Приложение к ООП ООО, МБОУ СОШ № 138 (утверждена приказом от 01.09.2023 №184/3од) Давлетбаева Эльвира Хабировна РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета«Практикум по математике» 8класс Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2023.10.19 19:54:34 +05'00' 1. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Арифметика Рациональныечисла.Расширениемножестванатуральныхчиселдомножес твацелых,множествацелыхчиселдомножестварациональных.Рациональноечи слокакотношение,гдеm–целоечисло,n–натуральное. Действительныечисла.Квадратныйкореньизчисла.Понятиеобиррациональ номчисле.Иррациональностьчисла√2инесоизмеримостьстороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональныхчисел. Множестводействительныхчисел;представлениедействительныхчисел бесконечнымидесятичнымидробями.Сравнениедействительныхчисел. Координатнаяпрямая.Изображениечиселточкамикоординатнойпрямой. Числовыепромежутки. Измерения,приближения,оценки.Размерыобъектовокружающегомира(о тэлементарныхчастицдоВселенной),длительностьпроцессоввокружающемми ре.Выделениемножителя–степенидесятивзаписичисла. Приближѐнноезначениевеличины,точностьприближения.Прикидкаиоценкаре зультатоввычисления. Алгебра Алгебраическиевыражения.Буквенныевыражения(выраженияспеременн ыми).Числовоезначениебуквенноговыражения.Допустимыезначенияперемен ных.Подстановкавыраженийвместопеременных.Преобразование выражений на основе буквенных свойств арифметическихдействий.Равенствобуквенныхвыражений.Тождество. Степеньснатуральнымпоказателемиеёсвойства.Одночленыимногочле ны.Степеньмногочлена.Сложение,вычитание,умножениемногочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадратразности. Формула разности квадратов. Преобразование целого выражения вмногочлен.Разложениемногочленовнамножители. Алгебраическаядробь.Основноесвойствоалгебраическойдроби.Сложени е,вычитание,умножение,делениеалгебраическихдробей.Степеньснатуральны мпоказателем иеѐсвойства. Рациональныевыраженияиихпреобразования.Доказательствотождеств . Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и ихприменениекпреобразованиючисловыхвыраженийивычислениям. Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойствачисловыхнеравенств. Равносильность уравнений. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратногоуравнения. Теорема Виета. Решение уравнений , сводящихся к линейным иквадратным.Примерырешенияуравненийтретьейичетвѐртойстепеней. Системауравненийсдвумяпеременными.Равносильностьсистем.Систем ыдвухлинейныхуравненийсдвумяпеременными;решениеподстановкойисложе нием.Примерырешениянелинейныхуравненийсдвумяпеременными. Решениетекстовыхзадачалгебраическимспособом. Декартовыкоординатынаплоскости.Графическаяинтерпретацияуравнен иясдвумяпеременными.Графиклинейногоуравнениясдвумяпеременными;угло войкоэффициентпрямой;условиепараллельностипрямых. простейших нелинейных уравнений: Графики парабола, гипербола,окружность.Графическаяинтерпретациясистемуравненийсдвумяпе ременными. Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменой.Равносильностьнеравенств.Линейныенеравенствасоднойпеременн ой.Квадратныенеравенства.Системынеравенствсоднойпеременной. Функции Основныепонятия.Зависимостимеждувеличинами.Понятиефункции.Областьо пределенияимножествозначенийфункции.Способызаданияфункции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике.Примерыграфиков зависимостей,отражающих реальныепроцессы. Числовыефункции.Функции,описывающиепрямуюиобратнуюпропорци ональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция,еѐграфикисвойства.Квадратичнаяфункция,еѐграфикисвойства.Степе нныефункцииснатуральнымпоказателем2и3,ихграфикиисвойства.Графикифу нкцийy=√x,. Геометрия Геометрическиефигуры. Геометрическоеместоточек.Свойствабиссектрисыуглаисерединногоперпен дикуляракотрезку. ТеоремаФалеса.Подобиетреугольников. Признаки подобиятреугольников. ТеоремаПифагора.Синус,косинус,тангенс,котангенсострогоуглапрямоуго льного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу.Решениепрямоугольныхтреугольников. Четырѐхугольник. Параллелограмм,егосвойстваипризнаки.Прямоугольник,квадрат,ромб,ихсв ойстваипризнаки.Трапеция,средняялиниятрапеции. Окружностьикруг.Дуга,хорда.Сектор,сегмент.Центральныйугол,вписанн ый угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой иокружности,двухокружностей.Касательнаяисекущаякокружности,ихсвойства. Вписанныеиописанныемногоугольники. Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие оподобиифигур . Построенияспомощьюциркуляилинейки.