Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, в МБОУ СОШ №138

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 7 от 26.04.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 92од от 28.04.2023 г.
Подписано цифровой подписью:
Давлетбаева
Давлетбаева Эльвира Хабировна
Эльвира Хабировна Дата: 2023.05.02 09:14:43 +05'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе при
ускоренном обучении, в МБОУ СОШ №138

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок обучения по индивидуальному учебному плану в МБОУ
СОШ №138 (далее – Порядок) разработан на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
устава МБОУ СОШ №138.
1.2. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Главной
задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является
удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора
оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
1.3. Индивидуальный учебный план разрабатывается в целях обеспечения освоения
основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования на
основе индивидуализации ее с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося и призван обеспечить удовлетворение образовательных
потребностей обучающихся путем выбора оптимального перечня учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм обучения и
получения образования.
1.4. Обучение по индивидуальному учебному плану организуется по заявлению
родителей (законных представителей) обучающегося или совершеннолетнего
обучающегося:
с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению
образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также
положением в семье;
с высокой степенью успешности в освоении программ;
с ограниченными возможностями здоровья;
по иным основаниям.
1.5. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены
обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности
с момента ее образования. Применительно к учащимся, имеющим академическую
задолженность, индивидуальный учебный план содержит меры компенсирующего
воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.
1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану
определяется
образовательной
организацией
самостоятельно,
а
реализация
индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой
образовательной программы.
1.7. Индивидуальный учебный план, в том числе предусматривающий ускоренное
обучение, разрабатывается школой самостоятельно на основе утвержденной основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования с учетом
требований федеральных образовательных стандартов, санитарных норм и правил.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ
ПЛАНУ
2.1. Индивидуальный учебный план может быть предоставлен любому
обучающемуся школы независимо от класса обучения.
2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется
по заявлению совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего обучающегося.
2.3. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный
год, либо на иной срок, указанный в заявлении совершеннолетнего обучающегося,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2.4. Организация обучения по индивидуальному учебному плану для обучающихся,
не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности,
осуществляется по усмотрению родителей (законных представителей) обучающихся на
основании заявления.
2.5. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется
индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или
родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося по
индивидуализации содержания основной образовательной программы – включение в
индивидуальный учебный план дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное
изучение отдельных дисциплин, ускоренное обучение по основной образовательной
программе и др.
К заявлению могут быть приложены психолого-медико-педагогические
рекомендации по организации обучения ребенка.
2.6. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение текущего учебного года до 15 мая включительно.
2.7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется
приказом директора.
2.8. Обучение по индивидуальному учебному плану ведется по расписанию
занятий. Расписание занятий по индивидуальному учебному плану с учетом максимально
допустимой учебной нагрузки и кадрового потенциала составляет заместитель директора
школы по учебной работе, утверждает директор.
2.9. Срок получения общего образования по индивидуальному учебному плану
осуществляется
в
сроки,
установленные
федеральными
государственными
образовательными стандартами, но может быть сокращен для обучающихся, которые
осваивают программы по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 286, и ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 287.
2.10. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в
отдельных классах (группах). Наполняемость классов (групп) устанавливается в
соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
2.11. При реализации индивидуального учебного плана могут использоваться
электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а также сетевая
форма реализации образовательной программы.
2.12. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется
возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из
библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными
кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать
обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной
организацией и закрепленном в его Уставе.
2.13. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены
свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в

форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.14. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных
представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации
программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по
предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги,
ведущие обучение, оформляются приказом руководителя образовательной организации.
2.15. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том
числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
2.16. Обучение по индивидуальному учебному плану на уровнях начального и
основного общего образования сопровождается поддержкой тьютора, на уровне среднего
общего образования – классного руководителя.
Педагогический работник назначается на сопровождение индивидуального
учебного плана приказом директора.
2.17. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод
обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный
учебный план.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой
и возможностями школы с учетом психолого-медико-педагогических рекомендаций по
организации обучения ребенка (при их наличии). Индивидуальный учебный план
разрабатывается заместителем директора школы по учебной работе для конкретного
обучающегося или группы обучающихся на основе основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования на один учебный год.
3.2. Индивидуальный учебный план утверждается в порядке, предусмотренном
уставом школы для утверждения основной образовательной программы общего
образования.
3.3. Индивидуальный учебный план разрабатывается и утверждается не позднее 10
рабочих дней с даты принятия заявления об организации обучения по индивидуальному
учебному плану, если иное не установлено настоящим Порядком.
3.4. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта общего образования
соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для
изучения.
3.5. Объем рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
ООП соответствующего уровня образования, для которого разработан индивидуальный
учебный план, может варьироваться при необходимости разработки индивидуальной
сетки учебных часов для освоения учебных предметов.
3.6. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план
основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
3.7. Максимальная учебная нагрузка обучающегося по индивидуальному учебному
плану
должна
соответствовать
требованиям
федеральных
государственных
образовательных стандартов, санитарных норм и правил. С этой целью индивидуальный
учебный план может сочетать различные формы получения образования и формы
обучения.
3.8. Утвержденный индивидуальный учебный план и расписание занятий по
индивидуальному учебному плану доводятся до сведения обучающегося, родителей
(законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под подпись.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего
образования предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей
образовательной организации).
4.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части
базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1
классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
4.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы
начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной
деятельности.
4.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение,
родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и
информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных
культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
4.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются
основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской
культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы
светской этики.
4.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее
2904 часов и более 3345 часов.
4.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может
предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального
общего образования составляет не более 1 года.
4.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
5. ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего
образования может предусматривать:
увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся;
иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей
образовательной организации).
5.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана
основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.
5.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
русский язык и литература (русский язык, литература);

