Приложение к ООП ООО, МБОУ СОШ № 138 (утверждена приказом от 01.09.2023 №184/3од) Давлетбаева Эльвира Хабировна РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН» 7класс Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2023.09.01 18:06:32 +05'00' Пояснительнаязаписка Актуальность,перспективность,практическаязначимость Насовременномэтаперазвитияобществарезковозрастаеткультуробразующаяфункция образования. Перед образовательными учреждениями стоит задача подготовкикультурной,творческой,саморазвивающейсяличности,обладающейключевымик омпетенциями для успешной адаптации в современном обществе. Работая с детьми ,явыявила противоречие между стремлением учащихся к культуре и невозможностью еѐосуществления без достаточного запаса знаний и опыта. Кроме того, анализ литературыпозволил выявить противоречия между необходимостью развития эстетической культурыучащихсяинедостаточнойразработкойпутейеѐразвитиянапрактикевпедагогике.Пр облемакультурологическойнаправленностиновогосодержанияобразованияиреализация на практике актуализировала разработку программы данного курса. Крометого, актуальность обусловлена потребностью общества «соц. заказ» в человеке культуры,обладающемумственными,физическими,эстетическимиидуховнымикачествами, создающим материальные ценности, обладающие не только пользой, но и красотой иоригинальностью. Цели: 1. Формирование практических умений и навыков по изготовлению костюма ивыполнениюразличных видов рукоделия. 2. Развитиетворческихихудожественныхспособностей. 3. Воспитаниеэстетическоговкуса, уважениякискусствуразныхвремѐнинародов. Задачи:1.Формированиезнанийпоисториимодыикостюма. 2. Привитие элементарных знаний и практических умений по выполнениюразличныхвидов рукоделия 3. Совершенствование умений и навыков образного отображениядействительности. 4. Формированиеинтересакискусствуразныхвремѐнинародов. 5. Развитиесамостоятельности,способностикрешениютворческих задач. 6. Воспитаниекультурыипониманиякрасотыокружающегомира. Программакурсаразработанавтеснойсвязисизучениемосновмировойхудожественной культуры. В неѐ введѐн материал по истории костюма, орнаментальномутворчествународовмира,аранжировкицветов,моделированиюизделия.В программе реализованымежпредметныесвязисдисциплинамиистория,география,литература,математ ика,эстетика, этикет,изо. Знакомствосхудожественнымистилями,прикладнымтворчествомдаѐтучащимсяпредс тавлениеоборганичнойсвязибытовойихудожественнойкультурынародов.Курсспособствует развитию эстетического вкуса, повышает интерес к бытовому труду,осознаниюособойролиженщиныматери,хозяйки,хранительницыизащитницыжизниидомашнегоочагавовсевременаи у всех народов. Программапозволяетучащимсяприобрестиспециальныезнанияиумения,предусматри ваетформированиеуменийрешатьтворческиезадачи,предполагаетсамообразование,сохране ниенациональныхтрадиций,подготовкуучащихсяксамостоятельной трудовой деятельностивусловияхрыночной экономики. В программе изучаются вопросы, связанные с происхождением одежды, историейкостюма, развитием моды, законами композиции и моделирования, народного рукоделия.Предполагаетсяпрактическаядеятельностьпоосвоениювидоврукоделия,моделир ования,групповыхработпоизготовлениюкостюмовразличныхэпохилиихэлементов.Атакже индивидуальныетворческиеработыпоисториивозникновенияотдельныхэлементовкостюма, видовотделкииукрашенийодежды,изготовленияизделийсиспользованием видов рукоделия. Программойпредусматриваетсяпроведениезанятийпоследующимформам: - поколичествудетей:индивидуально,парами,группами; - по характеру занятий: традиционный, творческая лаборатория, работа с источниками,творческиепроекты,проведениеделовых,сюжетных,ролевыхигр,путешествия, экскурсии. Способыопределениярезультативностиизучениякурса:тестирование,защитапроекто в,защитарефератов,выступлениясдокладамиисообщениями,выставкатворческихработ. Программаразработанадляучащихся7классов.Состоитиз5разделов,объединѐнныхпо смыслуисодержанию.Рассчитанана34часов,1часвнеделю.Предполагаемыерезультаты: Программаноситпознавательныйипрактическийхарактер.