Образовательная программа Арт - студия Фантазия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 138
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического /

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 138

методического совета

____________________ Кузнецова Г.В.

Протокол № 2 от 02.09.2024 г.

Приказ № 188/1 от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

Арт- студия Фантазия
Подвид программы: модульная
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): от 8 до 17 лет
Срок реализации: 1 год, 34 часа в год
Форма обучения очная
Разработчик: Лыскова Софья Сергеевна

Нижний Тагил
2024

Кузнецова
Галина
Викторовна

Подписано цифровой
подписью: Кузнецова
Галина Викторовна
Дата: 2024.10.28 16:50:45
+05'00'

СОДЕРЖАНИЕ
I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ .............................. 3
1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы) ....................... 3

1.2.

Цель и задачи программы............................................................................................. 5

1.3.

Содержание программы ................................................................................................ 5

Учебный план ......................................................................................................................... 5
Содержание учебного плана................................................................................................. 7
1.4.

Планируемые результаты ............................................................................................. 7

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .................... 9
2.1.

Календарный учебный график .................................................................................... 9

2.2.

Условия реализации программы: ............................................................................... 9

2.4.

Материально-техническая база: .................................................................................. 9

2.6.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)................................. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................... 11

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы)

Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 093242;
- методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Направленность программы
«Дополнительная общеобразовательная программа Арт-студия Фантазия имеет
художественную направленность.
Актуальность программы
Интуитивное рисование – это правополушарное рисование, суть которого заключается
в том, что в момент занятия творчеством ребенок активно включает в работу правое
полушарие своего мозга, которое отвечает за творчество. Интуитивное рисование
является методом активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение
внутренних знаний и умения слышать себя. Благодаря интуитивному рисованию
открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем
подготовки. Данный вид деятельности является полезным всем – каждый может
открыть вправополушарной живописи что-то ценное для себя.
Отличительные особенности программы
Программы можно назвать то, что ее реализация является одним из механизмов
формирования творческой личности, дает начальные навыкивзаимодействия в группе.
Кроме того, Программа направлена на развитие творческого потенциала детей.
В начале обучения многие дети имеют незначительные навыки рисования и весьма
большие сомнения в своих потенциальных способностях к художественному
творчеству, но к завершению курса обучения практически все обучающиеся
приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и окружающим в
том, что они умеют рисовать.
Педагогическая целесообразность программы
Программа Арт-студия Фантазия является целостной и непрерывной в течении всего
процесса обучения. Работа над практическими заданиями способствует получению
3

навыков осуществлять поиск и критический анализ информации, применять
системный подход для решения поставленных задач, формировать собственные мнения
и суждения, аргументировать свои выводы и точки зрения, рассматривать и
предлагать возможные
варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 2-9 классов (8-17 лет). Формируются
одновозрастные или разновозрастные группы, численностью от 10 до 15 человек. Набор
учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями
(законными представителями), без отбора и предъявления требований к наличию у них
специальных умений у ребенка.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин Перерыв между группами
минимум 15 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час.
Особенности организации образовательного процесса
Сроки, объем и уровень реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год обучения,
количество
часов
в
год
34
ч.,
возраст
детей
8- 17лет. Режим занятий: один раз в неделю по одному часу.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Академические занятия (теоретические и практические). На
занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Реализация программы
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в одной
образовательной организации в соответствии с учебным планом в объединении. Состав
группы постоянный. Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей,
пропускающих занятия по уважительной причине. Возможно применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения
руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и
предотвращения инфекционных заболеваний.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа.
Продолжительность одного занятия – 45 минут
Формы организации образовательного процесса
1)Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,).
2) Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение
педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
3)Практические методы обучения (мастер-классы,).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения
дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности на более сложном уровне.
3. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами
самостоятельной творческой работы.
Виды (формы) занятий
Теоретические и практические занятия, мастер-классы; групповые, индивидуальные.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: - групповая индивидуальная - индивидуально : занятие – творческая мастерская, экскурсия, конкурс,
творческая встреча, выставка, праздник, и др.
4

Перечень форм подведения итогов
Результатом освоения программы должно стать готовый рисунок, выполненное
самостоятельно под контролем педагога и представленное на итоговой выставке, которая
организуется и проводится с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио
является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности
обучающихся.
Цель и задачи программы

1.2.

Цель - программы является формирование и развитие творческих способностей
обучающихся посредством занятий правополушарным рисованием.
Задачи:
Воспитательные:
1. уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог);
2. стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
3. развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
развивающие:
1. развивать
воображение, мышление, творческий потенциал, творческое
самовыражение детей;
2. активизировать творческие способности обучающихся;
3. развивать художественный вкус, понимание прекрасного, а также стремление к
творческой самореализации;
образовательные:
1. способствовать освоению основных правил рисования;
2. научить использовать образно-выразительные средства для решения творческих
задач.

Содержание программы

1.3.

Учебный план
Арт фантазия
№
п/п

Название
раздела, темы

Теория

Знакомство с
техникой
правополушарн
ого рисования

творчес
кая
работа
2.

«Осенние
мотивы»

Всего

Форма
контроля,
аттестации

Вводное занятие-1ч.
1
1

1.
1.

