Мы живём на Урале ООО

Приложение к ООП ООО,
МБОУ СОШ № 138
(утверждена приказом
от 01.09.2023 №184/3од)

Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.10.19 16:43:35
+05'00'

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мы живем на Урале»
(5-8 классы)

1

Содержание
I. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности

3

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

7

III. Тематическое планирование

13

2

I. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Тема 1. Мой край – земля Урала
Вводный урок. Беседа.
Знакомство с целями и задачами курса «Мы живем на Урале».
Дом, в котором мы живем. Виртуальная экскурсия.
История Урала. Географическое расположение своего края, города
(поселка). Уральские горы. Древний Урал. Гиперборейские горы, древние
племена Урала.
Урал – опорный край державы. Освоение новых знаний.
Становление Урала как опорного края державы. Роль Урала в войнах,
которые вела Россия в XVIII-XX вв.
Топонимы Урала. Освоение новых знаний.
История возникновения и значение названий географических объектов
Урала и Свердловской области.
Природа Урала. Освоение новых знаний.
Природно-климатические зоны Урала. Географическое расположение Урала.
Карта Свердловской области, карта города (поселка). География места
проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природа, население
и хозяйство родного края, Свердловской области. Климатические особенности
Среднего Урала.
Природные богатства Урала. Освоение новых знаний.
Природные богатства недр Уральской земли: уголь, нефть, руды, минералы и пр.
Первобытный человек на Урале. Виртуальная экскурсия.
«Уральская мифология» или «Как первый человек пришел на Урал».
Археологические находки.
Письма из прошлого: Каповая пещера. Виртуальная экскурсия.
Местонахождение и история открытия Каповой пещеры. Наскальные
рисунки и способы их нанесения. Археологические находки в Каповой пещере.
Урал многонациональный. Освоение новых знаний. Беседа.
Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей
разных этносов на Среднем Урале и месте проживания. Этнический и социальный
состав населения, его верования и религии, быт и образ жизни. Музей как
социокультурный феномен.
Заселение Урала русскими. Освоение новых знаний.
Борьба Новгорода и Москвы за Урал. Поход русских войск на Пермь
Великую. Именитые люди Строгановы и их владения в Прикамье. Походы
дружины Ермака и разгром Сибирского ханства. Бабиновская дорога. Города
Урала XVI-XVII вв.: Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень. Заселение
Восточного Урала русскими поселенцами.
3

Горнозаводской Урал. Освоение новых знаний.
Горнозаводской Урал. История возникновения горнозаводской промышленности
на Урале. В.И. Татищев и В. Де Генин – основоположники строительства
«железоделательного» завода на Урале. Природные богатства Урала: полезные
ископаемые (нефть, газ, уголь). Металлы (рудные полезные ископаемые и
свойства магнита).
Тема 2. Культура и искусство народов Среднего Урала.
Игры коренных народов Урала. Урок – игра.
Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Лапта», «У медведя во
бору». Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка»,
«Стрелок», «Юрта». Татарские – «Займи место», «Лисичка и курочки», «Мяч по
кругу», «Продам горшки», «Спутанные кони», «Тимербай». Удмуртские –
«Водяной», «Догонялки», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Стой, олень!».
Чувашские – «Штаидерт», «Тума-дуй».
Пещера – чум – изба: кто там жил и когда? Виртуальная экскурсия.
Древние жилища первобытных людей – пещеры, полуземлянки, землянки.
Благоустройство жизни в пещере первобытного человека. Чум – жилище кочевого
населения. Формирование избы как постоянного жилища. Особенности
строительства избы. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства избы
от климатических и географических особенностей Урала.
Устройство русской избы. Виртуальная экскурсия.
Форма поселения и застройки. Жилые и хозяйственные постройки.
Строительный материал и техника. Типы усадеб. Типы жилищ. Конструктивные
особенности жилища: сруб, подклет, крыша, сени. Русская печь. Синячихинский
музей-заповедник русской расписной избы.
Календарные праздники коренных народов Урала. Виртуальная экскурсия.
Христианские праздники. Земледельческие праздники. Коляда. Новый год.
Масленица. Семик. Чупрай. Олень – золотые рога. Тулыглап – медвежий
праздник манси и хантов. Праздник Ледохода. Сабануй. Вожодыр – цикл
новогодних праздников удмуртов. Вой – удмуртская масленица.
Обереги народов Урала. Виртуальная экскурсия.
Пояс – обережный элемент одежды. Полотенце – оберег. Куклы – закрутки.
Мунѐ – кукла-оберег у удмуртов. Куклы – треноги. Украшения – обереги.
Народные промыслы Урала. Виртуальная экскурсия.
«Уральская роспись по дереву, бересте, металлу». История возникновения
искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки,
коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы.
Особенности уральской росписи.
Тагильские подносы. Виртуальная экскурсия.
4

