Приложение к АООП НОО МБОУ СОШ №138 для обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.2 Давлетбаева Эльвира Хабировна Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2023.09.01 12:15:25 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (1-4 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) учебный предмет «Изобразительное искусство» предполагает решение следующих задач: - накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (живопись, художественная литература и др.) и получение доступного опыта художественного творчества; -- - освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев; - развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства; - формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника; - развитие опыта самовыражения в разных видах искусства является обязательным для освоения программы, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» заключается: - в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе; - в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью; - в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий. Основные задачи реализации основного предмета «Изобразительное искусство»: - накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (живопись, художественная литература и другие) и получение доступного опыта художественного творчества; - освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев. - развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства; - формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника; - развитие опыта самовыражения в разных видах искусства. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2). Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать 2 навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень. Изучение предмета «Изобразительное искусство»: способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительнодвигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывает активное эмоциональноэстетическое отношение к ним; развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и относится к обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №138 учебный предмет в первом и первом дополнительном классах рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), во второмчетвертом классах на изучение учебного предмета отводится по 34 часа в год (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в первых-четвертых классах составляет по одному часу в неделю. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. 3 Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ходе реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 4 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в рабочей программе как: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 5 2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от "некрасивого", высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; 3) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и народного искусства, скульптуры, дизайна и других); 5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. По итогам обучения в 1 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш, фломастер, кисть, пользоваться баночкой для воды; выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось); составлять простые узоры из геометрических фигур и других элементов орнамента; изображать предметы окружающей действительности; понимать три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную; правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность; владение элементарными правилами смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования. По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь), фломастерами, пластилином, бумагой, ножницами; способность высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства (нравится - не нравится с элементарной аргументацией); умение изображать пятна, опредмечивать их, использовать геометрические формы в качестве основы изображения; умение рисовать украшающие орнаменты, раскрашивать изображения; способность использовать монотипию, отражать в рисунке симметрию; способность конструировать домики из бумаги; умение лепить способом вытягивания и вдавливания; 6 овладение названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой); возможность участвовать в групповой работе по созданию панно и коллажей. По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: владение первоначальными представлениями о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; проявление эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально эстетического отношения к произведениям искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народно искусства, дизайна и др.); умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, проявлять к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь, акварель), палитрой, фломастерами, карандашами, пластилином, бумагой, ножницами; умение аргументированно высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства; умение смешивать краски и получать новые цвета и оттенки; умение различать основные и составные, холодные и тёплые цвета; умение экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен; умение наблюдать, изображать природные стихии; владение названиями оттенков цветов; умение работать крупными кистями, сгибать, разрезать и склеивать бумагу разными способами (конус, цилиндр, гармошка), использовать различные техники (мозаика, аппликация); умение использовать для изображения