Образовательная программа Квиллинг

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

5

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ

8

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

10

5.1. Учебный план

10

5.2. Материально-технические условия

13

6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

13

7 . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно- правовая база
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Направленность программы Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

«Квиллинг» имеет социально- гуманитарную направленность.
Актуальность программы
Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в
современных условиях и способствует социализации, совершенствованию возможностей
сохраненных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами и их
использованию в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни,
общественно-полезному труду. Развивающий характер обучения по программе определяется
всей системой занятий. Дети вначале выполняют модели по образцу, шаблонам, что является
основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных
моделей и самостоятельной разработке конструкции. Дети учатся чувствовать форму, объем и
фактуру, у них развивается художественный вкус, воображение и глазомер, мелкую моторику.
Подобная работа приучает их к ручному труду, дает возможность проявить себя, что так
необходимо в этом возрасте. Вся трудовая деятельность развивает творческие способности.
Отличительными особенностями программы в этой дополнительной образовательной
программе от других существующих программ являются:

3

 предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут

обучаться разновозрастные дети;
 подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с

учётом возрастных особенностей детей;
 формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения;
 оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок,
 учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка

для более успешного творческого развития;
 оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении

работ, выполненных в техниках бумагокручения;
 новаторские приемы создания композиций группой воспитанников;


изучение истории происхождения и развития искусства квиллинга, вещей и инструментов,
изучение правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.
Новизна

данной

программы

заключается

в

использовании

инновационной

техники работы с бумагой, и она дополнена элементами свободного творчества. Для
программы разработаны, изготовлены и применены дидактические материалы, с учетом
индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, что способствует успешному развитию
творческого потенциала каждого ребенка. Занятие квиллингом помогает детям достичь
того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной
адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества
развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию,
память,

способствует

мыслительные
воспитывает

концентрации

процессы,
аккуратность,

улучшает

внимания

и

способность

расширяет

самодисциплины,
следовать

коммуникативные

активизирует

устной

способности,

инструкции,
повышает

заинтересованность в конечном результате.
Педагогическая целесообразность программы программа «квиллинг» является целостной и
непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет учащемуся шаг за шагом раскрывать в
себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. Педагогическая
целесообразность программы обусловлена ее социально – гуманитарной направленностью, т.к.
полученные знания, умения и навыки помогут каждому обучающемуся в их дальнейшей адаптации
к жизни.

Основная идея программы заключается в создании комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Содержание данной программы основывается на следующих принципах: Принцип
природосообразности – предусматривающий отношение к ребёнку как к части природы, его
воспитание в единстве и согласии с природой, осуществление образования в соответствии с

4

законами развития детского организма с учётом особенностей физического развития, состояния
его здоровья.
Здоровьесберегающий принцип реализует в образовательном процессе МБОУ СОШ №138
обобщенное и целостное представление о психологическом и соматическом здоровье ребенка.
Принцип воспитывающего обучения - отражает необходимость обеспечения в учебном
процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к
самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности.
Принцип гуманизации педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи
знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их
в жизни.
Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенную подачу
материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
Принцип развивающего обучения – не только приобретаются знания, формируются
умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением,
восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные
процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.
Принцип индивидуально - дифференцированного подхода – ориентирует педагога на учет
индивидуальных особенностей обучающихся, связанных с их темпами биологического
созревания, уровнями физического развития,

по половому различию и двигательной

подготовленности.
Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие
взаимодействия субъектов образовательных отношений, отражает тесную связь между взаимной
и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием взрослого и ребенка.
Принцип

доверительного

сотрудничества

подразумевает

открытость,

взаимную

обусловленность, активность всех субъектов образовательных отношений. В данном контексте
имеется в виду сотрудничество систем «ребенок - педагог», «родители-ребенок», «педагогродители».
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы: Социализация детей с ОВЗ в ходе овладения элементарными
приемами техники «квиллинга».
Задачи программы:
Обучающие: получение предметных результатов
 знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
 обучать различным приемам работы с бумагой;
5

