МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138 Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138 Дата: 2022.11.03 16:28:40 +05'00' ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №2 от « 03 » ноября 2022 г. УТВЕРЖДЕН приказом директора МБОУ СОШ №138 от 03.11.2022 № 155од ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее – Положение) МБОУ СОШ №138 (далее – ОО) разработано в соответствии: • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598; • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; • Уставом ОО; • основными образовательными программами (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования; • дополнительными общеобразовательными программами ОО. 1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также порядок ликвидации академической задолженности. 1.3. В Положении используются следующие основные понятия: Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах и баллах. Оценка учебных достижений - это процесс, по установлению степени соответствия достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности. Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний, умений, навыков обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях и после изучения логически завершенной части учебного материала (темы, раздела, главы) в соответствии с учебной программой, являющаяся частью внутришкольного мониторинга качества образования. Промежуточная аттестация обучающихся - это определение степени освоения учащимися учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования за определенный период (промежуток). 1.4. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы оценки качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы. 1.6. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования. 2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях: • определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы; • коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала; • предупреждения неуспеваемости. 2.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, обучающихся, зачисленных в школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также обучающихся заочной формы обучения. 2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий в формах: • письменной работы (письменная домашняя работа, тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе, контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы); • устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или творческой работы, работы на семинаре, коллоквиуме, практикуме; • диагностики образовательных достижений обучающихся (стартовой, промежуточной, итоговой); • иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным планом). При изучении учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) могут быть предусмотрены различные виды текущего контроля знаний учащихся: - устный опрос - контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), основу которого составляет монологическое высказывание обучающегося или вопросно-ответная форма – беседа; - письменный контроль - контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решение задач, анализ ситуации, выполнение практических заданий по отдельным темам (разделам) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - контроль практической подготовки - контроль, предусматривающий проверку практических умений и навыков, способности к творческой деятельности; проводится в виде практических и лабораторных работ, учебных опытов, решений учебных задач, составлений схем, таблиц, карт, выполнении рисунков, чертежей, поделок и т.п.; - комбинированный контроль - контроль, предусматривающий одновременное использование устной и письменной форм оценки знаний по одной или нескольким темам (самостоятельная работа, зачет, учебный проект или учебное исследование и др.); - защита и презентация домашних заданий - контроль знаний по индивидуальным или групповым домашним заданиям с целью проверки правильности их выполнения, умения обобщать пройденный материал и публично его представлять, прослеживать логическую связь между темами учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - тестовый контроль - совокупность заданий определенной формы (открытые, закрытые, комбинированные), позволяющих объективно и качественно оценить учебные достижения обучающихся. Возможен контроль с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, составляющего персонифицированный учет учебных достижений обучающихся. Иные формы текущего контроля успеваемости могут предусматриваться образовательной программой. 2.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету. 2.6. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Текущий контроль успеваемости по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана «Занимательная математика» во 2-4 классах, «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классах осуществляется в безотметочной форме (освоил/не освоил). По курсам ОРКСЭ (4 классы) и ОДНКНР (5 классы) объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика. 2.7. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной работы. 2.8. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются педагогическим работником в журнале успеваемости и дневнике обучающегося в следующие сроки: отметки за устные ответы выставляются в день проведения урока, отметки за письменные работы выставляются в сроки, предусмотренные нормами их проверки, но не позднее трех дней с момента проведения работы. Допустимо выставление двух отметок в одну клетку, если на уроке проводилось и оценивалось несколько видов работ. За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости выставляются две отметки: одна по учебному предмету «Русский язык» или «Родной язык», а вторая по учебному предмету «Литературное чтение» («Литература») или «Литературное чтение на родном языке» («Родная литература»). 2.9. Текущий контроль успеваемости по итогам четверти осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в форме письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, контрольная работа, комплексная контрольная работа). Выполнение контрольных, практических, лабораторных работ, сочинений, диктантов и других письменных работ контрольного характера, предусмотренных практической частью рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), является обязательным для всех обучающихся. Обучающиеся, временно освобождённые от посещения учебных занятий, выполняют пропущенные контрольные, практические, лабораторные работы, сочинения, диктанты и другие письменные работы контрольного характера в течение соответствующей учебной четверти. 2.10. Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости, обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими неудовлетворительную оценку за четвертную письменную работу, и проведение текущего контроля успеваемости по итогам четверти для отсутствовавших ранее обучающихся. По итогам текущего контроля, проведенного в форме письменных контрольных работ, диктанта, изложения, сочинения, проводится работа над ошибками. Содержание работы над ошибками определяется педагогическим работником по результатам поэлементного анализа. Работа над ошибками проводится на следующем уроке, после выполнения контрольной работы. 2.11. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, выставление неудовлетворительных отметок в ходе текущего контроля не допускается: • в начале учебного года: обучающимся, вышедшим на новый уровень образования – в течение двух недель, остальным обучающимся – в течение первой недели; обучающимся, приступившим к изучению нового предмета учебного плана – в течение двух недель; • в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; • в первый учебный день после длительного пропуска занятий обучающимся. В течение учебного дня для обучающихся одного класса не может быть проведено более одной работы контрольного характера. 2.12. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.13. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 2.14. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности не предусмотрен. 2.15. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов. 3. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3.1. Промежуточная аттестация – это подтверждение освоения отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. Государственная итоговая аттестация (ГИА) - это обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного и среднего общего образования в Российской Федерации. 3.2. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную, полугодовую и годовую. Четвертная промежуточная аттестация проводится во 2-9-х классах по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) по итогам четверти. Полугодовая промежуточная аттестация проводится в 10-11-х классах по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) по итогам полугодия. Годовая промежуточная аттестация проводится во 2-11-х классах по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) по итогам учебного года. Промежуточная аттестация для обучающихся первых классов осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок, используется фиксация («освоил» / «не освоил»), допустимы сокращения («осв.» / «не осв.»). 3.3. Промежуточную аттестацию в ОО в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения, включая обучающихся, осваивающих образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам; обучающиеся, осваивающие программу в форме семейного образования (экстерны) и в форме самообразования (экстерны). 3.4. Отметки за четверть и полугодие по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля успеваемости, включая контрольные работы, и выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Отметки за учебный год по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое результатов четвертных и полугодовых промежуточных аттестаций, и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 3.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных учебным планом, в сроки, предусмотренные образовательными программами по соответствующим уровням общего образования и установленные учебным планом и календарным учебным графиком ОО. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены для следующих категорий обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей): - выезжающих на учебно-тренировочные сборы, предметные олимпиады школьников, спортивные соревнования, конкурсы, смотры и иные подобные мероприятия федерального и международного уровней; - в связи с пребыванием в лечебно-профилактических или оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; - для иных обучающихся по решению педагогического совета. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 3.6. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана соответствующего уровня образования обучающимся могут быть зачтены внеучебные образовательные достижения. В случаях, предусмотренных образовательной программой, результатом промежуточной аттестации могут быть проекты и задания, выполненные в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося. 3.7. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Проведение промежуточной аттестации входит в сумму часов учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), указанных в учебном плане. Формами промежуточной аттестации являются: контрольная работа (в том числе комплексная), диктант (в том числе с грамматическим заданием), сочинение, изложение, проверочная работа, практическая или лабораторная работа, тестовая работа (открытые, закрытые, комбинированные задания), творческая работа, контрольное списывание, чтение (в том числе выразительное и наизусть), устный ответ, комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм) и др. Возможен так же контроль с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, составляющего персонифицированный учет учебных достижений обучающихся. 3.8. В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации без уважительных причин признаются академической задолженностью. 3.10. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за четверть/полугодие не выставляется или выставляется на основе результатов письменных работ или устных ответов педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов четвертной/полугодовой контрольной работы. 3.11. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительной причине, подтвержденной документально, имеют право на прохождение промежуточной аттестации в дополнительные сроки. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется приказом руководителя ОО на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося. Уважительными причинами признаются: болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей справкой медицинской организации; • трагические обстоятельства семейного характера; • участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах на всероссийском и международном уровне, региональных, федеральных мероприятиях, волонтерской деятельности; • обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 3.12. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной работы. 3.13. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, проведение четвертных, полугодовых, годовых письменных контрольных работ, диктантов, изложений, сочинений не допускается: • в последний учебный урок перед каникулами для всех обучающихся школы; • в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; • в первый учебный день после длительного пропуска занятий обучающимся. В течение учебного дня для обучающихся одного класса не может быть проведено более одной работы контрольного характера. По итогам четвертных, полугодовых, годовых письменных контрольных работ, диктантов, изложений, сочинений, проводится работа над ошибками. Содержание работы над ошибками определяется педагогическим работником по результатам поэлементного анализа. Работа над ошибками проводится на следующем уроке, после выполнения четвертной, полугодовой, годовой контрольной работы. 