Основныезадачинапостроение:де лениеотрезкапополам;построениеугла,равногоданному;построениетреугольник апотрѐмсторонам;построениеперпендикуляракпрямой;построениебиссектрисыу гла;делениеотрезканаnравныхчастей. Решениезадачнавычисление,доказательствоипостроениесиспользован иемсвойствизученныхфигур. Измерениегеометрическихвеличин. Градуснаямераугла,соответствиемеждувеличинойцентральногоуглаидли нойдугиокружности. Понятиеплощадиплоскихфигур.Равносоставленныеиравновеликиефигуры . Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника итрапеции.Площадьмногоугольника.Соотношениемеждуплощадямиподобных фигур. Решение задач на вычисление и доказательство с использованиемизученныхформул. РАЦИОНАЛЬНЫЕЧИСЛА Учащийсянаучится: 1) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные иписьменныеприѐмывычислений,применятькалькулятор; 2) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностьювеличин,процентамивходерешенияматематическихзада чизадачизсмежныхпредметов,выполнятьнесложныепрактическиерасчѐты. Учащийсяполучитвозможность: 1) познакомитьсяспозиционнымисистемамисчислениясоснованиями,отличн ымиот 10; 2) научитьсяиспользоватьприѐмы,рационализирующиевычисления,приобре сти привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий дляситуацииспособ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕЧИСЛА Учащийсянаучится: 1) использоватьначальныепредставленияомножестведействительныхчисе л; 2) владетьпонятиемквадратногокорня,применятьеговвычислениях. Учащийсяполучитвозможность: 1) развитьпредставлениеочислеичисловыхсистемахотнатуральныхдодейст вительныхчисел;ороливычисленийвчеловеческойпрактике; 2) развитьиуглубитьзнанияодесятичнойзаписидействительныхчисел (периодическиеинепериодическиедроби). ИЗМЕРЕНИЯ,ПРИБЛИЖЕНИЯ,ОЦЕНКИ Учащийсянаучится: 1) использоватьвходерешениязадачэлементарныепредставления,связанныеспр иближѐннымизначениямивеличин. Учащийсяполучитвозможность: 1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристикиобъектов окружающего мира, являются преимущественно приближѐнными, чтопозаписиприближѐнныхзначений,содержащихсявинформационныхисточник ах,можносудитьопогрешностиприближения; 2) понять,чтопогрешностьрезультатавычисленийдолжнабытьсоизмеримаспог решностьюисходныхданных. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕВЫРАЖЕНИЯ Учащийсянаучится: 1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решатьзадачи,содержащиебуквенныеданные;работатьсформулами; 2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целымипоказателямииквадратныекорни; 3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений наосновеправилдействийнадмногочленамииалгебраическимидробями; 4) выполнятьразложениемногочленовнамножители. Учащийсяполучитвозможность: 1) научитьсявыполнятьмногошаговыепреобразованиярациональныхвыра жений,применяяширокий набор способов иприѐмов; 2) применятьтождественныепреобразованиядлярешениязадачизразличныхраз делов курса (например, значениявыражения). для нахождения наибольшего/наименьшего УРАВНЕНИЯ Учащийсянаучится: 1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной,системыдвухуравнений сдвумяпеременными; 2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описанияиизученияразнообразныхреальныхситуаций,решатьтекстовыезадачиал гебраическимметодом; 3) применятьграфическиепредставлениядляисследованияуравнений,иссле дованияирешениясистемуравненийсдвумяпеременными. Учащийсяполучитвозможность: 1) овладеть специальными приѐмами решения уравнений и систем уравнений;уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач изматематики,смежныхпредметов, практики; 2) применятьграфическиепредставлениядляисследованияуравнений,систе муравнений,содержащихбуквенныекоэффициенты. НЕРАВЕНСТВА Учащийсянаучится: 1) пониматьиприменятьтерминологиюисимволику,связанныесотношени емнеравенства,свойствачисловыхнеравенств; 2) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решатьквадратныенеравенствасопоройнаграфическиепредставления; 3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделовкурса. Учащийсяполучитвозможностьнаучиться: 1) разнообразным приѐмам доказательства неравенств; уверенно применятьаппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задачизсмежных предметов, практики; 2) применятьграфическиепредставлениядляисследованиянеравенств,систе мнеравенств,содержащихбуквенныекоэффициенты. ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ.ЧИСЛОВЫЕФУНКЦИИ Учащийсянаучится: 1) пониматьииспользоватьфункциональныепонятияиязык(термины, символическиеобозначения); 2) строитьграфикиэлементарныхфункций;исследоватьсвойствачисловыхфун кцийнаосновеизучения поведенияихграфиков; 3) пониматьфункциюкакважнейшуюматематическуюмодельдляописанияпро цессовиявленийокружающегомира,применятьфункциональныйязыкдляописани я и исследования зависимостей между физическими величинами.