Образовательная программа Театральная студия МАК

ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического /
методического совета
Протокол № 2 от 02.09.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 138
____________________ Кузнецова Г.В.
Приказ № 188/1 от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
Театральная студия МАК

Подвид программы: модульная
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): 7 до 17 лет
Срок реализации: 4 года, 153 часа в год
Форма обучения очная
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Калинина Вера Алексеевна

Нижний Тагил
2024г.

цифровой подписью:
Кузнецова Галина Подписано
Кузнецова Галина Викторовна
Дата: 2024.10.28 16:52:00 +05'00'
Викторовна

Содержание дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности Театральная студия МАК.
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительнаязаписка ........................................................................................................... 3
Адресат Программы… ........................................................................................................... 3
Объем и срок освоения Программы… ................................................................................. 3
Особенности организации образовательного процесса ..................................................... 3
Форма обучения… .................................................................................................................. 3
Режим занятий ........................................................................................................................ 4
Цель и задачи Программы ..................................................................................................... 4
Учебный план ......................................................................................................................... 4
Планируемые результаты реализации Программы… ........................................................ 5
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график .............................................................................................. 7
Условия реализации Программы… ...................................................................................... 8
Формы аттестации/контроля… ............................................................................................. 8
Оценочные материалы… ....................................................................................................... 8
Методическое обеспечение ................................................................................................... 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..... ........................................................................................... 10
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................
.......11
Приложение 1. Рабочая программа модуля 1. «Первый год обучения» ........................... 11
Приложение 2. Рабочая программа модуля 2. «Второй год обучения» ............................ 13
Приложение 3. Рабочая программа модуля 3. «Третий год обучения» ............................ 15
Приложение 4. Рабочая программа модуля 4. «Четвертый год обучения»… .................. 18

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ«Обобразовании в Российской Федерации».
2. Федеральный Закон от 13.07.2020г.№189-ФЗ «Огосударственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных услуг в социальной
сфере».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
4. Стратегия
развития
воспитания в
РФ
на
период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года»
утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября 2020г. №
28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детейи молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8. ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерации от 23.08.2017г. № 816
«Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
10. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительнымобщеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019№467
12. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».

3

17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ».
18. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об
организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории
Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных
образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств)».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии ссоциальным сертификатом».
20. Устав МБОУ СОШ № 138.
21. Положение о
дополнительных
общеобразовательных
дополнительных общеразвивающих программах МБОУ СОШ № 138.
Направленность(профиль)общеразвивающей программы:
Театральная
студия
«МАК» имеет художественную направленность.
Актерское мастерство – это совокупность качеств личности и приобретенных умений,
позволяющих выявить творческие силы и использовать их не только на сцене, но и в жизни.
Обучение актерскому мастерству поможет вести себя более раскованно на сцене, чувствовать
зрителя, научит создавать сценический образ. Актерское мастерство – это искусство
художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в звучащем
слове. Привлечение учащихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой
художественного чтения, открывает большие возможности для многостороннего развития их
способностей.
Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве
самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою
очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и
нравственный мир, формирует активную жизненнуюпозицию.Театральная модель жизненных
ситуаций, «проба ощущения себя» втой илииной среде позволяют ребенку приобрести
полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной
среды. Театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.Все это делает программу
актуальной.
Театральное мастерство формирует у детей важные навыки совместной работы, общения,
воспитывает ответственность, способность находить нестандартные решения, свой
индивидуальный стиль поведения.
Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребѐнка в
современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения. Программа
объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как
для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия
психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы учащихся, их
индивидуальных склонностей и способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных
отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения,
взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.
Данная программа предназначена для учащихся 7-17 лет. Из-за разницы в возрасте
учащихся целесообразно разделить на младшую среднюю и старшую группы, т.к. театральная
традиция выработала свои виды игрового взаимодействия для каждого возраста. Благодаря
этому происходит решение таких задач, как индивидуальный подход к каждому ребенку,
максимальное раскрепощение и создание качественных постановок. Тренинги, как актерские,
так и заимствованные из психологии, развивают эмоциональную сферу, внимание, память,
стимулируют мыслительный процесс, в этом заключается педагогическая целесообразность
программы.
Содержание занятий раскрывает и отражает следующие факторы: театр – как вид