 формировать умения следовать устным инструкциям;
 знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник,
угол, сторона, вершина и т.д., обогащать словарь ребенка специальными терминами;
 создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Воспитательные: получение личностных результатов
 воспитывать интерес к искусству квиллинга;
 формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
 способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности
детей;
 совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивающие: получение метапредметных результатов
 развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
 развивать мелкую моторику рук и глазомер;
 развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
 развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев,
совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
 развивать пространственное воображение.
Адресат программы
Программа «Квиллинг» предназначена для учащихся 7 – 12 лет. В группе могут
заниматься дети с различными психофизическими особенностями здоровья. Обучение лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с
учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
их здоровья.
Срок реализации программы – 2 года. Форма обучения – очная.
Форма организации деятельности – групповая, состав постоянный. На занятиях
применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку. Количество
детей в группе – от 7 до 10 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часу с обязательной

физкультпаузой.

6

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

 умение реализовывать

 бережное отношение к

художественными

собственные идеи в

вещам, предметам;

материалами и

эскизе, изделии;

 пользоваться

инструментам;

 умение использовать

 сознательно выбирать

 развитие воображения;
 умение представлять

невербальные средства

результаты собственной

расположение листа в

или наглядные

деятельности;

зависимости от содержания;

материалы,

 самостоятельно составлять

 подготовленные/отобран

композицию;

ные под руководством

 передавать фактуру,
декорировать, создавать

учителя;

самопрезентации;
 умение работать в
группе, команде.

 умение организовывать

несложные орнаменты;

учебное взаимодействие в

 активизировать жизненную
наблюдательность и

 владение навыками

группе (определять
 общие цели, распределять

фантазию, выполняя

роли, договариваться

 задания;

друг с другом и т. д.).

 аккуратно скручивать и



приклеивать мелкие детали;
 составлять композицию,
учитывая законы
композиции.

Учащиеся
 научатся различным приемам работы с бумагой;
 будут знать основные геометрические понятия и базовые формы

квиллинга;
 научатся следовать устным инструкциям;
 будут самостоятельно создавать композиции в технике квиллинг.

7

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми
разных возрастных групп: 7 - 12 лет. При реализации программы учебного предмета
продолжительность учебных занятий с первого по второй годы обучения составляет 34
недели в год. Форма проведения занятий – групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, а именно:

1 год обучения – по 2 часа 1 раз в неделю (68 часа в год);
2 год обучения – по 2 часа 1 раз в неделю (68 часа в год);
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа с обязательной физкультпаузой.
Структура занятий выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий. Временные
границы

каждого

психофизиологическими
медицинскими

занятия

определяются

особенностями

характеристиками.

Занятия

возрастными,

участников,

их

проводятся

индивидуальными

социальным

при

статусом,

постоянной

смене

деятельности. Занятие состоит из двух частей, объединенных одной темой: теоретическая
часть и практическая. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала,
беседы, мастер-классы, презентации, демонстрации наглядных пособий, общие сведения
об используемых материалах. Для поддержания интереса детей к занятию используются
загадки, художественное слово. На занятии решаются не только технические задачи по
развитию умений и навыков квилинга, но и речевые задачи, развивающие словарь детей
(это и образование прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм существительных,
употребление глаголов, согласование слов в роде и падеже и т.д.).
Практическая часть - изготовление и оформление поделки.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп
развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в
коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным
детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает
возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни
творить и создавать.
В процессе работы по программе « квиллинга», дети постоянно совмещают и
объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и
цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

8

Содержание программы включает комплекс занятий, распределенных в
модулях, рабочие программы которых представлены в Приложениях:

 Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Первый год обучения».
 Приложение № 2. Рабочая программа модуля «Второй год обучения».
В каникулярное время организуются экскурсии в музеи города, выставки,
мероприятия по формированию коллектива.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практические работы, практикумы
Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов
Нестандартным: конкурс, выставка-презентация.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности
 частично-поисковый

–

участие

детей

в

коллективном

поиске,

решение

поставленной задачи совместно с педагогом
 исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

9

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

5.1. Учебный план
№

Модуль

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

1 год обучения

68

12

56

Самооценка, взаимооценка

2.

