Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся» 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №138 (МБОУ СОШ №138)
Утверждаю
директор МБО СОШ № 138
_______ Э.Х.Давлетбаева
«28» марта 2022г.,
приказ № 50од
Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2022.03.28
14:04:35 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Развитие функциональной грамотности обучающихся»
5-9 классы

1

Аннотация
Данная программа курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной
грамотности обучающихся» оразработана на основе:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
3.Постановление Главного Государственного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015г);
4.Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников».
5.Программа
курса
«Развитие
функциональной грамотности
обучающихся»/ А.В.Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю.Ерофеева, Н.А. Родионова,
С.Г.Афанасьева, А.А. Гилев и др. – Самара: СИПКРО, 2019.
Актуальность программы.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в
конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в
обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и
стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью
людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В
дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и
т.д. ЕЕ изучение осуществляется в тесном контакте с предметами учебного
плана. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в
первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием
качества
общего
образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?», - является PISA (Programmefor International Student
Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и
умения, необходимые для полноценного функционирования человека в
современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида
грамотности: читательскую,
математическую,
естественнонаучную,
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7
2

мая 2018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году
необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность
знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека
в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только
для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства
выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом
задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках
2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что
результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся
являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории
молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально
успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия
своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована
еще и
тем, что
субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует
их функциональная грамотность.
Цели и задачи рабочей программы
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
-способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные рассуждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
-способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
3

целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
-способности человека приниматьэффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.
Общая характеристика учебного курса.

Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной
грамотности обучающихся» рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы),
реализуется из части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений и включает 4 модуля (читательская,
естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Занятия
проводятся в соответствии с расписанием на учебный год в учебных
кабинетах.
Разработанный календарно-тематический план программы описывает
содержание модуля из расчета одного часа в неделю (34 часа в год) в каждом
классе.
Таким образом, общее количество часов на изучение данного курса с 5-9 класс
составляет 170 часов.
Основные формы деятельности, используемые на занятиях внеурочной
деятельности:
-теоретические (беседы, диалог, дискуссия, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
-практические (конкурсы, ролевые игры, проектная работа ,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, работа с документами, СМИ,
работа с компьютером, другими информационными носителями).

4

Содержание курса
5 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и действий над ними. Счѐт и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной).
Длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки.
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой
и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности» Как появились деньги? Что
могут деньги?
Деньги в разных странах.
Деньги настоящие и ненастоящие.
Как разумно делать покупки?
5

Кто такие мошенники?
Личные деньги.
Сколько стоит «свое дело»?
Проведение рубежной аттестации
6 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времѐн.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской
позиции в художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчѐт, репортаж).
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на чѐтность (чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности. Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тепло и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления
теплового расширения для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель Солнечной системы.
Царства живой природы.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»
деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она
разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы на неѐ. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
6

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Личные деньги.
Проведение рубежной аттестации.
7 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовать текстовую информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль
текста,
предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики
и диаграммы.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни
Элементы теории
множеств как объединяющее основание многих
направлений математики
Решение геометрических задач исследовательского характера
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твѐрдых тел,
жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твѐрдых телах.
Механическое движение. Инерция.
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Атмосферные явления. Ветер.
Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воздуха в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура
подводной сферы.
Исследование
океана.
Использование подводных дронов.
Растения. Генная модификация растений.
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и
морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелѐтные птицы. Сезонная миграция.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
7

Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье?
Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Все про кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный
Банк в кармане. Проведение рубежной аттестации.
8 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально делового стиля. Деловые
ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной
ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная
аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение
формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения
между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в различных
процессах.
Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или
иного события.
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа
моделирования
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Занимательное
электричество.
Магнетизм и электромагнетизм.
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
8

Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ про кредит
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный
Банк в кармане
Проведение рубежной аттестации
9 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.
Сопоставление содержания текстов официально делового стиля. Деловые
ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной
ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная
аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение
формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора,
соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение,
равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в различных
процессах.
Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или
иного события.
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа
моделирования
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Занимательное электричество.
Магнетизм и электромагнетизм
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
9

Системы жизнедеятельности человека.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.
Проведение рубежной аттестации.
Резервные уроки
Каждый модуль заканчивается проведением рубежной аттестации,
завершающей освоение программы по соответствующему году обучения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Одним из приоритетных планируемых образовательных результатов является
формирование функциональной грамотности обучаемого. Этот термин отражает
обще-учебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет
внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования.
Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
Личностные результаты:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края,
страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней);

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

10

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;


11

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;



12

оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.


