I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка Нормативно-правовая база - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением ПравительстваРоссийскойФедерацииот31.03.2022 г. № 678-р; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методические рекомендациипопроектированию дополнительныхобщеразвивающих программ (включаяразноуровневыепрограммы),направленныеписьмом Министерства образованияинаукиРоссийскойФедерации от 18.11.2015 г. № 09-3242; - методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «Знатоки родного края» имеет туристско – краеведческую направленность. Актуальность программы Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время учащиеся не знакомы в достаточной степени с прошлым и настоящим своей малой родины. Уральский регион является крупнейшим промышленным и индустриальным центром России, что позволяет знакомить учащихся с развитием техники. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании. Отличительная особенность программы дополнительного образования «Краеведение и туризм» в том, что она включает в себя краеведческий материал по истории развития родного края, а также предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создаёт условия для их самоопределения, формирования общей культуры. Педагогическая целесообразность программы Программа «Знатоки родного края» является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет учащемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. Педагогическая лесообразность программы заключается в создании условий для формирования посредством туризма и краеведения гражданских, патриотических чувств, для становления социально активной личности, развитии чувства сопричастности к природе, истории и культуре родного края. Адресатом программы является школьник подросткового возраста 11-15 лет, обучающийся в средней общеобразовательной школе. Занятия туризмом и краеведением представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в поиске информации, в походных условиях маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом возрасте, развивает умственные процессы, способствует расширению общего кругозора и освоению новых умений и навыков. Формы предъявления результатов освоения программы: участие в краеведческих, экологических, патриотических конкурсах, предлагаемых социокультурным пространством района и города. А также, участие в туристических слётах, в заочных конкурсах, предлагаемых в информационных ресурсах . Особенности организации образовательного процесса Форма занятий – групповая и фронтально-индивидуальная Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине. Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний. Сроки, объем и уровень реализации программы Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год обучения, количество часов в год -34 ч., возраст детей - 11-15 лет. Режим занятий: один раз в неделю по одному академическому часу. Форма обучения Форма обучения – очная. Академические занятия (теоретические и практические). На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная деятельность. Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 45 мин Перерыв между группами минимум 15 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. При реализации программы может применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляетне более30минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика. Формы организации образовательного процесса 1 Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,). 2 Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.). 3 Практические методы обучения (походы, экскурсии в музеи). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: 1 Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию. 2 Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности на более сложном уровне. 3 Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4 Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Виды (формы) занятий Теоретические и практические занятия, походы, экскурсии, мастер-классы; групповые, по подгруппам, индивидуальные. Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: - групповая - индивидуальная - индивидуально – групповая Формы проведения занятий: занятие , выставка, праздник, и др. поход, экскурсия, конкурс, творческая встреча, Цель программы: создание условий для формирования гражданского самосознания через краеведческую деятельность. Задачи программы: - способствовать формированию представлений о краеведении как о предмете исторического и культурного развития общества, в том числе о технических достижениях, созданных на Урале, а также о природе родного края; - способствовать развитию познавательного интереса к занятиям, связанным с повышением интеллекта и развитием кругозора; - воспитывать уважительное отношение и любовь к своей малой Родине. Воспитательные задачи (личностные) 1.Воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию. Данная программа дополнительного образования педагогически целесообразна, так как она способствует осознанию своего места в окружающем мире, значения Нижнего Тагила в истории и культуре России и в то же время содействует формированию гражданственности. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Содержание образования 1.1.3. Планируемые результаты образования К личностным результатам обучающихся, освоивших программу, относится сформированность у обучающихся мотивации к познанию и основ гражданской идентичности. Проявление познавательного интереса к истории города и уважительного отношения к своей малой Родине. К метапредметным результатам обучающихся относится освоенные ими УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Регулятивные : самостоятельное определение цели учебной деятельности; -определение плана выполнения заданий;умение составлять план проектной деятельности. Познавательные : умение отвечать на простые и сложные вопросы педагога; -умение находить нужную информацию в книгах и других информационных источниках; Коммуникативные: умение участвовать в диалоге с педагогом и сверстниками; - высказывать свою точку зрения на события, поступки; -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; К предметным результатам обучающихся относится освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания. Наличие представлений о краеведении, знание особенностей уральской природы, представлений об истории развитии техники на Урале и наличие туристических навыков Средства обучения и воспитания: -для теоретических занятий используются канцелярские принадлежности (карандаши простые и цветные, линейка, ластик). - Для походов используется туристическое снаряжение, костровой инструментарий. -учебно-наглядные пособия - мультимедийный проектор. -печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы: Содержание образования курса ( 34 часа) Вводное занятие. (1 ч.) Кто и когда изучал наш край? Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Инструктаж. Практическое занятие. (3 ч.) Экскурсия «Тагил с высоты птичьего полета». Посещение Лисьей горы, на которой открывается вид на весь город. Раздел 1. Природа, люди, достопримечательности Урала 1.1. Я-гражданин своей Родины. ( 2 ч) (флаг, герб, область, город). Закрепление знаний о флаге и гербе России. Знакомство с гербом области и города. 1.2. Тагил-моя малая Родина. ( 2 ч) 1.3. «Лисья гора-символ нашего города». ( 1 ч) Является потухшим вулканом. Рассказ о возникновении сторожевой башни, о её использовании. 1.4.«Дом в котором я живу» ( 2 ч. ) Знакомство с районом проживания. Архитектурные памятники и достопримечательности. 1.5. Исторические личности Тагила. ( 4 ч)Рассказ о династии Демидовых, их вклад в развитие города, отец и сын Черепановы, горнозаводчики Шуваловы, Купцы Головановы, Мамин Сибиряк, Павел Бажов и многие др 1.6. Уральские изобретатели. ( 3 ч.) Знакомство с изобретениями Кузнецова, Ползунова, отца и сына Черепановых, системой водных каналов Ушакова. Раздел 2. Географические особенности Урала. 2.1 Каменный пояс Урала. ( 2 ч)Знакомство с горным хребтом. Граница Европа-Азия. 2.22. Горные промышленные объекты города. ( 2 ч) Изучение возникновения карьеров. 2.3. Реки Тагила. ( 3 ч) Местонахождение на карте всех рек Тагила (18 рек). Раздел 3. Промыслы Урала. ( 6 ч) - Гончарное ремесло - Сысертский фарфор - Таволжская керамика - Лаковая роспись по металлу: Нижнетагильские подносы - Камнерезное и ювелирное искусство Практическое занятие. ( 3 ч) Экскурсия «Уникальная природа Вагонки». Посещение пихтовых гор. Формы аттестации (контроля освоения программы) Оценка знаний, полученных в результате работы по программе, проводится с помощью устных экспресс-опросов, а также при проведении викторин, тестов и в ходе подготовки индивидуальных и коллективных проектов. Учебный план «Знатоки родного края» № п/п Название раздела, темы 1. 1.1 Раздел 1 / Природа, люди, достопримечательности Урала Я-гражданин 1 1 2 своей Родины Тагил-моя малая 1 1 2 Родина. Лисья гора- 1 1 символ нашего города Дом в котором я 1 1 2 живу 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 2.2 2.3 3 Итого: Количество часов Теория Практика Исторические 2 2 личности Тагила Уральские 2 1 изобретатели Раздел 2 / Географические особенности Урала Каменный пояс 2 Урала Реки Урала 2 1 Горные 1 1 промышленные объекты города Раздел 3/ Промыслы Урала Всего Форма контроля, аттестации Беседа Игра Викторина 4 Альбом с отчетом по маршруту Презентация 3 Устный опрос 2 Поход 3 2 Устный опрос Викторина 6 Практическая работа 34 Список литературы: ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАРШРУТЫ ПО ЮЖНОМУ УРАЛУ – 2020 Методическое пособие Челябинская областная универсальная научная библиотека, 2019 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М. : Просвещение, 2018 г. Коренные народы Урала: обычаи и традиции Режим доступа: https://www.somb.ru/lenta-novostej-4/arkhiv-novostej/194chronicle/sobytiya-2020-goda/2104-korennye-narody-urala-obychai-i-traditsii.html Корчагин П. А. Экскурсионные и туристическиересурсы Урала. Историческая регионалистика икраеведение; Историко-культурноенаследие народов Прикамья. – Пермь : Пермскийгосударственный гуманитарно-педагогический университет, 2021 Беседы с самим собой : дневниковые записи Фёдора Кирилловича Медведева : [1941- 1947] / авт.-сост. Валентина Костина. - Пермь : [б. и.], 2021. - 434, [4] с. : ил., портр., факс., нот Династия Демидовых. Нижний Тагил, 2020 г. «Информационное обеспечение и безопасность спортивных туристских путешествий», учебное пособие, В.И. Самборский, В.В. Гоман, Нижний Тагил, 2018 г. Нижний Тагил на перекрёстках веков. Зримые образы прошлого и настоящего. Нижний Тагил, 2022 г. «Опасности в туризме, мнимые и действительные», Ю.А. Штюрмер, Москва, 2018 г. «Путешествуем по Уралу», Евгений Савенко, Екатеринбург, 2016 г. Рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной программы и учебнометодического комплекса: нормативные и методические аспекты. / Сост. И.А. Дмитриевская, С.В. Новикова.-МБУ ДО ГДДЮТ. – 2014 г. Сайт в интернете «История Нижнего Тагила от основания до наших дней». http://historyntagil.ru/ Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова – Волгоград: Учитель, 2015 г. Я-гражданин своего города, своей страны. 1-4 классы: комплексные программы духовнонравственного воспитания / авт.-сост. Н.В. Терещенко – Волгоград: Учитель, 2015 г.