Образовательная программа Моделирование и конструирование

СОДЕРЖАНИЕ

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы) 3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

5

Учебный план

5

Содержание учебного плана 9
1.4.

Планируемые результаты

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.

Календарный учебный график

11

2.2.

Условия реализации программы

11

2.4.

Формы аттестации

2.5.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы) 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

10

13

14

3

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
направленные письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Направленность программы
«Дополнительная общеобразовательная программа «Моделирование и
конструирование» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что Моделирование и
конструирование является наиболее удачной формой для развития
познавательных процессов и воспитании детей.Усвоение ребенком новых знаний
и умений,формирование его способностей происходит не путем пассивного
восприятия материала, апутем активного, созидательного поиска в процессе
выполнения различных видов деятельности– самостоятельной работы с
чертежами, конструирования, моделирования, изготовления
макетов, поделок.
Развивающий характер обучения по программе определяется всей системой
занятий. Дети вначале выполняют модели по образцу, шаблонам, что является
основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению
более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкции.Дети учатся
чувствовать форму, объем и фактуру, у них развивается художественный вкус,
воображение и глазомер. Подобная работа приучает их к ручному труду, дает
возможность проявить себя, что так необходимо в этом возрасте. Вся трудовая
деятельность развивает творческие способности.

Отличительные особенностипрограммы
Программа помогает решать воспитательные задачи, большое внимание
уделяется
созданию
условий
для
развития
двигательной
сферы,
пространственных представлений и общего развития детей.
В программе отдается предпочтение не только обучающим формам и методам
работы, но и стимулирующим стремление к самостоятельности.
Новизна программы «Моделирование и конструирование» в практической
ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре
материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук
происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия
«Моделирование и конструирование» учат детей аккуратности, усидчивости,
умение доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать
основы технической грамоты.
Комплексный подход к содержанию в области технического творчества.
Повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную
деятельность.
Формирование у учащихся специальных знаний в области технического
конструирования и моделирования из различных материалов с использованием
современного материально-технического оснащения.
Развитие у детей конструкторских задатков и способностей творческих и
технических решений
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Техническое моделирование и конструирование» является
целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет
учащемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и
самореализоваться в современном мире.
Педагогическая
целесообразность
программы
обусловлена
ее
профориентационной направленностью, т.к. полученные знания, умения
инавыки помогут каждому обучающемуся в их дальнейшей жизни, а также
формируют навыки самостоятельного проектирования и решения инженерных
и творческих задач.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 2-8 классов (8-15 лет).
Формируются одновозрастные или разновозрастные группы, численностью от 10
до 15 человек. Набор учащихся в группу осуществляется на основе свободного
выбора детьми и их родителями (законными представителями), без отбора и
предъявления требований к наличию у них специальных умений у ребенка.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники
выполнения моделей как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри
каждого раздела от первых до последних моделей. Программа может быть
предложена для детей разных возрастов.
Особенности организации образовательного процесса
Форма занятий - фронтально-индивидуальная, в то время, когда одни учащиеся
выполняют одно задание, другие, способные самостоятельно планировать работу

и пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями,
выполняют индивидуальные
задания.Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
детей, пропускающих занятия по уважительной причине.
Возможно
применение
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о
переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения
инфекционных заболеваний.
Сроки, объем и уровень реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год
обучения, количество часов в год -34 ч., возраст детей - 7-10 лет.
Режим занятий: один раз в неделю по одному часу.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Академические занятия (теоретические и практические). На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Реализация программы представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в одной образовательной организации в соответствии с
учебным планом в объединении. Состав группы постоянный.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий для детей,
пропускающих занятия по уважительной причине.
Возможно
применение
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о
переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения
инфекционных заболеваний.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин
Перерыв между группами минимум 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
При реализации программы может применяться электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных образовательных
технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия
проводится динамическая пауза, гимнастика.
Формы организации образовательного процесса
1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,).
2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ,
исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
3. Практические методы обучения (мастер-классы, встречи с мастерами,
экскурсии в музей).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе
обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности на более сложном
уровне.
3. Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном
поиске.
4. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами
научного познания, самостоятельной творческой работы.
Виды (формы) занятий
Теоретические и практические занятия, экскурсии, мастер-классы; групповые,
по подгруппам, индивидуальные.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
- групповая
- индивидуальная
- индивидуально – групповая
Формы проведения занятий: занятие – творческая мастерская, экскурсия,
конкурс, творческая встреча, выставка, праздник, и др.
Перечень форм подведения итогов
Результатом освоения программы должно стать готовое изделие, выполненное
самостоятельно под контролем педагога и представленное на итоговой выставке,
которая организуется и проводится с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения
итогов деятельности обучающихся.
Цель и задачи программы
Цель: приобщение детей к техническому творчеству через изготовление
(создание) моделей из различных материалов.
Задачи:
Образовательные задачи (предметные)
1.Формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать
простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежноизмерительным и ручныминструментом при использовании различных
материалов.
2.Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей
технических объектов.
3.Формировать интерес к технике, устройству технических объектов.
Развивающие задачи (метапредметные)
1.Развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности,
образное и пространственное мышление;
2.Развивать мотивацию к творческому поиску;
3.Развивать интерес к технике.
Воспитательные задачи (личностные)
1.Воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное
поведение, самоорганизацию.

2.Воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
3.Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
Задостижения отечественной науки и техники.
Содержание программы
Учебный план
№п/ Разделы,темыобразовательн Количествочасов
п
огопроцесса

Датапроведения
План.

всего теория практи
ка

1

Вводноезанятие-1 ч

1

1

Работасбросовым материалом-6ч.
2

Что
относится
к1
бросовомуматериалу,какегособ
ирать.Инструменты для работы
сбросовымматериалом.
«Сороконожка».

1

3

Способы
обработки
и1
соединениядеталейиз
различного
бросовогоматериала.«Лодка».
Способы
обработки
и1
соединениядеталейиз
различного
бросовогоматериала.«Паровоз»
.
Созданиемакетасиспользовани 1
ембросовогоматериала.
Разработкапроекта.

1

Изготовление
и1
оформлениеоснования,отдельн
ыхдеталей.

1

4

5

6

1

1

Факт.

7

Окончательнаясборкаи
оформлениемакета.

1

1

8.Моделированиетранспортныхсредств-4ч.
8

1
Моделирование
транспортныхсредств
из
бросового
материала.Соединяемотличные
поматериалудетали.

1

9

Окончательноеоформление
модели

1

1

10

Моделированиепочертежам.Ус 1
ловные
обозначения,используемыевче
ртежах.
«Трактор».Изготовлениечерте
жа«Трактора».

1

11

Вырезывание
и1
1
склеиваниеотдельныхдеталей.
9.Макетированиеархитектурныхсооружений-6ч.

12

1
Архитектура.
Виды, 1
стилиархитектуры.«Позамыслу
».
Макетированиесиспользование 1
1
мбросовогоматериала.
Выбортемымакета.
Изготовлениедеталей,
1
1
соблюдаямасштаб.
Оформлениемакета.
1
1
Макетированиеспомощью
1
1
чертежей.Дом.Переносчертежа
набумагу.
Сборкаиоформлениедома.
1
1
10.Конструированиесэлементамитворческоготехническогозадания-3ч.
Фантазияназаданнуютему.
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

Конструированиепообразцусэл 1
ементамиТТЗ.
Конструирование по условию 1
сэлементамиТТЗ.
11.Сувенир-7ч.
Деньматери.
1
Новыйгод.
1
Рождество.
1
23февраля.
1
8марта.
1
9Мая.
1
1
Деньрождения.

1
1

1
1
1
1
1
1
1

12.Образовательно–творческиемероприятия-6ч.
28
29
30
31
32
33
34

Ярмарка«Осенниеканикулы». 1
Единыйденьтехническоготворч 1
ества.
Мастерская
1
«Новогоднийсерпантин».
Выставкаработ,посвященных 1
«ДнюзащитникаОтечества».

