Анализ текста СОО

Кузнецова Галина Викторовна

Подписано цифровой подписью: Кузнецова Галина Викторовна
Дата: 2024.10.29 11:07:49 +05'00'

Приложение к ООП СОО,
МБОУ СОШ № 138
(утверждена приказом от
29.08.2024 №185/6од)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Готовимся к сочинению»
для обучающихся 10 – 11 классов

1. Содержание курса
Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе.
Понятия "направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к
трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии
оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и
понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над
сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки.
Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с формулировкой темы. Проблемный
вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос.
Ключевые слова темы.
Работа

с

темой-цитатой,

темой-афоризмом.

Средства

художественной

выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темыафоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в
рамках темы.
Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи:
рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура
рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к
написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным
сочинениям. Виды заключений. От главноговопроса темы к заключению. Анализ
образцовых заключений. Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация.
2

Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структурааргументов в
сочинении-рассуждении. Способы цитирования и привлечение литературного материала.
Фактические ошибки. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в
формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным

членением

текста.

Формулирование

проблемы

исходного

текста.

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные
виды комментариев. Формулирование позиции автора исходного текста. Способы
выражения позиции автора. Выражение собственного мнения. Способы выражения.
Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы
(плюсы и минусы),
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма.
Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Занятие 23. Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства
языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая
работа.
Изобразительные

возможности

лексики.

Основные

термины

лексикологии.

Практическая работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.
3

Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по
выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? . Что значит «соответствие
теме»? Советы пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта
учащихся и аналитического материала по курсу.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
• неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
4

гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
• интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
5

природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
6

внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
3.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
•
у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;
•
навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так
и по заданной теме;
•
- развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом
стиля и типа речи;
•
знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения,
уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного
текста или формулировку темы;
•
уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
•
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
•
владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях
общения;
•
у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки
конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной
теме
7

ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную
мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые
средства с учетом стиля и типа речи.
•
будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения, уметь применять следующие коммуникативные умения: интерпретировать
содержание исходного текста или формулировку темы
•
будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
•
будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
•
научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях
общения.

8

3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение
учебного предмета.
10 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе

1

2

Понятия "направление" и "тема сочинения".

1

3

Подходы к трактовке художественного текста.

1

4

Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения.

1

5

Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.

1

Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы.
6

Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта 1
работы надсочинениями разных жанров

7

Проблемный вопрос в темах различной формулировки.

1

8

Преобразование темы- понятия в вопрос.

1

9

Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с темой-цитатой, темой- 1
афоризмом.

10

Средства художественной выразительности в теме- цитате. Анализ проблематики 1
тем- афоризмов. Толкование темы-афоризма.

11

Урок-практикум.

1

12

Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.

1

13

Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание

1

ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и
штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
14
15

Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Структура сочинения- рассуждения. Структура рассуждения: тезис - доказательство

1
1

– вывод.

16

Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и 1
различия.

17

Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров 1
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения.
9

18

Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. 1
Примеры сочинений с разной композицией.

19

Вступление к сочинению. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ 1
вступлений к школьным сочинениям.

20

Виды вступления к сочинению. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых 1
вступлений.

21

Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию 1
вступления.

22

Главные части сочинения: тема и аргументация.

1

23

Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура

1

аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.
24

Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура

1

аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.
25

Способы цитирования

и привлечение литературного материала.

Фактические

ошибки.
26

Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды

1

заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых
заключений
27

Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды

1

заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа
28

Промежуточная аттестация. Сочинение.

-

Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.

1

29
30

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

31

Анализ направлений , предложенных для подготовки к сочинениям в учебном году.

1

32

Критерии оценивания сочинения.

1

33

Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».

1

34

Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».

1

10

11 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1

Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ

1

2

Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ

1

3

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией

1

сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным членением текста.
4

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией

1

сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным членением текста.
5

Формулирование проблемы исходного текста.

6

Формулирование проблемы исходного текста. Урок практикум. Различие понятий 1

1

темы и проблемы.
7

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные 1
виды комментариев

8

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные 1
виды комментариев

9

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные 1
виды комментариев. Урок-практикум.

10

Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции 1
автора.

11

Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции

1

автора.
12

Выражение

собственного

мнения.

Способы

выражения.

Включение

1

иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы
и минусы),

13

Выражение

собственного

мнения.

Способы

выражения.

Включение

1

иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы
и минусы),

11

14

Написание сочинений в формате ЕГЭ.

1

15

Основы грамотного письма. Виды грамматических

1

ошибок.

16

Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные

1

грамматические ошибки в школьных сочинениях
17

Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и 1
пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом.

18

Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и 1
пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом.

19
20

Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды

1

Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с

1

текстом.

21

Этические и фактические ошибки.

1

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупрежден
22

Этические и фактические ошибки.

1

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
23

Р.Р. написание сочинения в формате ЕГЭ.

1

24

Этические и фактические ошибки.

1

25

Определение

этической

и

фактической

ошибки.

Их

виды

и

способы

1

предупреждения. Редакторская работа с текстом.

26

Логические ошибки в сочинении.

1

27

Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных

1

сочинениях. Редакторская работа с текстом
28

Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические

1

фигуры.

29

Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.

1

Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.
12

30

Изобразительные

возможности

лексики. Основные

термины

лексикологии.

1

Практическая работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.

31

Выбор стиля. Оригинальность.

1

Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая
работа по выработке индивидуального стиля.

32

Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта

1

учащихся и аналитического материала по курсу.

33

Промежуточная аттестация. Сочинение.

1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».