Приложение к ООП НОО, МБОУ СОШ № 138 (утверждена приказом от 01.09.2023 №184/3од) Давлетбаева Эльвира Хабировна Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-волонтѐр» (10-11 классы) Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2023.10.19 16:30:12 +05'00' 1. Содержание курса Раздел 1. Волонтерское движение в России. Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки 2. Планируемые результаты освоения курса. Класс Личностные результаты Метапредметные результаты 10 класс Учащиеся должны: - формировать духовнонравственные качества, приобрести знания о принятых в обществе нормах отношений к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; - формировать коммуникативнуюкомпетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Учащиеся должныуметь: - расширить круг приѐмов составления разных типов плана; - расширить круг структурирования материала; - уметь работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтѐрскую деятельность; - обогатить ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.); - уметь организовывать волонтѐрскую деятельность; - уметь оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклассников Предметные результаты (для программ учительских, а не ПДО) Учащиеся должны знать: - важность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - как вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; - ценность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - значимость целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; - как сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - как самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать 11 класс Учащиеся должны: формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования; освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах, сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной и общественно-полезной, других видах деятельности. Учащиеся должны уметь: воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы; приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий; развивать умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать ее; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - как планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Учащиеся должны знать: - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов участников группы; - формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Внеурочные занятия Теоретические и практические занятия, групповая работа, экскурсии, квест, викторины, акции, коллективные творческие дела, деловая игра, соревнования, акции 3. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тема Вводный урок. Волонтерское движение Акция « Мой школьный двор» Подготовка праздничного поздравления ко Дню пожилого человека Подготовка и проведение праздничного концерта «Спасибо вам, учителя» Экологический десант «Сделаем школу чистой!» Подготовка поздравления, сувениров для поздравления школьного библиотекаря с Международным днѐм школьных библиотек Толерантность – качество волонтѐра 12 ноября – Синичкин день Изготовление для мам подарков к Дню матери. Подготовка праздничной программы. 3 декабря – Международный день инвалидов. Изготовление подарка к Дню инвалида. Портфель пожеланий. 5 декабря – Всемирный день волонтѐров Акция «Новогоднее чудо» Организация и проведение интеллектуальных игр с детьми начальной школы Акция «Блокадный хлеб» Акция «Посылка солдату» Акция «Покормите птиц зимой Тренинг “Добру пусть откроется сердце ” Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днѐм Акция «Буккроссинг: прочитал – передай другому» Организация и проведения конкурса «Вторая жизнь вещей» Экологический десант Акция «Помним! Гордимся!» Итоговое занятие Кол-во часов 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 34 часа 11 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Тема Вводный урок. Волонтерское движение Организация и проведение праздника «Посвящение в первоклассники» Организация фотоконкурса, посвященного дню пожилого человека Подготовка и проведение праздничного концерта «Спасибо вам, учителя» Экологический десант «Сделаем школу чистой!» Акция «Книга в подарок» Проведение спортивного праздника для 1-4 классов Подготовка праздничной программы ко Дню матери. Акция «В память о неизвестном солдате» 5 декабря – Всемирный день волонтѐров Акция «Новогоднее чудо» Кол-во часов 1 2 1 2 1 1 2 2 1 1 2 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Организация и проведение интеллектуальных игр с детьми начальной школы Акция «Блокадный хлеб» Акция «Посылка солдату» Акция «Покормите птиц зимой Тренинг “Добру пусть откроется сердце ” Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днѐм Акция «Буккроссинг: прочитал – передай другому» Организация и проведения конкурса «Вторая жизнь вещей» Экологический десант Акция «Помним! Гордимся!» Итоговое занятие 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 34 часа