13

1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделяют: математическую грамотность,
читательскую
грамотность,
естественно-научную грамотность, финансовую грамотность, глобальные
компетенции и креативное мышление.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
14

представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются
тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в
различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения
поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы,
которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину
могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений
формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных
предметных областей легко актуализируются школьником и используются для
решения конкретных проблем.
Класс

Грамотность
Читательская

Математическая

Естественнонаучная Финансовая

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов

находит и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте

находит и
извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях в
различном контексте

находит
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

6 класс
Уровень
понимания и
применения

применяет
извлеченную
из текста
информацию
для решения
разного рода
проблем
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную
из текста

применяет
математические
знания для
решения разного
рода проблем

объясняет и
описывает
естественнонаучные
явления на основе
имеющихся научных
знаний

применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем

формулирует
математическую
проблемуна
основе анализа
ситуации

анализирует
информацию в
финансовом
контексте

оценивает
форму и
содержание
текста в
рамках

интерпретируети
оценивает
математические
данные в
контексте лично

распознает и
исследует личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном контексте
интерпретирует и
оценивает личные,
местные,
национальные,
глобальные

7 класс
Уровень анализа
и синтеза

8
класс
Уровень оценки
(рефлексии) в
рамках
предметного

оценивает
финансовые
проблемы
различном в
контексте
15

содержания

предметного
содержания

значимой
ситуации

9
класс
Уровень оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в
рамках
метапредметн
ого
содержания

интерпретирует
и оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной
ситуации

5-9 классы

оценивает
содержание
прочитанного
с позиции
норм морали
и
общечеловечес
ких ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

естественнонаучные
проблемыв
различном контексте
врамках предметного
содержания
интерпретирует
и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных
проблемах в
различном контексте
в рамках
метапредметного
содержания
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
естественнонаучных
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

оценивает
финансовые
проблемы,
делает выводы,
строит
прогнозы,
предлагает пути
решения

оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
их ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых
воспитательных результатов разного уровняинформационноисследовательской
деятельности.
Результаты первого уровня приобретение школьниками социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результаты второго уровня формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Результаты
третьего
уровня
приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия.

16

17

Тематическое планирование курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся»
5 класс
№
урока

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Формы
деятельности

ЦОР

Модуль 1. Читательская грамотность (8 часов)
1.1

1 неделя

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?

1

Беседа, конкурс

1.2

2 неделя

1

5 неделя

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

6 неделя
7,8 неделя

Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации

1
2

Работа в парах, ролевая
игра
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями
Игра «Что? Где?
Когда?»
Ролевая игра
Тестирование

1.3
1.4

3, 4 неделя

1.5
1.6
1.7
1.8

2

https://media.prosv.ru/fg/

Модуль 2. Математическая грамотность (8 часов)
2.1

9 неделя

Сюжетные задачи, решаемые с конца

1

2.2

10 неделя

1

2.3

11 неделя

2.4

12 неделя

2.5

13 неделя

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и
тех, кто всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи
на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на
части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной). Длительность
процессов окружающего мира.

1
1

1

Обсуждение,
практикум
Обсуждение, урокисследование
Беседа, обсуждение,
практикум
Игра -исследование,
конструирование

https://media.prosv.ru/fg/

Обсуждение,
моделирование

18

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде 1
таблиц, диаграмм, графиков
15,16 неделя Проведение рубежной аттестации
2

Урок-практикум

3.1

17 неделя

3.2

Наблюдение физических https://media.prosv.ru/fg/
явлений
Презентация,
учебный
эксперимент,

2.6
2.7
2.8

14 неделя

Тестирование,
проект
Модуль 3. Естественнонаучная грамотность (8 часов)
1

18 неделя

Устройство динамика. Современные акустические
системы. Шум и его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы.

3.3

19 неделя

Вода. Уникальность воды.

1

3.4

20 неделя

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой о рудой.