1
1

Мастеркласс«Фабрикамыслей».
Выставка«Золотыеруки».
13.Итоговоезанятие-2ч.

1

1

1

1

Практическаяработапозамыслу. 1
Итого
34

1
1

1

Содержание учебного плана
Введение.
Теория:
Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с планом работы на год.
Ознакомление
справиламиповедения,работы,техникибезопасностинаурокахвкабинетеимасте
рской.Демонстрация устройств и игрушек, изготовленных в объединении.
Организация рабочегоместа.
Работасбросовымматериалом.
Способыизготовленияподелокизразличногобросовогоматериала(пластиковые
коробочки,стаканчики,баночки; детали от игрушек идр.).
Практика:
Изготовление поделок из различного бросового материала (пластиковые
коробочки,стаканчики,баночки; детали от игрушек идр.).
Моделированиетранспортныхсредств.
Теория:
Элементарное понятие о машинах, их видах и свойствах. Роль различных
средств
сообщения
всозданииединойтранспортнойсетистраны.Понятияотранспортныхмоделях,и
хразновидностях,сходствахиразличиях.Способыизготовлениядеталейдлямоде
лейавтомобилей.
Практика:
Моделированиетранспортныхсредствизбросовогоматериала.Моделированиеп
ошаблонам.
Макетированиеархитектурныхформисооружений.
Теория:
Введениевисториюархитектуры:деревянныесооружения,железобетонныеконс
трукции,кирпичныеикаменныепостройки.АрхитектурадревнейГреции,Руси,в
сравнении.Познакомитьсо стилями архитектуры: готика,барокко, рококои
т.д.
Практика:
Выполнениенесложныхчастейзданий,строений,сооружений.Проектированиеи
изготовлениенесложныхинтерьеров.Объемно-пространственная композиция.

Конструированиесэлементамитворческоготехническогозадания.
Теория:
Обучение конструированию по определенному заданию, фантазированию на
заданную тему.Практика:
Решениетворческихзадач.
Сувенир.
Теория:
Элементарноепонятиеоподаркахисувенирах.Значениеирольподаркавпраздник
е.Соответствиеподаркапраздничной дате.
Практика:
Изготовлениетематическихподарковисувениров
Образовательно-творческиемероприятия.
Теория:
Элементарноепонятиеовыставках.Рольсовместнойдеятельностивсозданииеди
нойвыставочнойработы. Понятия оразновидностях награждения.
Практика:Изготовлениетематическихмоделейимакетовнавыставкиразличного
уровня.
Итоговое занятие
Теория:
Объяснениепоэтапноговыполнениятворческойработы.ТБприработесколющережущимипредметами.Ознакомлениескритериями оценкиработы.
Практика:
Выполнениетворческойработы.
Планируемые результаты
Личностные
•
подготовить практически и психологически к самостоятельной
творческой деятельности,
•
воспитать чувство личной ответственности
•
развивать осознанное, заинтересованное отношение к изучению
истории конструирования и моделирования
•
воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к искусству.
Метапредметные
•
Имеют представление о конструировании и моделировании
•
Имеют осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории
конструирования и моделирования
Предметные
•
Имеют навыки выполнения чтение простейших чертежей;
Изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
•
Умеют выполнять работы по образцу.

К концу базового уровня учащиеся:
Знают:
Внешнее строение технических объектов
Основные узлы транспортных, военных, космических моделей
Базовые формы и приемы складывания в технике оригами
Умеют:
Владеть элементарными графическими навыками;
Изготавливать технические модели.
Владеют:
Технической терминологией;
Чертежными инструментами.