родной язык и родная литература (родной язык (русский) и родная литература
(русская));
иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
общественно-научные предметы (история (История России. Всеобщая история.),
обществознание, география);
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
основы духовно-нравственной культуры народов России (основы духовнонравственной культуры народов России).
искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности);
5.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и
более 6020 часов.
5.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не
более 1 года.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Учебный план формируется с учетом профиля получаемой специальности за
счет введения профильных предметов, соответствующих по содержанию, целям и
задачам, требованиям ФГОС СОО.
6.2. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план
должны содержать не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература",
"Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание",
"География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы
безопасности жизнедеятельности") и предусматривать изучение не менее 2 учебных
предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной
области и (или) смежной с ней предметной области.
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный
план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном
уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество
часов, отводимых на изучение учебных предметов.
6.3. Количество учебных занятий за 2 года не может составлять менее 2170 часов и
более 2516 часов.
6.4. Часы, отведенные на компонент учреждения, используются для:
преподавания учебных предметов, предлагаемых учреждением;
проведения учебных практик и исследовательской деятельности;
осуществления образовательных проектов и т. п.
Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на
преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
6.5. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не
более 1 года.
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
7.1. Ускоренное обучение осуществляется посредством:
7.1.1. Зачета результатов освоения обучающимся учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других

организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
в
порядке,
предусмотренном локальным нормативным актом школы.
7.1.2. Изменения объема часов на изучение отдельных предметов.
7.2. Ускоренное обучение возможно организовать для обучающихся, имеющих
высокие образовательные способности и (или) уровень развития и (или) переезжающих в
другую местность на длительное время. Возможность освоения обучающимся
образовательной программы в повышенном темпе в случаях обучения без балльного
оценивания знаний подтверждается данными динамики учебных достижений и
психолого-педагогической диагностики, в остальных случаях – результатами текущей и
промежуточной
аттестации,
психолого-педагогическими
характеристиками
обучающегося.
7.3. Особенности процедуры зачета образовательных результатов обучающихся,
полученных в других организациях, и порядок его оформления устанавливаются
локальным нормативным актом школы.
7.4. Прием на ускоренное обучение не допускается.
8. ПЕРЕВОД НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН В СЛУЧАЕ
ЗАЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
8.1. Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по
индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение.
8.2. Переход на обучение по индивидуальному учебному плану в случае зачета
результатов утверждается приказом директора после проведения зачета результатов.
8.3. Школа уведомляет обучающегося или родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего обучающегося о переходе на обучение по индивидуальному
учебному плану в течение двух рабочих дней с даты издания приказа директора,
указанного в пункте 5.2 Порядка.
8.4. При составлении индивидуального учебного плана в него не включаются
учебные предметы, результаты по которым школа зачла в качестве промежуточной
аттестации.
8.5. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в журнале
успеваемости.
8.6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
индивидуальный учебный план.
Государственная итоговая аттестация обучавшихся по индивидуальному учебному
плану проводится в формах и в порядке, предусмотренных законодательством.
9. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
9.1. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой
тьютора, назначаемого директором.
9.2. Контроль за проведением учебных занятий, консультаций в соответствии с
утвержденным расписанием, посещением учебных занятий обучающимся, ведением
журнала успеваемости и своевременным оформлением иной педагогической
документации в рамках реализации индивидуального учебного плана осуществляет
заместитель директора школы по учебной работе не реже одного раза в четверть.
9.3. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе
посещать учебные занятия, предусмотренные индивидуальным учебным планом и
расписанием занятий.
Посещение учебных занятий, предусмотренных расписанием, отмечается в
журнале успеваемости в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом
школы.
9.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным
частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю)

индивидуального учебного плана проводятся в рамках часов, отведенных на
соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули).
9.5. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в журнале
успеваемости.
10. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
10.1. Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется за счет
бюджетных средств в рамках финансового обеспечения реализации основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
10.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации
индивидуального учебного плана, осуществляется в соответствии с установленной в
школе системой оплаты труда.
11. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
11.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
11.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в
силу с момента его утверждения.
11.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
11.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое
утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия
новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

Приложение № 1
к Порядку организации и осуществления
обучения по индивидуальному учебному плану
в МБОУ СОШ №138

Директору МБОУ СОШ № 138
Давлетбаевой Э.Х.
_______________________________________,
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

зарегистрированного по адресу:_____________
________________________________________

________________________________________,
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу организовать обучение по индивидуальному учебному плану по ____________
____________________________________ общеобразовательной программе ______________
(основной / адаптированной основной)

НОО, ООО, СОО

моему ребенку ___________________________________________________________________,
Ф.И.О. ребенка

учащемуся (-ейся) _______ класса с «____» _________ 20___г. по «____» __________ 20___г.
в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
К заявлению прилагаю _______________________________________________.
«_____»_________20____г.

_______________
(подпись)

_____________________
(расшифровка подписи)

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О
персональных данных» своей волей и в своем интересе даю согласие на обработку (включая
сбор, хранение, уничтожение) моих персональных данных, содержащихся в настоящем
заявлении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».