4

искусства, постижение глубин театра, знакомство с театром «представления» и театром
«переживания». Обучение проходит по системе К.С. Станиславского, а также занятия театром
«переживания».
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами
театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить
психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и
эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики
движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из
самых важных потребностей детей является потребность в общении. В этой связи одной из
приоритетных задач является развитие у них качеств, которые помогут в общении со
сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения
сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена
коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Программа
предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить
учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта,
безболезненной
адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.
Адресат программы
Возраст учащихся 7-17 лет. В группу первого года принимаются все желающие.
Специального отбора не производится. Оптимальное количество детей в группе для успешного
освоения программы - 15 человек. Допускается формирование разновозрастных групп.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная–дополнительная общеразвивающая программа
Театральная студия «МАК» рассчитана на 4 года обучения по 153 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
В зависимости от содержания тем рабочих программ модулей и их целей используются
групповая и индивидуальная формы обучения.
Темы разделов модулей перекликаются, но обучение строится по принципу «от простого
к сложному». В каждый год обучения возрастает уровень сложности.
Форма обучения
Форма обучения: очная, с элементами дистанционного обучения.
В ходе реализации Программы применяют теоретические, практические,
комбинированные занятия.
Применяются следующие методы обучения:
- Словестные методы обучения (устное изложение, беседа, анализтекста, разбор
произведения);
- Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, выезды в театры на спектакли
и экскурсии, показ-исполнение педагогом).
- Практические методы обучения (тренинги, тренировочные упражнения, этюды,
групповые и индивидуальные показы).
- Частично-поисковыеметодыобучения.Участиедетейвколлективномпоиске.
- Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения
каждого учащегося при помощи тестирования и построения графика динамики успеваемости.
- Воспитательные технологии. Реализуются в виде вовлечения учащихся в
дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях, по
национальным традициям, театре и др.
- Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Это
самостоятельная работа над произведением, ролью.
Возможныеформыорганизациидеятельностиучащихсяназанятии:
- групповая;
- индивидуальная.
-Формы проведения занятий: занятие-игра, репетиция, экскурсия в театры, конкурс,
викторина, творческая встреча, концерт, открытые и закрытые показы.
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза внеделю по 2 академических часа с 10-15 минутным перерывом.

5

Цель и задачи программы
Цель - создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся,
развития творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их
досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей театра;
- совершенствовать грамматический строй речи, его звуковую культуру,
монологическую и диалогическую формы речи, эффективное общение и речевую
выразительность;
- формироватьосновыисполнительской,
зрительской
и
общей
культуры;
художественно-эстетический вкус.
Развивающие:
- прививать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие;
- укреплять познавательные интересы через расширение представлений о видах
театрального искусства;
- совершенствовать коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- повышать уровень взаимоотношений между обучающимися и педагогом.
Воспитательные:
- прививать чувство патриотизма, любви к Родине, ответственности за порученное дело;
- формировать социальную активностьличностиобучающегося;
- укреплять волевые качества, дух командности (чувство коллективизма,
взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие,
ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
- повысить восприятие, исполнительства и творческого самовыражения, пластической
культуры и выразительности движений.
Учебный план
Количествочасов
№
п\ п

1
2
3

4
5

Название модуля/раздела
Всего

Формы
Теори я Практика аттестации/
Контроля

Модуль 1. «Первыйгод обучения»
Раздел1.1.«Театральная азбука»
20
10
10
Раздел1.2.«Культура и техника
60
20
40
речи»
Раздел1.3.«Актѐрское мастерство» 70
20
50

Раздел1.4.«Прикладное
творчество»
Раздел 1.5. «Исполнительское
мастерство. Постановка
спектаклей»

20

10

10

46

6

40

Игра– викторина
Открытоезанятие
Районные и городские
конкурсы. Концерт для
родителей.Открытый показ
Коллективное
творческое дело
Открытоезанятие.
Театральная
постановка
(спектакль).

Итого:

6
7

216
46
170
Модуль 2. «Второй год обучения»
Раздел2.1.«Театральнаяазбука»
20
10
10
Раздел2.2.«Культураитехника речи» 60
20
40

Игра– викторина
Открытоезанятие

6

8

Раздел2.3.«Актѐрское мастерство»

70

20

50

9

Раздел2.4.«Прикладное творчество»

20

10

10

10

Раздел 2.5. «Исполнительское
мастерство. Постановка спектаклей»

46

6

40

Районные и городские
конкурсы. Концерт для
родителей. Открытый показ.
Коллективное творческое
дело
Открытоезанятие.
Театральная постановка

7

(спектакль).
Итого:
11
12
13

14
15

216
46
170
Модуль 3. «Третий год обучения»
Раздел 3.1.«Театральная азбука»
20
10
10
Раздел 3.2.«Культураитехника
40
10
30
речи»
Раздел 3.3. «Актѐрское мастерство»
80
20
60

Раздел3.4. «Прикладное
творчество»
Раздел 3.5. «Исполнительское
мастерство. Постановка спектаклей»

20

10

10

56

10

46

Игра– викторина
Открытоезанятие
Районные и городские
конкурсы. Концерт для
родителей.Открытый показ.
Коллективное творческое
дело
Открытое занятие.
Театральная постановка
(спектакль).

