Кузнецова Галина Викторовна Подписано цифровой подписью: Кузнецова Галина Викторовна Дата: 2024.10.29 11:07:49 +05'00' Приложение к ООП СОО, МБОУ СОШ № 138 (утверждена приказом от 29.08.2024 №185/6од) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Готовимся к сочинению» для обучающихся 10 – 11 классов 1. Содержание курса Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия "направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения. Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос. Ключевые слова темы. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темыафоризма. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы. Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение. Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главноговопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация. 2 Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структурааргументов в сочинении-рассуждении. Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические ошибки. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев. Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора. Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы), Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Занятие 23. Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа. Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. 3 Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? . Что значит «соответствие теме»? Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу. 2. Планируемые результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие 4 гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние 5 природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как 6 внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 3. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности • у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма; • навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме; • - развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи; • знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы; • уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; • уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинению-рассуждению; • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их; • владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения; • у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме 7 ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи. • будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения, уметь применять следующие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы • будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме • будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм • уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинению-рассуждению • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их • научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. 8 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного предмета. 10 класс № Тема Кол-во часов 1 Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе 1 2 Понятия "направление" и "тема сочинения". 1 3 Подходы к трактовке художественного текста. 1 4 Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. 1 5 Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы. 1 Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. 6 Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта 1 работы надсочинениями разных жанров 7 Проблемный вопрос в темах различной формулировки. 1 8 Преобразование темы- понятия в вопрос. 1 9 Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с темой-цитатой, темой- 1 афоризмом. 10 Средства художественной выразительности в теме- цитате. Анализ проблематики 1 тем- афоризмов. Толкование темы-афоризма. 11 Урок-практикум. 1 12 Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. 1 13 Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание 1 ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы. 14 15 Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Структура сочинения- рассуждения. Структура рассуждения: тезис - доказательство 1 1 – вывод. 16 Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и 1 различия. 17 Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров 1 используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. 9 18 Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. 1 Примеры сочинений с разной композицией. 19 Вступление к сочинению. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ 1 вступлений к школьным сочинениям. 20 Виды вступления к сочинению. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых 1 вступлений. 21 Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию 1 вступления. 22 Главные части сочинения: тема и аргументация. 1 23 Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура 1 аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении. 24 Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура 1 аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении. 25 Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические ошибки. 26 Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды 1 заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений 27 Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды 1 заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа 28 Промежуточная аттестация. Сочинение. - Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. 1 29 30 Анализ работ. Работа над ошибками. 1 31 Анализ направлений , предложенных для подготовки к сочинениям в учебном году. 1 32 Критерии оценивания сочинения. 1 33 Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям». 1 34 Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям». 1 10 11 класс № Тема Кол-во часов 1 Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ 1 2 Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ 1 3 Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией 1 сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. 4 Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией 1 сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. 5 Формулирование проблемы исходного текста. 6 Формулирование проблемы исходного текста. Урок практикум. Различие понятий 1 1 темы и проблемы. 7 Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные 1 виды комментариев 8 Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные 1 виды комментариев 9 Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные 1 виды комментариев. Урок-практикум. 10 Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции 1 автора. 11 Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции 1 автора. 12 Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение 1 иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы), 13 Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение 1 иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы), 11 14 Написание сочинений в формате ЕГЭ. 1 15 Основы грамотного письма. Виды грамматических 1 ошибок. 16 Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные 1 грамматические ошибки в школьных сочинениях 17 Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и 1 пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом. 18 Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и 1 пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом. 19 20 Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды 1 Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с 1 текстом. 21 Этические и фактические ошибки. 1 Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупрежден 22 Этические и фактические ошибки. 1 Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. 23 Р.Р. написание сочинения в формате ЕГЭ. 1 24 Этические и фактические ошибки. 1 25 Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы 1 предупреждения. Редакторская работа с текстом. 26 Логические ошибки в сочинении. 1 27 Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных 1 сочинениях. Редакторская работа с текстом 28 Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические 1 фигуры. 29 Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. 1 Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа. 12 30 Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. 1 Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. 31 Выбор стиля. Оригинальность. 1 Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. 32 Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта 1 учащихся и аналитического материала по курсу. 33 Промежуточная аттестация. Сочинение. 1 13