Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №138

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 7 от 26.04.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 92од от 28.04.2023 г.
Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.05.02 09:12:23 +05'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №138

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ
№138 (далее – школа) регламентирует условия реализации внеурочной деятельности,
процедуру выбора предлагаемых курсов внеурочной деятельности, порядок
формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации
краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в промежуточной
аттестации обучающихся начального, основного и среднего общего образования в рамках
внеурочной деятельности.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со следующим:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (с
изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (с
изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с
изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 (с изменениями и дополнениями);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
уставом школы.
1.3. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классноурочной: учебные курсы и факультативы; общественно полезные практики;
исследовательская деятельность; учебные проекты; художественные, музыкальные и
спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции;
экскурсии, походы, посещения театров, музеев; мини-исследования; иные формы: акции,
викторины, творческие дела и др.
1.4. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного
процесса, в рамках реализации ООП НОО, ООО СОО определяет образовательное
учреждение. Выбор направлений внеурочной деятельности, ее форм и видов формируется

с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем
анкетирования.
2. Условия реализации внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
2.1.1. На уровне начального общего образования:
спортивно-оздоровительная деятельность;
проектно-исследовательская деятельность;
коммуникативная деятельность;
художественно-эстетическая творческая деятельность;
информационная культура;
интеллектуальные марафоны;
«Учение с увлечением!».
2.1.2. На уровне основного общего образования:
внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы;
внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) школьников;
внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий;
внеурочная деятельность по развитию личности;
внеурочная деятельность по организации обеспечения учебной деятельности.
2.1.3. На уровне среднего общего образования:
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни
образовательной организации;
поездки в организации профессионального и высшего образования для уточнения
индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования.
Вариативный компонент – в зависимости от профиля обучения: поездки и
экскурсии, социальные практики, профессиональные пробы, исследовательские
экспедиции, подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов
В каникулярное время предусматривается реализация задач активного отдыха,
оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды
на природу, туристические походы, поездки по территории России, организация
«зрительного марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных постановок,
посещение выставок и т.д.).
2.2. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в
виде разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При
реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и внеаудиторные
формы образовательно-воспитательной деятельности.
2.3. Внеурочная деятельность реализуется школой как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм их реализации.
При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются
учебные кабинеты, общешкольные помещения, возможности дополнительного
образования детей школы.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности школа
использует возможности организаций дополнительного образования, организаций
культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает родительскую общественность.
3. Порядок разработки и утверждения плана внеурочной деятельности
3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным
организационным механизмом реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. План определяет
состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности.
3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится:
от 600 часов до 1320 часов на уровне начального общего образования за четыре
года обучения для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС НОО,
утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
от 800 часов до 1750 часов на уровне основного общего образования за пять лет
обучения;
от 300 часов до 700 часов на уровне среднего общего образования за два года
обучения.
Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо от
продолжительности учебной недели для нормально развивающихся обучающихся не
может превышать 10 часов. На уровне среднего общего образования на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на
организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия
обучающегося еженедельно до 1 часа. Объем недельной нагрузки для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья должен составлять суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны отводиться на обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей.
3.3. План должен включать состав и структуру направлений, формы организации,
объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и
возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. План
составляется в форме таблицы.
3.4. План составляет заместитель директора по воспитательной работе отдельно
для каждого уровня общего образования. План формируется на нормативный срок
освоения основной образовательной программы.
При формировании плана обязательно учитываются:
возможности школы и запланированные результаты основной образовательной
программы;
индивидуальные особенности, образовательные потребности и интересы
обучающихся, запросы родителей (законных представителей);
предложения педагогических работников и содержание планов классных
руководителей, перечень образовательных событий, рекомендованных Минпросвещения.
3.5. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом школы и
утверждению в составе основных образовательных программ общего образования.
3.6. Изменения в план вносятся с целью корректировки запланированных объемов
нагрузки и приведения его в соответствие с действующим законодательством.
3.7. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого во
втором полугодии текущего года изучаются запросы участников образовательных
отношений. Педагогические работники анализируют потребности обучающихся с
помощью диагностики познавательной активности, классные руководители проводят
родительские собрания. Для обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов
внеурочной деятельности предлагается родителям (законным представителям) будущих
первоклассников на установочном родительском собрании.

3.8. Изменения в план вносятся в порядке, указанном в пункте 3.5 настоящего
Положения.
4. Порядок формирования и утверждения рабочих программ курсов
внеурочной деятельности
4.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее – программы
курса) разрабатывает каждый педагогический работник самостоятельно в соответствии с
уровнем своей квалификации и авторским видением курса. При необходимости к
разработке приказом директора школы привлекается методист и заместитель директора по
воспитательной работе и иные педагогические работники.
4.2. Структура программы курса должна содержать:
4.2.1. Для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС НОО и ФГОС
ООО:
содержание курса внеурочной деятельности;
планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности, и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми
для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны содержать
указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с учетом
рабочей программы воспитания.
4.2.2. Для обучающихся, которые осваивают программы ФГОС СОО:
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности;
тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
4.3. Программы курсов разрабатываются на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы общего образования и с учетом
программ, включенных в ее структуру, а также индивидуальных особенностей, интересов
и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Для
обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при формировании программы курса
учитываются особенности их психофизического развития и требования ФГОС
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа курса может быть разработана на основе примерных и авторских
программ либо полностью самостоятельно составляется педагогическим работником.
4.4. Срок действия и объем нагрузки прописываются в программе с учетом
содержания плана внеурочной деятельности.
4.5. Разработанный проект программы курса представляется на проверку и
предварительное согласование заместителю директора по воспитательной работе.
4.6. После предварительного согласования проект программы курса подлежит
согласованию и утверждению в составе основных образовательных программ общего
образования.
4.7. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический работник,
осуществляющий реализацию этой программы. Контроль выполнения программы курса
осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