Итого:

18

216
46
170
Модуль 4. «Четвертый год обучения»
Раздел4.1. «Театральная азбука»
20
10
10
Раздел4.2. «Культура и техника
40
10
30
речи»
Раздел4.3.«Актѐрское мастерство»
80
20
60

19

Раздел4.4«Прикладное творчество»

20

10

10

20

Раздел 4.5. «Исполнительское
мастерство. Постановка спектаклей»

56

10

46

Итого:
Итого:

216
864

46
184

170
680

16
17

Игра– викторина
Открытое занятие
Районные и городские
конкурсы. Концерт для
родителей.Открытыйпоказ.
Коллективноетворческое
дело
Открытоезанятие.
Театральнаяпостановка
(спектакль).

Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты
По итогам обучения, обучающиеся будут
знать:
 правила безопасности при работе в группе;
 сведения об истории театра, особенности театра как вида искусства;
 виды театров;
 правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
 театральные профессиии особенности работы театральных цехов;
 теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической речи;
 упражнения и тренинги;
 приемыраскрепощенияиорганическогосуществования;
правила проведения рефлексии;
уметь:
 ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять комплекс дыхательных, речевых, артикуляционных упражнений, разминку языка и
губ; производить разбор простого текста;

8












производить разбор простого текста;
определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам;
взаимодействовать на сценической площадке с партнерами;
работатьсвоображаемымпредметом;
владеть:
основами дыхательной гимнастики;
основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками сценического
воплощения через процесс создания художественного образа;
навыкамисценическойречи,сценическогодвижения, пластики;
музыкально-ритмическими навыками;
публичных выступлений.

1.4.2.Метапредметныерезультаты
- формирование адекватной самооценки и самоконтроля творческих достижений;
- умениедоговариватьсяораспределениифункцийиролейвсовместной деятельности;
- способность осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности.
Формировать коммуникативные умения, такие как:
- включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение;
- учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника; научить
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
- помочь формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- развивать умениепроявлять инициативу и активность, планировать свою работу,
сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные задачи:
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
РегулятивныеУУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
ПознавательныеУУД
Обучающийся научится:
- пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность۰работать в группе, учитывать мнения партнѐров,
отличные от собственных;
- обращатьсяза помощью;
- формулировать свои затруднения;۰

9

- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-۰осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год
Дата начала
Дата
обуче
обучения
окончания
ния
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов
153

1 год

01 сентября

31 мая

34

2 год

01 сентября

31 мая

34

3 год

01 сентября

31 мая

34

4 год

01 сентября

31 мая

34

153
153
153

Режим занятий
2 занятия по 2 часа в
неделю
2 занятия по 2 часа в
неделю
2 занятия по 2 часа в
неделю
2 занятия по 2 часа в
неделю

Условия реализации Программы
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как
уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной
деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий
учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей учащихся, без интеллектуальных, физических и моральных
перегрузок.
Принцип наглядности. В образовательной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность
осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе учащихся. Этот принцип
позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Занятия по Программе состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая
часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед
о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной
ориентации учащихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского
мастерства.
Чтобы успешно обучить детей, педагогу необходимо, прежде всего, владетьзнаниями,
умениямии навыками актерского мастерства.
Помещение для проведения занятий должно быть камерным и соответствовать санитарногигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять
сквозное проветривание помещения.
Впроцессеобученияучащиесяипедагогдолжныстрогособлюдатьправилатехникибезопасности

1
0

труда.
Так же для успешной реализации Программы необходимоматериально-техническое
обеспечение: музыкальное и световое сопровождение, костюмы,грим, гимнастические коврики
Формы аттестации/контроля
Формами подведения итогов освоения учащимися Программы являются: игра – викторина,
открытое занятие, коллективный анализ творческих работ, конкурсы, концерты, спектакли,
закрытые показы этюдов и основ актерского мастерства.
Неотъемлемой частью отслеживания эффективности реализации дополнительной
общеобразовательной
–
дополнительной
общеразвивающей
программы
являются
результатыпсихолого-педагогического мониторинга.
Для проведения психолого-педагогического мониторинга используются следующие
методики: аналитический материал по итогам проведения психолого- педагогической
диагностики, концерт, открытое занятие, итоговый спектакль.
Оценочные материалы
Для полноценной реализацииПрограммыиспользуютсяразныевидыконтроля:
- текущий–осуществляетсяпосредствомнаблюдениязадеятельностьюребенкавпроцессе
занятий;
- промежуточный – праздники,соревнования,занятия-зачеты,конкурсыпроводимыевДоме детского
творчества;
- итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали и конкурсы.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами
контроля за развитием каждого учащегося, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм
итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей
каждогоучащегося,являетсяспектакльилитеатральноепредставление.
При анализе уровня усвоения программного материала детьми рекомендуется
использовать карты достижений учащихся, где усвоение программного материала и развитие
других качеств ребенка определяются по трем уровням:
- максимальный – программный материал усвоен ребенком полностью, учащийся имеет
высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов,
района и т.д.);
- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных
ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, города.
- минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные
ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
2.5. Методическоеобеспечение
Методическое
обеспечение
Программывключает
в
себя
психологические и
социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: проблемные
ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация,
театрализация, создание и инсценировка, разработка коллективного проекта, организация и показ
спектаклей.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с
процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля.
После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по
содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят детей в доступной им форме с особенностями реалистического
театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль
театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами
актѐрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли
режиссѐра, декоратора, художника-оформителя, актѐра, научиться выражать свои впечатления в
форме рисунка.