замысла различные материалы: серпантин, конфетти, семена, нитки, траву; умение использовать для изображения замысла природные мотивы: узоры, формы; умение отражать контрастные по характеру образы; умение анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участие в групповой работе по созданию панно и коллажей. По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.); добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана; узнавать известные центры народных художественных ремесел России; узнавать ведущие художественные музеи России; 7 выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); расписывать готовые изделия согласно эскизу; применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно прикладного искусства) Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» включает общие разделы: Виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство). Азбука искусства. Как говорит искусство? (композиция, цвет, линия, форма, объем, ритм). Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? («Земля – наш общий дом», «Родина моя – Россия», «Человек и человеческие взаимоотношения», «Искусство дарит людям красоту». Опыт художественно-творческой деятельности. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе № Тематика раздеОсновное содержание п/п лов 1 Особенности художественного творчества: художника и зриВиды художетель. Отношение к природе, человеку и обществу в художественной деяственных произведениях. Представления о богатстве и разнотельности образии художественной культуры (на примере культуры народов России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. 2 Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки, Азбука искускисти, краски. Приёмы работы с различными графическими ства материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных, их общие и характерные черты. Владение цветом, как основой языка живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Истоки декоративно-прикладного искусства. Орнаменты в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т.д. Практическое овладение основами цветоведения, изучение основных и составных цветов, тёплых и холодных смешанных оттенков. Понимание приемов изображения линий (тонкие, 8 3 Значимые темы искусства 4 Опыт художественнопрактической деятельности толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие, штрих, пятно) как средства передачи эмоционального состояния природы, человека, животного. Освоение приемов изображения разнообразных простых форм предметного мира и передача их на плоскости. (Земля – наш общий дом). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 дополнительном классе № Тематика раздеОсновное содержание п/п лов 1 Восприятие произведений искусства. Особенности художеВиды художественного творчества: художник и зритель. ственной деяРисунок. Красота и разнообразие природы, выраженные средтельности ствами рисунка. Живопись. Цвет – основа языка живописи. Скульптура. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек). 2 Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое Азбука искусовладение основами цветоведения. ства Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве. 9 3 Значимые темы искусства 4 Опыт художественнопрактической деятельности № п/п 1 2 Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе. Использование техники коллажа. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе Тематика раздеОсновное содержание лов Восприятие произведений искусства. Образная сущность Виды художеискусства: художественный образ, его условность, передача ственной деяобщего через единичное. Отражение в произведениях пластительности ческих искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объём — основа языка скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Декоративно-прикладное искусство. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве Цвет. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, больАзбука искусшое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. ства Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном 10 № п/п Основное содержание звучании композиции в живописи и рисунке. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративОпыт художеноприкладного искусства. Овладение основами художественственноной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, практической объёмом, фактурой. Выбор и применение выразительных деятельности средств для реализации собственного замысла в аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе Тематика раздеОсновное содержание лов Восприятие произведений искусства. Образная сущность Виды художеискусства: художественный образ, его условность, передача ственной деяобщего через единичное. Отражение в произведениях пластительности ческих искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Представление Значимые темы искусства 3 4 № п/п 1 Тематика разделов 11 № п/п Тематика разделов 2 Азбука искусства 3 Значимые темы искусства 4 Опыт художественнопрактической деятельности Основное содержание о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе № Тема 10 Раздел 1. Виды художественной деятельности Художник Инструменты и материалы, которыми работает художник Пятно Линии Рассматривание иллюстраций, картин Раскрашивание по контуру Раздел 2. Азбука искусства. Как говорит искусство? Рисование предметов различной формы (круг, овал) Рисование предметов различной формы. (прямоугольник, треугольник) Рисование предметов разной