Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138 ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического / УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 138 методического совета ____________________ Кузнецова Г.В. Протокол № 2 от 02.09.2024 г. Приказ № 188/1 от 02.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности Арт- студия Фантазия Подвид программы: модульная Уровень программы: базовый Целевая группа (возраст): от 8 до 17 лет Срок реализации: 1 год, 34 часа в год Форма обучения очная Разработчик: Лыскова Софья Сергеевна Нижний Тагил 2024 Кузнецова Галина Викторовна Подписано цифровой подписью: Кузнецова Галина Викторовна Дата: 2024.10.28 16:50:45 +05'00' СОДЕРЖАНИЕ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ .............................. 3 1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ....................... 3 1.2. Цель и задачи программы............................................................................................. 5 1.3. Содержание программы ................................................................................................ 5 Учебный план ......................................................................................................................... 5 Содержание учебного плана................................................................................................. 7 1.4. Планируемые результаты ............................................................................................. 7 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .................... 9 2.1. Календарный учебный график .................................................................................... 9 2.2. Условия реализации программы: ............................................................................... 9 2.4. Материально-техническая база: .................................................................................. 9 2.6. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)................................. 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................... 11 2 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) Нормативно-правовая база - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 093242; - методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Направленность программы «Дополнительная общеобразовательная программа Арт-студия Фантазия имеет художественную направленность. Актуальность программы Интуитивное рисование – это правополушарное рисование, суть которого заключается в том, что в момент занятия творчеством ребенок активно включает в работу правое полушарие своего мозга, которое отвечает за творчество. Интуитивное рисование является методом активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Благодаря интуитивному рисованию открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки. Данный вид деятельности является полезным всем – каждый может открыть вправополушарной живописи что-то ценное для себя. Отличительные особенности программы Программы можно назвать то, что ее реализация является одним из механизмов формирования творческой личности, дает начальные навыкивзаимодействия в группе. Кроме того, Программа направлена на развитие творческого потенциала детей. В начале обучения многие дети имеют незначительные навыки рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных способностях к художественному творчеству, но к завершению курса обучения практически все обучающиеся приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и окружающим в том, что они умеют рисовать. Педагогическая целесообразность программы Программа Арт-студия Фантазия является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения. Работа над практическими заданиями способствует получению 3 навыков осуществлять поиск и критический анализ информации, применять системный подход для решения поставленных задач, формировать собственные мнения и суждения, аргументировать свои выводы и точки зрения, рассматривать и предлагать возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки. Адресат программы Программа предназначена для учащихся 2-9 классов (8-17 лет). Формируются одновозрастные или разновозрастные группы, численностью от 10 до 15 человек. Набор учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями), без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений у ребенка. Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 45 мин Перерыв между группами минимум 15 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Особенности организации образовательного процесса Сроки, объем и уровень реализации программы Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год обучения, количество часов в год 34 ч., возраст детей 8- 17лет. Режим занятий: один раз в неделю по одному часу. Форма обучения Форма обучения – очная. Академические занятия (теоретические и практические). На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Реализация программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в одной образовательной организации в соответствии с учебным планом в объединении. Состав группы постоянный. Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропускающих занятия по уважительной причине. Возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа. Продолжительность одного занятия – 45 минут Формы организации образовательного процесса 1)Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,). 2) Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.). 3)Практические методы обучения (мастер-классы,). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: 1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию. 2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности на более сложном уровне. 3. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами самостоятельной творческой работы. Виды (формы) занятий Теоретические и практические занятия, мастер-классы; групповые, индивидуальные. Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: - групповая индивидуальная - индивидуально : занятие – творческая мастерская, экскурсия, конкурс, творческая встреча, выставка, праздник, и др. 4 Перечень форм подведения итогов Результатом освоения программы должно стать готовый рисунок, выполненное самостоятельно под контролем педагога и представленное на итоговой выставке, которая организуется и проводится с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Цель и задачи программы 1.2. Цель - программы является формирование и развитие творческих способностей обучающихся посредством занятий правополушарным рисованием. Задачи: Воспитательные: 1. уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог); 2. стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию; 3. развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности. развивающие: 1. развивать воображение, мышление, творческий потенциал, творческое самовыражение детей; 2. активизировать творческие способности обучающихся; 3. развивать художественный вкус, понимание прекрасного, а также стремление к творческой самореализации; образовательные: 1. способствовать освоению основных правил рисования; 2. научить использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач. Содержание программы 1.3. Учебный план Арт фантазия № п/п Название раздела, темы Теория Знакомство с техникой правополушарн ого рисования творчес кая работа 2. «Осенние мотивы» Всего Форма контроля, аттестации Вводное занятие-1ч. 1 1 1. 1. Количество часов Практика Пейзажи-17ч. 3 3 5 творчес кая работа «Горы и долины» 3 3 Водоемы в пейзаже 3 3 «Зимние узоры» 4 4 «Ночные пейзажи» 2 2 «Закаты» 2 2 творчес кая работа творчес кая работа творчес кая работа творчес кая работа творчес кая работа 3. Портрет-4ч. «Пропорции лица» 2 2 «Построение глаза» 1 1 «тени» 1 1 4.Цвета-3ч. 1 1 «Смешивание цветов» 1 1 «градиент» 1 1 «Многообразие палитры» «Акварель» «Гуашь» «Мелки» «карандаши» «построение натюрморта» «Позиция теней» «Геометрическое строение» 5.Краски-5 1 1 1 1 6.Натюрморт-5ч. 2 1 2 1 1 1 1 2 1 2 6 творчес кая работа творчес кая работа творчес кая работа творчес кая работа творчес кая работа творчес кая работа Итого: 34 Содержание учебного плана Введение. Теория: Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с планом работы на год. Ознакомление с правилами поведения на занятиях по рисованию. Организация рабочего места. Пейзаж: Контрасты форм. Обсуждение изменений в осенней природе. Основы воздушной перспективы. Горизонтальная и вертикальная техника накладывания красок. Оттенки. Изменение неба при различном времени суток. Время суток. Краски в разное время суток. Портрет: Построение портрета , пропорции лица, наложение теней , построение глаза. Цвета: Правила смешивания цветов , Многообразия палитры и оттенков, обучение техники градиент. Краски: Знакомство с акварелью и техникой рисования, Знакомство с гуашью и техникой рисования, Знакомство с мелками и техникой рисования, Знакомство с карандашами и техникой рисования. Натюрморт: Построение натюрморта, правила выставления теней, геометрическое строение преметов. 1.4. Планируемые результаты Личностные подготовить практически и психологически к самостоятельной творческой деятельности, воспитать чувство личной ответственности развивать осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории изобразительного искусства воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к искусству Метапредметные Имеют представление о изобразительном искусстве Имеют осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории изобразительного искусства. Предметные Имеют навыки выполнения чтение простейших рисунков и набросков; Имеют навыки смешивания и получения цвета; 7 Навыки построения портрета и натюрморта Умеют выполнять работы по образцу. 8 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ II. Календарный учебный график Арт-студия Фантазия Год Дата Дата Кол-во Режим обучения начала окончания Учебных занятий обучения обучения недель 34 1 занятия 1 час 02 1 год 31 мая в неделю сентября 2.1. 2.2. Условия реализации программы: 1) Учебно-иллюстративный материал: презентации по темам, видеоматериалы по темам, иллюстративный и дидактический материал по темам занятий, наглядные пособия (шаблоны, образцы, фигуры для натюрморта, фото,). Методические материалы: специализированная литература по истории художественного промысла. Материалы построения наброска электронные ресурсы. 2.3. Материально-техническая база: Краски(гуашь,акрил,масло,акварель) Кисти художественные Ватманы А 3 Ножницы Карандаши разных типов (4H, 2H и HB). Проектор 2.5. Формы аттестации Для определения уровня освоения программы обучающимися и отслеживания его динамики, анализа результативности ведения образовательной деятельности и выявления необходимости в еѐ коррекции разработан педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает в себя: вводный контроль (первичную диагностику), проводящийся в начале учебного года (сентябрь – октябре), текущий контроль, реализующийся в процессе проведения каждого учебного занятия и направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений; промежуточную аттестацию (диагностику), осуществляющуюся 1 раз в середине года (конец декабря – январь) итоговую аттестацию (диагностику), представляющую собой предъявление детьми результата обучения, предусмотренного программой; итоговая аттестация проводится в мае и состоит из собеседования на выявление изменений интересов (склонностей, увлечений) и уровня мотивации к продолжению пройденного курса и представления на итоговой выставке творческой работы. 2.4. 2.6. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) 9 Методики для определения достижения обучающимися планируемых результатов: самостоятельная практическая работа, выставки городского, областного уровней, конкурсы, и т.д. Способы определения результативности: Мониторинг (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрьдекабрь, второй этап - конечный апрель-май); Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся в объединениях творческой направленности. В портфолио обучающегося включаются фото исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, иллюстрации, эскизы и т.п., а также грамоты и дипломы участника выставок. 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – М. ; Академия, 2000. 2Гитун А. А., Щеголев С. С., Пивоварова И. А. Оружие России [Текст]. – М.: ООО Дом Славянской книги, 2009. – 575 с. 2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград: Учитель, 2009 3. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин. 4. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2010 5. Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2006 11