Приложение к ООП НОО, МБОУ СОШ № 138 (утверждена приказом от 01.09.2023 №184/3од) Давлетбаева Эльвира Хабировна Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2023.09.01 15:56:59 +05'00' Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для 10 - 11 классов Содержание: 1 2 3 Содержание курса внеурочной деятельности Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности с указанием форм проведения занятия и возможностью использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов внеурочной деятельности. 1. Содержание курса внеурочной деятельности Введение о шести составляющих функциональной грамотности. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Форма № Содержание курса внеурочной Вид деятельности деятельности организации Читательская грамотность Игры и упражнения, Познавательная, 1. игровая, «Читательская грамотность – беседы, работа в группах проблемноспособность человека понимать, ценностное использовать, оценивать тексты, планирование. общение размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что 2 формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях Работа в группах, презентация результатов обсуждения, индивидуальная работа, работа в парах, беседа, решение ситуативных и проблемных задач, игра-соревнование. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. 3 неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Вопервых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: Работа в группах, презентация результатов обсуждения, индивидуальная работа, работа в парах, беседа, тестироние. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение «Естественно-научная грамотность – этоспособность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: - научно объяснять явления; - демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. 4 Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль Решение ситуативных и проблемных задач, беседа, мини проект, работа в группах, командная игра, мини-диспут, Познавательная, игровая, проблемноценностное общение финансовой грамотности. Программы конкурсы, включены разделы «Школа планирование финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8— 9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. 5 Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественнонаучных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы Беседа, обсуждение, игровая деятельность, решение познавательных задач, театрализованное представление, групповая работа Игровая, познавательная, проблемноценностное общение, художественное творчество межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. 6 Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, Работа в парах и малых группах над различными конкурсными заданиями, презентация результатов, игра, индивидуальная работа Игровая, познавательная, проблемноценностное общение. компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебнопроектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. 2. Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности. Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты - осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - осознание ценности самостоятельности и инициативы; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; - проявление интереса к способам познания; - стремление к самоизменению; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; - активное участие в жизни семьи; - приобретение опыта успешного межличностного общения; - готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; - проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; - готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями. - Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; - готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; - способность к совместной деятельности; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: - владеть базовыми логическими операциями: — сопоставления и сравнения, — группировки, систематизации и классификации, — анализа, синтеза, обобщения, — выделения главного; - владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания - для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной - учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; - оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: - понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - представление содержания, прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; - извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; - анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; - определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: - овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; - умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; - овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: - сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; - решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; - извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; - оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; - пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; - находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; - использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; - переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; - решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»: - умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; - умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; - умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; - умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; - умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; - сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; - умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; - умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: - освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений; - формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; - формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; - формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; - формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг); - формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); - приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: - освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; - формирование предпосылок научного типа мышления; - освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: - способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; - проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; - демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.; - предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; - ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству. 3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности с указанием форм проведения занятия и возможностью использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов внеурочной деятельности. 