Мой край в истории Отечества

Приложение к ООП НОО,
МБОУ СОШ № 138
(утверждена приказом
от 01.09.2023 №184/3од)

Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.10.19 16:32:52
+05'00'

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мой край в истории Отечества»
(10 класс)

Мой край в истории Отечества
10 класс
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область
науки представляет собой совокупность исторических, географических и
естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Важность
комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами
местного населения с целью познания общества и окружающего мира,
осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее
регионов.
Историческое краеведение как средство исторического просвещения,
научно-популяризаторской деятельности и научного познания исторических
явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории
края.

Историко-биографическая

краеведения.

Изучение

составляющая

достопримечательных

как

важный

(памятных)

элемент

мест

края,

связанных со знаковыми историческими событиями и деятельностью
выдающихся земляков, как важнейший и неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в
контексте и непосредственной связи с административно-территориальным
устройством Руси – России – СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного края.
Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами:
специфика поиска, отбора и использования материалов из различных
источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.).
Портал

открытых

данных

Министерства

культуры

Российской

Федерации (https://opendata.mkrf.ru/) как важный источник информации о
достопримечательных местах России и края.
Электронная

археологическая

карта

России

(Археолог.РУ)

как

важнейший информационный ресурс для изучения археологического
наследия страны и региона. Специфика поиска, анализа и отбора
информации на цифровых археологических картах России и регионов
(Maps-RF.ru, Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).

Важность комплексного использования потенциала региональных,
муниципальных

и

школьных

современных интерактивных

краеведческих

музеев

и

библиотек,

цифровых информационных

ресурсов (Археолог.РУ., Культура.РФ, История.РФ, электронные карты
регионов и областей России и др.).
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды
древней и средневековой истории (7 ч)
Мой край в догосударственный период российской истории
(до IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное развитие как поэтапная эволюция социокультурного
развития человечества от присваивающего типа хозяйства к производящему,
от

первобытного

общественного

устройства

к

древнейшим

типам

цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.
Географическое расположение и природно-климатические особенности края.
Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность местного
населения. Коренные жители на территории края (аборигены, старожилы) и
особенности их общественной организации и культуры. Вопрос

о

взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)

на

территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного
развития на территории края: этнический состав, общественное устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования/обычаи, традиции. Факторы,
оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в данный исторический
период: природно-климатические изменения; миграционные процессы;
внешние завоевания и др.
Объекты

археологического

наследия

на

территории

края

от

первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века) и
связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства (IХ –
начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.

Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
существования

Древнерусского

государства:

этнический

состав,

общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ –
начала

ХII

в.:

миграционные

процессы;

внешние

завоевания;

социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со
значимыми для региональной истории и истории Руси/России военными
сражениями и включающие в себя мемориальные объекты и фоновые
пространства (ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и
результат воссоздания события или объекта материальной и духовной
культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и
важность сохранения территории и ландшафтов достопримечательных мест
края и достоверной исторической реконструкции знаковых событий
региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв.
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние
и историкокультурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в историю края и Руси IX – XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания
специфики человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)

Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец
ХV в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период

политической

раздробленности

Руси:

этнический

состав,

общественное (политическое) устройство, хозяйственный и бытовой уклады,
верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII –
конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные процессы;
внешние

завоевания;

внутриполитические

процессы;

социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период. Историческое значение
данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XII – конца XV в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и
Руси XII – конца XV в.
Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских
народов с коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории
Руси IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края в
Новое время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного государства
(ХVI – ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
централизации:

этнический

состав,

политическое

и

общественное

устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции,
фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI –
XVII

вв.:

миграционные

внутриполитические

процессы;

процессы;

внешние

социально-экономические

завоевания;
изменения;

культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного времени начала
XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона.
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального
государства,

характер

и

управления

механизмы

единого

взаимоотношений.