1

3.5

21 неделя

Атмосфера Земли

1

Наблюдение физических
явлений
Работа с коллекцией
минералов и горных
пород
Презентация, беседа

3.6

22 неделя

1

Презентация, беседа

3.7
3.8

23, 24
неделя

Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

1

Модуль 4. Финансовая грамотность (8 часов)
4.1

25 неделя

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседа, диалог, дискуссия https://media.prosv.ru/fg/

4.2

26 неделя

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра

4.3

27 неделя

Как разумно делать покупки?

1

Круглый стол, игра

4.4

28 неделя

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол

4.5

29 неделя

Личные деньги

1

4.6

30 неделя

Сколько стоит «своѐ дело»?

1

Игра

2

Проект

2

Тестирование

4.7-4.8

31,32неделя Проведение рубежной аттестации

4.9- 33, 34 неделя Проведение промежуточной аттестации
4.10

Беседа, дискуссия

19

6 класс
№
урока

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Вид деятельности

ЦОР

Модуль 1. Читательская грамотность (8 часов)
1.1

1 неделя

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении

1

Лекция, беседа

1.2

2 неделя

Доклад, беседа

1.3

3 неделя

1.4

4 неделя

Древнерусская летопись как источник информации о 1
реалиях времени
Сопоставление содержания художественных текстов. 1
Определение авторской позиции в художественных
текстах
Работа с текстом: как понимать информацию,
1
содержащуюся в тексте?

1.5

5 неделя

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет,
репортаж)

1

1.6

6 неделя

1

Викторина, беседа

1.7

7 неделя

Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты

1

Самостоятельная работа,
беседа

1.8

8 неделя

Проведение рубежной аттестации

1

Проект

https://media.prosv.ru/fg/

Самостоятельная работа,
беседа
Беседа,
самостоятельная
работа
Работа с компьютером,
беседа

Модуль 2. Математическая грамотность (9 часов)
2.1

9 неделя

2.2

10 неделя

2.3

11 неделя

2.4

12 неделя

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
1
температура, расстояние
Вычисление величины, применение пропорций прямо 1
пропорциональных отношений для решения проблем

Круглый стол, игра

Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары)

1

Самостоятельная
работа

1

Самостоятельная работа,
беседа

https://media.prosv.ru/fg/

Самостоятельная работа,
беседа

20

2.5

13 неделя

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

1

2.6

14 неделя

Графы и их применение в решении задач

1

2.7

15 неделя

2.8

16 неделя

2.9

17 неделя

Геометрические задачи на построение и изучение
1
свойств фигур: геометрические фигуры на клеточной
бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности,
1
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
Проведение рубежной аттестации
1

Самостоятельная работа,
беседа
Самостоятельная работа,
беседа
Беседа,
моделирование
Беседа,
моделирование
Тестирование

Модуль 3. Естественнонаучная грамотность (8 часов)
3.1

18 неделя

3.2

19 неделя

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома
20,21 неделя Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Кипение
22,23 неделя Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы
24 неделя
Царства живой природы
25 неделя

Проведение рубежной аттестации

1
1
2
2
1
1

Беседа, диалог, дискуссия https://media.prosv.ru/fg/
Самостоятельная
работа, дискуссия
Самостоятельная
работа, беседа
Моделирование,
беседа
Беседа, диалог,
дискуссия
Тестирование

Модуль 4. Финансовая грамотность (9 часов)

4.2
4.3

Удивительные факты и истории о деньгах.
1
Нумизматика. "Сувенирные деньги". Фальшивые
деньги, история и современность
27, 28 неделя Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная
2
плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

4.4

29 неделя

4.5

30 неделя

4.6

31 неделя

4.7

32 неделя

4.1

26 неделя

Беседа, диалог, дискуссия https://media.prosv.ru/fg/
Круглый стол, игра

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды
Социальные выплаты: пенсии, пособия

1

Беседа, дискуссия

1

Беседа, диалог, дискуссия

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего
нужно учиться?
Личные деньги

2

Викторина, ролевая игра

1

Проект
21

4.8
4.9

33, 34 неделя Проведение рубежной аттестации

Тестирование

2

7 класс
№
п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Кол-во
часов

Вид деятельности

ЦОР

Модуль 1. Читательская грамотность (8 часов)
1.1

1 неделя

Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации

1

Беседа, диалог,
дискуссия

1.2

2 неделя

1

Работа на компьютере,
беседа

1.3

3 неделя

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели дальнейшего
использования?
Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа

1

Беседа, диалог,
дискуссия

1.4

4 неделя

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

1

Работа с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы
Проведение рубежной аттестации

