Конструирование и дизайн

Приложение к ООП ООО,
МБОУ СОШ № 138
(утверждена приказом
от 01.09.2023 №184/3од)

Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН»
7класс

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.09.01 18:06:32
+05'00'

Пояснительнаязаписка
Актуальность,перспективность,практическаязначимость
Насовременномэтаперазвитияобществарезковозрастаеткультуробразующаяфункция
образования.

Перед

образовательными

учреждениями

стоит

задача

подготовкикультурной,творческой,саморазвивающейсяличности,обладающейключевымик
омпетенциями для успешной адаптации в современном обществе. Работая с детьми
,явыявила противоречие между стремлением учащихся к культуре и невозможностью
еѐосуществления без достаточного запаса знаний и опыта. Кроме того, анализ
литературыпозволил

выявить

противоречия

между

необходимостью

развития

эстетической
культурыучащихсяинедостаточнойразработкойпутейеѐразвитиянапрактикевпедагогике.Пр
облемакультурологическойнаправленностиновогосодержанияобразованияиреализация на
практике актуализировала разработку программы данного курса. Крометого, актуальность
обусловлена

потребностью

общества

«соц.

заказ»

в

человеке

культуры,обладающемумственными,физическими,эстетическимиидуховнымикачествами,
создающим материальные ценности, обладающие не только пользой, но и красотой
иоригинальностью.
Цели: 1. Формирование практических умений и навыков по изготовлению костюма
ивыполнениюразличных видов рукоделия.
2. Развитиетворческихихудожественныхспособностей.
3. Воспитаниеэстетическоговкуса, уважениякискусствуразныхвремѐнинародов.
Задачи:1.Формированиезнанийпоисториимодыикостюма.
2. Привитие элементарных знаний и практических умений по
выполнениюразличныхвидов рукоделия
3. Совершенствование умений и навыков образного
отображениядействительности.
4. Формированиеинтересакискусствуразныхвремѐнинародов.
5. Развитиесамостоятельности,способностикрешениютворческих задач.
6. Воспитаниекультурыипониманиякрасотыокружающегомира.
Программакурсаразработанавтеснойсвязисизучениемосновмировойхудожественной
культуры.

В

неѐ

введѐн

материал

по

истории

костюма,

орнаментальномутворчествународовмира,аранжировкицветов,моделированиюизделия.В
программе

реализованымежпредметныесвязисдисциплинамиистория,география,литература,математ
ика,эстетика, этикет,изо.
Знакомствосхудожественнымистилями,прикладнымтворчествомдаѐтучащимсяпредс
тавлениеоборганичнойсвязибытовойихудожественнойкультурынародов.Курсспособствует
развитию эстетического вкуса, повышает интерес к бытовому
труду,осознаниюособойролиженщиныматери,хозяйки,хранительницыизащитницыжизниидомашнегоочагавовсевременаи у всех
народов.
Программапозволяетучащимсяприобрестиспециальныезнанияиумения,предусматри
ваетформированиеуменийрешатьтворческиезадачи,предполагаетсамообразование,сохране
ниенациональныхтрадиций,подготовкуучащихсяксамостоятельной

трудовой

деятельностивусловияхрыночной экономики.
В программе изучаются вопросы, связанные с происхождением одежды,
историейкостюма, развитием моды, законами композиции и моделирования, народного
рукоделия.Предполагаетсяпрактическаядеятельностьпоосвоениювидоврукоделия,моделир
ования,групповыхработпоизготовлениюкостюмовразличныхэпохилиихэлементов.Атакже
индивидуальныетворческиеработыпоисториивозникновенияотдельныхэлементовкостюма,
видовотделкииукрашенийодежды,изготовленияизделийсиспользованием видов рукоделия.
Программойпредусматриваетсяпроведениезанятийпоследующимформам:
- поколичествудетей:индивидуально,парами,группами;
- по

характеру

занятий:

традиционный,

творческая

лаборатория,

работа

с

источниками,творческиепроекты,проведениеделовых,сюжетных,ролевыхигр,путешествия,
экскурсии.
Способыопределениярезультативностиизучениякурса:тестирование,защитапроекто
в,защитарефератов,выступлениясдокладамиисообщениями,выставкатворческихработ.
Программаразработанадляучащихся7классов.Состоитиз5разделов,объединѐнныхпо
смыслуисодержанию.Рассчитанана34часов,1часвнеделю.Предполагаемыерезультаты:
Программаноситпознавательныйипрактическийхарактер.Витогеизученияучащиес
ядолжны знать:
- основныепонятиясозданияодежды(моделирование,композиция,стильидр.)
- историюразвитиякостюмаимоды
- характеристикустилейразныхэпох,орнамента

