Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №138 (МБОУ СОШ №138) Утверждаю директор МБО СОШ № 138 _______ Э.Х.Давлетбаева «28» марта 2022г., Приказ №50 од Давлетбаев а Эльвира Хабировна Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2022.03.28 13:39:14 +05'00' ПРОГРАММА КУРСА«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» для учащихся 8-9 классов 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Содержание программы «Профориентация» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию,исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на будущуюжизнь. На изучение курса выделяются 68часов (34 часав 8 классе и 34 часа в 9классе). При этом 70% учебного времени отводится на теоретические и 30%—на практические занятия .Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта. Актуальностьпрограммы.Данныйкурсспособствуетактивизациипроцессасамопозна ния, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей,поможет им в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборепрофессии. Целью программы является оказание психологической помощи старшеклассникам вличностномипрофессиональномсамоопределенииивыборесучѐтомпрофиляобучениянабли жайшиегоды,азатемпрофессии. Задачиреализациикурсасостоятвтом,чтобыучащиеся: — составилицелостноепредставлениеомирепрофессий;освоилипонятия,характеризу ющиепрофессиональнуюдеятельностьчеловека; — исследовалисобственныепознавательныеинтересы,склонности,способности; — определилипутииспособыразвитияпознавательныхиличностныхвозможностей всистемеобразовательнойподготовкикбудущейпрофессии. Методыведениязанятийвыбирались,исходяизихвыраженнойпрактическойнаправлен ности. Перечень методов работы на занятиях включает, кроме информирования,применениедиагностическихметодик,дискуссию,ролевоепроигрывание,п сихотехнические приѐмы. В процессе преподавания курса используются разнообразныеформы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, ролевыеигры,творческиеэтюды,деловыеигры. 2 Формыконтроля Рефлексияпокаждомузанятиювформевербальногопроговаривания,ведениерабочей тетради в 8 классе «Основы профессионального самоопределения» и заполнениедневникасамонаблюденияв9классе«Мояпрофессиональнаякарьера»,выполнени едомашних заданий, арт-рефлексии, рефлексии с использованием техники «Письмо себе,любимому». Программой в 8 и 9 классах предусматривается выполнение и защита творческогопроекта «Мой выбор» в 8 классе и «Я в мире профессий» в 9 классе. Проект долженотражать теоретическуюипрактическуючастипрограммы. Примерныйпереченьформируемыхзнанийиумений Учащиесядолжнызнатъ: — значение профессионального самоопределения, требования к составлениюпрофессиональногоплана; — правилавыборапрофессии; — понятиеопрофессияхипрофессиональнойдеятельности; — понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а такжепсихофизиологическихипсихологическихресурсахличностивсвязисвыборомпрофесс ии; — понятиеотемпераменте,ведущихотношенияхличности,эмоциональноволевойсфере,интеллектуальныхспособностях,стилях общения; — значениетворческогопотенциалачеловека,карьеры. Учащиесядолжныуметъ: — соотноситьсвоииндивидуальныеособенностистребованиямиконкретнойпрофесс ии; — составлятьличныйпрофессиональныйпланимобильноизменятьего;использоватьп риемысамосовершенствованияв учебнойи трудовойдеятельности; — анализироватьпрофессиограммы,информациюопрофессияхпообщимпризнакам профессиональной деятельности, а также методаххозяйствованиявусловияхрынка; 3 о современных формах и — преодолеватьбарьерыобщения,стереотипыповедения,распознаватьманипуляции; развитие умения адекватного использования невербальных и вербальныхсредстввыразительностивпроцессеобщения; — ставить перспективные цели и планировать способы их достижения; развитиеуменийпрезентоватьсебяисвоюдеятельностьврамкахразработанныхпроектов;форм ированиеуверенногоповеденияв ситуацияхпрофессиональныхпроб; — пользоватьсясведениямиопутяхполученияпрофессиональногообразования. Учебно-методическоесопровождениепрограммы: — тетрадьпокурсу«Основыпрофессиональногосамоопределения»(дляучащихся8кла сса); — сборник инструкций к тетради обучающихся по курсу «Основыпрофессиональногосамоопределения»(дляучителя); — дневниксамонаблюденияв9классе«Мояпрофессиональнаякарьера». Оборудование: — мультимедийныйпроектор; — компьютер; — магнитофон; — наглядныепособия:карты,схемы,иллюстрации. Основныепонятиякурса Психологическая готовность подростка к вступлению во взрослую жизнь — наличие способностей и потребностей, которые позволят подростку с возможной полнотойреализоватьсебявобществе,втруде,вбудущейсемейнойжизни.Это,вопервых,потребностьвобщенииивладенииспособамиегопостроения;вовторых,теоретическоемышлениеиумениеориентироватьсявразличныхформахтеоретическогос ознания,чтовыступаетввидесложившихсяосновнаучногоиобщественногомировоззрения,атак же развитойрефлексии,спомощьюкоторой 5 обеспечиваетсяосознанноеикритическоеотношениексебе;втретьих,владениетрудовыминавыками,позволяющимивключитьсявпроизводственнуюдеяте льность,осуществляяеенатворческихначалах. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и местасредидругихлюдей.Отсамооценкизависятеговзаимоотношениясокружающими,требов ательностьксебе,отношениекуспехаминеудачам. Самоопределениеличности—самостоятельныйвыборчеловекомсвоегожизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условийжизни. Личностноесамоопределение— этоопределениесебяотносительновыработанныхвобществе(ипринятыхданнымчеловеком)к ритериевстановленияличностиидальнейшаядейственнаяреализациясебянаосновеэтихкрите риев.Личностноесамоопределениеформируетсяраньшепрофессионального,наосновеличнос тногосамоопределенияскладываютсятребованиякпрофессии. Профессиональное самоопределение — поиск и нахождение личностного смысла ввыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакже— нахождениесмыславсамомпроцессесамоопределения. Самосознание—осознаниечеловекомсамогосебя,своихсобственныхкачеств. Общение—обменинформациеймеждулюдьми,ихвзаимодействие. Сотрудничество— стремлениечеловекаксогласованной,слаженнойработеслюдьми.Готовностьподдержатьиока затьпомощьим. Коммуникативнаясфераличности— сообщениеинформациикакпередачаинтеллектуальногосодержания;ориентировананасовмес тноепостижениепредметаиформированиеновых приемовиспособовобщенияи поведения. Коммуникативныеспособности—индивидуальнопсихологическиеособенностиличности,обеспечивающиеэффективностьееобщенияисовмес тимостьсдругимилюдьми. Коммуникативнаякомпетентность— соответствиекоммуникативногоповеденияданнойситуациии егоэффективность. 6 Эмпатия—переживаниечувств,мыслейилиустановокдругогочеловека. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживаниесубъектомтехжеэмоциональныхсостояний,которыеиспытываетдругой человек,через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственныхэмоциональныхсостояний поповодучувствдругого. Рефлексия— процесссамопознаниячеловекомвнутреннихпсихическихактовисостояний. ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН Тема Количеств очасов Часть1.Профориентацияиосновысоциализацииличности 8 класс Раздел1.Основыжизненногоипрофессиональногосамоопределения(6ч) Введениевкурс«Основыпрофессиональногосамоопределения» Основыжизненногоипрофессиональногосамоопределения.Смыслицельжи зни человека Сущностьиструктурапроцессапрофессиональногосамоопределенияиразви тия Значение,ситуацияиправилавыборапрофессии Типичныеошибкипривыборепрофессии Творческийпроект«Мойвыбор».Сущностьиструктура 1 1 1 1 1 1 Раздел2.Миртрудаипрофессий(6ч) Профессияиспециальность:происхождениеисущность Многообразиемиратруда Классификацияпрофессий.Формулапрофессии Профессиональнаядеятельностьикарьерачеловека Рыноктрудаиеготребованиякпрофессионалу Диагностикапотеме«Миртрудаипрофессии» 1 1 1 1 1 1 Раздел3.Человекипрофессия(11ч) Профессиональноважныекачестваличности Интересыисклонности.Мотивывыборапрофессии Ценностныеориентациииихрольвпрофессиональномсамоопределении Особенностипсихическихпроцессовивыборпрофессии 7 1 1 1 1 Тема Темпераментивыборпрофессии Количеств очасов 1 Характеривыборпрофессии Рольспособностейвпрофессиональнойдеятельности Типличностиивыборпрофессии Здоровьеивыборпрофессии Профессиональнаяпригодностьисамооценка Диагностикапотеме«Человекипрофессия» Раздел4.Слагаемыеуспехавпрофессиональномсамоопределении(11ч) Анализпрофессиональнойдеятельности Профессиональныепробыитворческиепроекты Профильноеобучение,предпрофильнаяподготовка Путиполученияпрофессиональногообразования Профессиональнаяконсультация(экскурсиинапредприятия,вцентр занятости) Профессиональноесаморазвитиеисамовоспитание Творческийпроект«Мойвыбор»:разработкаиоформление Деловаяигра«Мойвыбор» Итоговоезанятие«Яимирпрофессий» Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 34 Часть2.Яимояпрофессия9класс Раздел1.Я-Человек(10ч) Знаетеливысебя? Чтотакоетренинг?Правилатренинговыхзанятий Понятиеоличности Ценностныеориентацииличности Характер Потребностичеловека Мышление Каналывосприятияинформации.Умениераспознаватьлюдейсучетом ведущегоканалавосприятия Раздел2.Яидругие(7ч) Защитаотманипуляций Эмоции,мимикаижесты Конструктивноевзаимодействие Умениепониматьдругих 8 1 1 1 1 1 1 1 3 4 1 1 1 Тема Количеств очасов Раздел3.Яипрофессия(17ч) Чтотакоепрофессия? Склонностиипрофессиональнаянаправленность Какдостичьуспехавпрофессии? Профессиональныероли Специфическиепрофессиональноважныекачествадляразныхтипов профессий Уверенность.Саморегуляция Рыноктруда.Резюме.Собеседование Защитатворческогопроекта«Явмирепрофессий» Информационнаяработа Всего ИТОГОпокурсу«Профориентация» СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ Часть1.Профориентацияиосновысоциализацииличности 8класс Раздел1.Основыжизненногоипрофессиональногосамоопределения Занятие1.Введениевкурс«Основыпрофессиональногосамоопределения»(1ч) Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядоквыполненияизащитытворческогопроекта«Мойвыбор».Литературапо курсу. Практическаяработа.Составлениесловарякуроку. Занятие 2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смыслицельжизничеловека(1ч) Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональноесамоопределение,их сущностьивзаимосвязь.Смыслицельжизничеловека. 9 1 1 1 1 2 1 2 2 5 34 68 Личностныйисоциальныйаспектывыборапрофессии.Рольосознанногосмыслажизниввыборепр офессии. Практическаяработа.Выписатьвтетрадьопорныепонятия.Сформулироватьизаписат ь в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия». Занятие 3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения иразвития(1ч) Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес кработе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес,склонность,профессиональныйидеал,мотивывыборапрофессии,профессиональное самопознание,профессиональноепризвание.Показателипрофессиональногосамоопределени я: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональноестремление. Этапыпрофессиональногосамоопределенияисаморазвитияличности.Практическаяра бота.Выписатьвтетрадьопорныепонятия.Выписатьвтетрадьиосмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет к твердоизбранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди понейупорнокнамеченнойцели— тогдаудастсяутебяжизнь». Занятие4.Значение,ситуацияиправилавыборапрофессии(1ч) Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выборапрофессии.Ситуациявыборапрофессии:«Хочу-МогуНадо».Требованияквыборупрофессии.Условияоптимального(правильного)выборапрофесс ии.Правилавыборапрофессии.Путиприобретенияпрофессии. Практическаяработа.Записатьвтетрадьопорныепонятияиправилавыборапрофессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление пометодике«Картаинтересов». 10 профессиональных интересов Занятие5.Типичныеошибкипривыборепрофессии(1 ч) Типичныеошибкипривыборепрофессии. Незнаниемирапрофессий. Незнаниеправилвыборапрофессий.Незнаниесебя. Практическаяработа.Решениеситуацийвыборапрофессий.Заполнитьтаблицу. Незнаниемирапрофессий Незнаниесебя Незнаниеправилвыборап рофессии Устаревшиепредставленияохарактер е труда и условиях труда вконкретныхпрофессиях Предубеждения в отношениипрестижностипро фессии Необъективнаяоценкасвоихв озможностей Неумениесоотнестисвои способности с требованиямипрофессии Отождествлениеучебного предметаспрофессией Переносотношениякчеловекун апрофессию Выборпрофессии«Зак омпанию» Неумениеопределитьпутип риобретенияпрофессии Занятие6.Творческийпроект«Мойвыбор».Сущностьиструктура(1ч) Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи икомпоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта: обоснованиепрофессии,профессиограммапрофессии,профессиональнаяпроба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, планподготовкикприобретениюпрофессии,готовностькпрофессиональному самоопределению,литература. Практическаяработа.Записьвтетрадиосновныхпонятий. Раздел2.Миртрудаипрофессий Занятие7.Профессияиспециальность:происхождениеисущность(1ч) Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машиннаяиндустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда:международное,отраслевое,технологическое,функциональное,профессиональ ное, 11 специальное.Сущность понятий«профессия», «специальность», «квалификация», «должность».Основныехарактеристикипрофессий. Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведениедидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто большезнаетпрофессий».Упражнение«Цепочкапрофессий». Занятие8.Многообразиемиратруда(1ч) Сущностьивидытруда.Процесструда.Функциичеловекавпроцессетруда.Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности.Сферы,отраслиисекторыэкономики.Сферыматериальногоинематериальногоп роизводства.Отрасльтруда.Предпринимательствокаксфератрудовойдеятельности.Цель,зна чение,формы предпринимательства. Практическаяработа.Записатьосновныепонятия.Заполнитьтаблицу. Позиции Содержание Моябудущаяпрофессия Сфераэкономики Отрасльэкономики Секторэкономики Занятие9.Классификацияпрофессий.Формулапрофессии(1ч) Способыклассификациипрофессий,ихдостоинстваинедостатки.Классификационныеп ризнаки.КлассификацияпрофессийЕ.А.Климовапопредмету,цели,орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий.Формула профессии и ее роль в процессе подготовкиучащихся к профессиональномусамоопределению. Практическаяработа.Записьвтетрадьосновныхпонятий.Дидактическаяигра «Классификацияпрофессий».Определениешкольникамиформулысвоейбудущейпрофессии. 12 Занятие10.Профессиональнаядеятельностьикарьерачеловека(1ч) Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметытруда,результаты.Профессиональнаякомпетентность,профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональнойэтики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональнойкарьеры. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Заполнениетаблицы. Позиции Содержание Моябудущаяпрофессия Цельдеятельности Задачидеятельности Предметтруда Средстватруда Результатытруда Требуемый уровеньобразования Возможностипрофессионального роста (разряд, класс, категория,звание) Возможнаязаработнаяплата Занятие11.Рыноктрудаиеготребованиякпрофессионалу(1ч) Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица ипричины ее появления. Статус безработного. Требования к современномупрофессионалу.ПрофессиивXXIвеке.РыноктрудагородаилирайонаП МР. Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить втетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессиональногоидеала,которого можносчитатьобразцом дляподражанияв будущей профессиональнойдеятельности. Занятие12.Диагностикапотеме«Миртрудаипрофессии»(1ч) 13 Практическая работа. Работа с тестами, дидактические игры «Профессия набукву»,«Авотия!» 14 Раздел3.Человекипрофессия Занятие13.Профессиональноважныекачестваличности(1ч) Сущность и структура профессионально важных качеств человека.Направленность личности, показатели профессиональной направленности.Ориентациянагруппуродственныхпрофессий.Профессиональноепр извание. Знания,умения,навыки.Типологическиеособенностичеловека.Общие,особенныеисп ецифическиепрофессиональноважныекачестваличности. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Заполнитьтаблицу. Профессиональныекачества,необходимыедляовладениявыбранноймноюпрофессии Общие Особенные Специфические Занятие14.Интересыисклонности.Мотивывыборапрофессии(1ч) Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса отсклонности.Профессиональныеинтересыисклонности,ихрольвпроцессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональныхинтересов.Мотивывыборапрофессии.Группымотивоввыбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные,престижные. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определение склонностейшкольниковксферепрофессиональнойдеятельности(методикаОПГ)имо тивоввыборабудущейпрофессии(анкетамотивоввыборапрофессии). Занятие 15. Ценностные ориентации и их роль в профессиональномсамоопределении(1ч) Ценностнаяориентациякакизбирательное отношениечеловека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок ипредпочтений.Системаценностныхориентаций,виды ценностей. 