1
1

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование ученика на
занятиях: он бывает актѐром, режиссером, зрителем.
Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении,
учет психологических особенностей каждой возрастной группы,связи теории с практикой,
прочности овладения знаниями и умениями.
Немаловажное значение для эффективности проведения занятия имеют применяемые
методы.
Методы, применяемые при проведении занятий:
Словестные рассказ, объяснение, беседа, работа способиями.
Метод игры: развивающие, подвижные, наразвитие внимания, памяти, воображения, играассоциации, ролевая игра.
Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями,
экскурсия в театр, видеоматериалы.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е.
создание оригинальных творческих работ. Особое внимание при проведении занятий уделяется
созданию доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению
индивидуальности каждого.
Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим
закреплением в практической работе.

1
2

Список литературы
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского.-МоскваАСТ,
2010.- (золотой фонд актерского мастерства).
2. Альшиц Ю.Л. тренинг. Москва: РАТИ–ГИТИС, 2020.
3. Бажанова Р.К. Феномен артистизм и его театральные разновидности
/Р.К.Бажанова// Обсерватория культуры. – 2019. – № 4. – С. 42–49.
4. Венецианова М.А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах
Станиславского/М.А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2021. – (Золотойфонд актерского
мастерства).
5. Владимиров С.В. Действие в драме.–2изд.,доп. –Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ,
2021.
6. Гиппиус С.В.Актерский тренинг. Гимнастика чувств/С.В.Гиппиус–МоскваАСТ,2020.–
(Золотой фонд Англия, Италия, США: хрестоматия/Л.И.Гительман.–Санкт-Петербург: СПбГУЭФ;
Вертикаль; Гуманитарный университет профсоюзов, 2019.
7. Жабровец
М.В.
Тренинг
фантазии
и
воображения:
методическоепособие/М.В.Жабровец.– Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2018.
9. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учеб.пособие/Б.Е.Захава.–5-еизд.–
Москва: РАТИ–ГИТИС, 2018.
10. ЗвереваН.А.Создание актерского образа: словарь театральных терминов/
Н.А.Зверева,Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2018.
11. Зверева Н.А.Создание актерского образа: словарь театральных терминов/
Н.А.ЗвереваД. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008.
12. Иллюстрированная история мирового театра/под ред. ДжонаРасселаБрауна. –
Москва: ЗАО «БММ».
13. КипнисМ.Актерскийтренинг.128 лучших игр и упражнений для любого
тренинга /М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерскогомастерства).

Приложение1
Рабочая программа модуля 1 «Первый год обучения» дополнительной
общеобразовательной- дополнительной общеразвивающей программы Театральная
студия «МАК»
Учебный план
Наименованиеразделов, тем
Формы
№
Общее Втом числе
п/п
кол-во теор практ аттестации/
контроля
часов
ии
ики
Модуль 1. «Первый год обучения»
153
34
119
Игра1.1 Раздел 1. Театральная азбука
10
5
10

1
3

1.1.1 Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности
поведения в аудитории, насценических
площадках, при коллективном посещении
театра.
1.1.2 Театр как вид искусства.
1.1.3 Театр-искусство коллективное.
1.2 Раздел 2. Культура и техника речи
1.2.1 Дыхательно-речеваягимнастика
1.2.2 Формирование звука. Звуковой посыл.
1.2.3 Интонация.
1.3 Раздел 3. Актѐрское мастерство
1.3.1 Искусство актерской игры.
1.3.2 Мускульная свобода. Освобождение от
зажимов.
1.3.3 Развитие актерской фантазии и воображения.
1.3.4 Предлагаемые обстоятельства.

1

1

0

4
5
60
20
20
20
30
10
5

2
2
5
1
2
2
5
3
2

4
6
30
10
10
10
30
10
5

10
5

2
3

10
5

1.4 Раздел 4. Прикладное творчество
1.4.1 Основы театрального грима.
1.4.2 Изготовление реквизита к постановкам

20
10
10

5
3
2

15
5
10

1.5 Раздел 5. Исполнительское искусство
1.5.1 Постановка миниатюр.Спектаклей.
1.5.2 Итоговое занятие.