величины. Праздничные флажки Новогодние игрушки 11 Раздел 3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство Краски времен года. Зима 12 Снеговичок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов 8ч Виды учебной деятельности обучающихся 1 1 Беседа о художниках, изобразительном искусстве Знакомство с альбомом, кистью, красками. Приемы работы кистью 1 1 2 Основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Различение. Выбор. Использование Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы) Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов Раскрашивание элементов и предметов с соблюдением контура 2 7ч 1 2 Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем). Рисование несложных геометрических узоров чередующихся по форме и цвету в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). 2 Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). 2 Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4–6 на листе бумаги) 10ч 2 1 Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги Рассматривать и сравнивать фигуры разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги разнообразные фигуры 13 № Количество Виды учебной деятельности обучающихся часов 1 Передавать в изображении характер и настроение праздника 1 Тема 15 Настроение. Новый год! Что вокруг нас. Как видит искусство? Дымковские узоры 16 Украшение посуды 1 17 Открытка для папы 1 18 Поздравление для мамы 1 19 Хохломские узоры 1 8ч 20 Раздел 4. Опыт художественно- творческой деятельности Тематический рисунок 21 Иллюстрация к сказке 3 22 Украшение одежды 13 14 предметов 1 3 быта, 2 Итого 33ч Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры Развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый Развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине Рассматривание иллюстраций к книге. Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки Анализ событий и состояния природы, людей, украшений 14 Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 дополнительном классе № 1 Тема Раздел 1. Виды художественной деятельности Я изображаю Количество часов 8ч 1 1 1 4 5 6 7 Изображения всюду вокруг нас Знакомство с Мастером Изображения Я украшаю Мир полон украшений Знакомство с Мастером Украшения Я строю. Постройки в нашей жизни 8 Знакомство с Мастером Постройки 1 7ч 9 Раздел 2. Азбука искусства. Как говорит искусство? Мастер Изображения учит видеть 10 Изображать можно пятном. Узоры 1 11 Ритм пятен 1 12 Изображать можно в объеме 1 13 Изображать можно линией 1 14 Разноцветные краски Рисовать можно и то, что невидимо (настроение) 1 15 Художники и зрители(обобщение темы) 1 2 3 1 1 1 1 1 Виды учебной деятельности обучающихся Беседа о художниках, изобразительном искусстве. Знакомство с альбомом, кистью, красками Приемы работы кистью. Организация рабочего места Рисунок солнца. Изображения, сделанные художниками, в окружающей действительности: иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Свободное рисование. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения. Примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице) Рисование домиков для сказочных героев. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни Постройки, сделанные человеком. Изображение придуманных домов для себя и своих друзей или сказочных домов героев детских книг и мультфильмов Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Рассуждение о красоте. Зрительная метафора в выделенных деталях природы Изображение метафорического образа на основе выбранной геометрической формы. Последовательность действий. Ответы на вопросы учебника Пятно как основа изобразительного образа на плоскости. Дорисовывание пятен. Работа кистью и красками Лепка животного. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Изображение линией «путаница» рисунка на тему «Расскажи нам о себе». Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость» Создание разноцветного коврика. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Овладение первичными навыками работы гуашью Рассматривание художественных произведений. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. 15 № Тема Количество часов Виды учебной деятельности обучающихся Цвет и краски в картинах художников 16 Раздел 3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Цветы — украшение Земли 17 18 Красоту нужно уметь замечать. Красивые рыбы 1 1 19 Монотипия 1 20 21 Украшение птиц. Узоры, которые создают люди 1 1 22 23 24 Как украшает себя человек Дома бывают разными Домики, которые построила природа Дом снаружи и внутри 1 1 1 8ч 27 28 29 Раздел 4. Опыт художественно творческой деятельности Мастер украшения помогает сделать праздник Строим город Строим вещи Город в котором мы живем 30 Праздник весны 1 31 Праздник птиц. 1 25 26 10ч 1 1 1 1 1 1 Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа) Коллективная работа (корзина или ваза с прежде изготовленными индивидуально цветами) Украшение крыльев бабочки Украшение рыбок узорами чешуи. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. Рисование орнамента. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека Рассматривание иллюстраций в книгах. Рисование сказочных героев и их украшений Построение на бумаге дома. Многообразие архитектурных построек и их назначение Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов. Природные постройки и конструкции Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону Изготовление украшений к празднику. Несложные украшения из цветной бумаги (гирлянды, карнавальные головные уборы, открытки) Складывание домика из бумаги, постройка города из бумажных домиков Конструирование и украшение упаковок. Конструирование предметов быта Зарисовка города по впечатлению после экскурсии. Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа). Рассматривание работ художников и детских работ Рисование выразительных деталей весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые) Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков. Весенние события в природе 16 № Количество часов Тема 32 Разноцветные жуки Сказочная страна. 1 33 Здравствуй, лето! (обобщение темы) 1 Итого № 1 2 3 4 5 6 7 Виды учебной деятельности обучающихся (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек) Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа). Изображение сказочного мира. Композиция на тему «Здравствуй, лето!». Образ лета в творчестве российских художников 33ч Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе Количество Тема Виды учебной деятельности обучающихся часов Раздел 1. Виды художественной 8ч деятельности Чем и как художник? 1 Повторение пройденного: названия, назначение инструментов и материалов, которыми работает художник. Три основных цвета (красный, 1 Демонстрация видеоролика или фотографий с предметами красного, синего, желтого синий, желтый) цвета. Практическая работа: выполнение рисунка «Букет цветов» путем повторения за учителем приемов изображения цветов из пятен (На что похожи получившиеся пятна? Давайте превратим их в букет цветов) Пять красок - богатство цвета и 1 Повторение пройденного: какие цвета являются основными? Какие цвета являются сотона ставными? Демонстрация видеоролика или фотографий с изображением различных природных стихий. Выразительные возможности раз1 Отгадывание загадок (осень, листья). Демонстрация репродукций картин художников (А. ных материалов Бутов «Натюрморт с рябиной», И. Левитан «Золотая Осень»). Практическая работа: аппликация «Осенний лес» с использованием природных материалов (Листья, трава, мох, веточки) Выразительные возможности ап1 Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Практическая работа: пликации. аппликация «Осенний листопад» Выразительные возможности 1 Подготовка рабочего места, материалов и инструментов для выполнения графического графических материалов рисунка. Изображение осеннего леса пастелью, мелками. Выразительные возможности ма1 Подготовка рабочего места, материалов и инструментов для работы с пластилином. Бесетериалов для работы в объёме да о возможностях пластилина для передачи объема. Повторение правил безопасной работы с пластилином по памятке. Лепка животных родного края по впечатлению и по памяти 17 № 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Количество Виды учебной деятельности обучающихся часов Для художника любой материал 1 Выполнение аппликации «Праздничный город» по эскизу может стать выразительным Раздел 2. Азбука искусства. Как 8ч говорит искусство? Изображение и реальность 1 Демонстрация изображения птицы (по выбору). Рисование птицы Изображение и фантазия 1 Беседа о различиях между реальными объектами и фантазийными. Демонстрация изображений сказочных птиц, обсуждение особенностей изображения. Рисование сказочной птицы Украшения в природе 2 Рассматривание особенностей изображений паутины, снежинок. Выбор материалов для работы (Восковыми мелками, кистью и акварельными красками). Демонстрация и изучение плана-памятки для выполнения изображения паутины или снежинки (по выбору). Самостоятельная работа. Украшение и реальность. 1 Демонстрация слайдов с изображением обитателей морей и океанов. Беседа об обитателях подводного мира. Рисование обитателей подводного мира по выбору. Украшение и фантазия 1 Рассматривание кружевных вещей, принесенных на урок. Выполнение работы по составленному эскизу: на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель). Постройка и реальность 1 Изготовление из бумаги морских животных, составление общего панно путем приклеивания изготовленных животных на заготовленный учителем фон. Праздничные украшения 1 Изготовление из бумаги различных украшений. Раздел 3. Значимые темы искус10ч ства. О чём говорит искусство? Выражение характера изображае1 Беседа о способах выражения характера животных в рисунке. Изображение животного. мых животных Портрет 1 Разгадывание ребуса (Портрет). Демонстрация портретов с изображением мужчин. Беседа об особенностях изображения портрета. Мужской образ. Выражение ха1 Рисование портрета мужчины по представлению с опорой на алгоритм рактера человека в изображении Женский образ. Выражение ха1 Демонстрация портретов с изображением женщин. Рисование портрета женщины по рактера человека в изображении представлению с опорой на алгоритм Образ сказочного героя. Художе1 Демонстрация изображений скульптур. Лепка сказочных героев по выбору ственное изображение в объёме Тема 18 № 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Количество Виды учебной деятельности обучающихся часов Выражение характера человека 1 Работа с пословицей «Доброе дело питает разум и тело». Демонстрация изображений дочерез украшения спехов и кокошников. Рассматривание картины «Богатыри» Васнецова В.М. Выполнение украшения шаблонов доспехов и кокошника аппликацией по выбору Выражение характера человека 1 Беседа «Особенности выражения характера человека через форму жилища». Демонстрачерез жилище, архитектуру ция различных иллюстраций реальных жилищ и сказочных. Создание макетов зданий, конструкций замков для выбранного персонажа. Конструирование из бумаги. Создание склеиванием простых объёмных форм - конус, цилиндр, гармошка Украшение и реальность. 