Положение об организации и проведении профессиональных проб и социальных практик для обучающихся МБОУ СОШ №138

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол №1
от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №138
_____________ Э.Х. Давлетбаева
Приказ №184/3од
от 01.09.2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении профессиональных проб и социальных практик
для обучающихся МБОУ СОШ №138
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее – Положение) устанавливает цели и задачи
проведения профессиональных проб и социальных практик для МБОУ «СОШ №138»,
регламентирование образовательного процесса и условия реализации программ
профессиональных проб, особенности определения педагогической нагрузки,
распределение ответственности при организации профессиональных проб и социальных
практик.
1.2. В качестве правовой основы Положения выступают:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012
№273-ФЗ с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г., № 413 с изменениями и дополнениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115.
- Устав МБОУ СОШ №138.
II. Основные цели и задачи
2.1. Основные цели профессиональных проб и социальных практик:
- формирование социальных компетенций на основе привлечения обучающихся к
общественно значимой деятельности;
- создание условий для осознанного выбора профессии, понимания значимости
профессиональной деятельности для человека и общества.
2.2. Основные задачи профессиональных проб и социальных практик:
- приобретение практических коммуникативных умений в процессе осуществления
различных социальных взаимодействий;
- формирование представлений обучающихся о возможностях современных
социальных технологий;
- знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных
процессов, проходящих в современном российском обществе;
- оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора
сферы будущей профессиональной деятельности;
- получение школьниками дополнительных сведений о специфике различных видов
профессиональной деятельности;
- осуществление пробы в профессиональной деятельности на реальном рабочем
месте;

- соотнесение результатов профессиональной пробы с индивидуальными
возможностями и желаниями;
- приобретение школьниками социального опыта делового общения совместной
деятельности с представителями разных профессий.
2.3. Виды социальной практики и профессиональных проб:
внешняя – на предприятиях, в организациях и учреждениях г. Нижнего Тагила и
Свердловской области;
внутренняя – в пределах образовательной среды МБОУ СОШ №138.
2.3.2. Места прохождения социальных практик и профессиональных проб:
организации системы профессионального образования (учреждениями среднего и
высшего профессионального образования);
организации системы культуры и спорта (музеи, библиотеки, дворцы и дома
творчества, спортивные клубы и др.);
организации системы социальной защиты населения;
муниципальные органы самоуправления;
предприятия и организации.
1.3.3. Объектами социальной практики и профессиональных проб могут быть
следующие формы общественно значимой деятельности учащихся:
организация и проведение мероприятий для социума микрорайона;
создание и реализация проектов социальной направленности;
деятельность по профилактике социальных угроз: курения, употребления спиртных
напитков, наркомании, сквернословия и т.п.;
деятельность по организации активного отдыха учащихся разных возрастов в
выходные и каникулярные дни;
участие в акциях по защите животных;
участие в социально-значимых формах реализации творческой активности
учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и т.п.);
деятельность по сохранению экологического баланса на территории школы и
микрорайона;
практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях по
реализации программ инициатив, имеющих социально значимые ценности;
осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, отдела по молодежной
политике и взаимодействия с общественными организациями муниципалитета;
социально-ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными
организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую
деятельность;
участие в волонтерских движениях различной направленности;
занятость общественно полезным трудом по благоустройству города, территорий
МБОУ СОШ №138, других образовательных организаций;
участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе
музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов, в охране памятников
культуры; участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного
образования,
младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во
внеурочное время;
практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях,
организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально-значимую
ценность;
участие в конференциях, конкурсах, проводимых учреждениями среднего и
высшего профессионального образования;
участие в конкурсах профессионального мастерства;
участие в работе СМИ, в том числе в газетах и на сайтах;

