Умники и умницы НОО

Приложение к ООП НОО,
МБОУ СОШ № 138
(утверждена приказом
от 01.09.2023 №184/3од)

Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.09.01 15:46:10
+05'00'

Рабочая программа
курса внеурочной
деятельности
«Умники и умницы»
для 1 -4 классов

Содержание
1.
2.
3.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной
деятельности
Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов внеурочной деятельности

3
7
8

2

1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Содержание программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно
разделить на несколько разделов:
1.
Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется
значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания,
памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию
перечисленных
качеств.
Задачи
геометрического
характера.
Занимательные
геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных
представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры,
их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
2.
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение
логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости
мышления
3.
Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и
пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут
задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают
учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач
повторяются, но усложняется их условие и решение.
4.
Игры Зака А.З. Знакомство с играми, способствующими развитию
способности действовать в уме.
Методика организации работы детей на занятиях основывается на принципах
дидактики:
- систематичность,
-последовательность
-доступность
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
3


дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий,
не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв ления
замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной
фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов
и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи
между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).

4

Тема
Введение. Инструктаж
по ТБ.

Выявление уровня
развития познавательных
процессов

Тренировка внимания

Развитие мышления

Тренировка памяти

Совершенствование
воображения

Характеристика деятельности учащихся
1 класс
Проверка уровня развития
познавательных
качеств детей: внимания, воображения, восприятия,
памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление
обучающихся с результатами начальной диагностики.
Рекомендации от учителя по компенсации недостатков.
Знакомство с содержанием занятий курса.
Мышление и логика. Знакомство с логическими и
логически-поисковыми задачами, пути их решения.
Решение логических задач. Развитие мышления.
Составление своих логических задач. Проект «Моя
логическая задача». Алгоритм и мышление. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Проект
«Спичечный рисунок». Работа над развитием зрительной
памяти, воображения, внимания, быстроты реакции.
Графические
диктанты.
Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных
операций,
воображения.
Проектная
работа
«Воображаемая страна». Мыслим и помним. Игра
«Доверяй,
но
проверяй».
Совершенствование
мыслительных операций. Творческий проект «Моя
нестандартная задача». Графические диктанты.
Понятие
закономерности.
Примеры
закономерностей.
Числовые
и
нечисловые
закономерности.
Составление
закономерностей.
Выполнение заданий по классификации, группировке,
сравнению предметов, по поиску закономерностей.
Органы чувств: глаза. Тренировка зрительной памяти,
внимания, воображения, восприятия». Графические
диктанты.
Композиции из геометрических тел, линий.
Восстановление целого. Уникурсальные фигуры. Выбор
идентичных фигур сложной конфигурации. Работа с
замаскированным рисунком. Деление фигуры на части и
построение заданной фигуры из нескольких частей.
Работа с изографами и числограммами. Проектная
работа « Загадочный мир рисунков и фигуры».
Графические диктанты.
Загадки и их роль. Структура загадок. Тематика
загадок. Составление загадок. Проект « Лучшая моя
загадка». Слово и его значение. Словарные слова. Из
истоков слов. Изучение значения слов.
Игра
«Словарный ряд». Составление проекта «Рисунок и
слово, словосочетание». Составление небольших
рассказов по теме придуманного рисунка. Продолжение
начатого рассказа товарища. Творческая групповая
работа « Рисованный рассказ». Графические диктанты.
Определение результативности работы за год.
Проверка уровня развития познавательных качеств
детей: внимания, воображения, восприятия, памяти,
мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление
5

Развитие аналитических
способностей
Обобщающее занятие
«Наши достижения»
Свойства, признаки и
составные части предметов
Сравнение
Взаимосвязь между
видовыми и родовыми
понятиями
Элементы логики
Развитие речи

Развитие аналитических
способностей
Обобщающее занятие
«Наши достижения»
Итого
Свойства, признаки и
составные части предметов
Сравнение
Комбинаторика
Действия предметов
Взаимосвязь между
родовыми и видовыми
понятиями
Элементы логики

