Приложение к ООП НОО, МБОУ СОШ № 138 (утверждена приказом от 01.09.2023 №184/3од) Давлетбаева Эльвира Хабировна Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2023.09.01 15:31:36 +05'00' Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой край» для 1 - 4 классов Содержание 1. 2. 3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов внеурочной деятельности 3 6 7 2 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Цель программы – содействие становлению личности младших школьников, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины. Задачи программы - развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, села, страны, страны, углубляя и обогащая - различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события, происходившие в родном крае, с временной лентой развития России - формировать умения использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, отличать реальные исторические события от вымыслов. - создавать комфортную обстановку в учебном коллективе средствами программы. В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым Нижнего Тагила и Свердловской области, культурой, традициями, обычаями. Особое место отводится в программе экскурсиям по историческим местам и музеям города, области. Основные виды деятельности: -проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, сбор гербария, -создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, мини-газет, -создание электронных презентаций, -участие в акциях по сохранению природы родного края, -коллективно-творческие дела. Формы проведения: -рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; поездка, -практическое занятие, викторина, консультация -проблемная лекция, работа в музеях, -встречи с участниками исторических событий Формы контроля: В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля: Непосредственное участие младших школьников в: - праздниках; - конкурсах; - олимпиадах; - концертах; - социальных проектах ( коллективных творческих делах) Устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом). 1 класс Формы организации: беседа, аудиторное занятие, практические занятия-игры, индивидуальные формы работы с детьми, групповые формы. работа в парах, выставка, проект. Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество 1. История моей семьи. Моя родословная. Изучаем генеалогическое дерево семьи. Что рассказывают старые фотографии. Вклад семьи в развитие своего края. Традиции семьи и их значение в жизни семьи. 3 Практические работы: 1) Составление древа семьи. 2) Исследование старых фотографий и их анализ. 3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посѐлка. 4) Изучение традиций семьи и их описание. 2. История района. История создания Дзержинского района. Уралвагонзавод градообразующее предприятие. Народы, заселяющие населѐнный пункт. Традиции народов, живущих в городе. Практические работы. 1) Экскурсия в краеведческий музей с целью изучения истории развития. 2) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населѐнного пункта. 3) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе. 3 История нашей школы и других учебных учреждений города Совместно с активистами школьного музея совершаем виртуальные и традиционные экскурсии по истории школ. Школа – эвакогоспиталь. Традиции нашей школы. Практическая работа Экскурсия с творческим заданием 2 класс Формы организации: беседа, аудиторное занятие, практические занятия-игры, индивидуальные формы работы с детьми, групповые формы. работа в парах, выставка, проект. Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество 4.История открытия нашего края Открытия и исследования Урала. История Уральских гор. Легенды о происхождении Уральских гор (легенды об Уралбатыре, Золотом Полозе, Каменном поясе великана). Второе рождение Урала. Горная решѐтка Урала. Основные хребты горной части Свердловской области. Полезные ископаемые Урала. Путешествие в Мурзинку. Древняя история подземных кладовых. Практические работы. 1) Работа с картой Среднего Урала. 2) Исследование полезных ископаемых Урала. 3) Составление рассказа о биографии Уральских гор. 5. Нижний Тагил – исторический центр. История нашего города. Демидовы – владельцы уральских заводов. Легенды и были. Происхождение названий местных населѐнных пунктов, улиц. Изучаем символы города. Практические работы. 1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Нижнего Тагила 2) Работа с топонимическим словарѐм. 3) Изучение символики города. 3 класс Формы организации: беседа, аудиторное занятие, практические занятия-игры, индивидуальные формы работы с детьми, групповые формы, работа в парах, выставка, проект. Виды деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество 4 Свердловская область – субъект Российской Федерации. Свердловская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории. Екатеринбург – столица нашей области. Достопримечательности и памятные места Екатеринбурга. Самые необычные памятники. Официальные символы. Практические работы. 1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Свердловской области. 2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации. 7. Природа нашего края. 1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Свердловской области. 2) Край рек и озѐр. Водные объекты нашего края. Озѐра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности. 3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания. Практические работы. 1) Работа с топонимическим словарѐм о происхождении названий географических объектов. 2) Составление рассказа об озѐрах и реках Свердловской области. 3)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года». 4) Составление альбома о местных животных и растениях. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие личностные результаты: • формирование основ российской гражданской идентичности, интереса к истории малой Родины, семьи, исторических и национальных корней своего народа; • приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; • формирование активной жизненной позиции через включение обучающихся в практическую социально-значимую деятельность; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о социальной справедливости и свободе; • приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия; • развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности. Курс внеурочной деятельности «Мой край» способствует формированию следующих метарпедметных результатов: познавательные универсальные учебные действия • формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города Нижний Тагил; • формирование устойчивого интереса к истории и традициям своего города; • умение устанавливать связи между прошлым и современностью; • формирование потребности заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах. регулятивные универсальные учебные действия 5 • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, поиска средств ее осуществления; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; • способность анализировать поступки свои и других людей; • приобретение опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими людьми. • формирование у школьников общего представления об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитание чувства гордости и патриотизма у юного гражданина. коммуникативные универсальные учебные действия • формирование способности творчески мыслить и рассуждать; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • приобретение опыта социальной коммуникации; • развитие культуры общения. В результате освоения курса внеурочной деятельности «Мой край» выпускники овладеют следующими понятиями: малая Родина, достопримечательности Нижнего Тагила, Свердловской области градообразующее предприятие, символы города, Лисья гора, Тагил многонациональный, память поколений, реликвия, семейная реликвия, крепостные механики-изобретатели, народные промыслы (подносный, бурачный), лаковая живопись, марка «Старый соболь», тагильский бренд, паровая машина, астрономические часы, музыкальные дрожки, индустриальное наследие, проект, исследовательский проект. Выпускник научится: понимать предпосылки для основания родного города; знать краткую историю возникновения и развития Нижнего Тагила, основные этапы его развития; иметь представление о традиционных промыслах Нижнего Тагила; оформлять результаты своей поисковой и проектной деятельности под контролем взрослого. Выпускник получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи исторических событий в городе; находить и определять значение своей семьи для развития города, значение Нижнего Тагила в исторической, социальной и экономической жизни Свердловской области; иметь представление об истории развития Свердловской области с опорой на развитие Нижнего Тагила; самостоятельно осуществлять поисковую и проектную деятельность, оформлять результаты своей поисковой и проектной деятельности. 3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по 6 этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов внеурочной деятельности класс (16 часа) 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тема Вводное занятие. Что значит «Мой край» *«У нас одна планета – одно будущее» Тайна моего имени. Родная мама. Семейные традиции. Проект. Мой домашний питомец. *«У нас одна планета – одно будущее» Мои друзья. Моѐ творчество. Проект. История праздников. Мой любимый праздник. История игрушек. Любимая игрушка моей мамы. Проект. Семейные реликвии. Проект. Тайна бабушкиного сундука. История моей школы. Экскурсия в школьный музей. История госпиталя в школе. *«Отчизны верные сыны» История школьного памятника. Количество часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Проект «Герои ВОВ» *«Отчизны верные сыны» 16. Квест «Исторические страницы школы» * Учёт рабочей программы воспитания 1ч. класс (17 часа) 2 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема История Вагонки. *«Отчизны верные сыны» Кто строил Уралвагонзавод. Самые красивые здания в Дзержинском районе. Газета «Самые красивые здания в Дзержинском районе.» Проект. Откуда улицы берут названия.История улицы Ильича. История проспекта Вагоностроителей. Улицы героев. *«Отчизны верные сыны» Дворец имени И.В.Окунева Легендарный директор И.В.Окунев История проспекта Дзержинского История Пионерского сквера (экскурсия). Площадь Славы (экскурсия). Знаменитые люди Вагонки. *«Отчизны верные сыны» Знаменитые люди Вагонки. *«Отчизны верные сыны» Количество часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 7 Памятники Вагонки. Обелиск школы № 9. История создания. 15. Посещение музейного выставочного комплекса АО НПК Уралвагонзавод. 16. Экскурсия в музей школы. Эвакогоспиталь 25/53 Письмо ветерану. *«Отчизны верные сыны» 17. Обобщающее занятие. * Учёт рабочей программы воспитания 14. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. класс (17 часа) 3 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Тема Где находится Свердловская область. Народы Свердловской области. История Нижнего Тагила. *«Отчизны верные сыны» Легенда о вогулах. Первые Демидовы на Урале. Дворянский герб Демидовых.Легенда о хозяевах завода. Была гора Высокая... *«У нас одна планета – одно будущее» Тагильские легенды. Проект. Водоѐмы Урала. Река Чусовая. *«У нас одна планета – одно будущее» Сказы Уральского леса. Заповедные места Свердловской области. Проект. *«У нас одна планета – одно будущее» Изобретатель Егор Кузнецов. *«Отчизны верные сыны» Поднос Худояровых. История велосипеда Артамонова. Памятник отцу и сыну Черепановых. Создатели первого паровоза. Промыслы Земли тагильской. «Плетение пояса»(народный костюм, традиционные женские занятия) *«У нас одна планета – одно будущее» Достопримечательности Нижнего Тагила. Музеи нашего города. *«Отчизны верные сыны» Екатеринбург – столица Свердловской области. Танк Т-34 – оружие Победы*«Отчизны верные сыны» Путешествие в Невьянск. История наклонной башни. Экскурсия в школьный музей. Количество часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Проект «Школа – госпиталь» Квест «По страницам истории школы». *«Отчизны верные сыны» 17. Обобщающий урок. * Учёт рабочей программы воспитания 1ч. класс (17 часа) 4 № п/п 1. 2. 3. Тема Где находится Свердловская область. История появления Уральских гор. Народы Свердловской области. Количество часов 1ч. 1ч. 1ч. 8 Природный парк «Оленьи ручьи». *«У нас одна планета – одно будущее» 5. Водоѐмы Урала. *«У нас одна планета – одно будущее» 6. Река Чусовая. *«У нас одна планета – одно будущее» 7. Сказы Уральского леса. 8. Заповедные места Свердловской области. *«У нас одна планета – одно будущее» 9. Белая крепость Верхотурья. 10. Д.Н.Мамин-Сибиряк и его книги. 11. Сказы П.П.Бажова 12. Путешествие в Невьянск 13. История наклонной башни. 14. Промышленность Свердловской области. 15. Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны. *«Отчизны верные сыны» 16. Реликвии войны. *«Отчизны верные сыны» 17. Обобщающий урок. * Учёт рабочей программы воспитания 4. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 9