организация и проведение предметных и тематических мероприятий для
обучающихся МБОУ СОШ №138;
деятельность по развитию ученического самоуправления в МБОУ СОШ №138
(индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического коллектива,
общешкольный уровень).
III. Профессиональные пробы
3.1. Профессиональная проба – это завершенный вид учебно-трудовой
деятельности
обучающихся,
моделирующий
элементы
определенного
вида
технологического (производственного) процесса и способствующий формированию
целостного представления о содержании конкретной профессии или группы родственных
профессий.
3.2.
Профессиональная
проба,
являясь
средством
профессионального
самоопределения обучающихся, направлена на:
повышение ценности предметных знаний как ресурса для получения
соответствующего профессионального образования;
развитие
социально
и
профессионально
значимых
качеств
и
предпрофессиональных компетентностей;
корректировку профессиональных намерений, обучающихся с целью повышения
качества последующего профессионального обучения.
3.3. Профессиональные пробы организуются для того, чтобы обучающийся
утвердился (или отказался) от сделанного (и предполагаемого) им выбора направления
дальнейшего профессионального обучения, связанного с определенным типом и видом
профессиональной деятельности.
3.4. Наряду с базовыми и профильными учебными курсами профессиональные
пробы являются важной содержательной частью профильного обучения учащихся 10-11
классов.
3.5. В учебном плане уровня среднего общего образования профессиональные
пробы реализуются за счет времени, отводимого на реализацию элективных курсов в
части, формируемой участниками образовательных отношений согласно требованиям
ФГОС СОО.
Профессиональная проба может быть реализована и во внеурочной деятельности
определённой социально значимой направленности, нацеленной на решение задач
профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и
осмысления профессионально значимого опыта в рамках социальной практики за счет
часов, отводимых на реализацию данного направления в программе воспитания и
социализации личности. Оптимальная продолжительность одной профессиональной
пробы находится в пределах от 17 до 34 часов. В профильном обучении возможны более
широкие временные границы.
3.6. Комплектование групп для прохождения профессиональных проб
осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных
потребностей и интересов обучающихся. Группы для занятий на элективных курсах
формируются как из обучающихся одного класса, так и из обучающихся одной параллели
или обучающихся школ, объединенных в муниципальную образовательную сеть.
Оптимальная численность группы не более 15 человек. При наличии в рамках
профессиональной пробы предлагаемых специализаций в определенном типе
профессиональной деятельности может осуществляться деление группы на подгруппы.
3.7. Организация профессиональной пробы предполагает использование сетевых
форм взаимодействия с предприятиями, организациями, учреждениями среднего и
высшего профессионального образования Свердловской области. Организация
профессиональных проб на основе сетевого взаимодействия осуществляется с
использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебнометодических ресурсов организаций, участвующих в сетевом взаимодействии. Порядок и

условия взаимодействия организаций при осуществлении сетевых форм реализации
профессиональных проб определяются договором между ними.
IV. Социальные практики
4.1. Социальная практика – это специально организованная образовательная
деятельность обучающихся, направленная на развитие социальной компетентности,
формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, а также
социальных навыков и получение опыта социального взаимодействия.
4.2. В школе социальная практика реализуется во внеурочной деятельности как
через дополнительное образование, так и через работу органов школьного
самоуправления.
4.3. Социальная практика является обязательной частью внеурочной деятельности
обучающихся 10-11 классов, может организовываться в каникулярное время, отражается в
учебном плане.
4.4. Социальная практика может быть организована в следующих формах
общественно значимой деятельности обучающихся:
участие в волонтерском движении различной направленности;
осуществление помощи социально незащищенным слоям населения (пожилым
людям, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому,
многодетным семьям, неполным семьям) совместно с социальными работниками;
занятость общественно-полезным трудом по благоустройству города, микрорайона,
территории МБОУ СОШ №138;
участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений
культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных
площадок, памятников культуры;
участие в шефстве над воспитанниками дошкольных образовательных организаций
и дошкольных групп, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга
и занятости во внеурочное время;
практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях,
организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально-значимую
ценность.
V. Организации и проведение
профессиональных проб и социальных практик
5.1. МБОУ СОШ №138 (в лице администрации) обеспечивает:
включение профессиональных проб и социальных практик в план внеурочной
деятельности;
разработку и утверждение программ профессиональных проб и социальных
практик;
заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения профессиональной
пробы двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или организацией об
условиях и порядке прохождения пробы обучающимся;
издание приказа по школе о прохождении профессиональных проб, социальных
практик обучающимися в соответствующем учебном году;
закрепление
лиц,
ответственных
за
прохождение
обучающимися
профессиональных проб, социальных практик;
распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими
прохождение профессиональных проб и социальных практик обучающимися;
направление обучающихся на профессиональные пробы, социальные практики,
установленные планом образовательной деятельности МБОУ СОШ №138 и программами;
контроль соблюдения требований норм охраны труда, а также санитарных,
гигиенических норм во время прохождения обучающимися профессиональных проб,
социальных практик.