1 Демонстрация приемов украшения избы. Украшение силуэта окна, избы (по выбору) аппликацией; вырезание элементов узора наличников, карниза дома Выражение намерений людей че1 Вырезание по инструкции шаблонов кораблей. Раскрашивание шаблона корабля в соотрез украшение ветствии с тематикой Цвет как средство выражения: 1 Демонстрация пейзажей разных художников с изображением весеннего пейзажа. (А.К. «тёплые» и «холодные» цвета Саврасов, И.Л. Левитан). Рисование весеннего пейзажа Раздел 4 Опыт художественно8ч творческой деятельности Цвет как средство выражения: 1 Рисование весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению) «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета Графические упражнения. Линия 1 Выполнение графических упражнений по инструкции учителя. Изображение различных как средство выражения. Хараквидов линий тер линий Ритм пятен, линий, пропорций как 1 Рисование весеннего пейзажа «Птицы весной» средство художественной выразительности Линия, как средство выражения. 1 Демонстрация изображений деревьев с целью выявления сходств и различий, типов лиХарактер линий ний, которые использовал художник. Изображение деревьев разными по характеру линиями Ритм пятен как средство выраже1 Самостоятельная работа учащихся: выполнение аппликации «Птицы». Учащиеся рисуют ния летящих птиц, вырезают их и наклеивают в определенной последовательности на тонированную бумагу цвета неба Пропорция как средство художе1 Практическая работа: самостоятельное изображение грача (птицы весны) ственной выразительности. ПроТема 19 № 32 33 Тема Количество часов порции и характер. Ритм цвета, пятен как средство выражения. Музеи искусств. Обобщающий урок. Итого Виды учебной деятельности обучающихся 1 Рисование поляны цветов. 2 Демонстрация видеофильма о знаменитых крупнейших художественных музеях России. Создание выставки-музея из работ учащихся. 34ч Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе № Тема Количество часов 8ч 3 Раздел 1. Виды художественной деятельности Свободное рисование «Мое впечатления о лете» Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины Твои игрушки. Украшение 4 5 Посуда у тебя дома Обои и шторы у тебя дома 1 1 6 Мамин платок Цвет и ритм узора 1 7 8 Иллюстрация твоей книжки Открытки 1 1 7ч 9 Раздел 2. Азбука искусства. Как говорит искусство? Труд художника для твоего дома 1 2 Виды учебной деятельности обучающихся 1 Рисование картины «Летние впечатления» 1 Демонстрация видеоролика или фотографий с изображениями дымковских, богородских, каргопольских, филимоновских игрушек. Лепка игрушки по выбору Демонстрация видеоролика или фотографий с изображением различных элементов росписей игрушек. Роспись изготовленных игрушек на предыдущем уроке в соответствии с эскизом Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги Рассматривание и нахождение красоты в различных тканях с рисунком рассуждение об увиденном. Рисование с помощью трафарета. (использование фигурных линеек, заранее заготовленных трафаретов) Рассматривание картин с изображением русских красавиц в платках разных художников. Изготовление рисунка «Платок для своей мамы» Иллюстрирование русских народных потешек Разметка и вырезание заготовки для открытки, украшение лицевой стороны орнаментным рисунком 1 1 Рассматривание фотографий комнат детей, домашней обстановки. Рассматривание 20 № Тема Количество часов Виды учебной деятельности обучающихся картин с изображением интерьеров разных художников. Ознакомление с понятием «витраж», способом создания витража. Создание рисунка эскиза витража Изготовление памятника из цветной бумаги, используя технику аппликации. Рассматривание фотографий с изображением парков и скверов, роликов. Изобразить на листе бумаги парка, сквера 10 11 Памятники архитектуры Парки, скверы, бульвары. 1 1 12 Ажурные ограды 1 Складывание базовой заготовки; нанесение рисунка; вырезание элементов рисунка ограды; развертывание заготовки и приклеивание на альбомный лист и приклеить 13 Волшебные фонари 1 14 Витрины 1 15 18 Праздничные украшения Раздел 3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Удивительный транспорт Труд художника на улицах твоего города Художник в цирке Рассматривание фотографий, роликов, видео с изображением уличных фонарей разных времен. Изображение фонаря при помощи туши и палочки Изготовление плоского эскиза витрины, украшенной к новогодним праздникам, способом аппликации Создание объемных елочных игрушек из различных материалов 19 20 Образ театрального героя Театр кукол 1 1 21 Театр кукол 1 22 1 23 Театральные маски. Изготовление эскиза маски Художник в театре 24 25 Художник в театре Афиша и плакат 1 1 16 17 1 11ч 1 1 1 1 Изображение фантастической машины, используя восковые мелки Создание панно «улицы города» с использованием рисования акварелью, объемной аппликации Изображение с использованием гуаши клоуна по представленному картинному плану Беседа о кукольном театре. Изображение эскиза театральной куклы Изготовление головы для пальчиковой куклы из соленого теста (пластилина) по эскизу, созданному на предыдущем уроке. Роспись изготовленной головы Изготовление пальчиковой куклы (создание костюма, прикрепление к голове, на основе эскиза, созданного на первом уроке по данной теме) Изображение