10 класс № Тема Коли Электронные (цифровые) Формы проведения Содержание основных видов честв образовательные ресурсы занятий деятельности о часов Беседа Актуализация процессов 1 Введение 1 Введение профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развития страны. Формирование представлений о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к специалистам из различных отраслей. Повышение познавательного интереса и компетентности обучающихся в построении своей карьерной траектории развития. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. https://fg.resh.edu.ru/ Беседа, работа в парах, Просмотр видеороликов, дискуссии, Построение 2 1 группах, применение обсуждения, игры и практические графических образов http://skiv.instrao.ru) полученных знаний в задания на занятие. решении задач. 3 Задачи на проценты 4 Задачи на проценты 5 Ссуды и кредиты. 6 Ссуды и кредиты 7 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ Задачи на совместную работу. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 8 Задачи на вклады. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 9 Решение задач. текстовых 1 https://fg.resh.edu.ru/ 10 Решение задач. текстовых 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. 11 Банковская система. 12 Банковская система. 13 Как сберечь деньги с помощью депозитов. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) 14 Как сберечь деньги с помощью депозитов. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 15 Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и как его получить. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 18 Кредит: зачем он нужен 1 и как его получить. https://fg.resh.edu.ru/ 16 17 http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. 19 Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 21 Применение 1 естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений 22 Применение 1 естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений 23 Распознавание, 1 использование и создание объяснительных моделей и представлений https://fg.resh.edu.ru/ Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений Научное обоснование прогнозов о 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 20 Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. 24 25 http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. протекании процесса или явления полученных знаний в решении задач. 26 Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления 27 Объяснение принципа действия технического устройства или технологии 1 28 Что такое грамотность в современном мире? 1 https://fg.resh.edu.ru/ 29 Понятие информационной культуры 1 https://fg.resh.edu.ru/ 30 Интерпретация текстов 1 https://fg.resh.edu.ru/ 31 Необходимые условия для грамотного чтения 1 https://fg.resh.edu.ru/ 32 Поиск и отбор информации 1 https://fg.resh.edu.ru/ https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. 33 Формирование учащимися правил и принципов грамотного чтения. 34 Итоговое занятие 11 класс № Тема 1 Введение 2 Что такое «глобальные компетенции»? 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Подведение итогов года, обсуждение, рефлексия. Коли Электронные (цифровые) честв образовательные ресурсы о часов 1 Введение Формы проведения занятий Содержание основных видов деятельности Беседа https://fg.resh.edu.ru/ Беседа, работа в парах, группах, применение Актуализация процессов профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развития страны. Формирование представлений о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к специалистам из различных отраслей. Повышение познавательного интереса и компетентности обучающихся в построении своей карьерной траектории развития. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. 1 http://skiv.instrao.ru) 3 Какие знания лежат в основе глобальных компетенций? 1 https://fg.resh.edu.ru/ 4 Умение мыслить глобально, а действовать локально 1 https://fg.resh.edu.ru/ 5 Знания, умения и отношения между людьми 1 https://fg.resh.edu.ru/ 6 Ситуация «Добываем марганец в Зедландии» 1 https://fg.resh.edu.ru/ 7 Ситуация «Здоровье» 1 https://fg.resh.edu.ru/ 8 Ситуация «Забота о животных». 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) Модуль 2. Читательская грамотность (8 ч.) https://fg.resh.edu.ru/ Стратегия экранного 9 1 http://skiv.instrao.ru) чтения: восприятие островов информации 10 Стратегия экранного чтения: метод 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, газетного столбца Политическая история и литературный процесс в XX – XXI вв. 12 Русская и зарубежная литература в XX – XXI вв. 13 Русская и зарубежная литература в XX – XXI вв. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ Взгляд критиков и литературоведов на современный литературный процесс Понятие массовой литературы 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 16 Личностный взгляд на современный литературный процесс 1 https://fg.resh.edu.ru/ 17 Зачем нужно быт внимательным и наблюдательным? 1 https://fg.resh.edu.ru/ 18 Внимание к мелочам 1 https://fg.resh.edu.ru/ 11 14 15 http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, 19 Два полушария мозга 1 https://fg.resh.edu.ru/ 20 Корректурная проба. Найди ошибку 1 https://fg.resh.edu.ru/ 21 Любознательность – важная черта 1 https://fg.resh.edu.ru/ 22 Посмотри – подумай – задайся вопросом 1 https://fg.resh.edu.ru/ 23 Тренировка мозга 1 https://fg.resh.edu.ru/ 24 Развитие кругозора 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) Модуль 4. Финансовая грамотность (10 ч.) https://fg.resh.edu.ru/ 25 Облигации и 1 http://skiv.instrao.ru) ценные бумаги. Векселя 26 Биржа и брокеры. Фондовые 1 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, индексы 27 Паевые инвестиционные фонды 1 28 Риски и управление ими. Гибридные инструменты Инвестиционное профилирование 1 1 https://fg.resh.edu.ru/ 30 Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр 1 https://fg.resh.edu.ru/ 31 Типичные ошибки инвесторов 1 https://fg.resh.edu.ru/ 32 Страхование для страхового рынка физических лиц 1 https://fg.resh.edu.ru/ 33 Государственное и негосударственное пенсионное страхование. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 34 Обобщающее повторение 1 https://fg.resh.edu.ru/ 29 https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) http://skiv.instrao.ru) полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. Беседа, работа в парах, группах, применение полученных знаний в решении задач. обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Беседа, работа в парах, группах Подведение итогов года, обсуждение, рефлексия. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие.