Программа курса Профориентация для учащихся 8-9 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №138 (МБОУ СОШ №138)
Утверждаю
директор МБО СОШ № 138
_______ Э.Х.Давлетбаева
«28» марта 2022г.,
Приказ №50 од

Давлетбаев
а Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2022.03.28
13:39:14 +05'00'

ПРОГРАММА КУРСА«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
для учащихся 8-9 классов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Содержание

программы

«Профориентация»

предполагает

побудить

старшеклассников к активному самопознанию,исследованию собственных познавательных
ресурсов и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на
будущуюжизнь.
На изучение курса выделяются 68часов (34 часав 8 классе и 34 часа в 9классе). При
этом 70% учебного времени отводится на теоретические и 30%—на практические занятия
.Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта.
Актуальностьпрограммы.Данныйкурсспособствуетактивизациипроцессасамопозна
ния, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей,поможет им
в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборепрофессии.
Целью программы является оказание психологической помощи старшеклассникам
вличностномипрофессиональномсамоопределенииивыборесучѐтомпрофиляобучениянабли
жайшиегоды,азатемпрофессии.
Задачиреализациикурсасостоятвтом,чтобыучащиеся:
— составилицелостноепредставлениеомирепрофессий;освоилипонятия,характеризу
ющиепрофессиональнуюдеятельностьчеловека;
— исследовалисобственныепознавательныеинтересы,склонности,способности;
— определилипутииспособыразвитияпознавательныхиличностныхвозможностей
всистемеобразовательнойподготовкикбудущейпрофессии.
Методыведениязанятийвыбирались,исходяизихвыраженнойпрактическойнаправлен
ности.

Перечень

методов

работы

на

занятиях

включает,

кроме

информирования,применениедиагностическихметодик,дискуссию,ролевоепроигрывание,п
сихотехнические

приѐмы.

В

процессе

преподавания

курса

используются

разнообразныеформы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы,
тестирование, ролевыеигры,творческиеэтюды,деловыеигры.

2

Формыконтроля
Рефлексияпокаждомузанятиювформевербальногопроговаривания,ведениерабочей
тетради

в

8

классе

«Основы

профессионального

самоопределения»

и

заполнениедневникасамонаблюденияв9классе«Мояпрофессиональнаякарьера»,выполнени
едомашних заданий, арт-рефлексии, рефлексии с использованием техники «Письмо
себе,любимому».
Программой в 8 и 9 классах предусматривается выполнение и защита
творческогопроекта «Мой выбор» в 8 классе и «Я в мире профессий» в 9 классе. Проект
долженотражать теоретическуюипрактическуючастипрограммы.
Примерныйпереченьформируемыхзнанийиумений
Учащиесядолжнызнатъ:
— значение профессионального самоопределения, требования к
составлениюпрофессиональногоплана;
— правилавыборапрофессии;
— понятиеопрофессияхипрофессиональнойдеятельности;
— понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а
такжепсихофизиологическихипсихологическихресурсахличностивсвязисвыборомпрофесс
ии;
— понятиеотемпераменте,ведущихотношенияхличности,эмоциональноволевойсфере,интеллектуальныхспособностях,стилях общения;
— значениетворческогопотенциалачеловека,карьеры.
Учащиесядолжныуметъ:
— соотноситьсвоииндивидуальныеособенностистребованиямиконкретнойпрофесс
ии;
— составлятьличныйпрофессиональныйпланимобильноизменятьего;использоватьп
риемысамосовершенствованияв учебнойи трудовойдеятельности;
— анализироватьпрофессиограммы,информациюопрофессияхпообщимпризнакам
профессиональной

деятельности,

а

также

методаххозяйствованиявусловияхрынка;

3

о

современных

формах

и

— преодолеватьбарьерыобщения,стереотипыповедения,распознаватьманипуляции;
развитие

умения

адекватного

использования

невербальных

и

вербальныхсредстввыразительностивпроцессеобщения;
— ставить

перспективные

цели

и

планировать

способы

их

достижения;

развитиеуменийпрезентоватьсебяисвоюдеятельностьврамкахразработанныхпроектов;форм
ированиеуверенногоповеденияв ситуацияхпрофессиональныхпроб;
— пользоватьсясведениямиопутяхполученияпрофессиональногообразования.
Учебно-методическоесопровождениепрограммы:
— тетрадьпокурсу«Основыпрофессиональногосамоопределения»(дляучащихся8кла
сса);
— сборник

инструкций

к

тетради

обучающихся

по

курсу

«Основыпрофессиональногосамоопределения»(дляучителя);
— дневниксамонаблюденияв9классе«Мояпрофессиональнаякарьера».
Оборудование:
— мультимедийныйпроектор;
— компьютер;
— магнитофон;
— наглядныепособия:карты,схемы,иллюстрации.
Основныепонятиякурса
Психологическая готовность подростка к вступлению во взрослую жизнь —
наличие способностей и потребностей, которые позволят подростку с возможной
полнотойреализоватьсебявобществе,втруде,вбудущейсемейнойжизни.Это,вопервых,потребностьвобщенииивладенииспособамиегопостроения;вовторых,теоретическоемышлениеиумениеориентироватьсявразличныхформахтеоретическогос
ознания,чтовыступаетввидесложившихсяосновнаучногоиобщественногомировоззрения,атак
же
развитойрефлексии,спомощьюкоторой
5

обеспечиваетсяосознанноеикритическоеотношениексебе;втретьих,владениетрудовыминавыками,позволяющимивключитьсявпроизводственнуюдеяте
льность,осуществляяеенатворческихначалах.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и
местасредидругихлюдей.Отсамооценкизависятеговзаимоотношениясокружающими,требов
ательностьксебе,отношениекуспехаминеудачам.
Самоопределениеличности—самостоятельныйвыборчеловекомсвоегожизненного
пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условийжизни.
Личностноесамоопределение—
этоопределениесебяотносительновыработанныхвобществе(ипринятыхданнымчеловеком)к
ритериевстановленияличностиидальнейшаядейственнаяреализациясебянаосновеэтихкрите
риев.Личностноесамоопределениеформируетсяраньшепрофессионального,наосновеличнос
тногосамоопределенияскладываютсятребованиякпрофессии.
Профессиональное самоопределение — поиск и нахождение личностного смысла
ввыбираемой,осваиваемойиужевыполняемойтрудовойдеятельности,атакже—
нахождениесмыславсамомпроцессесамоопределения.
Самосознание—осознаниечеловекомсамогосебя,своихсобственныхкачеств.
Общение—обменинформациеймеждулюдьми,ихвзаимодействие.
Сотрудничество—
стремлениечеловекаксогласованной,слаженнойработеслюдьми.Готовностьподдержатьиока
затьпомощьим.
Коммуникативнаясфераличности—
сообщениеинформациикакпередачаинтеллектуальногосодержания;ориентировананасовмес
тноепостижениепредметаиформированиеновых приемовиспособовобщенияи поведения.
Коммуникативныеспособности—индивидуальнопсихологическиеособенностиличности,обеспечивающиеэффективностьееобщенияисовмес
тимостьсдругимилюдьми.
Коммуникативнаякомпетентность—
соответствиекоммуникативногоповеденияданнойситуациии егоэффективность.

6

Эмпатия—переживаниечувств,мыслейилиустановокдругогочеловека.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание —
переживаниесубъектомтехжеэмоциональныхсостояний,которыеиспытываетдругой
человек,через отождествление с ним, и сочувствие — переживание
собственныхэмоциональныхсостояний поповодучувствдругого.
Рефлексия—
процесссамопознаниячеловекомвнутреннихпсихическихактовисостояний.

ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
Тема

Количеств
очасов

Часть1.Профориентацияиосновысоциализацииличности
8 класс
Раздел1.Основыжизненногоипрофессиональногосамоопределения(6ч)
Введениевкурс«Основыпрофессиональногосамоопределения»
Основыжизненногоипрофессиональногосамоопределения.Смыслицельжи
зни человека
Сущностьиструктурапроцессапрофессиональногосамоопределенияиразви
тия
Значение,ситуацияиправилавыборапрофессии
Типичныеошибкипривыборепрофессии
Творческийпроект«Мойвыбор».Сущностьиструктура

1
1
1
1
1
1

Раздел2.Миртрудаипрофессий(6ч)
Профессияиспециальность:происхождениеисущность
Многообразиемиратруда
Классификацияпрофессий.Формулапрофессии
Профессиональнаядеятельностьикарьерачеловека
Рыноктрудаиеготребованиякпрофессионалу
Диагностикапотеме«Миртрудаипрофессии»

1
1
1
1
1
1

Раздел3.Человекипрофессия(11ч)
Профессиональноважныекачестваличности
Интересыисклонности.Мотивывыборапрофессии
Ценностныеориентациииихрольвпрофессиональномсамоопределении
Особенностипсихическихпроцессовивыборпрофессии
7

1
1
1
1

Тема
Темпераментивыборпрофессии

Количеств
очасов
1

Характеривыборпрофессии
Рольспособностейвпрофессиональнойдеятельности
Типличностиивыборпрофессии
Здоровьеивыборпрофессии
Профессиональнаяпригодностьисамооценка
Диагностикапотеме«Человекипрофессия»
Раздел4.Слагаемыеуспехавпрофессиональномсамоопределении(11ч)
Анализпрофессиональнойдеятельности
Профессиональныепробыитворческиепроекты
Профильноеобучение,предпрофильнаяподготовка
Путиполученияпрофессиональногообразования
Профессиональнаяконсультация(экскурсиинапредприятия,вцентр
занятости)
Профессиональноесаморазвитиеисамовоспитание
Творческийпроект«Мойвыбор»:разработкаиоформление
Деловаяигра«Мойвыбор»
Итоговоезанятие«Яимирпрофессий»
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
34

Часть2.Яимояпрофессия9класс
Раздел1.Я-Человек(10ч)
Знаетеливысебя?
Чтотакоетренинг?Правилатренинговыхзанятий
Понятиеоличности
Ценностныеориентацииличности
Характер
Потребностичеловека
Мышление
Каналывосприятияинформации.Умениераспознаватьлюдейсучетом
ведущегоканалавосприятия
Раздел2.Яидругие(7ч)
Защитаотманипуляций
Эмоции,мимикаижесты
Конструктивноевзаимодействие
Умениепониматьдругих
8

1
1
1
1
1
1
1
3

4
1
1
1

Тема

Количеств
очасов

Раздел3.Яипрофессия(17ч)
Чтотакоепрофессия?
Склонностиипрофессиональнаянаправленность
Какдостичьуспехавпрофессии?
Профессиональныероли
Специфическиепрофессиональноважныекачествадляразныхтипов
профессий
Уверенность.Саморегуляция
Рыноктруда.Резюме.Собеседование
Защитатворческогопроекта«Явмирепрофессий»
Информационнаяработа
Всего
ИТОГОпокурсу«Профориентация»

СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Часть1.Профориентацияиосновысоциализацииличности
8класс
Раздел1.Основыжизненногоипрофессиональногосамоопределения
Занятие1.Введениевкурс«Основыпрофессиональногосамоопределения»(1ч)
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура,
порядоквыполненияизащитытворческогопроекта«Мойвыбор».Литературапо
курсу.
Практическаяработа.Составлениесловарякуроку.
Занятие 2. Основы жизненного и профессионального самоопределения.
Смыслицельжизничеловека(1ч)
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и
профессиональноесамоопределение,их
сущностьивзаимосвязь.Смыслицельжизничеловека.
9

1
1
1
1
2
1
2
2
5
34
68

Личностныйисоциальныйаспектывыборапрофессии.Рольосознанногосмыслажизниввыборепр
офессии.
Практическаяработа.Выписатьвтетрадьопорныепонятия.Сформулироватьизаписат
ь в тетрадь

смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической

игры

«Эпитафия».
Занятие 3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения
иразвития(1ч)
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес
кработе,

потребность

в

профессиональном

самоопределении,

профессиональный

интерес,склонность,профессиональныйидеал,мотивывыборапрофессии,профессиональное
самопознание,профессиональноепризвание.Показателипрофессиональногосамоопределени
я: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональноестремление.
Этапыпрофессиональногосамоопределенияисаморазвитияличности.Практическаяра
бота.Выписатьвтетрадьопорныепонятия.Выписатьвтетрадьиосмыслить высказывание Г.К.
Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет к твердоизбранной цели. Найди в молодости
свою профессию, определи жизненную дорогу и иди понейупорнокнамеченнойцели—
тогдаудастсяутебяжизнь».
Занятие4.Значение,ситуацияиправилавыборапрофессии(1ч)
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы
выборапрофессии.Ситуациявыборапрофессии:«Хочу-МогуНадо».Требованияквыборупрофессии.Условияоптимального(правильного)выборапрофесс
ии.Правилавыборапрофессии.Путиприобретенияпрофессии.
Практическаяработа.Записатьвтетрадьопорныепонятияиправилавыборапрофессии.
Проведение

диспута

«Кем

быть?».

Выявление

пометодике«Картаинтересов».

10

профессиональных

интересов

Занятие5.Типичныеошибкипривыборепрофессии(1 ч)
Типичныеошибкипривыборепрофессии. Незнаниемирапрофессий.
Незнаниеправилвыборапрофессий.Незнаниесебя.
Практическаяработа.Решениеситуацийвыборапрофессий.Заполнитьтаблицу.

Незнаниемирапрофессий

Незнаниесебя

Незнаниеправилвыборап
рофессии

Устаревшиепредставленияохарактер
е
труда
и
условиях
труда
вконкретныхпрофессиях
Предубеждения в
отношениипрестижностипро
фессии

Необъективнаяоценкасвоихв
озможностей
Неумениесоотнестисвои
способности с
требованиямипрофессии

Отождествлениеучебного
предметаспрофессией
Переносотношениякчеловекун
апрофессию
Выборпрофессии«Зак
омпанию»
Неумениеопределитьпутип
риобретенияпрофессии

Занятие6.Творческийпроект«Мойвыбор».Сущностьиструктура(1ч)
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи
икомпоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта:
обоснованиепрофессии,профессиограммапрофессии,профессиональнаяпроба,
профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера,
планподготовкикприобретениюпрофессии,готовностькпрофессиональному
самоопределению,литература.
Практическаяработа.Записьвтетрадиосновныхпонятий.

Раздел2.Миртрудаипрофессий
Занятие7.Профессияиспециальность:происхождениеисущность(1ч)
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная
машиннаяиндустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы
разделения
труда:международное,отраслевое,технологическое,функциональное,профессиональ
ное,
11

специальное.Сущность понятий«профессия», «специальность», «квалификация»,
«должность».Основныехарактеристикипрофессий.
Практическая

работа.

Запись

в

тетрадь

основных

опорных

понятий.

Проведениедидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины
«Кто большезнаетпрофессий».Упражнение«Цепочкапрофессий».

Занятие8.Многообразиемиратруда(1ч)
Сущностьивидытруда.Процесструда.Функциичеловекавпроцессетруда.Готовность к
труду.

Предмет

труда.

Средство

труда.

Продукты

трудовой

деятельности.Сферы,отраслиисекторыэкономики.Сферыматериальногоинематериальногоп
роизводства.Отрасльтруда.Предпринимательствокаксфератрудовойдеятельности.Цель,зна
чение,формы предпринимательства.
Практическаяработа.Записатьосновныепонятия.Заполнитьтаблицу.
Позиции

Содержание

Моябудущаяпрофессия
Сфераэкономики
Отрасльэкономики
Секторэкономики

Занятие9.Классификацияпрофессий.Формулапрофессии(1ч)
Способыклассификациипрофессий,ихдостоинстваинедостатки.Классификационныеп
ризнаки.КлассификацияпрофессийЕ.А.Климовапопредмету,цели,орудиям

и

условиям

труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий.Формула профессии и ее
роль в процессе подготовкиучащихся к профессиональномусамоопределению.
Практическаяработа.Записьвтетрадьосновныхпонятий.Дидактическаяигра
«Классификацияпрофессий».Определениешкольникамиформулысвоейбудущейпрофессии.

12

Занятие10.Профессиональнаядеятельностьикарьерачеловека(1ч)
Профессиональная

деятельность: функции, цели, задачи, средства и

предметытруда,результаты.Профессиональнаякомпетентность,профессиональное
мастерство.

Показатели

профессионального

мастерства.

Виды

профессиональнойэтики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана
профессиональнойкарьеры.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Заполнениетаблицы.

Позиции

Содержание

Моябудущаяпрофессия
Цельдеятельности
Задачидеятельности
Предметтруда
Средстватруда
Результатытруда
Требуемый уровеньобразования
Возможностипрофессионального
роста (разряд, класс,
категория,звание)
Возможнаязаработнаяплата

Занятие11.Рыноктрудаиеготребованиякпрофессионалу(1ч)
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица
ипричины ее появления. Статус безработного. Требования к
современномупрофессионалу.ПрофессиивXXIвеке.РыноктрудагородаилирайонаП
МР.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить
втетради сведения о личностных и профессиональных качествах
профессиональногоидеала,которого можносчитатьобразцом дляподражанияв
будущей
профессиональнойдеятельности.

Занятие12.Диагностикапотеме«Миртрудаипрофессии»(1ч)
13

Практическая работа. Работа с тестами, дидактические игры «Профессия
набукву»,«Авотия!»

14

Раздел3.Человекипрофессия

Занятие13.Профессиональноважныекачестваличности(1ч)
Сущность и структура профессионально важных качеств
человека.Направленность личности, показатели профессиональной
направленности.Ориентациянагруппуродственныхпрофессий.Профессиональноепр
извание.
Знания,умения,навыки.Типологическиеособенностичеловека.Общие,особенныеисп
ецифическиепрофессиональноважныекачестваличности.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Заполнитьтаблицу.
Профессиональныекачества,необходимыедляовладениявыбранноймноюпрофессии

Общие

Особенные

Специфические

Занятие14.Интересыисклонности.Мотивывыборапрофессии(1ч)
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса
отсклонности.Профессиональныеинтересыисклонности,ихрольвпроцессе
профессионального самоопределения. Способы формирования
профессиональныхинтересов.Мотивывыборапрофессии.Группымотивоввыбора
профессии:
социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие,
материальные,престижные.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определение
склонностейшкольниковксферепрофессиональнойдеятельности(методикаОПГ)имо
тивоввыборабудущейпрофессии(анкетамотивоввыборапрофессии).

Занятие 15. Ценностные ориентации и их роль в
профессиональномсамоопределении(1ч)
Ценностнаяориентациякакизбирательное отношениечеловека к
материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок
ипредпочтений.Системаценностныхориентаций,виды ценностей.
15

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.
Определениеценностейшкольниковспомощьюметодики«Кчемустремятсялюдивжиз
ни».

16

Занятие16.Особенностипсихическихпроцессовивыборпрофессии(1 ч)
Сущность

и

виды

познавательных

процессов,

их

структура.

Ощущение,

восприятие,представление.Видыпредставлений.Внимание,свойствавнимания.Память,еевид
ы.Мышление.Воображение.Эмоции,чувства,воля:сущностьифункции.Видыэмоциональны
хсостояний.Рольпознавательныхпроцессов,эмоций,чувствиволивпрофессиональномсамооп
ределенииипрофессиональнойдеятельностичеловека.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определениеособенностейпо
знавательныхпсихическихпроцессовиэмоциональноволевойсферышкольниковпоразличнымметодикам.
Занятие17.Темпераментивыборпрофессии(1ч)
Сущность

и

типы

темперамента,

их

психологическая

характеристика,

особенностипроявлениявучебнойипрофессиональнойдеятельности.положительныеиотрица
тельныехарактеристики

различных

типов

темперамента.

Роль

темперамента

в

профессиональнойдеятельностичеловека.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определениетипатемперамен
ташкольниковпометодике Айзенка.
Занятие18.Характеривыборпрофессии(1ч)
Определениепонятия«характер».Чертыитипыхарактера.Положительныеиотрицатель
ные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различнымвидам
деятельности,

общественной

и

личной

собственности.

Характер

и

выбор

профессии.Общиетребования типовпрофессиикхарактеручеловека.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Определениеособенностейха
рактерапометодике«Мойхарактер».
Занятие19.Рольспособностейвпрофессиональнойдеятельности(1ч)
Сущностьпонятия«способности»,общиеиспециальныеспособности.Уровниразвитияс
пособностей:неспособность,способность,талант,гениальность.Основныесвойстваспециаль
ныхспособностей.Задаткикакпредпосылка

17

формированияиразвитияспособностей.Способностиивыборпрофессии.Типыпрофессийисп
ециальныеспособности.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Выявлениесклонностейиспос
обностейучащихсяприпомощиметодики«КОС»и «Определениесклонностей».
Занятие20.Типличностиивыборпрофессии(1 ч)
Понятиетипизации.Социальнопрофессиональныетипылюдей:реалистический(практический),интеллектуальный,артистич
еский,социальный,предприимчивый(предпринимательский),

конвенциональный

(упорядочивающий);

предпочитаемые

сферыдеятельности.Взаимоотношениятиповлюдей:схожиеипротивоположныетипы.Типли
чностии профессиональная деятельность.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Выявлениетипаличностипом
етодикеДж.Холланда.
Занятие21.Здоровьеи выборпрофессии(1ч)
Понятиездоровья.Учетсостоянияздоровьяпривыборепрофессии.Группыпрофессийпо
степениихвлиянияназдоровьечеловека.Дееспособность,трудоспособность,работоспособнос
ть.Медицинскиепоказанияипротивопоказания.Ограничения
пригодности

при

профессиональной

различных

заболеваниях.

Укреплениездоровьявсоответствиистребованиямипрофессии.Работоспособность.Рольрежи
мадняиактивногоотдыхав сохранении иукрепленииздоровья.
Практическая

работа.

Запись

в

тетрадь

опорных

понятий.

школьникамиособенностейсвоегоздоровьяпометодике«Картаздоровья».

18

Выявление

Занятие22.Профессиональнаяпригодностьисамооценка(1ч)
Сущность

и

степени

профессиональной

пригодности.

Признаки

профессиональнойпригодности, профессионального соответствия, профессионального
призвания.

«Образ-Я»каксистемапредставленийосебе.Структура«Образ-

Я»:знанияосебе,оценкасебя,умениеуправлятьсобой.Реальное«Я»,идеальное«Я»,«Я»глазамидругихлюдей.
«Яконцепция»какдинамическаясистемапредставленийчеловекаосамомсебе.Самооценкакакко
мпонент«Яконцепций».Сущностьиуровнисамооценки.Характеристикизаниженной,завышеннойиадекв
атнойсамооценки.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Выявлениепоразличныммето
дикампрофессиональнойпригодностишкольниковкпредполагаемымвидамдеятельности.
Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровеньсамооценки».
Занятие23.Диагностикапотеме«Человекипрофессия»(1ч)
Практическаяработа.Работастестами.Дидактическиеигры«Автопортрет»,
«Звездныйчас».

Раздел4.Слагаемыеуспехавпрофессиональномсамоопределении
Занятие24.Анализпрофессиональнойдеятельности(1ч)
Источникиинформацииопрофессиях.Сущность,назначениеиструктурапрофессиогра
ммы.Психограммакаксоставнаячастьпрофессиограммы.Рольпрофессиограммипсихограмм
вподготовкеучащихсякпрофессиональномусамоопределению.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Ознакомлениеспрофессиогра
ммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемойпрофессии.
Упражнение«Самая,самая...».

19

Занятие25.Профессиональныепробыитворческиепроекты(1ч)
Сущностьифункциипрофессиональнойпробывпрофессиональномсамоопределении.С
одержаниепрофпробпотипампрофессий.Этапывыполненияиуровнисложностипрофпроб.Ас
пектыпрофпроб:технологический,ситуативный,функциональный.Индивидуальныеигруппо
выепрофпробы.Анализиоценкавыполненныхпрофессиональныхпроб.
Сущностьиклассификациятворческихпроектов.Требованияктворческимпроектам.
Этапывыполнениятворческихпроектов.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Дидактическаяигра
«Человек-профессия».Игровые упражнения«Ктоестькто»,«Спящийгород».
Занятие26.Профильноеобучение,предпрофильнаяподготовка(1ч)
Цель,

задачи

и

содержание

профильного

обучения

старшеклассников.

Структурасодержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы,
курсы
повыбору.Профилиобучения.Целиизадачипредпрофильнойподготовкивыпускниковосновн
ойшколы.Компонентыпредпрофильногообучения:краткосрочныекурсыповыбору,професси
ональнаяинформация,профессиональнаяконсультацияидиагностика.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.
Занятие27.Путиполученияпрофессиональногообразования(1ч)
Профессиональноеобразование.Государственныйстандартпрофессиональногообразо
вания.Уровнипрофессиональногообразования:начальное,среднее,высшее,послевузовское.
Профессиональноеобразовательноеучреждение.Системапрофессиональной
кадров:

ученичество,

профессиональные

подготовки
пробы,

курсоваяформаподготовкикадров,училища,техникумы,лицеи,ССУЗы,институт,академия,у
ниверситет,аспирантура,докторантура,ординатураиинтернатура,институтыповышенияквал
ификации.Источникиинформацииопрофессиональныхучебныхзаведениях.

20

Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий,видовучрежденийначального
,среднегоивысшегопрофессиональногообразования.Ознакомлениеспрофессиональнымиуч
ебнымизаведениямиПМР.Дидактическаяигра«Пятьшагов».
Занятия 28-29. Профессиональная консультация (экскурсии на предприятия, в
центрзанятости)(2ч)
Сущность,цель,задачипрофессиональнойконсультации.Видыизадачипрофессиональ
ной

консультации.Формы

проведения

профессиональных

консультаций.Подготовкаучащихсякпрофессиональнойконсультации.
Практическаяработа.Составлениеотчетаобэкскурсии.Составлениеперечнявопросов
кпрофконсультантам.
Занятие30.Профессиональноесаморазвитиеисамовоспитание(1ч)
Человеческиересурсы.Видывозможностейчеловека:интеллектуальные,физические,
специальные.

Профессиональное

саморазвитие:

сущность,

способы

и

приемысаморазвитиячеловекомсвоихпрофессиональноважныхкачеств.Профессиональноес
амовоспитание.Методыпрофессиональногосамовоспитания:самоубеждение,самовнушение
,самоприказ,самообразование,самоконтроль,самооценка.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Составлениешкольникамипл
анаподготовкикприобретениюпрофессии.
Занятия31-32.Творческийпроект«Мой выбор»:разработкаиоформление(2ч)
Цельизадачитворческихпроектов«Мойвыбор».Компонентыпроекта«Мойвыбор».Тре
бованиякоформлениюпроекта.Порядокпроведениязащитыпроекта.Критерииоцениванияпр
оект.
Практическаяработа.Записьвтетрадьопорныхпонятий.Ознакомлениеспримерамитв
орческихпроектов«Мойвыбор»,выполненныхученикамипредыдущихклассов.Выполнениеи
оформлениепроекта.Заполнениекартыготовностикпрофессиональномусамоопределению.

21

Занятие33.Деловаяигра«Мой выбор»(1ч)
Защитатворческихпроектов.Критерииоценкиихвыполненияизащиты.Представление
жюри.

Порядок

проведения

защиты

творческих

проектов.

Представлениеучащимисяпояснительнойзапискиирезультатовпрофессиональныхпроб,отве
тынавопросы.Оцениваниезащиты,подведениеитогов.
Практическаяработа.Представлениеизащитапроектов.Упражнение«Подарок».
Занятие34.Итоговоезанятие«Яимирпрофессий»
Практическаяработа.Моделированиевариантовповедениявпроблемныхситуациях.

Учебно-методическаялитература
Литературадляпедагога
1. Введениевмирпрофессий.Классныечасы,игры,конкурсы//Авторы-составители
О.Е. Багрова, Н.Г. Федоркина, И.Г. Смирнова, Г.П. Попова. — Волгоград:Учитель,2009.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — В 3
кн.:кн.1.Общиеосновыпсихологии.—2-еизд.—М.:Просвещение: ВЛАДОС,1995.
3. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. —
М.:Просвещение,Учебная литература,1996.
4. Школаивыборпрофессии/Подред.В.А.Полякова,С.Н.Чистяковой,Г.Г.Агаповой.—
М.:Педагогика,1987.
5. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Э.М. Митиной. —
М.,2003.
6. ШвабЕ.Д.Психологическаяпрофилактикаикоррекционноразвивающиезанятия(Явмирепрофессий). —Волгоград:Учитель,2007.
7. РезапкинаГ.В.Яимояпрофессия//Школьныйпсихолог.

22

8. КлимовЕ.А.Образмиравразнотипныхпрофессиях.—М.:МГУ,1995.
9. КлимовЕ.А.Развивающийсячеловеквмирепрофессий.—Обнинск,
1993.
10. Лучшиепсихологическиетестыдляпрофотбораипрофориентации/Подред.
А.Ф.Кудряшова.—Петрозаводск,1992.
11. ПрошицкаяЕ.Н.Выбирайтепрофессию.—Просвещение,1991.
12. ПряжниковН.С.Профессиональноеиличностноесамоопределение,—
М.;Воронеж:МОДЭК,1996.
Литературадляучащихся
1. КлимовЕ.А.Каквыбиратьпрофессию:Кн.дляучащихся.—2-еизд.доп.идораб.
—М.:Просвещение, 1990.
2. Мояпрофессиональнаякарьера:Пособиедля учащихся.—М.,1993.
3. Энциклопедиядлядетей:выборпрофессии/Ред.Е.Ананьева;отв.ред.В.Белоусова.—
М.:Аванта,2003.

Часть2.Яимояпрофессия9класс

Раздел1.Я-Человек(10ч)
Занятие1.Знаетеливысебя?(1ч). Знакомство,диагностика ожиданий,
обсуждениецелейизадач,информированиеонаукепсихологии.Практическаяработа.
Тест«Довольныливысобой?».
Занятие2.Чтотакоетренинг?Правилатренинговыхзанятий(1ч).
Обсуждениеопределенияифункцийтренинга,правилтренинговыхзанятий.Практическаяработ
а. Техника«Письмосебе,любимому».Занятие 3.Понятиеоличности(1 ч).
Знакомствоспонятиями«личность»,«индивидуальность».
Практическаяработа. Тест«Чтовызаптица?».

23

Занятие4.Ценностныеориентацииличности(1ч). Понятие«ценности».
Практическаяработа.Опросник«Какпоживаешь?».
Занятие5.Характер(1ч).Определениехарактера,«Притчаокаменотесе,которыйхотелсеб
едругойжизни».
Деловыеигры«Качества»и«Чертыхарактера».
Занятие6.Потребностичеловека(1ч).Устноесочинение«Неотсвоеголица»(карточки),п
онятиеопотребностях(«мозговойштурм»).
Творческоезаданиепогруппам.«Пирамида»потребностейА.Маслоу,презентация
работ.
Занятие7.Мышление(1ч). Определениепонятия«мышление»,видымышления.
Практическаяработа.Тест«Художникилимыслитель?»,упражнение«Способы
примененияпредметов».
Занятия 8-10. Каналы восприятия информации. Умение распознавать людей
сучетомведущегоканалавосприятия(3ч).Определениеканаловвосприятияинформациичел
овеком:«аудиальныйканал», «визуальныйканал»,«кинестетическийканал».
Практическаяработа.Выявлениеведущегоканалавосприятия,характеристикачеловек
а,укоторогототилиинойканалявляетсяведущим,закреплениезнанийвпрактическихупражнен
иях.

Раздел2.Я идругие(7ч)
Занятия1114.Защитаотманипуляций(4ч).Понятие,цель,свойство,видыманипуляций,примеры
манипуляций,принципысамоконтроля.
Практическаяработа.Тест«Наскольковыпроницательны?»,ролевыеигрынапроработ
кувозможныхдействийприобнаруженииманипуляций,тест«Способностьвоздействоватьнао
кружающих».

24

Занятие15.Эмоции,мимикаижесты(1ч).Понятия«эмоции»,«интуиция»,
«наблюдательность»,«ощущения»,«восприятие»,выполнениезадания«Понимаетеливыязыкми
мики?»,понятие«жест», видыжестов.
Практическиезаданиянаразвитиеуменияпонимать«языкжестов».
Занятие16.Конструктивноевзаимодействие(1ч).Понятия«конструктивноевзаимодейс
твие», «деструктивноевзаимодействие».
Практическаяработа.Тест«Вашстильобщения»,разработкаалгоритмауспешногособесе
дника.
Занятие17.Умениепониматьдругих(1ч).Дискуссияозначениивизуальногоконтакта
впроцессеобщения,техника«Письмосебе,любимому».
Практическаяработа.Рефлексияпокурсувформеминисочинениянатему«Чтоязнаюосебе».

Раздел3.Я ипрофессия(17ч)
Занятие18.Чтотакое«профессия»?(1ч).Знакомствоспонятиями«профессия»,
«специальность».
Практикум.КлассификациятиповпрофессийпоЕ.А.Климову.Занятие19.
Интересы и выбор профессии (1 ч). Знакомство с понятием «интерес» (мозговой
штурм).Практическая работа. Опросник профессиональных предпочтений Дж.
Холланда.Занятие20.Склонностиипрофессиональнаянаправленность (1ч).
Знакомство

с

понятиями

«склонность»,

«профессиональная

направленность».

Повторениеклассификации типов профессий по Е.А. Климову. Практическая работа.
Опросник Е.А.Климова«ДДО».
Занятие 21. Как достичь успеха в профессии? (1 ч). Работа со слагаемыми
выборапрофессии:«Хочу»,«Могу»,«Надо».Дискуссиянатему«Качестваличности,способств
ующиеуспеху».

25

Занятие22.Профессиональныероли(1ч)
Практическая работа. Профориентационная игра «Три судьбы». Обсуждение
такиххарактеристикчеловека,как «труженик», «лентяй»,«бездарность».
Занятия 23-24. Специфические профессионально важные качества для
разныхтиповпрофессий(«Человек-человек»,«Человек-техника»,«Человекзнаковаясистема»,«Человек-художественныйобраз»,«Человекприрода»)(2ч).Введениепонятий

«профессионально

важные

качества»

(ПВК),

«психограмма». Знакомства с ПВКдля людей, выбирающих профессию соответственно
классификации типов профессий поЕ.А.Климову.
Практическая

работа.

Изучение

методики

«Логическое

мышление»,

«Вербальнаяпамять». Самостоятельнаяработа вдневникесамонаблюдений«Моймир».
Занятие 25. Уверенность. Саморегуляция (1 ч). Обсуждение по теме «Что
даетчеловекуумениерасслабляться».
Практическаяработа.Обучениевыполнениюупражнений,направленныхнавосстанов
лениедыхания;навоссозданиеобразовресурсов,способствующихснятиютелесногонапряжения,телесномурасслаблениюимобилиз
ациимышления.Обменопытом
«Способыснятиянапряжения».
Занятия2627.Рыноктруда.Резюме.Собеседование(2ч).Знакомствостребованиямирынкатруда,правил
амисамопрезентации.Варианты«заманчивых»предложенийнарынкетруда:«почтоваяпирами
да»,«сизифовтруд»,«домашнийофис»,
«испытательныйсрок».Введениепонятий«резюме»,«собеседование».
Практическаяработа.Составлениерезюме,проведениесобеседования.
Занятия28-29.Защитатворческогопроекта«Явмирепрофессий»(2ч).
Практическая

работа.

Представление

различных

форм

разработанных

участникамикурса творческого проекта по теме«Я в мире профессий».Интерактивная игра
«Мойпрофессиональныйвыбор».
Занятия 30-34. Информационная работа (5 ч). Организация экскурсий в
центрзанятости,напредприятия,фирмы.Посещениесреднеспециальных,высшихобразовател
ьных учреждений в Дни открытых дверей. Проведение встреч с людьми техпрофессий,
26

которыенаиболеепривлекательны для обучающихся.

27

Списоклитературы

Теоретическийблок
1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля
старшегоподростка//Мирпсихологиии психологиявмире.— 1995.
2. КонИ.С.Психологияраннейюности:Кн.дляучителя.—М.:Просвещение,1989.
3. НемовР.С.Психология:Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений.—4-еизд.—
М.:ВЛАДОС,2000.
4. ПряжниковН.С.,ПряжниковаЕ.Ю.Психологиятрудаичеловеческогодостоинства
:Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений.—М.:Академия,2001.
5. Рабочаякнигашкольногопсихолога/И.В.Дубровина,М.К.Акимова,Е.М.Борисоваид
р./Подред.И.В.Дубровиной.—М.:Международнаяакадемия,1995.
Практическийблок
1. ГоноховаТ.Труднобытьсобой.Урокипсихологиивстаршихклассах//Школьныйпси
холог,2003,№41,42.
2. ЛидерсА.Г.Психологическийтренингсподростками:Учебноепособиедлястуд.выс
ш.учеб.заведений.—2-еизд.,стер. —М.:Академия,2004.
3. Программа

предпрофильного

элективного

курса

«Твой

выбор

—

твое

будущее».Программаразработанатворческо-поисковойгруппойпедагоговпсихологовобразовательныхучрежденийСоветского районаг.Волгограда.
4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (811классы). —М.:ВАКО,2005.
5. АннЛ.Ф.Психологический тренингсподростками.—СПб.:Питер,2003.
6. РодионовВ.,ЛангуеваЕ.Манипуляция:игры,вкоторыеиграютвсе.Программатрени
нговыхзанятий для учащихсястаршихклассов//Школьныйпсихолог,2005, №2,5.
7. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (911классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных
психологов /Поднауч.ред.Л.А.Обуховой.—М.:ВАКО,2005.

28

8.

СамоукинаН.В.Игрывшколеидома:психотехническиеупражнения,коррекционн

ыепрограммы. —Ярославль:Академияразвития:АкадемияХолдинг,2004.
9.

Сборник программ элективных курсов по психологии. — Волгоград: Изд-

воВГИПКРО,2005(приложениекжурналу«Учебныйгод»,№22,серия«Элективныекурсы».Вы
п.11).
10. ШеховцоваЛ.,ШеховцовО.Психологическоесопровождениевыборапрофессии
вшколе: Учеб.пособие.—СПб.:Феникс,2006.
Литературадляобучающихся
1. АксеновД.В.,БорисоваВ.А.Генийобщения.—АкадемПроект,2004.
2. ДоценкоЕ.Л.Психологияманипуляции:Феномены,механизмыизащита.—М.,
1996.
3. КашановР.Р.Курспрактическойпсихологии,илиКакнаучитьсяработатьи
добиватьсяуспеха.—М.:Аст-пресс,Ижевск:ИздательствоУдмуртскогоуниверситета,1999.
4. ПрихожанА.М. Психологиянеудачника.—М.,2000.
5. ПономаренкоЛ.П.,БелоусовР.В.Психологиядлястаршеклассников.—М.,
2002.
6. Романова

Е.С. 99

популярных профессий:

профессиограммы.—СПб.:Питер,2004.

29

Психологический анализ и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».