эскиза театральной маски Обобщение знаний о работе художника в театре. Изображение эскиза декораций, театрального занавеса Коллективное изготовление макетов декораций к выбранной сказке Рассматривание различных плакатов и театральных афиш и рассуждение об увиденном. Изображение эскиза плаката афиши к спектаклю 21 № Тема Количество часов 26 Обобщающий урок 27 Раздел 4. Опыт художественно - творческой деятельности Праздник смеха 28 Музей в жизни города 1 29 Картина-особый мир 1 30 Картина - пейзаж 1 31 Картина - портрет 1 32 Картина-натюрморт 1 33 34 Обобщающий урок Музеи народного декоративноприкладного искусства Итого 1 1 Виды учебной деятельности обучающихся Изображение наиболее понравившегося вида деятельности художника в театре (эскиз куклы, занавеса, декораций, афиши) 1 8ч рассказ об особенностях элементов единого стилистического оформления, созданных художником в соответствии с тематикой праздника: плакаты, украшения, костюм, реквизит. «День смеха». Изготовление украшений интерьера помещения, атрибутов одежды Рассказ о музеях, в которых хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов, об интерьере музея в соответствии с видом музея. Изображение интерьера музея Рассматривание картин художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Создание картины в любом жанре (по выбору) для картинной галереи класса Рассматривание пейзажей художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Изображение весеннего пейзажа на основе правополушарного рисования Рассматривание автопортретов художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Изображение автопортрета Рассматривание натюрмортов художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Изображение натюрморта рисование на тему «Мы играем» с использованием понравившихся техник Знакомство с музеем декоративно-прикладного искусства как отдельной разновидностью музеев. Создание выставки-музея своих работ 1 34ч Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе № 1 Тема Раздел 1 Виды художественной деятельности Пейзаж родной земли Количество часов 8ч 2 Виды учебной деятельности обучающихся Рассматривание картин русской живописи. Изображение пейзажа русской природы. 22 № Тема Количество часов 2 Деревня — деревянный мир 2 3 Красота человека 2 4 2 7ч 5 Народные праздники (обобщение темы) Раздел 2. Азбука искусства. Как говорит искусство? Родной угол 6 Древние соборы 1 7 Города Русской земли 1 8 9 Древнерусские воины защитники Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва Узорочье теремов Пир в теремных палатах (обобщение темы) 1 1 10 11 12 13 Раздел 3. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Народы гор и степей 1 1 1 Виды учебной деятельности обучающихся Изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем). создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей) Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур. Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ) Создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен) Лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города) Моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа) Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города Изображение интерьера теремных палат Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культу- ры (изображение и вклеивание персо- нажей, предметов; аппликация) 11ч 3 1 Изображение природы через характерные детали. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж) Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков) 23 № Тема Количество часов 14 Города в пустыне 1 15 Древняя Эллада 3 16 Европейские города Средневековья 2 17 Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Раздел 4. Опыт художественнотворческойдеятельности Рисунок «Я и мама» 1 18 19 20 21 22 Моя любимая бабушка. Рисунок на тему «Никого не бросим в беде» Герои-защитники Рисунок на тему «Мир глазами ребёнка» Искусство народов мира (обобщение темы) Итого Виды учебной деятельности обучающихся Создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек) Изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры) Поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир) Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник» 8ч 2 2 1 1 1 1 Изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу Изображение любимого пожилого человека Отображение в рисунке сопереживания («Играем вместе», «Помоги слабому») по выбору ученика Лепка эскиза памятника герою Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. 34ч 24 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса представлено следующими объектами и средствами: 1. Учебно-методическое обеспечение: Комплект примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/ Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2015. 2. Учебник: Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд. – М. : Просвещение. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М. : Просвещение. 3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: - электронная форма учебника «Изобразительное искусство». – Режим доступа: https://prosv.ru/umk/element/art-nemenskiy-primary.3910.html Третьяковская галерея. Виртуальный музей.. – Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki 4. Технические средства: - компьютер. 5. Учебно-практическое оборудование: Материалы для изобразительной деятельности: альбомы, кисти, краски акварельные, краски гуашевые, емкости для воды, карандаши, фломастеры, мольберты, восковые мелки.