2 год обучения

68

10

58

результатов, творческие проекты,
выставки

Содержание программы


Вводный блок
1. Инструменты и материалы. Знакомство с детьми, проведение игры под
названием “Давайте знакомиться”. Проведение инструктажа по правилам техники
безопасности во время занятий. Ознакомление с материалами и инструментами,
применяемыми в технике квиллинг.













Материал — бумага 2. Изучение свойств и видов бумаги,история возникновения
бумаги и техники квиллинга.
Конструирование 3. Вырезание полосок для квиллинга. Техника безопасности при
работе с режущими предметами. Основные правила работы, инструктаж. Разметка
4 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.
Закрепление основных форм квиллинга. Технология изготовленияс применением
основных форм и анализ готовых изделий.
5. Основная форма “Завиток”. Конструирование из основных форм .Техника
изготовления и применение формы завиток в композиции. 6. Основная форма
“Спираль в виде стружки”. Конструирование из основных форм, технология
изготовления. Закрепление пройденного материала . 7. Коллективная работа.
Выполнение изделия по заданию педагога. Анализ выполненных работ.
Изготовление цветов в технике квиллинга 8. Изготовление простых, несложных
цветов из простейших форм техники. 9. Выполнение бахромчатых цветов,
словарная работа. Формировать умение подбирать цветовую гамму . Изготовление
листочков с продольными жилками. 10 Коллективная работа. Составление
композиции из цветов. Педагог дает задание для коллективной работы. Дети
делятся на подгруппы, выбирают “старшего” Анализ выполненных работ.
Изготовление объёмных композиций 11. Изучение основных базовых форм.
Изготовление объемных фигурок животных и птиц.
12. Коллективная работа. Составление композиции из цветов. Педагог дает задание
для коллективной работы. Дети делятся на подгруппы, выбирают “старшего”
Анализ выполненных работ.
Праздники и подготовка к ним. 13. Изготовление поделок и сувениров к
праздникам. 14. Подготовка к выставкам выполненных работ .

10

Содержание программного материала (1 год обучения)
Тема
Вводный блок
1. Правила техники безопасности. Инструменты и
материалы.
Материал — бумага
2. Знакомство со свойствами бумаги. История
возникновения техники квиллинга.
Конструирование
3. Вырезание полосок для занятий. Основные правила
работы.
4.Изучение основных форм “капля”, “треугольник”,
“долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Выполнение
работ из изученных форм квиллинга.
5. Изучение основной формы“Завиток” и выполнение
поделки из данной формы.
6. Изучение формы “Спираль в виде стружки”.
Конструирование из данной формы квиллинга.
7. Коллективная работа. Составление композиции из
изученных форм.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
8. Изготовление простых, несложных цветов.
9. Изготовление бахромчатых цветов.
10. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Изготовление объёмных композиций
11. Занимательные игрушки. Объёмные композиции
12. Коллективная работа. Композиция.
13. Изготовление сувениров, поделок к празднику.
14. Подготовка к выставкам из выполненных работ .
Всего

Теория Практика
1

–

1

Всего
1

1

1

2

3

1

4

5

1

3

4

1

8

9

1

4

5

1
1
–

4
3
6

5
4
6

1
–
–
3
12

4
6
12
–
56

5
6
12
3
68

Содержание программного материала (2 год обучения)
Тема
Теория Практика
Вводный блок
1.Вводное занятие. Планы на новый учебный год.
1
Повторение элементов, изученных в прошлом учебном
году.
Материал- бумага
2. Как появилась бумага и откуда к нам пришел квиллинг? 1

Всего
1

1

Конструирование
3.Вырезание полосок для квиллинга. Повторение правил
техники безопасности

1

2

3
11

4. Основные базовые формы. Повторение.

