Мой край НОО

Приложение к ООП НОО,
МБОУ СОШ № 138
(утверждена приказом
от 01.09.2023 №184/3од)

Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.09.01
15:31:36 +05'00'

Рабочая программа
курса внеурочной
деятельности
«Мой край»
для 1 - 4 классов

Содержание
1.
2.
3.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной
деятельности
Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов внеурочной деятельности

3
6
7

2

1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Цель программы – содействие становлению личности младших школьников,
развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным,
историческим, эстетическим наследием малой родины.
Задачи программы
- развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, села,
страны, страны, углубляя и обогащая
- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события,
происходившие в родном крае, с временной лентой развития России
- формировать умения использовать дополнительные источники информации,
находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков,
отличать реальные исторические события от вымыслов.
- создавать комфортную обстановку в учебном коллективе средствами программы.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым Нижнего Тагила и
Свердловской области, культурой, традициями, обычаями. Особое место отводится
в программе экскурсиям по историческим местам и музеям города, области.
Основные виды деятельности:
-проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, сбор гербария,
-создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, мини-газет,
-создание электронных презентаций,
-участие в акциях по сохранению природы родного края,
-коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
-рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; поездка,
-практическое занятие, викторина, консультация
-проблемная лекция, работа в музеях,
-встречи с участниками исторических событий
Формы контроля:
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие
формы контроля:
Непосредственное участие младших школьников в:
- праздниках;
- конкурсах;
- олимпиадах;
- концертах;
- социальных проектах ( коллективных творческих делах)
Устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).
1 класс
Формы организации: беседа, аудиторное занятие, практические занятия-игры,
индивидуальные формы работы с детьми, групповые формы. работа в парах, выставка,
проект.
Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество
1. История моей семьи.
Моя родословная. Изучаем генеалогическое дерево семьи.
Что рассказывают старые фотографии. Вклад семьи в развитие своего края. Традиции
семьи и их значение в жизни семьи.
3

Практические работы:
1) Составление древа семьи.
2) Исследование старых фотографий и их анализ.
3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в
развитии своего посѐлка.
4) Изучение традиций семьи и их описание.
2. История района.
История создания Дзержинского района. Уралвагонзавод градообразующее предприятие.
Народы, заселяющие населѐнный пункт. Традиции народов, живущих в городе.
Практические работы.
1) Экскурсия в краеведческий музей с целью изучения истории развития.
2) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населѐнного пункта.
3) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе.
3 История нашей школы и других учебных учреждений города
Совместно с активистами школьного музея совершаем виртуальные и
традиционные экскурсии по истории школ. Школа – эвакогоспиталь. Традиции нашей
школы.
Практическая работа
Экскурсия с творческим заданием
2 класс
Формы организации: беседа, аудиторное занятие, практические занятия-игры,
индивидуальные формы работы с детьми, групповые формы. работа в парах, выставка,
проект.
Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество
4.История открытия нашего края
Открытия и исследования Урала.
История Уральских гор. Легенды о происхождении Уральских гор (легенды об Уралбатыре, Золотом Полозе, Каменном поясе великана). Второе рождение Урала. Горная
решѐтка Урала.
Основные хребты горной части Свердловской области.
Полезные ископаемые Урала. Путешествие в Мурзинку. Древняя история подземных
кладовых.
Практические работы.
1) Работа с картой Среднего Урала.
2) Исследование полезных ископаемых Урала.
3) Составление рассказа о биографии Уральских гор.
5. Нижний Тагил – исторический центр.
История нашего города. Демидовы – владельцы уральских заводов. Легенды и были.
Происхождение названий местных населѐнных пунктов, улиц. Изучаем символы города.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Нижнего Тагила
2) Работа с топонимическим словарѐм.
3) Изучение символики города.
3 класс
Формы организации: беседа, аудиторное занятие, практические занятия-игры,
индивидуальные формы работы с детьми, групповые формы, работа в парах, выставка,
проект.
Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество
4

Свердловская область – субъект Российской Федерации.
Свердловская область на карте мира, на карте Российской Федерации.
Границы, пограничные территории.
Екатеринбург – столица нашей области. Достопримечательности и памятные места
Екатеринбурга. Самые необычные памятники.
Официальные символы.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Свердловской области.
2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.
7. Природа нашего края.
1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и
животные. Красная книга Свердловской области.
2) Край рек и озѐр. Водные объекты нашего края. Озѐра – здравницы. Характеристика
местных озер, использование в хозяйственной деятельности.
3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой.
Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика
района проживания.
Практические работы.
1) Работа с топонимическим словарѐм о происхождении названий географических
объектов.
2) Составление рассказа об озѐрах и реках Свердловской области.
3)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».
4) Составление альбома о местных животных и растениях.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие личностные
результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, интереса к истории малой
Родины, семьи, исторических и национальных корней своего народа;
• приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
• получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
• формирование активной жизненной позиции через включение обучающихся в
практическую социально-значимую деятельность;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе
представлений о социальной справедливости и свободе;
• приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия;
• развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности.
Курс внеурочной деятельности «Мой край» способствует формированию
следующих метарпедметных результатов:
познавательные универсальные учебные действия
• формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города Нижний
Тагил;
• формирование устойчивого интереса к истории и традициям своего города;
• умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
•
формирование
потребности
заниматься
исследовательской
деятельностью
индивидуально и в творческих группах.
регулятивные универсальные учебные действия
5