Урало-сибирская роспись. Мотивы уральской росписи в узорах на посуде.
Нижнетагильский поднос. Династия Худояровых. Музей истории подносного
промысла Нижнего Тагила.
Тагильские сундуки. Виртуальная экскурсия.
История сундучного промысла в Нижнем Тагиле. Технология изготовления
сундуков. Сундучные горки. Сундучные мастерские Нижнего Тагила.
Выставочная экспозиция Нижнетагильского музея быта и ремесел.
Златоустовская гравюра. Виртуальная экскурсия.
Искусство холодного оружия. История златоустовской гравюры на стали.
Мастера Шафы. Златоустовские мастера – гравировщики – Бушуевы,
Тележниковы, И.Бояршинов. Павел Петрович Аносов – булатная сталь.
Камнерезное дело на Урале. Виртуальная экскурсия.
Камнерезное искусство Урала. Отражение профессии камнереза в сказах
П.П. Бажова. Уральские поделочные камни: малахит, родонит, агат, яшма.
Основные элементы ювелирных изделий. «Сказы, спрятавшиеся в уголке
малахитовой шкатулки». Драгоценные камни Урала, их свойства и способы
обработки. Ювелирные изделия.
Художественное литье. Виртуальная экскурсия.
«Художественное литье». Каслинское чугунное литье. Изделия каслинских
мастеров. Художественные решетки и ограды города Екатеринбурга. Узоры в
изделиях каслинских мастеров.
Сказы П.П.Бажова. Виртуальная экскурсия. Викторина.
Творчество уральского писателя П.П. Бажова. Образ жизни горнозаводских
людей в сказах писателя. Язык сказов. Устаревшие слова, их значение.
Сравнительная характеристика главных действующих лиц сказов: «Малахитовая
шкатулка», «Золотой волос», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка».
Характерные герои сказов, литературных произведений об Урале.
Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. Виртуальная экскурсия. Викторина
Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка: «Серая Шейка», «Сказка про зайца –
длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Аленушкины сказки». Единство
содержания и художественной формы произведений. Добро и зло, трусость,
храбрость, хитрость в сказках писателя.
Тема 3. Моя малая Родина.
Город мой родной – Нижний Тагил. Виртуальная экскурсия.
Мой родной город Нижний Тагил. История его зарождения и развития.
События
общественной
жизни
в
родном
городе.
Местные
достопримечательности, известные люди. Правила поведения горожанина.
Достопримечательности моего города. Символика родного города. Традиции
родного города.
5

Где родился, там и пригодился. Беседа.
История и родословная моей семьи. Профессии промышленного города.
Вот моя улица, вот он мой дом!
Мой дом, улица, двор. Моя школа. Традиции моей школы. Беседа.
Мой город – часть Урала, часть России. Виртуальная экскурсия.
Родной край как часть России. Нижний Тагил – крупнейший
промышленный центр Урала. Столица Урала - город Екатеринбург. История
зарождения и развития своего края. Города Уральского региона.
Тема 4. Моя семья.
Семья – то, на чем держится мир. Беседа.
Семейные ценности и семейные традиции. Дом и семья – это отдельный
мир. Традиции моей семьи – понятие и виды. Семейные традиции праздники.
Спасибо деду за победу! Виртуальная экскурсия.
Вклад жителей Нижнего Тагила в Великую Отечественную войну. Мой дед
воевал на фронтах Великой Отечественной. Мой дед работал в тылу в годы
Великой Отечественной войны.
Профессии рабочего города. Виртуальная экскурсия.
Профессия, место работы родителей. Профессии, связанные со спецификой
местных условий.
Мои земляки – известные люди. Виртуальная экскурсия. Беседа.
Люди – труженики, прославившие Нижний Тагил и Тагильский край на всю
Россию. Я горжусь тружениками Нижнего Тагила.
Трудовые династии Нижнего Тагила. Виртуальная экскурсия.
Деятели Нижнего Тагила. Трудовые династии Нижнего Тагила.
Я – будущее страны! Беседа. Викторина.
Кем я хочу стать, когда вырасту. Профессия моей мечты.
Итоговое повторение.

6

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности













Личностные результаты:
Ученики научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать своѐ
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в
том числе во внутреннем плане, адекватно воспринимать оценку учителя,
строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск и
выделять конкретную информацию с помощью учителя, устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному
наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к
памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к
традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Школьники могут приобрести опыт работы с архивными документами и
материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по
историческим и современным местам города и области, через практические
занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с
представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой
Отечественной войны; опыт волонтѐрской деятельности; опыт организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Метапредметные результаты:
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия региона,
области, родного города, об истории родного города, об истории школы; о
семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной,
войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах
самостоятельного поиска и нахождения информации.
Формирование основ экологической культуры, для принятия ценности
исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, для формирования
гражданской идентичности в форме осознания ««Я» как гражданин России»,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, для
воспитания уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Ученики научатся включаться в творческую деятельность под руководством
учителя, строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что
7

партнѐр знает и видит, а что нет, договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов, задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности.

8

III.
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тематическое планирование
5-8 класс
Тема

Вводный урок. Знакомство с целями и задачами курса
«Мы
живем на Урале». Дом, в котором мы живем.
Урал – опорный край державы.
Топонимы Урала.
Природа Урала.
Природные богатства Урала.
Первобытный человек на Урале.
Письма из прошлого: Каповая пещера.
Урал многонациональный.
Заселение Урала русскими.
Горнозаводской Урал.
Игры коренных народов Урала.
Пещера – чум – изба: кто там жил и когда?
Устройство русской избы.
Календарные праздники коренных народов Урала.
Обереги народов Урала.
Народные промыслы Урала.
Тагильские подносы.
Тагильские сундуки.
Златоустовская гравюра.
Камнерезное дело на Урале.
Художественное литье.
Сказы П.П.Бажова.
Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Город мой родной – Нижний Тагил.
Где родился, там и пригодился.
Вот моя улица, вот он мой дом!
Мой город – часть Урала, часть России.
Семья – то, на чем держится мир.
Спасибо деду за победу!
Профессии рабочего города.
Мои земляки – известные люди.
Трудовые династии Нижнего Тагила.
Я – будущее страны!

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

34

Итоговое повторение.
Итого

1
34 ч.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».