Российского
Вопрос

о

взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)

на

территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и
России XVI – XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав единого Российского государства. Роль и
значение моего края в цивилизационном развитии и истории единого
Российского государства (XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.) (6 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХ
в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период

существования

Российской

империи:

этнический

состав,

политическое и общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады,
верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII
–

начале

ХХ

в.:

миграционные

процессы;

внешние

завоевания;

политические, социально-экономические, культурные процессы и реформы.
Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в годы Первой
мировой войны: историческое значение данных событий для развития
региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в системе
имперского административно-территориального управления, характер и

механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии
старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный
исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на
территории края и связанные с ними процессы, события, исторические
личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и
России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего
края в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую
эпоху (начало ХХ – ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) (7
ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг.
Специфика

социально-экономического,

политического

и

культурного

развития на территории моего края в советский период истории: этнический
состав, политическое и общественное устройство, экономический и бытовой
уклады, образование, наука, художественная культура, народное творчество,
верования, обычаи/традиции.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
довоенный период (1917–1941 гг.): политические, социально-экономические
и культурные реформы советской власти, процессы индустриализации,
коллективизации,

«культурной

революции».

Мой

край

в

период

Гражданской войны: историческое значение данного периода для развития
региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю
региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской
Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники
(земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные места

на территории края, связанные с увековечиванием боевого и трудового
героизма советского народа в Великой Отечественной войне: современное
состояние и историко-культурное значение. Историческое значение данного
периода для развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
послевоенный

период

гг.):

(1945–1991

политическое,

социальноэкономическое и культурное реформаторство в СССР, процессы
урбанизации и научно-технической революции. Историческое значение
данного периода для развития региона.
СССР

и

мой

край

в

1917–1991

административнотерриториального

гг.:

управления

регион

союзного

в

системе

государства,

характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев на территории края в советский
период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР в 1945–
1991

гг.:

достижения

промышленноиндустриального,

региона

в

аграрного,

сферах

социального,

научно-технологического,

инфраструктурного развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
достижения
региона
в
сферах
межнациональных отношений,
науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский
народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х
гг.) (6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е
годы: политические, социально-экономические и культурные реформы и их
результаты. Мой край 1990-х гг.: историческое значение данного периода
для развития региона.
Специфика

социально-экономического,

политического

и

социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг.
Сравнительный

анализ

показателей

демографического,

финансового,

промышленного, аграрного развития региона с 1990-ми годами. Изменения,
произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни
жителей региона.
Основные

направления

и

характерные

черты

социально-

экономического, политического и социокультурного развития на территории
моего края с 2014 года по настоящее время. Сравнительный анализ
показателей развития региона с 1990-ми и 2000–2013 годами. Изменения,
произошедшие в уровне жизни жителей региона. Результаты участия
региона в национальных проектах и федеральных программах. Факторы,
оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на развитие
региона в настоящее время. Вопрос

о социальной эффективности

реализуемых в регионе проектов и программ.
Мой край в системе административно-территориального управления
Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и
центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на территории
края с 1990-х гг. по настоящее время. Ресурсный потенциал (природный,
трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные направления
развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими

годиться

край,

ими

гордиться

Россия:

выдающиеся

соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и
страны. Мемориальные объекты на территории края, связанные

с

увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления
уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо
от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020е

гг.:

достижения

региона

в

сферах

социального,

промышленно-

индустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного
развития, в сферах межнациональных отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч)
Ученическая конференция

Историческое прошлое, современное состояние и перспективы
развития родного края.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Содержание программы «Мой край в истории Отечества» направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–

гражданское

российской

истории

воспитание:
традиций

осмысление

гражданского

сложившихся

служения

в

Отечеству;

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества; принятие традиционных
национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;

готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
–

патриотическое воспитание: сформированность российской

гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному

наследию,

памятникам,

традициям

народов

России,

достижениям России;
–

духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и

принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся
духовнонравственных ценностей российского народа; понимание значения
личного вклада в построение устойчивого будущего;
–

эстетическое

сложившемся

воспитание:

культурном

представление

многообразии

своей

об

исторически

страны;

способность

воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов;
–

физическое

воспитание:

осознание

ценности

жизни

и

необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах и в современную эпоху;

–

трудовое воспитание: понимание на основе знания истории

значения трудовой деятельности как источника развития человека и
общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий;
–

экологическое воспитание: осмысление исторического опыта

взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных
проявлений;

сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
–

ценность научного познания: сформированность мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития исторической науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение основными
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма,
готовность