Количество часов
Практика

Пейзажи-17ч.
3

3

5

творчес
кая
работа

«Горы и долины»

3

3

Водоемы в
пейзаже

3

3

«Зимние узоры»

4

4

«Ночные
пейзажи»

2

2

«Закаты»

2

2

творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа

3. Портрет-4ч.
«Пропорции
лица»

2

2

«Построение
глаза»

1

1

«тени»

1

1

4.Цвета-3ч.
1

1

«Смешивание
цветов»

1

1

«градиент»

1

1

«Многообразие
палитры»

«Акварель»
«Гуашь»
«Мелки»
«карандаши»
«построение
натюрморта»
«Позиция теней»
«Геометрическое
строение»

5.Краски-5
1
1
1
1
6.Натюрморт-5ч.
2
1
2

1
1
1
1
2
1
2

6

творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа
творчес
кая
работа

Итого:

34

Содержание учебного плана
Введение.
Теория:
Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с планом работы на год. Ознакомление с
правилами поведения на занятиях по рисованию.
Организация рабочего места.
Пейзаж:
Контрасты форм. Обсуждение изменений в осенней природе. Основы воздушной
перспективы. Горизонтальная и вертикальная техника накладывания красок. Оттенки.
Изменение неба при различном времени суток. Время суток. Краски в разное время суток.
Портрет:
Построение портрета , пропорции лица, наложение теней , построение глаза.
Цвета:
Правила смешивания цветов , Многообразия палитры и оттенков, обучение техники
градиент.
Краски:
Знакомство с акварелью и техникой рисования, Знакомство с гуашью и техникой
рисования, Знакомство с мелками и техникой рисования, Знакомство с карандашами и
техникой рисования.
Натюрморт:
Построение натюрморта, правила выставления теней, геометрическое строение преметов.
1.4.

Планируемые результаты

Личностные
 подготовить практически и психологически к самостоятельной творческой
деятельности,
 воспитать чувство личной ответственности
 развивать осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории
изобразительного искусства
 воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к искусству
Метапредметные
 Имеют представление о изобразительном искусстве
 Имеют осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории
изобразительного искусства.
Предметные
 Имеют навыки выполнения чтение простейших рисунков и набросков;
 Имеют навыки смешивания и получения цвета;
7




Навыки построения портрета и натюрморта
Умеют выполнять работы по образцу.

8

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

II.

Календарный учебный график
Арт-студия Фантазия
Год
Дата
Дата
Кол-во
Режим
обучения начала окончания Учебных
занятий
обучения обучения
недель
34
1 занятия 1 час
02
1 год
31 мая
в неделю
сентября
2.1.

2.2. Условия реализации программы:
1) Учебно-иллюстративный материал:
 презентации по темам,
 видеоматериалы по темам,
 иллюстративный и дидактический материал по темам занятий,
 наглядные пособия (шаблоны, образцы, фигуры для натюрморта, фото,).
Методические материалы:
 специализированная литература по истории художественного промысла.
 Материалы построения наброска
 электронные ресурсы.

2.3.

Материально-техническая база:
 Краски(гуашь,акрил,масло,акварель)
 Кисти художественные
 Ватманы А 3
 Ножницы
 Карандаши разных типов (4H, 2H и HB).
 Проектор
2.5. Формы аттестации
Для определения уровня освоения программы обучающимися и отслеживания его
динамики, анализа результативности ведения образовательной деятельности и выявления
необходимости в еѐ коррекции разработан педагогический мониторинг, который
осуществляется в течение всего учебного года и включает в себя:
 вводный контроль (первичную диагностику), проводящийся в начале
учебного года (сентябрь – октябре),
 текущий контроль, реализующийся в процессе проведения каждого учебного
занятия и направленный на закрепление теоретического материала по
изучаемой теме и на формирование практических умений;
 промежуточную аттестацию (диагностику), осуществляющуюся 1 раз в
середине года (конец декабря – январь)
 итоговую аттестацию (диагностику), представляющую собой предъявление
детьми результата обучения, предусмотренного программой; итоговая
аттестация проводится в мае и состоит из собеседования на выявление
изменений интересов (склонностей, увлечений) и уровня мотивации к
продолжению пройденного курса и представления на итоговой выставке
творческой работы.
2.4.

2.6.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
9

Методики для определения достижения обучающимися планируемых результатов:
самостоятельная практическая работа, выставки городского, областного уровней, конкурсы,
и т.д. Способы определения результативности:
 Мониторинг (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрьдекабрь, второй этап - конечный апрель-май);
 Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения
итогов деятельности обучающихся в объединениях творческой направленности. В
портфолио обучающегося включаются фото исполнительской деятельности,
продукты собственного творчества, иллюстрации, эскизы и т.п., а также грамоты и
дипломы участника выставок.

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – М. ; Академия, 2000. 2Гитун А. А.,
Щеголев С. С., Пивоварова И. А. Оружие России [Текст]. – М.: ООО Дом
Славянской книги, 2009. – 575 с.
2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников:
конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград: Учитель, 2009
3. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост.
В.С.Кузин.
4. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А.
Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2010
5. Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А.
Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2006

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».