5.2. Общую координацию прохождения обучающимися социальной практики и
профессиональной пробы осуществляет заместитель директора, отвечающий за
организацию образовательной деятельности уровня среднего общего образования.
5.3. Руководитель профессиональной пробы, социальной практики назначается
приказом директора из числа педагогических работников.
5.4. Руководитель профессиональной пробы обязан:
ознакомить обучающихся с программой социальной практики и профессиональной
пробы;
обеспечивать соблюдение обучающимися правил техники безопасности;
осуществлять контроль над соблюдением сроков проведения профессиональных
проб, социальных практик;
контролировать прохождение профессиональных проб, социальных практик,
проверять отчеты старшеклассников, оценивать их деятельность;
организовывать встречи учеников с интересующими их специалистами в разных
профессиональных областях;
проводить с учениками экскурсии, выезды, отчетные мероприятия о проделанной
работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения
мероприятия;
вносить результаты прохождения профессиональных проб, социальных практик в
зачетную книжку обучающегося на основе «Дневника прохождения профессиональной
пробы, социальной практики (Приложение 1)».
5.5. Классный руководитель обучающихся:
оказывает содействие в выборе вида профессиональных проб, социальных практик;
осуществляет периодический контроль в течение учебного года за прохождением
профессиональных проб, социальных практик;
запрашивает у руководителя информацию о прохождении обучающимися
профессиональной пробы, социальной практики и обсуждает результаты их деятельности
на классных часах и в индивидуальных беседах;
доводит информацию о прохождении обучающимися профессиональной пробы,
социальной практики до родителей на родительских собраниях или индивидуальных
беседах;
подводит общие итоги профессиональной пробы, социальной практики и
совместно с руководителем оценивает ее результативность.
5.6. Отметка за результаты социальной практики, профессиональной пробы
выставляется одновременно в журнал профильных предметов и является показателем
прикладных профессиональных знаний по профильной дисциплине.
VI. Права и обязанности обучающихся
при прохождении профессиональной пробы, социальной практики
6.1. При прохождении профессиональной пробы, социальной практики
обучающиеся обязаны:
выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия (организации,
учреждения) по месту прохождения профессиональной пробы, социальной практики;
изучить и строго соблюдать правила техники безопасности и противопожарной
безопасности;
выполнять в установленный срок в полном объеме задания, предусмотренные
программой профессиональной пробы, социальной практики;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
оформить индивидуальный дневник прохождения профессиональной пробы,
социальной практики.
6.2. Обучающиеся имеют право выбрать профессиональные пробы, социальные
практики. Обучающиеся, не выполнившие программу профессиональной пробы,
социальной практики по уважительной причине, проходят их в индивидуальном порядке.

Обучающиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы
профессиональной
пробы,
социальной
практики
и/или
получившие
неудовлетворительную оценку, имеют право на ликвидацию задолженности в
установленные сроки.
VII. Оформление результатов прохождения
социальной практики и профессиональных проб
7.1. Социальная практика и профессиональные пробы сопровождаются
планированием (проектированием) образовательной деятельности учащегося в дневнике
социальной практики и/или профессиональной пробы.
7.2. Дневник социальной практики и/или профессиональной пробы является
обязательным продуктом, предъявляемым на защите результатов практической
деятельности.
7.3. Дневник социальной практики и/или профессиональной пробы позволяет:
представить работу участника;
стать накопителем информации и справочником на протяжении работы;
объективно оценить ход практической деятельности;
судить о личных достижениях и росте участника практики.
7.4. По окончании практики учащийся в десятидневный срок составляет
письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с дневником. Отчет
должен содержать сведения о выполненной обучающимся работе в период практики,
согласно программе практики.
7.5. Учащиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине,
проходят практику в индивидуальном порядке.
7.6. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы
практики и/или получившие неудовлетворительную оценку, имеют право на ликвидацию
возникшей задолженности в сроки, установленные приказом директора МБОУ СОШ
№138.
7.7. Подведение итогов, оценивание результатов социальной практики и/или
профессиональной пробы по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих
критериев:
качественная оценка деятельности обучающегося руководителем практики;
качественная оценка Дневника социальной практики и/или профессиональной
пробы тьютором.
7.8. В структуру портфолио по итогам социальной практики и/или
профессиональной пробы входят следующие документы:
дневник социальной практики и/или профессиональной пробы;
собранная учащимся информация по теме практики, представленная на бумажных
носителях в произвольной форме;
краткое описание основных проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе
социальной практики и/или профессиональной пробы и способов их преодоления;
мульти-медиа презентация по итогам прохождения социальной практики и/или
профессиональной пробы.

Приложение 1

Дневник прохождения профессиональной пробы
(социальной практики)
1. Ф.И.О. обучающегося: _________________________________________________________________
2. Класс: __________ Профиль:____________________________________________________________
3. Название профессиональной пробы (социальной практики):
_______________________________________________________________________________________
4. Цели (с какой целью организуется профессиональная проба или социальная практика):
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

5. Место прохождения (название организации, учреждения, предприятия):
_______________________________________________________________________________________
6. Руководитель практики (ФИО. должность):
_______________________________________________________________________________________
7. Виды деятельности (описание выполняемой работы):
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8. Дата, сроки прохождения: ______________________________________________________________
9. Отчет руководителя (описание проделанной работы; характеристика отношения обучающегося к
данному виду деятельности; вывод, оценка качества прохождения профессиональной пробы или
социальной практики, замечания, рекомендации): ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
10. Мнение обучающегося (собственные наблюдения, впечатления, выводы о результатах
прохождения профессиональной пробы или социальной практики; описание возникших затруднений;
пожелания по совершенствованию организации проб и практик):
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Подпись обучающегося: _______________________________
Подпись руководителя практики: _______________________________

Карта оценки практиканта
ФИ __________________________________________________
1. Индивидуально-психологические качества:
Оцениваемое качество
Оценка
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Наблюдательность и
сосредоточенность
Способность генерировать новые идеи
Сообразительность и понятливость
Целеустремленность и решительность
Поведение в сложных ситуациях и
конфликтах
Преобладающее настроение
Другое
2. Культура поведения:
Оцениваемое качество
Тактичность
Вежливость
Пунктуальность
Положительная реакция на критику
товарищей и старших
Другое

Отлично

Хорошо

Оценка
Удовлетворительно

3. Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе):
Оцениваемое качество
Оценка
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
самостоятелен
способен вести за собой
подчиняется чужому влиянию
общителен
держится отчужденно
другое
4. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики:
Оцениваемое качество
Оценка
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Владение знаниями, полученными
при изучении гуманитарных и
социальных дисциплин
Умение применять вышеназванные
знания в своей профессиональной
деятельности
Знание законодательства РФ и
нормативных правовых актов
Знание видов выполняемых работ и
оказываемых услуг

Недовлетворительно

Недовлетворительно

Недовлетворительно

Недовлетворительно

Знание основ социологии и
психологии труда
Знание и умение оформления
деловой документации
Владение компьютерными методами
сбора,
хранения
и
обработки
информации, применяемой в сфере
профессиональной деятельности
Другое
5. Соответствие основным требованиям работодателя:
Оцениваемое качество
Отлично
Общая образованность
Способность системно мыслить,
умение перерабатывать большие
объёмы информации и вычленять
главное
Умение применять на практике
полученные знания
Навыки командной работы
Умение и желание постоянно учиться
Целеустремлённость
Адекватность самооценки
Психологическая мобильность
Коммуникативность и мобильность
Стрессовая устойчивость

Оценка
Хорошо
Удовлетворительно

Недовлетворительно

6. Отзыв о практиканте
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Руководитель организации _________________
(подпись)
М.П.

__________________________
(Ф.И.О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».