33
31
2

14
14
0

34
32
2

викторина

Открытое
занятие

Районные и
городские
конкурсы.
Концертдля
родителей.
Открытый
показ.
Коллективно
е
творческое
дело
Открытое
занятие.
Театральная
постановка
(спектакль).

Содержание учебного плана
Раздел 1.1.Театральная азбука
Тема 1.1.1. Вводное занятие.
Теория: Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что
запомнили? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели
сыграть?
Практика: групповая читка по ролям детской сказки.
Тема1.1.2.Театр как вид искусства
Теория: Школа жизни – самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая
праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, - вот что такое театр.В
театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она
звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опятьтаки не только в балете, но и в представление), и искусство актерской игры и т.д.
Практика:Просмотр спектакля.
Тема1.1.3.Театр-искусство коллективное
Теория: Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет
зрителя. Взаимо уважение.
Практика: этюды на доверие, молчание, взаимодействие друг к другу.
Раздел 1.2. Культураитехникаречи
Дыхательнаяиартикуляционнаягимнастика.
Упражнения на развитие артикуляции, сценическогодыхания.
Формирование звука, звуковой посыл.
Теория: Как образуется звук.
Практика: Упражненияитренинги.
1.1.3. Интонация.
Теория: Что такое интонация. Эмоциональная окраска голоса.

1
4

Практика: упражненияи тренинги.
Актѐрское мастерство.
Тема1.3.1. Искусство актерской игры
Теория: искусство актерской игры-главное, определяющее для
театра. Практика: актерские тренинги.
Тема1.3.2. Мускульная свобода. Освобождение от
зажимов.
Теория: Освобождение мышц, физических законов и мускульная свобода – это первый этап к
органичному существованию на сцене.
Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для
совершения того или иного действия.
Практика: работа с дыханием. Напряжение и расслабление всех групп мышц. Перекат
напряжения мышц из одной части тела в другую. Избавление от зажимов.
Тема1.3.3. Развитие актерской фантазии и воображения
Теория: Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию
и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна
творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам.
Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления.
Практика: импровизация под музыку. Сочинение различных необычных движений. Сочиняем
сказку вместе (по одному слову).
Тема1.3.4. Предлагаемые обстоятельства.
Теория: Различныежизненныеобстоятельствапобуждаютнасктомуилииномудействию.Мы
постояннонаходимсявовзаимодействиисэтимиобстоятельствами,ихмылибосамисебесоздаем, либо
они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене – это обстоятельства,
предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию,
двигают и развивают процесс.
Практика:этюдынасовокупностьусловийиситуаций,которыезадаетпедагог.
Раздел4.Прикладное творчество. Основы театрального грима.
Теория: Театральныйгримкаквидискусства.
Практика: Созданиеэскизов-масокразныхгероев.
Изготовление реквизита к постановкам
Теория: Чтотакое реквизит.
Практика: Подбор и изготовление небольшогореквизитак постановкам.
Раздел5. Исполнительское искусство
Постановка миниатюр. Спектаклей.
Теория: Этюд,з арисовка,миниатюра,спектакль.
Практика: показ спектакля, театрализации
Итоговое занятие.
Игра-викторина

№
п/п

2.1

Приложение 2
Рабочая программа модуля 2 «Второй год обучения» дополнительной
общеобразовательной- дополнительной общеразвивающей программы
Театральная студия МАК
Учебный план
Наименованиеразделов, тем
Формы
Общее Втом числе
кол-во теор практ аттестации
/ контроля
часов
ии
ики
Модуль2. «Второй год обучения»
153
34
119
Раздел1.Театральная азбука
10
5
10
Игра-

1
5

2.1.1 Вводноезанятие.
Инструктаж по технике безопасности
поведения в аудитории, на сценических
площадках, при коллективном посещении
театра.
2.1.2 Театр как вид искусства.
2.1.3 Театр-искусство коллективное.
2.2 Раздел 2.Культура и техника речи
2.2.1 Дыхательно-речеваягимнастика
2.2.2 Формирование звука.Звуковой посыл.
2.2.3 Интонация.
2.3 Раздел 3.Актѐрское мастерство
2.3.1 Вниманиеичувственноевосприятие.
2.3.2 Мускульнаясвобода.Освобождениеот зажимов.

1

1

0

4
5
60
20
20
20
30
10
5

2
2
5
1
2
2
5
3
2

4
6
30
10
10
10
30
10
5

2.3.3 Развитие актерской фантазии и воображения.
2.3.4 Предлагаемые обстоятельства.