к

осуществлению

учебной

проектно-исследовательской

деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
–

базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос,

требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом
анализа

имеющихся

противоречия

в

ресурсов;

выявлять

рассматриваемых

закономерные

явлениях;

раскрывать

черты

и

причинно-

следственные связи событий прошлого и настоящего;
–

базовые

исследовательские

учебноисследовательской

и

действия:

проектной

владеть

деятельности;

навыками
определять

познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор
материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом
историзма; представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

–

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и

внеучебной исторической и географической информации; извлекать,
сопоставлять,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию;

высказывать суждение о достоверности и значении информации источника;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой

аудитории, выбирая оптимальную форму представления

и

визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–

общение: участвовать в обсуждении событий и личностей

прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
–

совместная деятельность: участвовать в групповых формах

работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу,
коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе
регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
–

самоорганизация:

ориентироваться

в

различных

подходах

принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма
решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
–

самоконтроль:

самомотивации

и

владеть

рефлексии;

способами

объяснять

причины

самоконтроля,
достижения

(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и
условиям;

–

эмоциональный

интеллект:

осознавать

эмоциональное

состояние себя и других; ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
–

принятие себя и других: осознанно относиться к другому

человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–

освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых

событиях отечественной истории;
–

понимание значимости своего края, малой родины в процессах

российской истории;
–

освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и

населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой
родины – в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;
–

умение соотносить события истории родного края и истории

России, характеризовать особенности развития культуры народов своего
края;
–

знание имен выдающихся соотечественников, исторических

личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым
героизмом, достижениями в различных областях деятельности;
–

умение в устной и письменной форме составлять описание

(реконструкцию,

интерпретацию,

систематизацию)

исторических

и

географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности
и образа жизни людей из истории родного края и России;
–

умение формулировать и обосновывать собственную точку

зрения с опорой на фактический материал региональной и российской
истории;
–

владение приемами оценки значения исторических событий и

деятельности

исторических

личностей

отечественной,

в

том

числе

региональной и локальной истории;
–

умение защищать историческую правду, готовность давать отпор

фальсификациям российской истории.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема

№
п/п

Колво
часов

Основное
содержание

1

Специфика изучения
региональной истории

1

Связь региональной
истории
и
краеведения.
Основные
источники
информации
для
изучения истории
родного края.
Особенности
региона в данный
исторический
период

2

Мой край
в
догосударственный
период российской
истории (до IХ в)

2

3

Мой край в эпоху
существования
Древнерусского
государства
(IХ –
начало ХII в.)

2

Особенности
региона в данный
исторический
период

4

Мой край в период
политической
раздробленности
(начало ХII – конец

3

Особенности
региона в данный
исторический
период

ХV в.)

5

Мой край в период
создания и укрепления
централизованного
государства (ХVI –
ХVII вв.)

4

Особенности
региона в данный
исторический
период

6

Мой край в период
существования

6

Особенности
региона в данный

Содержание
основных
видов
деятельности
Беседа,
обсуждение.

Беседа,
обсуждение,
работа
в
группах,
проектная
деятельность,
самостоятельн
ая работа
Беседа,
обсуждение,
работа
в
группах,
проектная
деятельность,
самостоятельн
ая работа
Беседа,
обсуждение,
работа
в
группах,
проектная
деятельность,
самостоятельн
ая работа
Беседа,
обсуждение,
работа
в
группах,
проектная
деятельность,
самостоятельн
ая работа
Беседа,
обсуждение,

Российской империи
(XVIII – начало ХХ в.)

исторический
период

7

Мой край в советский
период отечественной
истории
(1917–1991
гг.)

7

Особенности
региона в данный
исторический
период

8

Современная история
моего региона (1992 –
начало 2020-х гг.) (6 ч)

6

9

«Мой край: прошлое –
настоящее – будущее»

3

Особенности
региона в данный
исторический
период
Историческое
прошлое,
современное
состояние
и
перспективы
развития родного
края.

работа
в
группах,
проектная
деятельность,
самостоятельн
ая работа
Беседа,
обсуждение,
работа
в
группах,
проектная
деятельность,
самостоятельн
ая работа

Ученическая
конференция


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».