СОДЕРЖАНИЕ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) 3 1.2. Цель и задачи программы 5 1.3. Содержание программы 5 Учебный план 5 Содержание учебного плана 9 1.4. Планируемые результаты II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график 11 2.2. Условия реализации программы 11 2.4. Формы аттестации 2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 13 14 3 Пояснительная записка Нормативно-правовая база - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242; - методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Направленность программы «Дополнительная общеобразовательная программа «Моделирование и конструирование» имеет художественную направленность. Актуальность программы Актуальность программы заключается в том, что Моделирование и конструирование является наиболее удачной формой для развития познавательных процессов и воспитании детей.Усвоение ребенком новых знаний и умений,формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, апутем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности– самостоятельной работы с чертежами, конструирования, моделирования, изготовления макетов, поделок. Развивающий характер обучения по программе определяется всей системой занятий. Дети вначале выполняют модели по образцу, шаблонам, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкции.Дети учатся чувствовать форму, объем и фактуру, у них развивается художественный вкус, воображение и глазомер. Подобная работа приучает их к ручному труду, дает возможность проявить себя, что так необходимо в этом возрасте. Вся трудовая деятельность развивает творческие способности. Отличительные особенностипрограммы Программа помогает решать воспитательные задачи, большое внимание уделяется созданию условий для развития двигательной сферы, пространственных представлений и общего развития детей. В программе отдается предпочтение не только обучающим формам и методам работы, но и стимулирующим стремление к самостоятельности. Новизна программы «Моделирование и конструирование» в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия «Моделирование и конструирование» учат детей аккуратности, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты. Комплексный подход к содержанию в области технического творчества. Повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность. Формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов с использованием современного материально-технического оснащения. Развитие у детей конструкторских задатков и способностей творческих и технических решений Педагогическая целесообразность программы Программа «Техническое моделирование и конструирование» является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет учащемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее профориентационной направленностью, т.к. полученные знания, умения инавыки помогут каждому обучающемуся в их дальнейшей жизни, а также формируют навыки самостоятельного проектирования и решения инженерных и творческих задач. Адресат программы Программа предназначена для учащихся 2-8 классов (8-15 лет). Формируются одновозрастные или разновозрастные группы, численностью от 10 до 15 человек. Набор учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями), без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений у ребенка. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Программа может быть предложена для детей разных возрастов. Особенности организации образовательного процесса Форма занятий - фронтально-индивидуальная, в то время, когда одни учащиеся выполняют одно задание, другие, способные самостоятельно планировать работу и пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями, выполняют индивидуальные задания.Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине. Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний. Сроки, объем и уровень реализации программы Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год обучения, количество часов в год -34 ч., возраст детей - 7-10 лет. Режим занятий: один раз в неделю по одному часу. Форма обучения Форма обучения – очная. Академические занятия (теоретические и практические). На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Реализация программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в одной образовательной организации в соответствии с учебным планом в объединении. Состав группы постоянный. Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине. Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний. Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 45 мин Перерыв между группами минимум 15 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. При реализации программы может применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика. Формы организации образовательного процесса 1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,). 2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.). 3. Практические методы обучения (мастер-классы, встречи с мастерами, экскурсии в музей). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: 1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию. 2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности на более сложном уровне. 3. Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Виды (формы) занятий Теоретические и практические занятия, экскурсии, мастер-классы; групповые, по подгруппам, индивидуальные. Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: - групповая - индивидуальная - индивидуально – групповая Формы проведения занятий: занятие – творческая мастерская, экскурсия, конкурс, творческая встреча, выставка, праздник, и др. Перечень форм подведения итогов Результатом освоения программы должно стать готовое изделие, выполненное самостоятельно под контролем педагога и представленное на итоговой выставке, которая организуется и проводится с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Цель и задачи программы Цель: приобщение детей к техническому творчеству через изготовление (создание) моделей из различных материалов. Задачи: Образовательные задачи (предметные) 1.Формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежноизмерительным и ручныминструментом при использовании различных материалов. 2.Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов. 3.Формировать интерес к технике, устройству технических объектов. Развивающие задачи (метапредметные) 1.Развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление; 2.Развивать мотивацию к творческому поиску; 3.Развивать интерес к технике. Воспитательные задачи (личностные) 1.Воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию. 2.Воспитывать трудолюбие, уважение к труду. 3.Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, Задостижения отечественной науки и техники. Содержание программы Учебный план №п/ Разделы,темыобразовательн Количествочасов п огопроцесса Датапроведения План. всего теория практи ка 1 Вводноезанятие-1 ч 1 1 Работасбросовым материалом-6ч. 2 Что относится к1 бросовомуматериалу,какегособ ирать.Инструменты для работы сбросовымматериалом. «Сороконожка». 1 3 Способы обработки и1 соединениядеталейиз различного бросовогоматериала.«Лодка». Способы обработки и1 соединениядеталейиз различного бросовогоматериала.«Паровоз» . Созданиемакетасиспользовани 1 ембросовогоматериала. Разработкапроекта. 1 Изготовление и1 оформлениеоснования,отдельн ыхдеталей. 1 4 5 6 1 1 Факт. 7 Окончательнаясборкаи оформлениемакета. 1 1 8.Моделированиетранспортныхсредств-4ч. 8 1 Моделирование транспортныхсредств из бросового материала.Соединяемотличные поматериалудетали. 1 9 Окончательноеоформление модели 1 1 10 Моделированиепочертежам.Ус 1 ловные обозначения,используемыевче ртежах. «Трактор».Изготовлениечерте жа«Трактора». 1 11 Вырезывание и1 1 склеиваниеотдельныхдеталей. 9.Макетированиеархитектурныхсооружений-6ч. 12 1 Архитектура. Виды, 1 стилиархитектуры.«Позамыслу ». Макетированиесиспользование 1 1 мбросовогоматериала. Выбортемымакета. Изготовлениедеталей, 1 1 соблюдаямасштаб. Оформлениемакета. 1 1 Макетированиеспомощью 1 1 чертежей.Дом.Переносчертежа набумагу. Сборкаиоформлениедома. 1 1 10.Конструированиесэлементамитворческоготехническогозадания-3ч. Фантазияназаданнуютему. 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Конструированиепообразцусэл 1 ементамиТТЗ. Конструирование по условию 1 сэлементамиТТЗ. 11.Сувенир-7ч. Деньматери. 1 Новыйгод. 1 Рождество. 1 23февраля. 1 8марта. 1 9Мая. 1 1 Деньрождения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12.Образовательно–творческиемероприятия-6ч. 28 29 30 31 32 33 34 Ярмарка«Осенниеканикулы». 1 Единыйденьтехническоготворч 1 ества. Мастерская 1 «Новогоднийсерпантин». Выставкаработ,посвященных 1 «ДнюзащитникаОтечества». 1 1 Мастеркласс«Фабрикамыслей». Выставка«Золотыеруки». 13.Итоговоезанятие-2ч. 1 1 1 1 Практическаяработапозамыслу. 1 Итого 34 1 1 1 Содержание учебного плана Введение. Теория: Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с планом работы на год. Ознакомление справиламиповедения,работы,техникибезопасностинаурокахвкабинетеимасте рской.Демонстрация устройств и игрушек, изготовленных в объединении. Организация рабочегоместа. Работасбросовымматериалом. Способыизготовленияподелокизразличногобросовогоматериала(пластиковые коробочки,стаканчики,баночки; детали от игрушек идр.). Практика: Изготовление поделок из различного бросового материала (пластиковые коробочки,стаканчики,баночки; детали от игрушек идр.). Моделированиетранспортныхсредств. Теория: Элементарное понятие о машинах, их видах и свойствах. Роль различных средств сообщения всозданииединойтранспортнойсетистраны.Понятияотранспортныхмоделях,и хразновидностях,сходствахиразличиях.Способыизготовлениядеталейдлямоде лейавтомобилей. Практика: Моделированиетранспортныхсредствизбросовогоматериала.Моделированиеп ошаблонам. Макетированиеархитектурныхформисооружений. Теория: Введениевисториюархитектуры:деревянныесооружения,железобетонныеконс трукции,кирпичныеикаменныепостройки.АрхитектурадревнейГреции,Руси,в сравнении.Познакомитьсо стилями архитектуры: готика,барокко, рококои т.д. Практика: Выполнениенесложныхчастейзданий,строений,сооружений.Проектированиеи изготовлениенесложныхинтерьеров.Объемно-пространственная композиция. Конструированиесэлементамитворческоготехническогозадания. Теория: Обучение конструированию по определенному заданию, фантазированию на заданную тему.Практика: Решениетворческихзадач. Сувенир. Теория: Элементарноепонятиеоподаркахисувенирах.Значениеирольподаркавпраздник е.Соответствиеподаркапраздничной дате. Практика: Изготовлениетематическихподарковисувениров Образовательно-творческиемероприятия. Теория: Элементарноепонятиеовыставках.Рольсовместнойдеятельностивсозданииеди нойвыставочнойработы. Понятия оразновидностях награждения. Практика:Изготовлениетематическихмоделейимакетовнавыставкиразличного уровня. Итоговое занятие Теория: Объяснениепоэтапноговыполнениятворческойработы.