5. Порядок организации разовых и краткосрочных мероприятий внеурочной
деятельности
5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют
педагогические работники, назначенные приказом директора школы.
5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописывается ответственным
педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия в соответствии с
содержанием плана внеурочной деятельности.
5.3. Педагогический работник составляет план (сценарий) мероприятия внеурочной
деятельности в свободной форме. Содержание мероприятия внеурочной деятельности
педагогический работник прописывает в соответствии с запланированными результатами
основных образовательных программ общего образования.
5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель директора по
воспитательной работе.
6. Порядок участия во внеурочной деятельности
6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех
обучающихся начального, основного и среднего общего образования.
6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности
допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели
классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования.
При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы.
Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности
осуществляется приказом директора школы ежегодно до начала учебного года.
Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса. Формирование
групп для разовых и кратковременных мероприятий осуществляется на основании плана
мероприятия.
6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале
учебного года заместителем директора по воспитательной работе по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима
труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается приказом директора школы.
Перенос занятий или изменение расписания производится только по согласованию с
администрацией школы и оформляется документально.
6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется
педагогическими работниками в журнале учета внеурочной деятельности. Журнал учета
должен содержать:
титульный лист: наименование школы, учебный год, класс;
информационный лист для учета занятий курсов: наименование курса, Ф.И.О.
педагогического работника, назначенного вести курс, Ф.И.О. обучающегося, дату,
содержание и форму проведения занятия. Содержание занятий в журнале учета должно
соответствовать содержанию программы курса внеурочной деятельности;
информационный лист для учета мероприятий: наименование мероприятия, Ф.И.О.
ответственного педагогического работника, Ф.И.О. обучающегося, дату и форму
проведения мероприятия.
Порядок ведения, хранения журнала учета внеурочной занятости аналогичен
правилам хранения и ведения классных журналов. Журналы хранятся в специально
отведенном для этого месте.
7. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной
деятельности либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность
обучающихся с использованием:
дистанционных образовательных технологий;
электронного обучения;

образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники
предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных
исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и
диагностических заданий, печатные учебные издания).
7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе организовывать в
дистанционном режиме:
проектные и исследовательские работы обучающихся;
деятельность школьных научных обществ;
просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей,
концертов;
посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и
карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных
организаций;
просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях
науки и технологий;
оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и
гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические
классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального
времени при помощи телекоммуникационных систем.
7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет
соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия
педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных
технологий.
7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий школа:
своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей)
обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает
расписание запланированных дистанционных активностей обучающихся, наименования
используемых технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов и
ресурсов; разъясняет формы добровольного представления результатов и достижений для
учета в портфолио;
ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам
курсов внеурочной деятельности;
обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам
обучающихся и их родителей (законных представителей);
организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ
обучающихся;
оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях
расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме реального
времени;
при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное
информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и
заданиях.
8. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
8.1. Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный
подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку
эффективности внеурочной деятельности школы.
8.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех
уровнях:

оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности школы по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп учащихся.
8.3. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся,
в рамках одного направления, может проводиться по окончании учебного года в форме
творческой презентации. На празднике объявляются результаты внеурочной деятельности
с награждением лучших обучающихся, набравших максимальное количество баллов по
всем направлениям и набравших максимальное количество баллов по отдельным
направлениям.
8.4. В конце учебного года подводятся результаты внеурочной деятельности с
определением обучающихся, набравших максимальное количество баллов по всем
направлениям и набравших максимальное количество баллов по отдельным
направлениям.
8.5.
При
реализации
внеурочной
деятельности,
дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий необходимость формы промежуточной аттестации и текущего контроля
определяются школой.
8.6. Школа может рекомендовать обучающимся различные формы добровольной
самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских,
проектных или творческих работ, участие в конкурсах и соревнованиях для зачета в
качестве результатов освоения образовательных программ.
8.9. Школа может использовать сведения о достижениях в освоении курсов
внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ,
результативном участии в мероприятиях в рамках программы воспитания, в том числе о
выполненных проектных и творческих работах, победах в конкурсах для формирования
портфолио обучающихся, на условиях их (или их родителей (законных представителей)
добровольного согласия на обработку персональных данных.
9. Организация управления
Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля,
утвержденном директором школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».