Развитие творческого
воображения
Практический материал
Обобщающее занятие

учащихся с результатами диагностики.
Постановка целей, определение гипотез и задач,
организация исследований, защита, участие в Малой
научно-практической конференции.
Диагностическая работа
2 класс
Определения. Ошибки в построении определений.
Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
Сходство.
Различие.
Существенные
и
характерные признаки. Упорядочивание признаков.
Правила сравнения.
Противоположные отношения между понятиями.
Виды
отношений.
Отношения
«род-вид».
Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Истинные и ложные высказывания. Правила
классификации.
Причинно-следственные
цепочки.
Рассуждения. Умозаключения.
Умение конструировать образное выражение
(сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство
со словарями. Изобразительные средства языка:
Сравнение олицетворение.
Логические упражнения. Логические задачи.
Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и
загадок. Логические игры.
Диагностическая работа
3 класс
Закономерность в чередовании признаков.
Классификация по какому-то признаку. Состав
предметов.
Сравнение предметов по признакам. Симметрия.
Симметричные фигуры.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Результат
действия
предметов.
Обратные
действия. Порядок действий. Последовательность
событий.
Математические отношения, замаскированные в
виде задач-шуток.
Логические операции «и», «или». Множество.
Элементы множества. Способы задания множеств.
Сравнение множеств. Отношения между множествами
(объединение, пересечение, вложенность). Выражения и
высказывания.
Составление загадок, чайнвордов. Создание
фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Логические упражнения. Логические игры.
Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Диагностическая работа
6

«Наши достижения»
Сравнение
Комбинаторика
Элементы логики

Развитие творческого
воображения
Практический материал
Обобщающее занятие
«Наши достижения»

4 класс
Ситуативная связь между понятиями. Образное
сравнение.
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Виды
отношений
между
понятиями.
Рефлексивность
и
симметричность
отношений.
Причинно-следственные цепочки. Логические связки
«или», «если …, то». Логические возможности.
Рассуждения. Выводы.
Оценка
ситуации
с
разных
сторон.
Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки
зрения русского языка и окружающего мира.
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические
игры. Житейские задачи.
Диагностическая работа

2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
7

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования
по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов внеурочной
деятельности
1 класс (9часов)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема учебного занятия
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
Тренировка внимания. Развитие мышления
Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления
Совершенствование воображения .Задания по
перекладыванию спичек
Развитие слуховой памяти. Развитие
мышления
Тренировка внимания. Развитие мышления
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления
Развитие логического мышления.

Кол-во
часов
1

ЭОР

1
1
1
1
1
1
1
8

Совершенствование мыслительных операций
9.
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления
на конец учебного года*«Родному городу в
подарок»
* Учѐт рабочей программы воспитания

1

2 класс (9 часов)
№
п/
п
1.

Тема учебного занятия

Выделение признаков. Различие. Сходство.
Существенные признаки. Характерные
признаки.
2.
Упорядочивание признаков. Правила
сравнения. Значение сравнения.
3.
Истинные и ложные высказывания.
4.
Правила классификации.
5.
Вопросы. Алгоритм.
6.
Речь. Техника и выразительность речи.
Закономерность в буквах и словах.
7.
Многозначные слова. Омонимы. Омофоны,
омоформы.
8. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
9. Изобразительные средства языка. Сравнение
Олицетворение. Текст. Тема текста. Заглавие.
Опорные слова.
*«Родному городу в подарок»
* Учѐт рабочей программы воспитания

Кол-во
часов
1

1

ЭОР

metodichkarps2klass.pdf
(edusite.ru)
rps2klass1chast-.pdf
(edusite.ru)
rps2klass2chast-.pdf
(edusite.ru)

1
1
1
1
1
1
1

3 класс (9 часов)
№

Тема учебного занятия

п/п

Сравнение предметов по признакам.
Логические упражнения. Игра «Угадай
предмет». Найди отличия.
3. Симметрия. Симметричные фигуры.
4. Логическая операция «и».
5. Координатная сетка.
6. Решение логических задач и задач-шуток.
Результат действия предметов. Обратные
действия.
7. Порядок действий, последовательность
событий.
8. Составление загадок, чайнвордов.
9. Выражения и высказывания. Высказывания со
связками «и», «или». Отрицание.
* Учѐт рабочей программы воспитания
1.
2.

ЭОР
Кол-во
часов
metodichkarps3klass.pdf
1
(edusite.ru)
1
rps3klass1chast-.pdf
1
1
1
1

(edusite.ru)
rps3klass2chast-.pdf
(edusite.ru)

1
1
1

9

4 класс (9 часов)
№

Тема учебного занятия

п/
п

Причинно-следственные цепочки.
Виды отношений между понятиями.
Классификация.
3. Язык и логика. Фразеологизмы.
4. Язык и логика. Образность и меткость речи.
Речевые ошибки.
5. Логические связки «или», «и». «если …, то».
6. Логические возможности.
7. Оценка ситуации с разных сторон.
8. Рассуждения. Выводы в рассуждениях.
9. Юмор и логика. Конкурс эрудитов. *«Родному
городу в подарок»
* Учѐт рабочей программы воспитания
1.
2.

Всего
часов

ЭОР

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».