- технологиювыполнения,видыиспособыизготовленияотделоккостюма
- законыкомпозиции,способымоделирования
- профессиидизайнаодежды
должныуметь:
-анализировать,сравнивать,обобщатькостюмыразныхисторических эпох
-давать оценку и характеристику стилям одежды, композиции,
декоративномуоформлению изделий
-работатьсразнымиисточниками:книгами,журналами,альбомами,картинами
-сопоставлять различные взгляды на эстетический идеал красоты разных
времѐн,обосновать своѐмнение
-соотноситьисторическиесобытияспроцессом развитиямодыикостюма
-применятьзнанияпоисториикостюмаприанализесовременноймоды
-осознанноотноситсяксвоейодежде
-устанавливать взаимосвязь между морфологическими признаками человека и
формойодежды,стиляодеждыистиляжизни
-подбиратьэлементыкостюмапозаконамкомпозиции
-эстетически грамотно оформлять костюм и декоративно украшать его,
используяразличнуютехнику рукоделия
-изготавливатьпростыецветыизткани
-выполнятьразныевидыаппликации
-выполнятьвышивкувтехникемережка
-изготавливатьизделиявтехникемакраме
-использоватьвкачествеотделкивышивкубисером,лентами,стразами,стеклярусом
-изготавливатьизделиявтехникелоскутнойпластики
Учебно-тематическийплан
№
п/п

Названиетемы
всего

1
Введение.Происхождениеодежды
1.КостюмДревнего Мира
2
Египет
3
Греция
4
Рим
5
Моделированиесовременнойодеждынаоснове

2
6
1
1
1
1
античных

6
7

драпировок
Орнаментальноеискусствонародовмира:е
гипетскийидревнегреческийорнамент
Украшениемоделейсовременнойодеждымотивами

изучаемого
орнамента
2.Западноевропейский костюм
8
РаннееСредневековье.ПозднееСредневековье.
Моделирование
наманекене
9
Орнаментальноеискусствонародовмира:китайскийияпонскийорнамен
т.Украшениеодеждымотивамиизучаемогоорнамента
10
Возрождение.Эпохаабсолютизма.
11
Орнаментальноеискусствонародовмира:
индийскийиперсидскийорнамент.
Украшениемоделейодежды

1
1

8
1
1
1
1

мотивамиизучаемогоорнамента
12
Барокко.Рококо.Выполнениемоделейодеждыметодомколлажа
13
Классицизм.Орнаментальноеискусствонародовмира:турецкийи
арабскийорнамент.
14
Искусствоаранжировкицветоввразныхстранахмира,принципы
аранжировки.Изготовлениецветовизткани
15
Ампир. Романтизм. Моделирование современной одежды с
использованиемэлементовкостюмаизучаемогопериода
3.Русскийнациональныйкостюм
32
Доисторическийпериод.МосковскаяРусь
33
Русскийкостюм18-19веков.
34
Русскийнародныйкостюм.
35
КостюмОренбургскогоказачества
36
Моделированиесовременнойодеждысиспользованиемэлементов
народногокостюма
37
Орнаментальноеискусствонародовмира:
византийскийирусский орнамент
38
Украшениемоделейодеждымотивамиизучаемогоорнамента
39
Изготовление моделей одежды по мотивам национального
костюма.
4.Советскийкостюм
40
Советскийкостюм1917-1980годов.
41
Мода21века
42
Работасжурналамимод
5.Основныевидыукрашениякостюма
43
АппликацияЗаготовкадеталейИзготовлениеаппликациивручную
изтонкойткани
44
ИзготовлениеаппликацииизтолстойтканиВыполнениеаппликации
насеткеВыполнениеаппликацииизшнура
45
Изготовление съемной аппликации Изготовление объемной
аппликацииИспользованиеаппликациидляукрашенияизделия
46
Мережка
47
Изготовлениеизделиясиспользованиемотделкимережкой
48
Макрамэ
49
Иготовлениеизделиявтехникемакрамэ
Итого:1годобучения

1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
34

Содержаниепрограммы
Раздел1.Введение.
Тема1. Происхождение одежды Костюм при первобытнообщинном
строе.Раздел2. КостюмДревнегоМира.
Тема 1. Характеристика костюмов Древнего Египта, Рима, Греции. Эстетический
идеалкрасоты.Основныеформыивидыкостюма.Ткани,цвет,головныеуборы,причѐски,обувь.
Практическаяработа:
Моделированиесовременнойодеждынаосновеантичныхдрапировок.

