I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением ПравительстваРоссийскойФедерацииот31.03.2022 г. № 678-р;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
методические рекомендациипопроектированию дополнительныхобщеразвивающих
программ (включаяразноуровневыепрограммы),направленныеписьмом
Министерства образованияинаукиРоссийскойФедерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК – 1232/09;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа ««Юный
турист»» имеет туристско – краеведческую направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время учащиеся не знакомы в
достаточной степени с прошлым и настоящим своей малой родины. Уральский регион является
крупнейшим промышленным и индустриальным центром России, что позволяет знакомить
учащихся с развитием техники. Изучение краеведения является одним из основных источников
обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование
гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в
нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.
Отличительная особенность программы дополнительного образования «Юный турист» в том,
что она включает в себя краеведческий материал по истории развития родного края, а также
предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика
спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология
и медицина, особенности организации питания в походе, экология, что позволяет формировать
экологическое мышление обучающихся, создаёт условия для их самоопределения, формирования
общей культуры.
Педагогическая целесообразность программы
Программа ««Юный турист»» является
целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет
учащемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и
самореализоваться в современном мире.
Педагогическая лесообразность программы заключается в создании условий для
формирования посредством туризма и краеведения гражданских, патриотических чувств, для
становления социально активной личности, развитии чувства сопричастности к природе, истории
и культуре родного края.
Адресатом программы является школьник подросткового возраста 11-15 лет, обучающийся в
средней общеобразовательной школе. Занятия туризмом и краеведением представляют собой
эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. Активная и
самостоятельная деятельность обучающихся в поиске информации, в походных условиях
маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта
общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно
остропротекающие в подростковом возрасте, развивает умственные процессы, способствует
расширению общего кругозора и освоению новых умений и навыков.
Формы предъявления результатов освоения программы: участие в краеведческих,
экологических, патриотических конкурсах, предлагаемых социокультурным пространством
района и города. А также, участие в туристических слётах, в заочных конкурсах, предлагаемых
в информационных ресурсах .
Особенности организации образовательного процесса
Форма занятий – групповая и фронтально-индивидуальная
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
детей, пропускающих занятия по уважительной причине.
Возможно применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при принятии решения руководящих органов о
переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и предотвращения
инфекционных заболеваний.
Сроки, объем и уровень реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на один год
обучения, количество часов в год -34 ч., возраст детей - 11-15 лет.
Режим занятий: один раз в неделю по одному академическому часу.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Академические занятия (теоретические и практические).
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективная деятельность.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин
Перерыв между группами минимум 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
При реализации программы может применяться электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных образовательных
технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности составляетне более30минут.
Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика.
Формы организации образовательного процесса
1 Словесные методы обучения (устное изложение, беседа,).
2 Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ,
исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
3 Практические методы обучения (походы, экскурсии в музеи).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
1 Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе
обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2 Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности на более сложном
уровне.
3 Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном
поиске.
4 Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами
научного познания, самостоятельной творческой работы.
Виды (формы) занятий
Теоретические и практические занятия, походы, экскурсии, мастер-классы; групповые,
по подгруппам, индивидуальные.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
- групповая
- индивидуальная
- индивидуально – групповая
Формы проведения занятий: занятие ,
выставка, праздник, и др.
поход, экскурсия, конкурс, творческая встреча,
Цель программы: создание условий для формирования гражданского самосознания через
краеведческую деятельность.
Задачи программы:
- способствовать формированию представлений о краеведении как о предмете исторического и
культурного развития общества, в том числе о технических достижениях, созданных на Урале, а
также о природе родного края;
- способствовать развитию познавательного интереса к занятиям, связанным с повышением
интеллекта и развитием кругозора;
- воспитывать уважительное отношение и любовь к своей малой Родине.
Воспитательные задачи (личностные)
1.Воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное
поведение, самоорганизацию.
Данная программа дополнительного образования педагогически целесообразна, так как она
способствует осознанию своего места в окружающем мире, значения Нижнего Тагила в истории
и культуре России и в то же время содействует формированию гражданственности. Каждый
человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы
дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Содержание образования
1.1.3. Планируемые результаты образования
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу, относится сформированность
у обучающихся мотивации к познанию и основ гражданской идентичности. Проявление
познавательного интереса к истории города и уважительного отношения к своей малой Родине.
К метапредметным результатам обучающихся относится освоенные ими УУД, обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
Регулятивные : самостоятельное определение цели учебной деятельности;
-определение плана выполнения заданий;умение составлять план проектной деятельности.
Познавательные : умение отвечать на простые и сложные вопросы педагога;
-умение находить нужную информацию в книгах и других информационных источниках;
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге с педагогом и сверстниками;
- высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций;
К предметным результатам обучающихся относится освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания.
Наличие представлений о краеведении, знание особенностей уральской природы, представлений
об истории развитии техники на Урале и наличие туристических навыков
Средства обучения и воспитания:
-для теоретических занятий используются канцелярские принадлежности (карандаши простые и
цветные, линейка, ластик).
- Для походов используется туристическое снаряжение, костровой инструментарий.
-учебно-наглядные пособия
- мультимедийный проектор.
-печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:
Содержание образования курса ( 34 часа)
Вводное занятие. (1 ч.) Кто и когда изучал наш край? Анонс будущих занятий, форм и
направлений деятельности. Инструктаж.