15 Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определениеценностейшкольниковспомощьюметодики«Кчемустремятсялюдивжиз ни». 16 Занятие16.Особенностипсихическихпроцессовивыборпрофессии(1 ч) Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие,представление.Видыпредставлений.Внимание,свойствавнимания.Память,еевид ы.Мышление.Воображение.Эмоции,чувства,воля:сущностьифункции.Видыэмоциональны хсостояний.Рольпознавательныхпроцессов,эмоций,чувствиволивпрофессиональномсамооп ределенииипрофессиональнойдеятельностичеловека. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определениеособенностейпо знавательныхпсихическихпроцессовиэмоциональноволевойсферышкольниковпоразличнымметодикам. Занятие17.Темпераментивыборпрофессии(1ч) Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенностипроявлениявучебнойипрофессиональнойдеятельности.положительныеиотрица тельныехарактеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональнойдеятельностичеловека. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определениетипатемперамен ташкольниковпометодике Айзенка. Занятие18.Характеривыборпрофессии(1ч) Определениепонятия«характер».Чертыитипыхарактера.Положительныеиотрицатель ные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различнымвидам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии.Общиетребования типовпрофессиикхарактеручеловека. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определениеособенностейха рактерапометодике«Мойхарактер». Занятие19.Рольспособностейвпрофессиональнойдеятельности(1ч) Сущностьпонятия«способности»,общиеиспециальныеспособности.Уровниразвитияс пособностей:неспособность,способность,талант,гениальность.Основныесвойстваспециаль ныхспособностей.Задаткикакпредпосылка 17 формированияиразвитияспособностей.Способностиивыборпрофессии.Типыпрофессийисп ециальныеспособности. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Выявлениесклонностейиспос обностейучащихсяприпомощиметодики«КОС»и «Определениесклонностей». Занятие20.Типличностиивыборпрофессии(1 ч) Понятиетипизации.Социальнопрофессиональныетипылюдей:реалистический(практический),интеллектуальный,артистич еский,социальный,предприимчивый(предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферыдеятельности.Взаимоотношениятиповлюдей:схожиеипротивоположныетипы.Типли чностии профессиональная деятельность. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Выявлениетипаличностипом етодикеДж.Холланда. Занятие21.Здоровьеи выборпрофессии(1ч) Понятиездоровья.Учетсостоянияздоровьяпривыборепрофессии.Группыпрофессийпо степениихвлиянияназдоровьечеловека.Дееспособность,трудоспособность,работоспособнос ть.Медицинскиепоказанияипротивопоказания.Ограничения пригодности при профессиональной различных заболеваниях. Укреплениездоровьявсоответствиистребованиямипрофессии.Работоспособность.Рольрежи мадняиактивногоотдыхав сохранении иукрепленииздоровья. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. школьникамиособенностейсвоегоздоровьяпометодике«Картаздоровья». 18 Выявление Занятие22.Профессиональнаяпригодностьисамооценка(1ч) Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональнойпригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ-Я»каксистемапредставленийосебе.Структура«Образ- Я»:знанияосебе,оценкасебя,умениеуправлятьсобой.Реальное«Я»,идеальное«Я»,«Я»глазамидругихлюдей. «Яконцепция»какдинамическаясистемапредставленийчеловекаосамомсебе.Самооценкакакко мпонент«Яконцепций».Сущностьиуровнисамооценки.Характеристикизаниженной,завышеннойиадекв атнойсамооценки. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Выявлениепоразличныммето дикампрофессиональнойпригодностишкольниковкпредполагаемымвидамдеятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровеньсамооценки». Занятие23.Диагностикапотеме«Человекипрофессия»(1ч) Практическаяработа.Работастестами.Дидактическиеигры«Автопортрет», «Звездныйчас». Раздел4.Слагаемыеуспехавпрофессиональномсамоопределении Занятие24.Анализпрофессиональнойдеятельности(1ч) Источникиинформацииопрофессиях.Сущность,назначениеиструктурапрофессиогра ммы.Психограммакаксоставнаячастьпрофессиограммы.Рольпрофессиограммипсихограмм вподготовкеучащихсякпрофессиональномусамоопределению. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Ознакомлениеспрофессиогра ммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемойпрофессии. Упражнение«Самая,самая...». 19 Занятие25.Профессиональныепробыитворческиепроекты(1ч) Сущностьифункциипрофессиональнойпробывпрофессиональномсамоопределении.С одержаниепрофпробпотипампрофессий.Этапывыполненияиуровнисложностипрофпроб.Ас пектыпрофпроб:технологический,ситуативный,функциональный.Индивидуальныеигруппо выепрофпробы.Анализиоценкавыполненныхпрофессиональныхпроб. Сущностьиклассификациятворческихпроектов.Требованияктворческимпроектам. Этапывыполнениятворческихпроектов. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Дидактическаяигра «Человек-профессия».Игровые упражнения«Ктоестькто»,«Спящийгород». Занятие26.Профильноеобучение,предпрофильнаяподготовка(1ч) Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структурасодержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы повыбору.Профилиобучения.Целиизадачипредпрофильнойподготовкивыпускниковосновн ойшколы.Компонентыпредпрофильногообучения:краткосрочныекурсыповыбору,професси ональнаяинформация,профессиональнаяконсультацияидиагностика. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий. Занятие27.Путиполученияпрофессиональногообразования(1ч) Профессиональноеобразование.Государственныйстандартпрофессиональногообразо вания.Уровнипрофессиональногообразования:начальное,среднее,высшее,послевузовское. Профессиональноеобразовательноеучреждение.Системапрофессиональной кадров: ученичество, профессиональные подготовки пробы, курсоваяформаподготовкикадров,училища,техникумы,лицеи,ССУЗы,институт,академия,у ниверситет,аспирантура,докторантура,ординатураиинтернатура,институтыповышенияквал ификации.Источникиинформацииопрофессиональныхучебныхзаведениях. 20 Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий,видовучрежденийначального ,среднегоивысшегопрофессиональногообразования.Ознакомлениеспрофессиональнымиуч ебнымизаведениямиПМР.Дидактическаяигра«Пятьшагов». Занятия 28-29. Профессиональная консультация (экскурсии на предприятия, в центрзанятости)(2ч) Сущность,цель,задачипрофессиональнойконсультации.Видыизадачипрофессиональ ной консультации.Формы проведения профессиональных консультаций.Подготовкаучащихсякпрофессиональнойконсультации. Практическаяработа.Составлениеотчетаобэкскурсии.Составлениеперечнявопросов кпрофконсультантам. Занятие30.Профессиональноесаморазвитиеисамовоспитание(1ч) Человеческиересурсы.Видывозможностейчеловека:интеллектуальные,физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемысаморазвитиячеловекомсвоихпрофессиональноважныхкачеств.Профессиональноес амовоспитание.Методыпрофессиональногосамовоспитания:самоубеждение,самовнушение ,самоприказ,самообразование,самоконтроль,самооценка. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Составлениешкольникамипл анаподготовкикприобретениюпрофессии. Занятия31-32.Творческийпроект«Мой выбор»:разработкаиоформление(2ч) Цельизадачитворческихпроектов«Мойвыбор».Компонентыпроекта«Мойвыбор».Тре бованиякоформлениюпроекта.Порядокпроведениязащитыпроекта.Критерииоцениванияпр оект. Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Ознакомлениеспримерамитв орческихпроектов«Мойвыбор»,выполненныхученикамипредыдущихклассов.Выполнениеи оформлениепроекта.Заполнениекартыготовностикпрофессиональномусамоопределению. 21 Занятие33.Деловаяигра«Мой выбор»(1ч) Защитатворческихпроектов.Критерииоценкиихвыполненияизащиты.Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представлениеучащимисяпояснительнойзапискиирезультатовпрофессиональныхпроб,отве тынавопросы.Оцениваниезащиты,подведениеитогов. Практическаяработа.Представлениеизащитапроектов.Упражнение«Подарок». Занятие34.Итоговоезанятие«Яимирпрофессий» Практическаяработа.Моделированиевариантовповедениявпроблемныхситуациях. Учебно-методическаялитература Литературадляпедагога 1. Введениевмирпрофессий.Классныечасы,игры,конкурсы//Авторы-составители О.Е. Багрова, Н.Г. Федоркина, И.Г. Смирнова, Г.П. Попова. — Волгоград:Учитель,2009. 2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — В 3 кн.:кн.1.Общиеосновыпсихологии.—2-еизд.—М.:Просвещение: ВЛАДОС,1995. 3. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.:Просвещение,Учебная литература,1996. 4. Школаивыборпрофессии/Подред.