1

9

10

5.Соединенные завитки.

1

2

3

6. Бисерный квиллинг.

1

2

3

7. Салфеточный квиллинг.

1

2

3

10

10

1

9

10

1

5

5

12

12

4

5

8.Выполнение поделок из ажурных элементов.
9. Изготовление сувениров, поделок из различных
элементов
10. Коллективные работы
11.Изготовление сувениров к праздникам
12. Изготовление игрушек из гофрированного картона

1

Подготовка к выставкам .

2
итого

10

58

68 часов

12

5.2 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Просторный светлый класс, столы для занятий, стулья.
2. Соответствующее помещение, доска, освещение каждого рабочего места;
3. Литературы по различным техникам работы;
4. Коллекция альбомов, открыток, ксерокопий, фотографий;
5. Методический материал по предлагаемым темам работы;
6. Бумага для оригами или офисная двусторонне окрашенная, или специальные
полоски для квиллинга
7. Клей ПВА
8. Картон
9. Бархатная бумага
10. Двусторонний скотч
11. Бумага цветная
12. Ножницы, карандаши, зажимы канцелярские, булавки для квиллинга
13. Инструмент для квиллинга или расщепленные зубочистки
14. Наглядный материал: иллюстрации, образцы, рисунки, эскизы.
15. Краски для росписи фона для изготовления панно (акварель, гуашь и т.д.).
16. ПК, мультимедийная установка.

6.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Мониторинг достигнутых результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися:
Карточка самооценки «Мои достижения»
Модуль

Что мною сделано?

Мои успехи и

Над чем надо работать

достижения

13

Мониторинг результатов обучения обучающегося
По адаптированной дополнительной общеразвивающей программе
«Квиллинг»
Обучающиеся знают и умеют:


основные свойства различных видов бумаги



способы соединения и крепления бумаги



различные приемы работы с бумагой



основные понятия и базовые формы квиллинга



технику вырезания и скручивания бумаги



характерные особенности художественных изделий из бумаги



следовать инструкциям, читать и зарисовывать схемы



создавать изделия из основных форм



пользоваться инструментами и схемами

Основные виды и формы проверки результатов освоения программы


входной контроль (собеседование, анкетирование)



текущий (педагогическое наблюдение, тестирование)



итоговый (выставки, конкурсы, творческие защиты, мастер-классы)

Результат подведения итогов освоения программы являются мероприятия, где
обучающиеся демонстрируют свои достижения:


проведение выставок работ обучающихся (в объединении, в Центре);



участие в выставках декоративно-прикладного и технического творчества;



участие в мероприятиях разного уровня;



участие в конкурсах всероссийского и международного уровня;



проведение мастер-классов "Дети детям"



создание фотоальбома "Мое творчество"

Формы организации деятельности:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практические работы, практикумы
Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов
Нестандартным: конкурс, выставка-презентация.
Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемно14

ценностное общение, проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность,
игровая деятельность и др.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/ ИНФАРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. www.qillingshop.ru/master-class-01.htm - квиллинг сообщество
2. htt://stranamasterov.ru– раздел квиллинг на сайте
3. http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/kviling-master-klas - галерея работ, мастерклассы
4. https://edu.tatar.ru/logon
5. http://nsportal.ru/
6. http://www.zavuch.info/
7. http://www.proshkolu.ru/
8. Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010.;
9. Букина Светлана, Максим Букин Квиллинг. Волшебство бумажных завитков М.:
Феникс,2006;
10. Быстрицкая Александра Бумажная филигрань М.: Феникс,2010;
11. Зайцева Анна Искусство квилинга. Магия бумажных лент М.: Феникс,2010;
12. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство
«Скрипторий 2003», М: 2008
13. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
14. Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг"
15. Диана Крейн «Квиллинг - открытки».
16. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М:
Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
17. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД;
2003.-240 с.
18. Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
19. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии
СПД, 2003.- 176 с.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».