ТБприработесколющережущимипредметами.Ознакомлениескритериями оценкиработы. Практика: Выполнениетворческойработы. Планируемые результаты Личностные • подготовить практически и психологически к самостоятельной творческой деятельности, • воспитать чувство личной ответственности • развивать осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории конструирования и моделирования • воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к искусству. Метапредметные • Имеют представление о конструировании и моделировании • Имеют осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории конструирования и моделирования Предметные • Имеют навыки выполнения чтение простейших чертежей; Изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования; • Умеют выполнять работы по образцу. К концу базового уровня учащиеся: Знают: Внешнее строение технических объектов Основные узлы транспортных, военных, космических моделей Базовые формы и приемы складывания в технике оригами Умеют: Владеть элементарными графическими навыками; Изготавливать технические модели. Владеют: Технической терминологией; Чертежными инструментами. I. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график Год обучен ия Дата начала Дата обучения окончания обучения Количество учебных недель 1 год 01 сентября 34 31 мая Режим занятий 1 занятия по 1 часу в неделю 2.1. Условия реализации программы 1. Учебно-иллюстративный материал: презентации по темам, видеоматериалы по темам, иллюстративный и дидактический материал по темам занятий, наглядные пособия (чертежи, шаблоны, образцы, фигуры для аппликации, плакаты, фото). 2. Методические материалы: специализированная литература по истории судостроения, развитию авиации, космонавтики и автомобилестроения, подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделистконструктор»), разработки игр, загадок, ребусов, викторин, электронные ресурсы. 3. Материально-техническая база: -лобзики с набором пилок TESLA TJ700PQ -ножницы металлические, -канцелярские ножи «Кобальт» 242-137, -наборы конструкторов «Лего», Version: 46, 9686: практическое пособие для изучения основ механики, кинематики, динамики в начальной и основной школе -проволока медная, -краски (гуашь, акрил), -кисти малярные и художественные, -лак бесцветный, -клей ПВА, клей «Карандаш», «Столяр», -белый и цветной картон (разного формата), -бумага «Снегурочка», -цветная бумага, -фанера (2 мм и 3 мм), -природные материалы растительного происхождения. -ноутбук Lenovo 81SX, Legion (для показа слайдов, видеороликов) -колонки, проектор. 2.2. Формы аттестации Для определения уровня освоения программы обучающимися и отслеживания его динамики, анализа результативности ведения образовательной деятельности и выявления необходимости в её коррекции разработан педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает в себя: - вводный контроль (первичную диагностику), проводящийся в начале учебного года (сентябрь – октябре), - текущий контроль, реализующийся в процессе проведения каждого учебного занятия и направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений; - промежуточную аттестацию (диагностику), осуществляющуюся 1 раз в середине года (конец декабря – январь) - итоговую аттестацию (диагностику), представляющую собой предъявление детьми результата обучения, предусмотренного программой; итоговая аттестация проводится в мае и состоит из собеседования на выявление изменений интересов (склонностей, увлечений) и уровня мотивации к продолжению пройденного курса и представления на итоговой выставке творческой работы (проекта). Диагностический инструментарий (оценочные материалы) Методики для определения достижения обучающимися планируемых результатов: устные опросы, самостоятельная практическая работа, выставки городского, областного уровней, конкурсы, и т.д. Способы определения результативности: • мониторинг (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрь-декабрь, второй этап - конечный апрель-май); • создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся в объединениях творческой направленности. В портфолио обучающегося включаются фото 2.3. исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, иллюстрации, эскизы и т.п., а также грамоты и дипломы участника выставок. Список литературы/информационных ресурсов 1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – М. ; Академия, 2000. 2Гитун А. А., Щеголев С. С., Пивоварова И. А. Оружие России [Текст]. – М.: ООО Дом Славянской книги, 2009. – 575 с. 3Давыдова Г. Н. Поделки из спичечных коробков [Текст]: - М.: Скрипторий, 2013. – 56 с. 4.Детская энциклопедия «Махаон». Открытия и изобретения [Текст]. – М.: Махаон, 2010. – 122 с. 5Дополнительные образовательные программы № 6 (36) 2014 (приложение к журналу «Внешкольник») [Текст]. – М.: ООО «Новое образование», 2014. – 80 с. 6Дополнительные образовательные программы №1 (25) 2013 (техническое моделирование и дизайн) [Текст]. – М.: ООО Новое образование, 2012. – 87 с. 7Жугуров Л. М., Золотов А. В. Автомобили. Серия «Детская энциклопедия техники» [Текст]. – М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007. – 103 с. 8Журналы «Юный техник», «Левша», «Мастерок», «Моделист – конструктор», «Сделай сам», «Я сам, я сама», «Техника – молодежи», «Школа и производство» [Текст]. 4. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник методических материалов / под ред. Космачевой М. В. – М.: Издательство «Перо», 2016.