В.А.Полякова,С.Н.Чистяковой,Г.Г.Агаповой.— М.:Педагогика,1987. 5. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Э.М. Митиной. — М.,2003. 6. ШвабЕ.Д.Психологическаяпрофилактикаикоррекционноразвивающиезанятия(Явмирепрофессий). —Волгоград:Учитель,2007. 7. РезапкинаГ.В.Яимояпрофессия//Школьныйпсихолог. 22 8. КлимовЕ.А.Образмиравразнотипныхпрофессиях.—М.:МГУ,1995. 9. КлимовЕ.А.Развивающийсячеловеквмирепрофессий.—Обнинск, 1993. 10. Лучшиепсихологическиетестыдляпрофотбораипрофориентации/Подред. А.Ф.Кудряшова.—Петрозаводск,1992. 11. ПрошицкаяЕ.Н.Выбирайтепрофессию.—Просвещение,1991. 12. ПряжниковН.С.Профессиональноеиличностноесамоопределение,— М.;Воронеж:МОДЭК,1996. Литературадляучащихся 1. КлимовЕ.А.Каквыбиратьпрофессию:Кн.дляучащихся.—2-еизд.доп.идораб. —М.:Просвещение, 1990. 2. Мояпрофессиональнаякарьера:Пособиедля учащихся.—М.,1993. 3. Энциклопедиядлядетей:выборпрофессии/Ред.Е.Ананьева;отв.ред.В.Белоусова.— М.:Аванта,2003. Часть2.Яимояпрофессия9класс Раздел1.Я-Человек(10ч) Занятие1.Знаетеливысебя?(1ч). Знакомство,диагностика ожиданий, обсуждениецелейизадач,информированиеонаукепсихологии.Практическаяработа. Тест«Довольныливысобой?». Занятие2.Чтотакоетренинг?Правилатренинговыхзанятий(1ч). Обсуждениеопределенияифункцийтренинга,правилтренинговыхзанятий.Практическаяработ а. Техника«Письмосебе,любимому».Занятие 3.Понятиеоличности(1 ч). Знакомствоспонятиями«личность»,«индивидуальность». Практическаяработа. Тест«Чтовызаптица?». 23 Занятие4.Ценностныеориентацииличности(1ч). Понятие«ценности». Практическаяработа.Опросник«Какпоживаешь?». Занятие5.Характер(1ч).Определениехарактера,«Притчаокаменотесе,которыйхотелсеб едругойжизни». Деловыеигры«Качества»и«Чертыхарактера». Занятие6.Потребностичеловека(1ч).Устноесочинение«Неотсвоеголица»(карточки),п онятиеопотребностях(«мозговойштурм»). Творческоезаданиепогруппам.«Пирамида»потребностейА.Маслоу,презентация работ. Занятие7.Мышление(1ч). Определениепонятия«мышление»,видымышления. Практическаяработа.Тест«Художникилимыслитель?»,упражнение«Способы примененияпредметов». Занятия 8-10. Каналы восприятия информации. Умение распознавать людей сучетомведущегоканалавосприятия(3ч).Определениеканаловвосприятияинформациичел овеком:«аудиальныйканал», «визуальныйканал»,«кинестетическийканал». Практическаяработа.Выявлениеведущегоканалавосприятия,характеристикачеловек а,укоторогототилиинойканалявляетсяведущим,закреплениезнанийвпрактическихупражнен иях. Раздел2.Я идругие(7ч) Занятия1114.Защитаотманипуляций(4ч).Понятие,цель,свойство,видыманипуляций,примеры манипуляций,принципысамоконтроля. Практическаяработа.Тест«Наскольковыпроницательны?»,ролевыеигрынапроработ кувозможныхдействийприобнаруженииманипуляций,тест«Способностьвоздействоватьнао кружающих». 24 Занятие15.Эмоции,мимикаижесты(1ч).Понятия«эмоции»,«интуиция», «наблюдательность»,«ощущения»,«восприятие»,выполнениезадания«Понимаетеливыязыкми мики?»,понятие«жест», видыжестов. Практическиезаданиянаразвитиеуменияпонимать«языкжестов». Занятие16.Конструктивноевзаимодействие(1ч).Понятия«конструктивноевзаимодейс твие», «деструктивноевзаимодействие». Практическаяработа.Тест«Вашстильобщения»,разработкаалгоритмауспешногособесе дника. Занятие17.Умениепониматьдругих(1ч).Дискуссияозначениивизуальногоконтакта впроцессеобщения,техника«Письмосебе,любимому». Практическаяработа.Рефлексияпокурсувформеминисочинениянатему«Чтоязнаюосебе». Раздел3.Я ипрофессия(17ч) Занятие18.Чтотакое«профессия»?(1ч).Знакомствоспонятиями«профессия», «специальность». Практикум.КлассификациятиповпрофессийпоЕ.А.Климову.Занятие19. Интересы и выбор профессии (1 ч). Знакомство с понятием «интерес» (мозговой штурм).Практическая работа. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.Занятие20.Склонностиипрофессиональнаянаправленность (1ч). Знакомство с понятиями «склонность», «профессиональная направленность». Повторениеклассификации типов профессий по Е.А. Климову. Практическая работа. Опросник Е.А.Климова«ДДО». Занятие 21. Как достичь успеха в профессии? (1 ч). Работа со слагаемыми выборапрофессии:«Хочу»,«Могу»,«Надо».Дискуссиянатему«Качестваличности,способств ующиеуспеху». 25 Занятие22.