10
5

2
3

10
5

2.4 Раздел 4.Прикладное творчество
2.4.1 Основы театрального грима.
2.4.2 Изготовление реквизита к постановкам

20
10
10

5
3
2

15
5
10

2.5 Раздел 5. Исполнительскоеискусство
2.5.1 Постановка миниатюр. Спектаклей.
2.5.2 Итоговое занятие.

33
31
2

14
14
0

34
32
2

викторина

Открытое
занятие

Районные
и
городские
конкурсы.
Концерт
для
родителей.
Открытый
показ.
Коллектив
ное
творческое
дело
Открытое
занятие.
Театральна
я
постановка
(спектакль)
.

Содержание
учебного плана Раздел 2.1.Театральная азбука
Тема 2.1.1. Вводное занятие.
Теория: Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что
запомнили? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели
сыграть?
Практика:групповая читка по ролям детской сказки.
Тема2.1.2.Театркаквидискусства
Теория: Школа жизни – самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая
праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, - вот что такое театр.В
театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она
звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опятьтаки не только в балете, но и в представление), и искусство актерской игры и т.д.
Практика: Просмотр спектакля.
Тема2.1.3.Театр-искусство коллективное.
Теория: Установка правил поведения на уроках,вколлективе,на сценических площадках. Этикет
зрителя. Взаимоуважение.
Практика: этюды на доверие, молчание, взаимодействие друг к другу.
Раздел2.2Культураитехникаречи
Дыхательнаяиартикуляционнаягимнастика.
Упражнениянаразвитиеартикуляции,сценическогодыхания.
Формированиезвука,звуковойпосыл.

1
6

Теория:Какобразуетсязвук.Практика:Упражненияитренинги.
2.1.3.Интонация.
Теория: Эмоциональная окраска голоса.
Практика: упражненияитренинги.
Актѐрскоемастерство.
Тема2.3.1. Упражнениянавниманиеичувственноевосприятие.
Теория: Внимание (сценическое внимание). Главная задача педагога научить детей удерживать
свое внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать,
воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве.
Практика:
Упражнения(на
зрительноевнимание),Упражнения
(на
слуховоевнимание),Упражнения (на осязательное внимание),Упражнения (внимание на
обоняние).
Тема2.3.2. Мускульная свобода. Освобождение от зажимов.
Теория: Освобождение мышц, физических законов и мускульная свобода – это первый этап к
органичному существованию на сцене.
Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для
совершения того или иного действия.
Практика: работа с дыханием. Напряжение и расслабление всех групп мышц. Перекат
напряжения мышц из одной части тела в другую. Избавление от зажимов.
Тема2.3.3.Развитие актерской фантазиии воображения
Теория: Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию
и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна
творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам.
Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления.
Практика: импровизация под музыку. Сочинение различных необычных движений. Сочиняем
сказку вместе (по одному слову).
Тема2.3.4.Предлагаемые обстоятельства.
Теория: Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы
постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе
создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене – это
обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к
действию, двигают и развивают процесс.
Практика: этюды на совокупность условий и ситуаций, которые задает педагог.
Прикладное творчество
Основы театрального
грима.
Теория: Театральный грим как вид искусства.
Практика: Созданиеэскизов-масокразныхгероев.
Изготовление реквизита к постановкам
Теория: Что такое реквизит.
Практика: Подбор и изготовление небольшого реквизита к постановкам.
Исполнительскоеискусство
Постановкаминиатюр.Спектаклей.
Теория:Этюд,зарисовка,миниатюра,спектакль.Практика:показспектакля,театрализации
Приложение3
Рабочая программа модуля 3 «Третий год обучения» дополнительной
общеобразовательной- дополнительной общеразвивающей программы Театральная
студия МАК
Учебный план
Наименованиеразделов,
тем
Формы
№
Общее Втом числе
п/п
кол-во теор практ аттестации
часов
/ контроля
ии
ики
153
34
119
Модуль3.«Третий годобучения»
Игра3.1 Раздел 1.Театральная азбука
10
5
10

1
7

3.1.1 Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности
поведения в аудитории, на сценических
площадках, при коллективном посещении
театра.
3.1.2 Театркаквидискусства.
3.1.3 Театр-искусствоколлективное.
3.2 Раздел 2.Культураитехникаречи
3.2.1 Дыхательно-речеваягимнастика
3.2.2 Формирование звука. Звуковой посыл.
3.2.3 Интонация.
3.3 Раздел 3. Актѐрское мастерство
3.3.1 Ощущение пространства.
3.3.2 Импровизация.
3.3.3 Мизансцена.
3.3.4 Внутренний монолог. Второй план.