I.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график

Год
обучен
ия

Дата начала Дата
обучения
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

1 год

01 сентября

34

31 мая

Режим занятий
1 занятия по 1 часу
в неделю

2.1. Условия реализации программы
1.
Учебно-иллюстративный материал:
презентации по темам,
видеоматериалы по темам,
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий,
наглядные пособия (чертежи, шаблоны, образцы, фигуры для
аппликации, плакаты, фото).
2.
Методические материалы:
специализированная литература по истории судостроения, развитию
авиации, космонавтики и автомобилестроения,
подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделистконструктор»),
разработки игр, загадок, ребусов, викторин,
электронные ресурсы.
3.
Материально-техническая база:
-лобзики с набором пилок TESLA TJ700PQ
-ножницы металлические,
-канцелярские ножи «Кобальт» 242-137,

-наборы конструкторов «Лего», Version: 46, 9686: практическое пособие для
изучения основ механики, кинематики, динамики в начальной и основной
школе
-проволока медная,
-краски (гуашь, акрил),
-кисти малярные и художественные,
-лак бесцветный,
-клей ПВА, клей «Карандаш», «Столяр»,
-белый и цветной картон (разного формата),
-бумага «Снегурочка»,
-цветная бумага,
-фанера (2 мм и 3 мм),
-природные материалы растительного происхождения.
-ноутбук Lenovo 81SX, Legion (для показа слайдов, видеороликов)
-колонки, проектор.
2.2. Формы аттестации
Для определения уровня освоения программы обучающимися и
отслеживания его динамики, анализа результативности ведения
образовательной деятельности и выявления необходимости в её коррекции
разработан педагогический мониторинг, который осуществляется в течение
всего учебного года и включает в себя:
- вводный контроль (первичную диагностику), проводящийся в начале
учебного года (сентябрь – октябре),
- текущий контроль, реализующийся в процессе проведения каждого
учебного занятия и направленный на закрепление теоретического материала
по изучаемой теме и на формирование практических умений;
- промежуточную аттестацию (диагностику), осуществляющуюся 1 раз в
середине года (конец декабря – январь)
- итоговую аттестацию (диагностику), представляющую собой предъявление
детьми результата обучения, предусмотренного программой; итоговая
аттестация проводится в мае и состоит из собеседования на выявление
изменений интересов (склонностей, увлечений) и уровня мотивации к
продолжению пройденного курса и представления на итоговой выставке
творческой работы (проекта).
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Методики для определения достижения обучающимися планируемых
результатов: устные опросы, самостоятельная практическая работа, выставки
городского, областного уровней, конкурсы, и т.д.
Способы определения результативности:
•
мониторинг (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный
ноябрь-декабрь, второй этап - конечный апрель-май);
•
создание портфолио является эффективной формой оценивания и
подведения итогов деятельности обучающихся в объединениях творческой
направленности. В портфолио обучающегося включаются фото
2.3.

исполнительской деятельности, продукты собственного творчества,
иллюстрации, эскизы и т.п., а также грамоты и дипломы участника выставок.
Список литературы/информационных ресурсов
1.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – М. ; Академия, 2000.
2Гитун А. А., Щеголев С. С., Пивоварова И. А. Оружие России [Текст]. – М.:
ООО Дом Славянской книги, 2009. – 575 с.
3Давыдова Г. Н. Поделки из спичечных коробков [Текст]: - М.: Скрипторий,
2013. – 56 с. 4.Детская энциклопедия «Махаон». Открытия и изобретения
[Текст]. – М.: Махаон, 2010. – 122 с.
5Дополнительные образовательные программы № 6 (36) 2014 (приложение к
журналу
«Внешкольник») [Текст]. – М.: ООО «Новое образование», 2014. – 80 с.
6Дополнительные образовательные программы №1 (25) 2013 (техническое
моделирование и дизайн) [Текст]. – М.: ООО Новое образование, 2012. – 87
с.
7Жугуров Л. М., Золотов А. В. Автомобили. Серия «Детская энциклопедия
техники» [Текст]. – М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007. – 103 с.
8Журналы «Юный техник», «Левша», «Мастерок», «Моделист –
конструктор», «Сделай
сам», «Я сам, я сама», «Техника – молодежи»,
«Школа и производство» [Текст].
4. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник методических
материалов / под ред. Космачевой М. В. – М.: Издательство «Перо», 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».