Витогеизученияучащиес ядолжны знать: - основныепонятиясозданияодежды(моделирование,композиция,стильидр.) - историюразвитиякостюмаимоды - характеристикустилейразныхэпох,орнамента - технологиювыполнения,видыиспособыизготовленияотделоккостюма - законыкомпозиции,способымоделирования - профессиидизайнаодежды должныуметь: -анализировать,сравнивать,обобщатькостюмыразныхисторических эпох -давать оценку и характеристику стилям одежды, композиции, декоративномуоформлению изделий -работатьсразнымиисточниками:книгами,журналами,альбомами,картинами -сопоставлять различные взгляды на эстетический идеал красоты разных времѐн,обосновать своѐмнение -соотноситьисторическиесобытияспроцессом развитиямодыикостюма -применятьзнанияпоисториикостюмаприанализесовременноймоды -осознанноотноситсяксвоейодежде -устанавливать взаимосвязь между морфологическими признаками человека и формойодежды,стиляодеждыистиляжизни -подбиратьэлементыкостюмапозаконамкомпозиции -эстетически грамотно оформлять костюм и декоративно украшать его, используяразличнуютехнику рукоделия -изготавливатьпростыецветыизткани -выполнятьразныевидыаппликации -выполнятьвышивкувтехникемережка -изготавливатьизделиявтехникемакраме -использоватьвкачествеотделкивышивкубисером,лентами,стразами,стеклярусом -изготавливатьизделиявтехникелоскутнойпластики Учебно-тематическийплан № п/п Названиетемы всего 1 Введение.Происхождениеодежды 1.КостюмДревнего Мира 2 Египет 3 Греция 4 Рим 5 Моделированиесовременнойодеждынаоснове 2 6 1 1 1 1 античных 6 7 драпировок Орнаментальноеискусствонародовмира:е гипетскийидревнегреческийорнамент Украшениемоделейсовременнойодеждымотивами изучаемого орнамента 2.Западноевропейский костюм 8 РаннееСредневековье.ПозднееСредневековье. Моделирование наманекене 9 Орнаментальноеискусствонародовмира:китайскийияпонскийорнамен т.Украшениеодеждымотивамиизучаемогоорнамента 10 Возрождение.Эпохаабсолютизма. 11 Орнаментальноеискусствонародовмира: индийскийиперсидскийорнамент. Украшениемоделейодежды 1 1 8 1 1 1 1 мотивамиизучаемогоорнамента 12 Барокко.Рококо.Выполнениемоделейодеждыметодомколлажа 13 Классицизм.Орнаментальноеискусствонародовмира:турецкийи арабскийорнамент. 14 Искусствоаранжировкицветоввразныхстранахмира,принципы аранжировки.Изготовлениецветовизткани 15 Ампир. Романтизм. Моделирование современной одежды с использованиемэлементовкостюмаизучаемогопериода 3.Русскийнациональныйкостюм 32 Доисторическийпериод.МосковскаяРусь 33 Русскийкостюм18-19веков. 34 Русскийнародныйкостюм. 35 КостюмОренбургскогоказачества 36 Моделированиесовременнойодеждысиспользованиемэлементов народногокостюма 37 Орнаментальноеискусствонародовмира: византийскийирусский орнамент 38 Украшениемоделейодеждымотивамиизучаемогоорнамента 39 Изготовление моделей одежды по мотивам национального костюма. 4.Советскийкостюм 40 Советскийкостюм1917-1980годов. 41 Мода21века 42 Работасжурналамимод 5.Основныевидыукрашениякостюма 43 АппликацияЗаготовкадеталейИзготовлениеаппликациивручную изтонкойткани 44 ИзготовлениеаппликацииизтолстойтканиВыполнениеаппликации насеткеВыполнениеаппликацииизшнура 45 Изготовление съемной аппликации Изготовление объемной аппликацииИспользованиеаппликациидляукрашенияизделия 46 Мережка 47 Изготовлениеизделиясиспользованиемотделкимережкой 48 Макрамэ 49 Иготовлениеизделиявтехникемакрамэ Итого:1годобучения 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 34 Содержаниепрограммы Раздел1.Введение. Тема1. Происхождение одежды Костюм при первобытнообщинном строе.Раздел2. КостюмДревнегоМира. Тема 1. Характеристика костюмов Древнего Египта, Рима, Греции. Эстетический идеалкрасоты.Основныеформыивидыкостюма.Ткани,цвет,головныеуборы,причѐски,обувь. Практическаяработа: Моделированиесовременнойодеждынаосновеантичныхдрапировок. Тема2.Орнаментальноеискусствонародовмира:Египетскийидревнегреческийорнамент. Практическаяработа: Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента.Раздел3. Западноевропейскийкостюм. Тема1.Характеристика костюмов Средневековья. Эстетический идеал красоты.Декоративноерешение костюма. Технологическиеновшества. Практическаяработа: Моделированиенаманекене. Тема 2. Орнаментальное искусство народов мира: Китайский и японский орнамент.