1

1

0

4
5
60
20
20
20
30
10
5
10
5

2
2
5
1
2
2
5
3
2
2
3

4
6
30
10
10
10
30
10
5
10
5

3.4 Раздел 4. Прикладное творчество
3.4.1 Основы театрального грима.
3.4.2 Изготовление реквизита к постановкам

20
10
10

5
3
2

15
5
10

3.5 Раздел 5.Исполнительское искусство
3.5.1 Постановка миниатюр. Спектаклей.
3.5.2 Отчетный концерт

33
31
2

14
14
0

34
32
2

викторина

Открытое
занятие

Районные
и
городские
конкурсы.
Концертдл
я
родителей.
Открытый
показ.
Коллектив
ное
творческое
дело
Открытое
занятие.
Театральна
я
постановка
(спектакль)
.

Содержание учебного плана
3.1.Театральнаяазбу
ка Тема3.1.1.
Вводноезанятие.
Теория: Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что
запомнили? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели
сыграть?
Практика: групповаячиткапоролямдетскойсказки.
Тема3.1.2.Театр как вид искусства
Теория: Школа жизни – самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая
праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, - вот что такое театр.В
театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она
звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опятьтаки не только в балете, но и в представление), и искусство актерской игры и т.д.
Практика: Просмотр спектакля.
Тема3.1.3.Театр-искусство коллективное.
Теория:Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет
зрителя. Взаимоуважение.
Практика:этюдынадоверие,молчание,взаимодействиедругкдругу.
Культураитехника речи. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на развитие артикуляции, сценического дыхания.
Формирование звука, звуковой посыл.
Теория: Умение действовать словом приобретается в процессе активного контакта, при котором
слова

1
8

становятсянеобходимымсредствомвоздействиянапартнеров.Вэтомслучаетсловесныедействияне
отрываютсяотфизических;онивытекаютизнихисливаютсясними.Спервыхшагов работы над словом
важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим.
Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на
выполнение этого действия.
Практика: Самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных)
обстоятельствах.
Интонация.
Теория: Эмоциональнаяокраскаголоса.
Практика: упражнения и тренинги.
Актѐрское
мастерство. Тема3.3.1.
Ощущение пространства
Теория: Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны,
создавая логическую картину, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом
пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое
пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах
тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри себя»
и существовать в атмосфере «округ меня».
Практика: Упражнения на коллективную согласованность.
Тема 3.3.2. Импровизация
Теория: Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное
проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого
импровизационного мышления. Вводятся понятия: действенной задачи, события и его оценки.
Учащиеся должны овладеть ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним
монологом и приступить к самому сложному действию – воздействие словом.
Практика: читаем одно и тоже произведение но каждый ученик со своим (индивидуальным)
отношением к нему.
Тем 3.3.3. Мизансцена
Теория:Мизансцена(расположениенасценическойплощадке)–должнабытьдейственной,
«говорящей».
Практика: упражнения: «Стоп-кадры» - построить мизансцену на разные темы. Овладеть логикой
построения мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не
вставатьспиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не
трогать их
вовремясценического действия.
Тема3.3.4.Внутренниймонолог.Второй
план
Теория: Внутренний монолог – мысли и чувства, обращенные к себе.Второй план – это всегда
личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».Первый план – этотактика
поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получитьто, что яхочу.
Практика: упражнение: Ум, чувства, тело». Придумывается ситуация «Я в предлагаемых
обстоятельствах».Одинизучащихсявыбираетизгруппытроих,ктобудетего«умом»,кто–
«чувствами», кто – «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное
состояние даннойчасти, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние
этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали «частями»
участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями. Рассказывать, каково им быть
его чувствами, телом и умом
Прикладное творчество
Основы театрального грима.
Теория: Театральный грим как вид искусства. Практика: элементы грима на лице.
Изготовление реквизита к постановкам
Теория: Что такое реквизит.
Практика: Подбори из готовление реквизита, декораций и элементов костюмов
Исполнительское искусство

1
9

Постановка миниатюр. Спектаклей.
Теория: Этюд, зарисовка, миниатюра, спектакль.
Практика: показ спектакля, театрализации
Итоговое занятие.
Отчѐтный концерт.

2
0

Приложение 4
Рабочая программа модуля 4 «Четвертый год обучения» дополнительной
общеобразовательной- дополнительной общеразвивающей программы Театральная студия
МАК
Учебный план
№
п/п

Наименованиеразделов, тем

4.1.3
4.2
4.2.1
4.2.2
4.2.3
4.3
4.3.1
4.3.2
4.3.3
4.3.4

Модуль4.«Четвѐртый годобучения»
Раздел1.Театральная азбука
Вводноезанятие.
Инструктаж по технике безопасности
поведенияваудитории,насценических
площадках, при коллективном посещении
театра.
Законы построения драматического
произведения
Театр-искусствоколлективное.
Раздел2. Культура и техника речи
Дыхательно-речевая гимнастика
Формирование звука. Звуковой посыл.
Интонация.
Раздел3. Актѐрское мастерство
Этюды на достижение цели.
Импровизация.
Мизансцена.
Внутренниймонолог. Второй план.

