолжительности занятий в 1-м доп. классе и
1 классе соблюдаются следующие требования: в сентябре−октябре − по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре–декабре − по 4 урока по 35 минут каждый;
январь−май − по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность урока в 2-9
классах – 40 минут при 5-дневной учебной неделе.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации, обучающихся в конце каждой четверти на основании
графика проведения промежуточной аттестации. Формы промежуточной
аттестации во 2-8 классах: контрольный диктант с грамматическим заданием по
русскому языку; контрольная работа по математике и проверка техники чтения.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке
проведения итоговой аттестации обучающихся с нарушением интеллекта и
осуществляется в форме двух испытаний; первое - предполагает комплексную
оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения

(литературного чтения), математики и основ социальной жизни; второе направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20
мин., на групповые занятия – 35-40 минут.

Недельный учебный план АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
для V –IX классов на 2025 -2026 учебный год
Предметная область
Учебный предмет/курс
Количество часов в неделю
5
6г
7
8б (ИУП)
9
Обязательная часть
Русский язык и речевая практика Русский язык
4
4
4
4
4
Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
4
4
Математика и информатика
Математика
4
4
3
3
3
Информатика
0
0
1
1
1
Естествознание
Природоведение
2
2
0
0
0
Биология
0
0
2
2
2
География
0
2
2
2
2
Человек и общество
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
Мир истории
0
2
0
0
0
История Отечества
0
0
2
2
2
Искусство
Рисование (изобразительное искусство)
2
0
0
0
0
Музыка
1
0
0
0
0
Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
2
Итого
27
28
29
29
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Основы безопасности и защиты Родины
1
1
1
1
1
Информационная безопасность
1
1
0
0
0
Итого
2
2
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
29
30
30
30
30
Количество учебных недель
34
34
34
34
34
Всего часов в год
986
1020
1020
1020
1020
Внеурочная деятельность:
10
10
10
10
10
Коррекционный курс «коррекционно-развивающие занятия: психо3
3
3
3
3
коррекционные (психологические и дефектологические, ритмика»
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
2
2
2
2
2
Другие направления внеурочной деятельности
5
5
5
5
5
Всего часов
39
40
40
40
40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.