Практическое занятие. (3 ч.) Экскурсия «Тагил с высоты птичьего полета». Посещение Лисьей
горы, на которой открывается вид на весь город.
Раздел 1. Природа, люди, достопримечательности Урала
1.1. Я-гражданин своей Родины. ( 2 ч) (флаг, герб, область, город). Закрепление знаний о флаге
и гербе России. Знакомство с гербом области и города.
1.2. Тагил-моя малая Родина. ( 2 ч)
1.3. «Лисья гора-символ нашего города». ( 1 ч) Является потухшим вулканом. Рассказ о
возникновении сторожевой башни, о её использовании.
1.4.«Дом в котором я живу» ( 2 ч. ) Знакомство с районом проживания. Архитектурные
памятники и достопримечательности.
1.5. Исторические личности Тагила. ( 4 ч)Рассказ о династии Демидовых, их вклад в развитие
города, отец и сын Черепановы, горнозаводчики Шуваловы, Купцы Головановы, Мамин Сибиряк, Павел Бажов и многие др
1.6. Уральские изобретатели. ( 3 ч.) Знакомство с изобретениями Кузнецова, Ползунова, отца и
сына Черепановых, системой водных каналов Ушакова.
Раздел 2. Географические особенности Урала.
2.1 Каменный пояс Урала. ( 2 ч)Знакомство с горным хребтом. Граница Европа-Азия.
2.22. Горные промышленные объекты города. ( 2 ч) Изучение возникновения карьеров.
2.3. Реки Тагила. ( 3 ч) Местонахождение на карте всех рек Тагила (18 рек).
Раздел 3. Промыслы Урала. ( 6 ч)
- Гончарное ремесло
- Сысертский фарфор
- Таволжская керамика
- Лаковая роспись по металлу: Нижнетагильские подносы
- Камнерезное и ювелирное искусство
Практическое занятие. ( 3 ч) Экскурсия «Уникальная природа Вагонки». Посещение пихтовых
гор.
Формы аттестации
(контроля освоения программы)
Оценка знаний, полученных в результате работы по программе, проводится с помощью устных
экспресс-опросов, а также при проведении викторин, тестов и в ходе подготовки
индивидуальных и коллективных проектов.
Учебный план
««Юный турист»»
№
п/п
Название
раздела, темы
1.
1.1
Раздел 1 / Природа, люди, достопримечательности Урала
Я-гражданин
1
1
2
своей Родины
Тагил-моя малая 1
1
2
Родина.
Лисья
гора- 1
1
символ
нашего
города
Дом в котором я 1
1
2
живу
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.
2.1
2.2
2.3
3
Итого:
Количество часов
Теория
Практика
Исторические
2
2
личности Тагила
Уральские
2
1
изобретатели
Раздел 2 / Географические особенности Урала
Каменный
пояс 2
Урала
Реки Урала
2
1
Горные
1
1
промышленные
объекты города
Раздел 3/
Промыслы
Урала
Всего
Форма контроля,
аттестации
Беседа
Игра
Викторина
4
Альбом
с
отчетом
по
маршруту
Презентация
3
Устный опрос
2
Поход
3
2
Устный опрос
Викторина
6
Практическая
работа
34
Список литературы:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАРШРУТЫ ПО ЮЖНОМУ УРАЛУ – 2020 Методическое пособие
Челябинская областная универсальная научная библиотека, 2019
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя /
Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М. : Просвещение, 2018 г.
Коренные народы Урала: обычаи и традиции
Режим доступа: https://www.somb.ru/lenta-novostej-4/arkhiv-novostej/194chronicle/sobytiya-2020-goda/2104-korennye-narody-urala-obychai-i-traditsii.html
Корчагин П. А. Экскурсионные и туристическиересурсы Урала. Историческая регионалистика
икраеведение; Историко-культурноенаследие народов Прикамья. – Пермь :
Пермскийгосударственный гуманитарно-педагогический
университет, 2021
Беседы с самим собой : дневниковые записи Фёдора Кирилловича Медведева : [1941- 1947] /
авт.-сост. Валентина Костина. - Пермь : [б. и.], 2021. - 434, [4] с. : ил., портр., факс., нот
Династия Демидовых. Нижний Тагил, 2020 г.
«Информационное обеспечение и безопасность спортивных туристских путешествий», учебное
пособие, В.И. Самборский, В.В. Гоман, Нижний Тагил, 2018 г.
Нижний Тагил на перекрёстках веков. Зримые образы прошлого и настоящего. Нижний Тагил,
2022 г.
«Опасности в туризме, мнимые и действительные», Ю.А. Штюрмер, Москва, 2018 г.
«Путешествуем по Уралу», Евгений Савенко, Екатеринбург, 2016 г.
Рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной программы и учебнометодического комплекса: нормативные и методические аспекты. / Сост. И.А. Дмитриевская,
С.В. Новикова.-МБУ ДО ГДДЮТ. – 2014 г.
Сайт в интернете «История Нижнего Тагила от основания до наших дней». http://historyntagil.ru/
Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа.
Комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова – Волгоград: Учитель, 2015 г.
Я-гражданин своего города, своей страны. 1-4 классы: комплексные программы духовнонравственного воспитания / авт.-сост. Н.В. Терещенко – Волгоград: Учитель, 2015 г.