4.4
4.4.1
4.4.2
4.5
4.5.1
4.5.2

Раздел4. Прикладное творчество
Основы театрального грима.
Изготовление реквизита к постановкам
Раздел5.Исполнительскоеискусство
Постановка миниатюр. Спектаклей.
Отчетныйконцерт

4.1
4.1.1

4.1.2

Общее
кол-во
часов
153
10
1

Втом числе
теор практ
ии
ики
34
119
5
10
1
0

4

2

4

5
60
20
20
20
30
10
5
10
5

2
5
1
2
2
5
3
2
2
3

6
30
10
10
10
30
10
5
10
5

20
10
10
33
31
2

5
3
2
14
14
0

15
5
10
34
32
2

Формы
аттестации/
контроля
Игравикторина

Открытое
занятие

Районные и
городские
конкурсы.
Концертдля
родителей.
Открытыйпок
аз.
Коллективное
творческое
дело
Открытое
занятие.
Театральная
постановка
(спектакль).

Содержаниеучебногоплана
4.1.Театральная азбука
Тема 4.1.1. Вводноезанятие. Техника безопасности.
Тема 4.1.2.Законыпостроения Драматургическогопроизведения
Теория: Здесь очень важна последовательность и грамотный выбор материала. Разбор текста надо
начинать с небольшой литературной формы, доступной для данной возрастной
категорииипостепенноегоусложнять.
Практика:самостоятельныйвыбор произведения(отрывки)
Тема4.1.3. Упражнениянаколлективную согласованность.
Теория: Театр является коллективным видом творчества, создается из художественных вкладов
различных творческих специальностей: это и актеры, и режиссеры, и музыканты, и хореографы, и
многиедр. Коллективность является принципиальным отличием театра от индивидуалистических
видов творчества, как, например, литературы или живописи.
Практика: Упражненияна «общение», «взаимодействие» и «воздействие».
Культура и техника речи

2
1

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на развитие артикуляции, сценического дыхания.
Формированиезвука,звуковойпосыл.
Теория: Умение действовать словом приобретается в процессе активного контакта, при котором
слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом случает словесные
действия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними. С первых шагов
работы
над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с
физическим. Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического
аппарата на выполнение этого действия.
Практика: Самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных)
обстоятельствах.
Интонация.
Теория: Эмоциональная окраска голоса.
Практика: упражненияи тренинги.
Актѐрскоемастерство.
Тема 4.3.1.Этюдынадостижениецели
Теория: Действенная задача отвечает на вопросы: «Чего я хочу?», «Для чего я это делаю?»
Практика: Факт – (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который
заставляет изменить предыдущее сценическое
поведение.Событие–этонекийфакт,или внешнее или внутреннее обстоятельство,или действие
партнера, которое изменяют сценическое поведение, психофизиологическое самочувствие и
эмоциональное состояние. Оценка факта состоит из двух частей – фиксация факта и реакция на
факт.
Тема 4.3.2. Импровизация
Теория: Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное
проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого
импровизационного мышления. Вводятся понятия: действенной задачи, события и его оценки.
Учащиеся должны овладеть ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним
монологом и приступить к самому сложному действию – воздействие словом. Практика: читаем
одно и тоже произведение, но каждый ученик со своим (индивидуальным) отношением к нему.
Тема4.3.3. Мизансцена
Теория: Мизансцена(расположениенасценическойплощадке) – должна быть действенной,
«говорящей».
Практика: упражнения: «Стоп-кадры» - построить мизансцену на разные темы. Овладеть логикой
построения мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать
спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их
вовремя сценического действия.
Тема4.3.4. Внутренний монолог. Второй
план
Теория: Внутренний монолог – мысли и чувства, обращенные к себе.Второй план – это всегда
личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».Первый план – этотактика
поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получитьто, что яхочу.
Практика: упражнение: Ум, чувства, тело». Придумывается ситуация «Я в предлагаемых
обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его «умом», кто –
«чувствами», кто – «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное
состояние даннойчасти, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние
этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали «частями»
участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями. Рассказывать, каково им быть его
чувствами, телом и умом
Прикладное творчество
Основы театрального грима.

22

Теория: Театральный грим как вид искусства.
Практика: элементы грима на лице.
Изготовление реквизита к постановкам
Теория: Чтотакоереквизит.
Практика: Подбор и изготовление реквизита, декораций и элементов костюмов.
Исполнительскоеискусство
Постановкаминиатюр.Спектаклей.
Теория:Этюд,зарисовка, миниатюра, спектакль.Практика:показспектакля,театрализации
Итоговое занятие.
Отчѐтный концерт.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».