Положение о тьюторском сопровождении обучающихся МБОУ СОШ №138

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 7 от 26.04.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 92од от 28.04.2023 г.

Давлетбаева
Эльвира
Хабировна

Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.05.02 09:13:05
+05'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о тьюторском сопровождении обучающихся МБОУ СОШ №138

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о тьюторском сопровождении (далее - Положение)
регламентирует деятельность специалистов (тьюторов) МБОУ СОШ №138 (далее –
школа) в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых
образовательных потребностей обучающихся в процессе обучения, воспитания и
социальной адаптации на уровне начального, основного общего образования.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, которая основана
на взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия специалисты выстраивают
индивидуальную образовательную траекторию: педагог осознает и реализует
образовательные цели; тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который
помогает поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения.
Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная
траектория обучающегося. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает
наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а также разработанный
способ его реализации.
1.2. Положение разработано в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и
дополнениями);
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (с изменениями и дополнениями);
постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21

"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального
стандарта «Специалист в области воспитания»;
уставом МБОУ СОШ № 138;
локальными нормативными актами МБОУ СОШ № 138.
1.3. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной
организации. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
1.4. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика,
образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача
тьютора состоит в организации обучения и воспитании.
2. ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА
Тьютор осуществляет следующие функции:
диагностическая: сбор данных об обучающемся методом наблюдения и методом
практического взаимодействия, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых
сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития;
проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур
тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям
восприятия оказываемой помощи;
реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающегося в
образовательном пространстве школы и поддержка при решении возникающих
затруднений и проблем;
аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по
индивидуальным программам, прохождения индивидуальных маршрутов и результата
самоопределения обучающегося.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА
3.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением,
должностной
инструкцией,
рекомендациями
психолого-медико-педагогического
консилиума и может быть реализована с помощью:
проектной технологии;
технологии группового и индивидуального консультирования;
тренинговой технологии;
информационных технологий.
3.2. Основные формы тьюторского сопровождения:
– индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной
организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение
с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого
обучающегося. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс
сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого
тьюторанта. Целью тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого
обучающегося с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков
общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации
своей индивидуальной образовательной программы;

– групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на индивидуальных
тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим
тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ обучающихся с похожими познавательными интересами. В
рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских
консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы:
мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
- мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации
обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных
ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных
образовательных программ;
– коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в
группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для эффективного проведения
консультации важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и
взаимодействие обучающихся между собой;
– рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в
группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного
решения.
3.3. Информационная деятельность:
информирование родителей о тьюторском сопровождении;
составление памяток, обучающимся, родителям, классным руководителям по
ликвидации существующих проблем;
формирование папки документов тьютора.
3.4.Учебно-методическая деятельность:
изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению;
составление графика работы с тьюторантом (группой);
составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого тьюторанта;
оформление дневников наблюдений тьютора;
индивидуальные консультации с обучающимися, родителями (законными
представителями), классными руководителями;
ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении;
выступление на заседаниях методических объединений школы.
3.5. Диагностико-аналитическая деятельность:
формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении;
отслеживание продвижения обучающихся;
отслеживание итогов успеваемости.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не
наносящих вред обучающимся.
3.6. В процессе организации деятельности тьютор:
составляет план работы на четверть и учебный год;
организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИУП или ИОМ;
отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник наблюдения.
3.7. Трудовые действия тьютора:
выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем,
затруднений обучающихся в процессе образования;
организация участия обучающихся в разработке ИОМ, ИУП;
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, ИУП;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного
процесса;

педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации
ИОМ, ИУП;
организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в
разработке и реализации ИОМ, ИУП;
участие в реализации АООП и СИПР, обучающихся с ОВЗ;
применение методов педагогической диагностики для выявления индивидуальных
особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
консультирование обучающихся и их родителей/законных представителей по
вопросам разработки ИОМ, ИУП;
реализация мер по формированию благоприятного психологического климата,
позитивного общения субъектов образования;
выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его окружением в ходе
реализации ИОМ, ИУП;
контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ, ИУП.
4. ПРАВА ТЬЮТОРА
4.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения
по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности.
4.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую
для осуществления своей деятельности.
4.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих
должностных обязанностей.
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей.
4.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей
компетенции.
4.6. Совмещать основную должность с учительской деятельностью в соответствии
с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового
договора.
4.7. Участвовать в работе методических объединений.
4.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания
условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их
социальной защиты в рамках своей компетенции.
4.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с
графиком курсовой подготовки педагогов школы.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЬЮТОРА
5.1. Ответственность сотрудников регламентируется их должностными
инструкциями.
5.2. Тьютор обязан:
принимать участие в разработке программ индивидуального сопровождения
обучающегося;
не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам ППк о
сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе
реализации рекомендаций;
руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими
принципами, нравственными нормами;
сохранять конфиденциальность сведений;
защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей).
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ РАБОТНИКАМИ
7.1. Работу тьютора непосредственно направляют директор, заместитель директора
по УР школы.

7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями,
педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, медицинским
работником, обучающимися, руководителями школьных методических объединений,
родителями, администрацией школы, а также сотрудничает со специалистами
учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности
тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей
компетенции.
7. ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЬЮТОРА
Тьютор ведет следующую документацию:
график работы тьютора (на учебный год);
программу тьюторского сопровождения;
план работы на неделю и четверть;
дневники наблюдений;
журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов;
характеристика на тьюторанта;
анализ работы тьюторанта за учебный год.
8. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
8.1. Деятельность тьютора осуществляется за счет бюджетных средств в рамках
финансового обеспечения реализации основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования.
8.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для тьюторского
сопровождения обучающихся, осуществляется в соответствии с установленной в школе
системой оплаты труда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».