Тема2.Орнаментальноеискусствонародовмира:Египетскийидревнегреческийорнамент.
Практическаяработа:
Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого
орнамента.Раздел3. Западноевропейскийкостюм.
Тема1.Характеристика костюмов Средневековья. Эстетический идеал
красоты.Декоративноерешение костюма.
Технологическиеновшества.
Практическаяработа:
Моделированиенаманекене.
Тема 2. Орнаментальное искусство народов мира: Китайский и японский
орнамент.Практическаяработа:
Украшениемоделейсовременнойодеждымотивамиизучаемогоорнамента.
Тема 3. Характеристика костюма эпохи Возрождения. Эстетический идеал
красоты.Раздел4. Искусство составления букета.
Тема 1. Японская композиция в стиле
«Икебана»Практическаяработа:
Составлениекомпозицийвстиле«Икебана»
Тема 2. Характеристика костюма эпохи Абсолютизма.
Конструктивноерешениек
остюма.
Тема3.Орнаментальноеискусствонародовмира:Индийскийиперсидскийорнамент.Практ
ическаяработа:
Украшениемоделейодеждымотивамиизучаемогоорнамента.
Тема 4. Характеристика костюмов 17 и 18 веков: Барокко и Рококо. Эстетический
идеал.Созданиеи распространениемоды. Причѐски,обувь, головныеуборы.
Практическаяработа:
Выполнениемоделейодеждыметодомколлажа.
Тема5.Характеристикакостюма19века:Классицизм.Демократизацияэстетическогоидеала.
Тема 6. Орнаментальное искусство народов мира: Турецкий и арабский
орнаментРаздел5. Искусство аранжировки цветов.
Тема 1. Искусство аранжировки цветов в различных странах мира,
принципыаранжировки.
Практическаяработа:Изготовлениецветовизткани.
Тема2.ХарактеристикастилейАмпириРомантизм.Основныеформыиассортиментодежды.
Эстетический идеал
красоты.Практическаяработа
:
Моделированиемоделейсовременнойодеждысиспользованиемэлементовкостюмаизучае
могопериода.
Тема3.ХарактеристикастилейМодерниКонструктивизм.Конструктивноерешениекостюма.
Распространение
моды.Практическаяраб
ота:
Моделированиесовременнойодеждысиспользованиемэлементовкостюмаизучаемогоперио
да.
Тема4.Характеристикаевропейскогокостюма20века.Демократизациякостюмаподвлиянием
социально-экономическогоразвитияобщества.Новыйэстетическийидеал.
Раздел6.Русскийнациональныйкостюм
Тема1.Доисторическийпериод.
МосковскаяРусь.Эстетическийидеалкрасоты.Ос
обенности костюма.
Тема2.Русскийкостюм18-19веков.Петровскаяреформа.Сословныйхарактеродежды.

Тема3.Русскийнародныйкостюм.Основныевидыиформыкостюма.Способыукрашения.
Тема4.КостюмОренбургскогоказачества.Основныевидыиформыженскогоимужскогоко
стюмов. Отделка, обувь, головныеуборы.
Практическаяработа:
Моделированиемоделейсовременнойодеждысиспользованиемэлементовнародногокостюм
а.
Тема 5. Орнаментальное искусство народов мира: Византийский и русский
орнамент.Практическаяработа:
Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого
орнамента.Изготовлениемоделейодежды помотивамнародного костюма
Раздел7.Советскийкостюм
Тема1.Костюм 1917-1980годов.Формирование новой культуры и эстетического
идеалаподвлияниемреволюции1917года.Этапыразвитиякостюма.Костюмкакисточниктворчества.
Тема 2. Мода 21 века. Характеристика
стилей.Практическаяработа:
Работа с журналами мод. Зарисовка стилей и их
характеристика.Раздел8. Основныевидыукрашения костюма.
Тема 1. Аппликация. Виды аппликации. Технология выполнения. Способы
закрепления.Практическаяработа:
Изготовлениеаппликации:-объѐмной.
Тема 2. Мережка. Виды мережки. Технология
выполнения.Практическаяработа:
Изготовлениеизделиясиспользованиемотделкимережкой.
Тема 3. Макрамэ. Заготовка деталей и ниток. Техника выполнения. Виды
узлов.Практическаяработа:
Изготовлениеизделиявтехникемакрамэ.
Литература.
1.В.И.Сидоренко История стилей в искусстве и костюме.Ростов-наДону:Феникс,2004г.2.М.Н.МерцаловаКостюмразныхвремѐн и
народов.т.1,М:1993г.,т.2,М:1995г.
3.Т.Н.Соколова Орнамент-почерк
эпохи.Л.,!972г.4.Г.А.Сурганова Костюм и орнамент Древнего
мира.М.,1984г.5.Н.В.ТрухановаТехнология пошива
одежды.М.,1990г.
6.В.А.Серка Я познаю мир. История
моды.М.,2001г.7.Г.С.ГоринаМоделированиеодежды
.М.,1990г.
8. В.Брун,М.ТилькеИсториякостюма.М.1996г.
9. В.К,Ермилова Моделирование и художественное оформление
одежды.М.,2000г.10.А.И.ЧеремныхОсновыхудожественногоконструированияоде
жды.М.,1983г.
11. Г.М.ГусейновКомпозициякостюма.М.,2003г.
12. А.Ф.Бланк З.М, Фомина Практическая книга по моделированию
одежды.М.,2004г13.Рукоделие:энциклопедия,М.1993г.
14. М.КузьминаМакрамэ.М.,1994г.
15. О.И.Нагель Художественное лоскутное
шитьѐ.М.2004г.16.М.Н.Мерцалова Поэзия народного
костюма.М.,1995г.17.Т.К.СтриженоваИзисториисоветскогоко
стюма.М.,1992г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».