Профессиональныероли(1ч) Практическая работа. Профориентационная игра «Три судьбы». Обсуждение такиххарактеристикчеловека,как «труженик», «лентяй»,«бездарность». Занятия 23-24. Специфические профессионально важные качества для разныхтиповпрофессий(«Человек-человек»,«Человек-техника»,«Человекзнаковаясистема»,«Человек-художественныйобраз»,«Человекприрода»)(2ч).Введениепонятий «профессионально важные качества» (ПВК), «психограмма». Знакомства с ПВКдля людей, выбирающих профессию соответственно классификации типов профессий поЕ.А.Климову. Практическая работа. Изучение методики «Логическое мышление», «Вербальнаяпамять». Самостоятельнаяработа вдневникесамонаблюдений«Моймир». Занятие 25. Уверенность. Саморегуляция (1 ч). Обсуждение по теме «Что даетчеловекуумениерасслабляться». Практическаяработа.Обучениевыполнениюупражнений,направленныхнавосстанов лениедыхания;навоссозданиеобразовресурсов,способствующихснятиютелесногонапряжения,телесномурасслаблениюимобилиз ациимышления.Обменопытом «Способыснятиянапряжения». Занятия2627.Рыноктруда.Резюме.Собеседование(2ч).Знакомствостребованиямирынкатруда,правил амисамопрезентации.Варианты«заманчивых»предложенийнарынкетруда:«почтоваяпирами да»,«сизифовтруд»,«домашнийофис», «испытательныйсрок».Введениепонятий«резюме»,«собеседование». Практическаяработа.Составлениерезюме,проведениесобеседования. Занятия28-29.Защитатворческогопроекта«Явмирепрофессий»(2ч). Практическая работа. Представление различных форм разработанных участникамикурса творческого проекта по теме«Я в мире профессий».Интерактивная игра «Мойпрофессиональныйвыбор». Занятия 30-34. Информационная работа (5 ч). Организация экскурсий в центрзанятости,напредприятия,фирмы.Посещениесреднеспециальных,высшихобразовател ьных учреждений в Дни открытых дверей. Проведение встреч с людьми техпрофессий, 26 которыенаиболеепривлекательны для обучающихся. 27 Списоклитературы Теоретическийблок 1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля старшегоподростка//Мирпсихологиии психологиявмире.— 1995. 2. КонИ.С.Психологияраннейюности:Кн.дляучителя.—М.:Просвещение,1989. 3. НемовР.С.Психология:Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений.—4-еизд.— М.:ВЛАДОС,2000. 4. ПряжниковН.С.,ПряжниковаЕ.Ю.Психологиятрудаичеловеческогодостоинства :Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений.—М.:Академия,2001. 5. Рабочаякнигашкольногопсихолога/И.В.Дубровина,М.К.Акимова,Е.М.Борисоваид р./Подред.И.В.Дубровиной.—М.:Международнаяакадемия,1995. Практическийблок 1. ГоноховаТ.Труднобытьсобой.Урокипсихологиивстаршихклассах//Школьныйпси холог,2003,№41,42. 2. ЛидерсА.Г.Психологическийтренингсподростками:Учебноепособиедлястуд.выс ш.учеб.заведений.—2-еизд.,стер. —М.:Академия,2004. 3. Программа предпрофильного элективного курса «Твой выбор — твое будущее».Программаразработанатворческо-поисковойгруппойпедагоговпсихологовобразовательныхучрежденийСоветского районаг.Волгограда. 4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (811классы). —М.:ВАКО,2005. 5. АннЛ.Ф.Психологический тренингсподростками.—СПб.:Питер,2003. 6. РодионовВ.,ЛангуеваЕ.Манипуляция:игры,вкоторыеиграютвсе.Программатрени нговыхзанятий для учащихсястаршихклассов//Школьныйпсихолог,2005, №2,5. 7. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (911классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Поднауч.ред.Л.А.Обуховой.—М.:ВАКО,2005. 28 8. СамоукинаН.В.Игрывшколеидома:психотехническиеупражнения,коррекционн ыепрограммы. —Ярославль:Академияразвития:АкадемияХолдинг,2004. 9. Сборник программ элективных курсов по психологии. — Волгоград: Изд- воВГИПКРО,2005(приложениекжурналу«Учебныйгод»,№22,серия«Элективныекурсы».Вы п.11). 10. ШеховцоваЛ.,ШеховцовО.Психологическоесопровождениевыборапрофессии вшколе: Учеб.пособие.—СПб.:Феникс,2006. Литературадляобучающихся 1. АксеновД.В.,БорисоваВ.А.Генийобщения.—АкадемПроект,2004. 2. ДоценкоЕ.Л.Психологияманипуляции:Феномены,механизмыизащита.—М., 1996. 3. КашановР.Р.Курспрактическойпсихологии,илиКакнаучитьсяработатьи добиватьсяуспеха.—М.:Аст-пресс,Ижевск:ИздательствоУдмуртскогоуниверситета,1999. 4. ПрихожанА.М. Психологиянеудачника.—М.,2000. 5. ПономаренкоЛ.П.,БелоусовР.В.Психологиядлястаршеклассников.—М., 2002. 6. Романова Е.С. 99 популярных профессий: профессиограммы.—СПб.:Питер,2004. 29 Психологический анализ и