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности,
поиска средств ее осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
• способность анализировать поступки свои и других людей;
• приобретение опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими людьми.
• формирование у школьников общего представления об истории родного края, о
культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитание чувства гордости и патриотизма у
юного гражданина.
коммуникативные универсальные учебные действия
• формирование способности творчески мыслить и рассуждать;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• приобретение опыта социальной коммуникации;
• развитие культуры общения.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Мой край» выпускники
овладеют следующими понятиями:
 малая Родина, достопримечательности Нижнего Тагила, Свердловской области
 градообразующее предприятие,
 символы города, Лисья гора,
 Тагил многонациональный,
 память поколений,
 реликвия, семейная реликвия,
 крепостные механики-изобретатели,
 народные промыслы (подносный, бурачный), лаковая живопись,
 марка «Старый соболь», тагильский бренд,
 паровая машина, астрономические часы, музыкальные дрожки,
 индустриальное наследие,
 проект, исследовательский проект.
Выпускник научится:
 понимать предпосылки для основания родного города;
 знать краткую историю возникновения и развития Нижнего Тагила, основные
этапы его развития;
 иметь представление о традиционных промыслах Нижнего Тагила;
 оформлять результаты своей поисковой и проектной деятельности под контролем
взрослого.
Выпускник получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственные связи исторических событий в городе;
 находить и определять значение своей семьи для развития города, значение
Нижнего Тагила в исторической, социальной и экономической жизни Свердловской
области;
 иметь представление об истории развития Свердловской области с опорой на
развитие Нижнего Тагила;
 самостоятельно осуществлять поисковую и проектную деятельность, оформлять
результаты своей поисковой и проектной деятельности.
3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по
6

этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов внеурочной
деятельности
класс (16 часа)

1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема
Вводное занятие. Что значит «Мой край» *«У нас одна
планета – одно будущее»
Тайна моего имени.
Родная мама.
Семейные традиции. Проект.
Мой домашний питомец. *«У нас одна планета – одно
будущее»
Мои друзья.
Моѐ творчество. Проект.
История праздников. Мой любимый праздник.
История игрушек.
Любимая игрушка моей мамы. Проект.
Семейные реликвии. Проект.
Тайна бабушкиного сундука.
История моей школы. Экскурсия в школьный музей.
История госпиталя в школе.
*«Отчизны верные сыны»
История школьного памятника.

Количество
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Проект «Герои ВОВ»
*«Отчизны верные сыны»

16. Квест «Исторические страницы школы»
* Учёт рабочей программы воспитания

1ч.

класс (17 часа)

2
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема
История Вагонки. *«Отчизны верные сыны»
Кто строил Уралвагонзавод.
Самые красивые здания в Дзержинском районе.
Газета «Самые красивые здания в Дзержинском районе.»
Проект.
Откуда улицы берут названия.История улицы Ильича.
История проспекта Вагоностроителей.
Улицы героев. *«Отчизны верные сыны»
Дворец имени И.В.Окунева Легендарный директор
И.В.Окунев
История проспекта Дзержинского
История Пионерского сквера (экскурсия).
Площадь Славы (экскурсия).
Знаменитые люди Вагонки.
*«Отчизны верные сыны»
Знаменитые люди Вагонки. *«Отчизны верные сыны»

Количество
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
7

Памятники Вагонки. Обелиск школы № 9. История
создания.
15. Посещение музейного выставочного комплекса АО НПК
Уралвагонзавод.
16. Экскурсия в музей школы. Эвакогоспиталь 25/53
Письмо ветерану. *«Отчизны верные сыны»
17. Обобщающее занятие.
* Учёт рабочей программы воспитания
14.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

класс (17 часа)

3
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.

Тема
Где находится Свердловская область. Народы Свердловской
области.
История Нижнего Тагила. *«Отчизны верные сыны»
Легенда о вогулах.
Первые Демидовы на Урале. Дворянский герб
Демидовых.Легенда о хозяевах завода.
Была гора Высокая... *«У нас одна планета – одно будущее»
Тагильские легенды. Проект.
Водоѐмы Урала. Река Чусовая. *«У нас одна планета – одно
будущее»
Сказы Уральского леса. Заповедные места Свердловской
области. Проект. *«У нас одна планета – одно будущее»
Изобретатель Егор Кузнецов. *«Отчизны верные сыны»
Поднос Худояровых. История велосипеда Артамонова.
Памятник отцу и сыну Черепановых. Создатели первого
паровоза.
Промыслы Земли тагильской. «Плетение пояса»(народный
костюм, традиционные женские занятия) *«У нас одна
планета – одно будущее»
Достопримечательности Нижнего Тагила. Музеи нашего
города. *«Отчизны верные сыны»
Екатеринбург – столица Свердловской области.
Танк Т-34 – оружие Победы*«Отчизны верные сыны»
Путешествие в Невьянск. История наклонной башни.
Экскурсия в школьный музей.

Количество
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Проект «Школа – госпиталь»

Квест «По страницам истории школы».
*«Отчизны верные сыны»
17. Обобщающий урок.
* Учёт рабочей программы воспитания

1ч.

класс (17 часа)

4
№
п/п
1.
2.
3.

Тема
Где находится Свердловская область.
История появления Уральских гор.
Народы Свердловской области.

Количество
часов
1ч.
1ч.
1ч.
8

Природный парк «Оленьи ручьи». *«У нас одна планета –
одно будущее»
5.
Водоѐмы Урала. *«У нас одна планета – одно будущее»
6.
Река Чусовая. *«У нас одна планета – одно будущее»
7.
Сказы Уральского леса.
8.
Заповедные места Свердловской области. *«У нас одна
планета – одно будущее»
9.
Белая крепость Верхотурья.
10. Д.Н.Мамин-Сибиряк и его книги.
11. Сказы П.П.Бажова
12. Путешествие в Невьянск
13. История наклонной башни.
14. Промышленность Свердловской области.
15. Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны.
*«Отчизны верные сыны»
16. Реликвии войны. *«Отчизны верные сыны»
17. Обобщающий урок.
* Учёт рабочей программы воспитания
4.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».