3.14. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не предусмотрена. 3.15. Сведения о результатах промежуточной аттестации доводятся до обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством электронного журнала и электронного дневника обучающегося. 3.16. Родители получают доступ к информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся через электронный дневник, связанный с электронным журналом, или посредством индивидуального обращения к педагогу, проводящему соответствующие занятия, классному руководителю, уполномоченному представителю администрации. 3.17. Выписка из классного электронного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации предоставляется по заявлению совершеннолетних учеников и родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников. 3.18. На основании положительных результатов промежуточной аттестации обучающиеся переводятся в следующий класс. 3.19. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной • аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 3.20. Условный перевод в следующий класс – это перевод обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 3.21. Годовая отметка по учебному предмету «Математика» за последний год освоения ООП ООО (за 9-й класс) определяется как среднее арифметическое годовых отметок за учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Теория вероятности и статистика» и выставляется всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 3.22. Годовая отметка по учебному предмету «История» за последний год освоения ООП ООО (за 9-й класс) определяется как среднее арифметическое годовых отметок за учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» и выставляется всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 3.23. Государственная итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. 3.24. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 3.25. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 3.26. Итоговые отметки за 9 класс по учебным предметам "Русский язык", "Математика" и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 3.27. Педагогические работники доводят до родителей (законных представителей) сведения о результатах четвертной, полугодовой и годовой аттестации обучающихся, посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (классный журнал, дневник обучающегося), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. 3.28. В случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации, педагогические работники в письменной форме под роспись уведомляют об этом родителей (законных представителей) обучающегося с указанием даты ознакомления. Уведомление хранится в личном деле обучающегося. 3.29. В случае несогласия обучающихся и их родителей (законных представителей) с выставленной за учебный период отметкой по предмету, родители (законные представители) имеют право обжаловать выставленную отметку в Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 3.30. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогических советах школы-интерната. 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧЕНИКОВ С ОВЗ 4.1. Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ включают: • особую форму организации аттестации с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию при необходимости она прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и др.); • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); • увеличение времени на выполнение заданий; • возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. 4.2. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. 4.3. Формы промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение/занижение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения. 4.4. Недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. 5. ЛИКВИДАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 5.1. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) предыдущего учебного периода в сроки, установленные ОО. 5.2. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право: • пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые ОО, в пределах одного года с момента образования академической задолженности; • получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям); • получать информацию о работе комиссий по сдаче академических задолженностей; • получать помощь педагога-психолога и других специалистов ОО. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождения его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 5.3. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. 5.4. Ликвидация академической задолженности осуществляется в тех же формах, в которых была организована промежуточная аттестация. 5.5. ОО при организации ликвидации академической задолженности обучающимися обязана: • создать условия обучающимся для ликвидации академических задолженностей; • обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академической задолженности; • создать комиссию для проведения сдачи обучающимися академических задолженностей во второй раз. 5.6. Родители (законные представители) обучающихся обязаны: • создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности; • обеспечить контроль за своевременностью ликвидации обучающимся академической задолженности; • нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в сроки, установленные для пересдачи. 5.7. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в ОО создается соответствующая комиссия: • комиссия формируется по предметному принципу; • количественный и персональный состав предметной комиссии определяется приказом руководителя ОО. В состав комиссии вход не менее трёх педагогических работников. 5.8. Результаты ликвидации академической задолженности по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) оформляются протоколом комиссии. Положительные результаты ликвидации академической задолженности обучающихся фиксируются в журнале успеваемости 5.9. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности в установленные сроки, по усмотрению родителей (законных представителей) и на основании их заявления могут быть: • оставлены на повторное обучение; • переведены на обучение по АООП в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК); • переведены на обучение по индивидуальному учебному плану. 5.10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 5.11. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ 6.1. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося на дому, проводимой в формах, определенных учебным планом. 6.2. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося на дому. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. 6.3. Если обучающийся временно обучался в другой образовательной организации или образовательном подразделении медицинской организации, то для зачета образовательных результатов должен представить справку об обучении, выданную организацией, проводившей обучение. Зачет результатов проводится по учебным предметам, которые указаны в справке об обучении. 6.4. Государственная итоговая аттестация обучающихся на дому, находящихся на длительном лечении, проводится в порядке, установленном законодательством РФ. 7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЭКСТЕРНОВ 7.1. Лица, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам. К государственной итоговой аттестации допускаются экстерны, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план. 7.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе выбрать школу для прохождения аттестации на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации. 7.3. Экстерны при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации пользуются академическими правами обучающихся. 7.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами устанавливаются локальными нормативными актами школы. 7.5. О сроках прохождения очередной промежуточной аттестации экстерном, учебных предметах, выносимых на промежуточную аттестацию, формах ее проведения, экстерн и/или его родители (законные представители) могут быть уведомлены письменно по предварительному запросу или устно при непосредственном обращении в ОО. 7.6. ОО утверждает график прохождения промежуточной аттестации экстерном, который предварительно согласует с экстерном или его родителями (законными представителями). Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более чем одному учебному предмету (курсу) в день. ОО вправе установить индивидуальный порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации для экстерна по выбранным им учебным предметам. 7.7. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, в формах, определенных учебным планом, и в сроки, утвержденные календарным учебным графиком. 7.8. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с графиком, утвержденным директором ОО. 7.9. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 7.8. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими работниками в протоколах, которые хранятся в личном деле экстерна. 7.9. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается справка с результатами прохождения промежуточной аттестации по образовательной программе соответствующего уровня общего. 7.10. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 7.11. Государственная итоговая аттестация экстернов осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). 8. ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 8.1. При организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий взаимодействие между педагогом и обучающимся может происходить в oнлайн- и (или) офлайн-режиме. 8.2. При организации текущего контроля и промежуточной аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий приоритет отдается способам, позволяющим минимизировать обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам, и платформам, работающим в oнлайн-режиме. 8.3. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий по каждой учебной дисциплине в электронной среде осуществляется посредством технологий, обеспечивающих объективность оценивания, сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам всех обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. 8.4. ОО информирует обучающихся и их родителей о формах и графике проведения текущего контроля и промежуточной аттестации при обучающимися образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения путем размещения соответствующей информации на официальном сайте ОО. 8.5. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с учётом образовательной программы. 8.6. Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуются следующие способы дистанционного взаимодействия: • письменные работы обучающихся с последующей передачей их учителю в электронном виде, в том числе с использованием учебных пособий, предназначенных для контроля и оценки знаний и умений обучающихся по учебному предмету (при их наличии); • онлайн-тесты, самостоятельно разработанные учителем или методическим объединением учителей; • подборки заданий в соответствии с планируемыми результатами изучаемой темы с последующей автоматизированной обработкой данных; • выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет; • устный опрос (взаимодействие между учителем и учеником в режиме реального времени во время проведения урока) при использовании электронных технологий, позволяющих вести oнлайн-урок и беседу с обучающимися; • выполнение обучающимися заданий, требующих развернутого ответа (проверка учителем, рецензия учителя на ответ, оценка). 8.7. Фиксация результатов текущего контроля и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с настоящим Положением. 10 Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора ОО. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ по учебному предмету «________________________» ______________________________________________, обучающегося ______ класса ФИО ученика за ____ четверть / за 20___-20___ учебный год № Название темы, раздела Мероприятия по устранению пробелов в знаниях, виды работ Форма контроля Сроки Результат проведения (дата, время) 1 2 3 … Учитель _________________________ ______________________________ Подпись ФИО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________________ Подпись _________________________ ФИО ОЗНАКОМЛЕН/А/, второй экземпляр получил/а Родитель (законный представитель) «____» _______________ 2022 г. _________________________ ______________________________ Подпись ФИО Приложение 2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №138 г. Нижний Тагил ПРИКАЗ «___»________2022 № ____ О ликвидации академической задолженности На основании статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №138, по итогам 20___-20___ учебного года ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Назначить __________, заместителя директора по учебной работе, ответственной за организацию ликвидации академической задолженности следующих обучающихся: № ФИО обучающегося Класс Учебные предметы 1 2 3 2. Классным руководителям _____________________________ в срок до ______ известить родителей (законных представителей) обучающихся под роспись об академической задолженности по учебным предметам. 3. Учителям __________________________: - разработать план ликвидации академической задолженности для обучающихся, контрольно-измерительные материалы и задания предоставить заместителю директора по УР; - в срок до ___________ организовать проведение консультаций и реализацию плана ликвидации академической задолженности обучающимися; - в срок до ___________ подготовить аналитические справки о результатах ликвидации обучающимися академической задолженности. 