2

Беседа, диалог,
дискуссия
Беседа, диалог,
дискуссия
Тестирование

1.5 - 5,6 неделя
1.6
1.7 -1.8 7, 8 неделя

2

https://media.prosv.ru/fg/

Модуль 2. Математическая грамотность (8 часов)
2.1

9 неделя

Моделирование изменений окружающего мира с
помощью линейной функции

2.2

10 неделя

2.3

11 неделя

2.4

12 неделя

Геометрические задачи на построения и на изучение 1
свойств фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач практического содержания
Решение задач на вероятность событий в реальной
1
жизни
Элементы теории множеств как объединяющее
1
основание многих направлений математики

1

Самостоятельная
работа

https://media.prosv.ru/fg
/

Самостоятельная работа,
беседа
Самостоятельная работа,
беседа
Беседа, диалог,
дискуссия
22

2.5 2.6
2.7
2.8

13, 14 неделя Решение геометрических задач исследовательского
характера

2

Самостоятельная работа,
дискуссия

15,16 неделя Проведение рубежной аттестации

2

Проект

Модуль 3. Естественнонаучная грамотность (10часов)
3.1

17 неделя

Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твѐрдых тел, жидкостей и
газов. Диффузия в газах, жидкостях и твѐрдых телах
Механическое движение. Инерция

3.2

18 неделя

3.3

19 неделя

3.4

20 неделя

3.5

21 неделя

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
1
Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение
их происхождения
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей 1
и океанов. Структура подводной сферы. Исследование
океана. Использование подводных дронов
Растения. Генная модификация растений
1

22 неделя

1

Беседа, викторина

1

Доклад, беседа

1

Беседа, викторина

2

Тестирование

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых
3.7
23 неделя
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы
3.8
24 неделя
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция
птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы.
Сезонная миграция
3.9 –3.10 25,26 неделя Проведение рубежной аттестации
3.6

1

Лекция, беседа

1

Беседа, диалог,
дискуссия
Доклад, беседа

https://media.prosv.ru/fg/

Доклад, беседа
Беседа, викторина

Модуль 4. Финансовая грамотность (8 часов)
4.1 - 4.2 27,28 неделя Что такое налоги и почему мы их должны платить?
4.3
29 неделя
Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?
4.4
30 неделя
Виды социальных пособий. Если человек потерял
работу
4.5
31 неделя
История возникновения банков. Как накопить, чтобы
купить? Всѐ про кредит

2
1

Беседа, квест-игра
Беседа, викторина

1

Беседа, дискуссия

1

https://media.prosv.ru/fg/

Доклад, беседа

23

4.6
4.7-4.8

32 неделя

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая 1
карта - твой безопасный Банк в кармане
33,34 неделя Проведение рубежной аттестации
2

Беседа, дискуссия
Тестирование,
проект

8 класс
№

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Вид деятельности

Модуль 1. Читательская грамотность (8 часов)
1.1

1 неделя

Определение основной темы и идеи в драматическом 1
произведении. Учебный текст как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов официально
1
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из
1
текста в изменѐнной ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
1
выполнению работы, правила, уставы, законы)

1.2

2 неделя

1.3

3 неделя

1.4

4 неделя

1.5

5 неделя

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

1.6

6 неделя

1

1.7

7неделя

1.8

8 неделя

Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.

1
1

Работа с компьютером,
беседа

https://media.prosv.ru/fg/

Беседа, дискуссия
Работа с компьютером,
беседа
Работа с компьютером,
беседа
Работа с компьютером,
беседа
Беседа, диалог
Беседа,
тестирование
Тестирование

Модуль 2. Математическая грамотность (9 часов)
2.1

9 неделя

2.2

10 неделя

Работа с информацией, представленной в форме
1
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных 1
ситуациях и применение формул в повседневной
жизни.

Работа с компьютером,
беседа
Беседа, дискуссия,
практикум

https://media.prosv.ru/fg/

24

2.3

11 неделя

Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.

1

2.4

12 неделя

1

2.5

13 неделя

2.6

14 неделя

Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника), относительное расположение,
равенство.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
Интерпретация трѐхмерных изображений,
построение фигур.

2.7

15 неделя

1

2.8

16 неделя

Определение ошибки измерения, определение
шансов
того или иного задач,
события.
Решениенаступления
типичных математических

1

Доклад, беседа

1

1

Беседа,
обсуждение,
практикум.
Беседа, обсуждение,
практикум.
Беседа,

1

обсуждение,
практикум.
Проект

требующих прохождения этапа моделирования
2.9

17 неделя

Проведение рубежной аттестации

Беседа,
обсуждение,
практикум.
Беседа,
обсуждение,
практикум.

