МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138
Дата: 2025.08.31 20:54:25 +05'00'
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 138
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ
№138
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.
________________________
________________________
Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ № 235 од от «29» августа
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.
2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования МБОУ СОШ №138 для обучающихся с ТНР
(вариант 5.2)
на 2025 – 2026 учебный год
город Нижний Тагил
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план в ФАОП НОО для обучающихся с ТНР фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МАОУ СОШ № 138, реализующей адаптированную
основную общеобразовательную программу (АООП) для обучающихся с
задержкой психического развития (ТНР), разработан на основании федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП)
обучающихся с задержкой психического развития и фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования/ АООП НОО МАОУ СОШ № 138 на 2025/2026
учебный год (далее – учебный план) разработан на основе нормативных правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - № 273 – ФЗ);
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 г. № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных
образовательных программ" (Зарегистрирован в Минюсте России 15 августа 2024
г., регистрационный № 79163);
3. Приказ Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. № 1025
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2023
г., регистрационный № 72653);
4. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и
статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
5. Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи» (далее - Санитарно-эпидемиологические требования)( СП 2.4.364820 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам
обучения: I-IV классы; 2 этап – V-IX классы. Срок обучения по АООП составляет
9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается, исходя из 33 учебных недель в году в 1
доп. и 1 классе, 34 учебных недели в году во 2-4 классах.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 1-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся
В МАОУ СОШ № 138 языком обучения является русский язык.
Особенности организации учебной деятельности:
Основными формами организации учебных занятий для обучающихся 1-4
классов являются уроки и занятия внеурочной деятельности, которые проводятся
в целях создания условий для проявления и развития ребенком его интересов на
основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и
культурных традиций, учебная деятельность на уровне начального общего
образования дополняется внеурочной деятельностью.
На уровне начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО
реализуются различные типы уроков:
• уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;
• уроки отработки умений и рефлексии;
• уроки систематизации знаний; развивающего контроля;
• урок-исследование;
• комбинированный урок;
• уроки общеметодологической направленности;
• уроки развивающего контроля и др.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», при выполнении учебного плана
допускается
применение
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных технологий. В целях удовлетворения образовательных
потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой
программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами школы. Реализация индивидуальных учебных
планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
При изучении предметов английский язык осуществляется деление классов
на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы
в рамках коррекционно-развивающей области включают реализацию
коррекционных курсов, индивидуальных и групповых занятий. В зависимости от
структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ТНР
строится дифференцированно. Содержание коррекционно-развивающей области
может быть представлено следующими курсами: "Логопедические занятия",
"Психокоррекционные занятия", "Коррекционные занятия с дефектологом".
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных
/дополнительных занятий составляет не менее 20 минут – для отдыха
обучающихся от учебной деятельности. Исключение – перерыв в понедельник
между первым уроком и внеурочным занятием курса «Разговоры о важном»,
которое проводится еженедельно по понедельникам до начала учебной
деятельности. Данный перерыв составляет 10 минут.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за четверть и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Сроки освоения АООП ЗПР НОО (ТНР) при обучении
- составляют 4 года.
Учебный план (недельный) для учащихся 1-4 классов, осваивающих АООП ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) на 2025-2026
учебный год,
Предметная область
Учебный предмет/курс
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
Обучение грамоте
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Наименование учебного курса
Русский язык
Английский язык
Литературное чтение
Физическая культура
Занимательная математика
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Основы религиозных культур и
светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
1
0
6
0
0
4
2
0
Количество часов в неделю
2
3
4
4
0
0
4
4
1
1
4
4
2
2
0
1
1
1
1
1
1
2
2
17
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
0
1
1
0
4
21
33
653
(с учетом 16ч. в
сентябре –
октябре)
1
1
0
0
1
3
23
34
782
4а
4
0
4
1
4
2
0
1
1
1
1
2
20
1
1
1
2
21
1
1
0
0
1
3
23
34
782
1
1
0
0
0
2
23
34
782
План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138
Учебные курсы
Разговоры о важном
Тропинка в профессию
Орлята России
Функциональная грамотность
Занимательный русский
Дорожная азбука
Подготовка к ГТО
ИТОГО недельная нагрузка
1а
1
1
1
1
1
1
1
7
2а
1
1
1
1
1
1
1
7
Количество часов в неделю
3а
3б
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
7
4а
1
1
1
1
1
1
1
7
4б
1
1
1
1
1
1
1
7