4. Контроль своевременности ликвидации академической задолженности обучающимися возложить на классных руководителей. Директор МБОУ СОШ №138 Э.Х. Давлетбаева Приложение 3 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №138 г. Нижний Тагил ПРИКАЗ «___»________2022 № ____ О результатах ликвидации академической задолженности В соответствии со ст.58 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №138, на основании результатов ликвидации академической задолженности ПРИКАЗЫВАЮ: № 1 2 3 1. Считать ликвидировавшими академическую задолженность: Ф.И.О. учащегося Класс Учебный предмет Итоговая отметка 2. Учителю ___________________, внести на предметные страницы сетевого классного журнала соответствующие записи за 20___-20___ учебный год. 3. Классному руководителю ______________________________: внести в личные дела и классный журнал соответствующие записи; довести данный приказ до сведения родителей и учащихся. 4. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя директора по учебной работе ___________________________ Директор МБОУ СОШ №138 Э.Х. Давлетбаева Приложение 4 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №138 г. Нижний Тагил ПРИКАЗ «___»________2022 № ____ О повторной ликвидации академической задолженности В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №138, в связи с неудовлетворительными результатами ликвидации академической задолженности за 2021-2022 учебный год, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Назначить ____________, заместителя директора по учебной работе, ответственной за организацию повторной ликвидации академической задолженности следующих обучающихся: № ФИО обучающегося Класс Учебные предметы 1 2 3 2. Создать комиссию для проведения повторной аттестации обучающихся ___ класса в следующем составе: ________________, учитель (учебный предмет), председатель комиссии; ________________, учитель (учебный предмет), член комиссии; ________________, учитель (учебный предмет), член комиссии. 3. Классному руководителю ____________ известить родителей (законных представителей) обучающихся под роспись о результатах ликвидации академической задолженности по учебным предметам и сроках повторной аттестации в срок до _______. 4. Учителям ______________________ в срок до _______________ сформировать пакет заданий для подготовки к повторной аттестации, разработать тексты контрольных заданий; организовать проведение консультации для обучающихся; 5. Комиссии в срок до ________________ оформить протокол повторной аттестации; пакет материалов сдать заместителю директора по УР ______________. 6. Контроль своевременности ликвидации академической задолженности обучающимися возложить на классных руководителей. Директор МБОУ СОШ №138 Э.Х. Давлетбаева Приложение 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138 УВЕДОМЛЕНИЕ Уважаемый(ая) _________________________________________________________________! Уведомляем вас, что ваш сын (дочь) ____________________________________________, ученик(ца) ____ класса, имеет академическую задолженность за ___ четверть 20___-20___ учебного года/ за 20___-20___ учебного год по учебным предметам ___________________ _____________________________________________________________________________ В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Уведомление составлено в 2-х экземплярах. Директор ______________________ _________________________ (подпись) Классный руководитель ______________________ (подпись) Ознакомлен(а), второй экземпляр получен «______» ______________ 20___г. ______________________ (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ (Ф.И.О.) _________________________ (Ф.И.О.) Приложение 6 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138 УВЕДОМЛЕНИЕ О СРОКАХ ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ Уважаемые ____________________________________________________________________________________! ФИО родителей Ваш(а) сын(дочь) _______________________________________________________________ (Ф.И.О. ученика) ученик (ца) _______ класса приглашается в школу с целью ликвидации академической задолженности за ___ четверть 20___-20___ учебного года/за 20___-20___ учебный год в соответствии с данным планом-графиком: № п/п Учебный предмет, курс (модуль) Форма установления фактического уровня знаний Дата и время проведения Учебный кабинет Ответственность за своевременную явку учащегося (ейся) для ликвидации академической задолженности возлагается на родителей (законных представителей). Директор ______________________ _________________________ (подпись) Классный руководитель ______________________ (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ Ознакомлен(а), второй экземпляр получен «______» ______________ 20___г. ______________________ (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ (Ф.И.О.) Приложение 7 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 138 УВЕДОМЛЕНИЕ О СРОКАХ ПОВТОРНОЙ ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ Уважаемые __________________________________________________________! Ваш сын, ___________, ученик _____класса, не ликвидировал академическую задолженность за 20__-20___ учебный год по учебным предметам ____________. Ваш сын приглашается для повторной аттестации в соответствии с данным планом-графиком: Форма установления № Учебный предмет, курс Дата и время Учебный фактического п/п (модуль) проведения кабинет уровня знаний Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности и посещение занятий по расписанию возлагается на родителей (законных представителей). Директор ______________________ _________________________ (подпись) Классный руководитель ______________________ (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ Ознакомлен(а), второй экземпляр получен «______» ______________ 2022 г. ______________________ (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ (Ф.И.О.) ШТАМП образовательной организации Приложение 8 Форма справки о результатах прохождения промежуточной аттестации по образовательной программе соответствующего уровня общего образования _____________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество экстерна) в период с ______________по _________________прошел(а) промежуточную аттестацию за _____ класс по основной образовательной программе _____________________общего образования в МБОУ СОШ № 138. № Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль) Количество часов по учебному плану Отметка 1 2 3 … Академическая задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям): _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Директор МБОУ СОШ № 138 ____________________ М.П. (подпись) ______________________________ (расшифровка)