Практическаяработа: Украшениемоделейсовременнойодеждымотивамиизучаемогоорнамента. Тема 3. Характеристика костюма эпохи Возрождения. Эстетический идеал красоты.Раздел4. Искусство составления букета. Тема 1. Японская композиция в стиле «Икебана»Практическаяработа: Составлениекомпозицийвстиле«Икебана» Тема 2. Характеристика костюма эпохи Абсолютизма. Конструктивноерешениек остюма. Тема3.Орнаментальноеискусствонародовмира:Индийскийиперсидскийорнамент.Практ ическаяработа: Украшениемоделейодеждымотивамиизучаемогоорнамента. Тема 4. Характеристика костюмов 17 и 18 веков: Барокко и Рококо. Эстетический идеал.Созданиеи распространениемоды. Причѐски,обувь, головныеуборы. Практическаяработа: Выполнениемоделейодеждыметодомколлажа. Тема5.Характеристикакостюма19века:Классицизм.Демократизацияэстетическогоидеала. Тема 6. Орнаментальное искусство народов мира: Турецкий и арабский орнаментРаздел5. Искусство аранжировки цветов. Тема 1. Искусство аранжировки цветов в различных странах мира, принципыаранжировки. Практическаяработа:Изготовлениецветовизткани. Тема2.ХарактеристикастилейАмпириРомантизм.Основныеформыиассортиментодежды. Эстетический идеал красоты.Практическаяработа : Моделированиемоделейсовременнойодеждысиспользованиемэлементовкостюмаизучае могопериода. Тема3.ХарактеристикастилейМодерниКонструктивизм.Конструктивноерешениекостюма. Распространение моды.Практическаяраб ота: Моделированиесовременнойодеждысиспользованиемэлементовкостюмаизучаемогоперио да. Тема4.Характеристикаевропейскогокостюма20века.Демократизациякостюмаподвлиянием социально-экономическогоразвитияобщества.Новыйэстетическийидеал. Раздел6.Русскийнациональныйкостюм Тема1.Доисторическийпериод. МосковскаяРусь.Эстетическийидеалкрасоты.Ос обенности костюма. Тема2.Русскийкостюм18-19веков.Петровскаяреформа.Сословныйхарактеродежды. Тема3.Русскийнародныйкостюм.Основныевидыиформыкостюма.Способыукрашения. Тема4.КостюмОренбургскогоказачества.Основныевидыиформыженскогоимужскогоко стюмов. Отделка, обувь, головныеуборы. Практическаяработа: Моделированиемоделейсовременнойодеждысиспользованиемэлементовнародногокостюм а. Тема 5. Орнаментальное искусство народов мира: Византийский и русский орнамент.Практическаяработа: Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента.Изготовлениемоделейодежды помотивамнародного костюма Раздел7.Советскийкостюм Тема1.Костюм 1917-1980годов.Формирование новой культуры и эстетического идеалаподвлияниемреволюции1917года.Этапыразвитиякостюма.Костюмкакисточниктворчества. Тема 2. Мода 21 века. Характеристика стилей.Практическаяработа: Работа с журналами мод. Зарисовка стилей и их характеристика.Раздел8. Основныевидыукрашения костюма. Тема 1. Аппликация. Виды аппликации. Технология выполнения. Способы закрепления.Практическаяработа: Изготовлениеаппликации:-объѐмной. Тема 2. Мережка. Виды мережки. Технология выполнения.Практическаяработа: Изготовлениеизделиясиспользованиемотделкимережкой. Тема 3. Макрамэ. Заготовка деталей и ниток. Техника выполнения. Виды узлов.Практическаяработа: Изготовлениеизделиявтехникемакрамэ. Литература. 1.В.И.Сидоренко История стилей в искусстве и костюме.Ростов-наДону:Феникс,2004г.2.М.Н.МерцаловаКостюмразныхвремѐн и народов.т.1,М:1993г.,т.2,М:1995г. 3.Т.Н.Соколова Орнамент-почерк эпохи.Л.,!972г.4.Г.А.Сурганова Костюм и орнамент Древнего мира.М.,1984г.5.Н.В.ТрухановаТехнология пошива одежды.М.,1990г. 6.В.А.Серка Я познаю мир. История моды.М.,2001г.7.Г.С.ГоринаМоделированиеодежды .М.,1990г. 8. В.Брун,М.ТилькеИсториякостюма.М.1996г. 9. В.К,Ермилова Моделирование и художественное оформление одежды.М.,2000г.10.А.И.ЧеремныхОсновыхудожественногоконструированияоде жды.М.,1983г. 11. Г.М.ГусейновКомпозициякостюма.М.,2003г. 12. А.Ф.Бланк З.М, Фомина Практическая книга по моделированию одежды.М.,2004г13.Рукоделие:энциклопедия,М.1993г. 14. М.КузьминаМакрамэ.М.,1994г. 15. О.И.Нагель Художественное лоскутное шитьѐ.М.2004г.16.М.Н.Мерцалова Поэзия народного костюма.М.,1995г.17.Т.К.СтриженоваИзисториисоветскогоко стюма.М.,1992г.