Модуль 3. Естественнонаучная грамотность (7 часов)
3.1

18 неделя

Занимательное электричество.

1

3.2

19 неделя

Магнетизм и электромагнетизм.

1

Лекция, беседа

3.3

20 неделя

1

Доклад, беседа

3.4

21 неделя

1

3.5

22 неделя

3.6

23 неделя

Строительство плотин.
Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность .
Системы жизнедеятельности человека.

Лекция, беседа,
дискуссия
Лекция, беседа,
дискуссия
Лекция, беседа,
дискуссия

3.7

24 неделя

Проведение рубежной аттестации.

1

1
1

Беседа, викторина

https://media.prosv.ru/fg/

Тестирование

Модуль 4. Финансовой грамотность (10 часов)
4.1

25 неделя

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.

1

Беседа, квест-игра

https://media.prosv.ru/fg/
25

4.2

26 неделя

Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.

1

Беседа, дискуссия

4.3

27 неделя

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

1

Беседа, викторина

4.4

27 неделя

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и
малый бизнес.
29,30 неделя Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели.
31,32 неделя Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и
риски связанные с ними.
33, 34 неделя Проведение рубежной аттестации.

1

Беседа, практикум

2

Беседа, практикум

2

Беседа, практикум

4.5
4.6
4.7-4.8
4.9
4.10

Тестирование
проект

2

9 класс
№
урока

Дата

1.1

1 неделя

1.2

2 неделя

1.3

3 неделя

1.4

4 неделя

1.5

5 неделя

1.6

6 неделя

1.7

7неделя

1.8

8 неделя

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Вид деятельности

Модуль 1. Читательская грамотность (8 часов)
Определение основной темы и идеи в драматическом 1
Беседа, практикум
произведении.
Сопоставление содержания текстов официально
1
Беседа, практикум
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из
1
Беседа, практикум
текста в изменѐнной ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
1
Лекция, беседа,
выполнению работы, правила, уставы, законы)
практикум
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
Беседа, практикум
Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).

1

Беседа, практикум

1

Беседа, практикум

Проведение рубежной аттестации.

1

Проект

ЦОР

https://media.prosv.ru/fg/

26

Модуль 2. Математическая грамотность (9 часов)
2.1

9 неделя

Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

2.2

10 неделя

1

2.3

11 неделя

1

Беседа, практикум

2.4.

12 неделя

1

Беседа, практикум

2.5

13 неделя

1

2.6

14 неделя

Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной
жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника), относительное расположение,
равенство.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
Интерпретация трѐхмерных изображений,
построение фигур.

Беседа,
обсуждение,
практикум
Беседа, практикум

1

Доклад, беседа,
практикум
Лекция, беседа

2.7

15 неделя

Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.

1

Беседа, практикум

2.8

16 неделя

1

Беседа, практикум

2.9

17 неделя

Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования
Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

https://media.prosv.ru/fg/

Модуль 3 Естественнонаучная грамотность (7 часов)
3.1

18 неделя

Занимательное электричество.

1

Беседа, викторина

3.2

19 неделя

Магнетизм и электромагнетизм.

1

Лекция, беседа

3.3

20 неделя

1

3.4

21 неделя

Строительство плотин.
Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы.

1

Лекция,
презентация,
беседа
Доклад, беседа

3.5

22 неделя

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность .

1

Лекция, беседа, тест

https://media.prosv.ru/fg/

27

3.6

23 неделя

Системы жизнедеятельности человека.

1

Доклад, беседа

3.7

24 неделя

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование

4.1

25 неделя

4.2

26 неделя

4.3

27 неделя

4.4

27 неделя

4.5

29 неделя

4.6

30 неделя

4.7

31 неделя

4.8
4.10

32-34
недели

Модуль 4 Финансовая грамотность (10 часов)
Потребление или инвестиции? Активы в трех
1
Лекция, беседа
измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
1
Лекция, дискуссия,
капиталов.
беседа
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
1
Круглый стол
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и
малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и
риски связанные с ними.
Проведение рубежной аттестации.

1

Ролевая игра

1

Лекция, беседа

1

Лекция, беседа

1

Тестирование

Резерв

3

Викторина, проект

https://media.prosv.ru/f
g/

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».