Учащийсяполучитвозможностьнаучиться: 1) проводитьисследования,связанныесизучениемсвойствфункций,втомчисле сиспользованиемкомпьютера;на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные,с«выколотыми»точкамиит.п.); 2) использоватьфункциональныепредставленияисвойствафункцийдляреше нияматематическихзадачизразличныхразделовкурса. Геометрическиефигуры Учащийсянаучится: 1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мираиих взаимного расположения; 2) находитьзначениядлинлинейныхэлементовфигуриихотношения,градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признакифигуриихэлементов,отношенияфигур(равенство,подобие,симметрии,); Учащийсяполучитвозможностьнаучиться: 1) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнятьэлементарныеоперациинадфункциямиуглов; 2) решатьзадачинадоказательство,опираясьнаизученныесвойствафигуриотноше ниймеждунимииприменяяизученныеметодыдоказательств; 3) решатьнесложныезадачинапостроение,применяяосновныеалгоритмыпострое нияспомощьюциркуля илинейки; Выпускникполучитвозможность: 4) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методомотпротивного,методомподобия,методомпереборавариантовиметодомге ометрическихместточек; Измерениегеометрическихвеличин Учащийсянаучится: 1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задачна нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности,градусноймеры угла; 3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов,трапеций,ромбов; 5) решатьзадачинадоказательствосиспользованиемформулдлиныокружностии длиныдугиокружности,формулплощадейфигур; Учащийсяполучитвозможностьнаучиться: 1) решатьпрактическиезадачи,связанныеснахождениемгеометрическихвеличи н (используя при необходимости справочники и технические используя отношения средства).Выпускникполучит возможность: 2) вычислять площади многоугольников, равновеликостии равносоставленности; 3) приобрестиопытпримененияалгебраическогоитригонометрическогоаппарат аиидейдвиженияприрешениизадачнавычислениеплощадеймногоугольников. 2. Планируемые результаты Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоенияобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования: Личностнымирезультатами,формируемымиприизученииданногокурсаявляю тся: 1. российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к саморазвитию и Отечеству,егокультурныминаучнымдостижениям). 2. готовность и способность обучающихся к самообразованиюнаосновемотивациикобучениюипознанию;готовностьиспособ ностьосознанномувыборуипостроениюдальнейшейиндивидуальнойтраектории образованиянабазеориентировкивмирепрофессийипрофессиональныхпредпочте ний,сучетомустойчивыхпознавательныхинтересов. 3. сформированностьответственногоотношениякучению;уважительногоотноше нияктруду,наличиеопытаучастиявсоциальнозначимомтруде. 4. сформированностьцелостногомировоззрения,соответствующегосовре менномууровнюразвитиянауки. 5. сформированностькоммуникативнойкомпетентностивобщенииисотрудниче стве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности; 6. осознанное,уважительноеидоброжелательноеотношениекдругомучеловеку,е гомнению, мировоззрению. 7. сформированностьценностейсозидательногоотношениякокружающейдейств ительности, ценности продуктивной организации совместнойдеятельности,самореализациивгруппеиорганизации,ценности«д ругого»какравноправногопартнера,формированиекомпетенцийанализа,проекти рования,организациидеятельности,рефлексииизменений,способоввзаимовыгодн огосотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.Метапредметныерезультатыизученияпроявляютсяв: 1. умениисамостоятельнопланироватьальтернативныепутидостиженияцелей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательныхзадач; 2. умении осуществлять контроль по результату и по способу действия науровнепроизвольноговниманияивноситьнеобходимыекоррективы; 3. уменииадекватнооцениватьправильностьилиошибочностьвыполненияучебно йзадачи,еѐобъективнуютрудностьисобственныевозможностиеѐрешения; 4. осознанномвладениилогическимидействиямиопределенияпонятий,обобще ния,ус тановления аналогий, классификации наоснове самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовыхсвязей; 5. умении устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивноеипоаналогии )ивыводы; 6. умениисоздавать,применятьипреобразовыватьзнаковосимволическиесредств а,моделиисхемыдлярешенияучебныхипознавательныхзадач; 7. умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельностьс учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общеерешениеиразрешатьконфликтынаосновесогласованияпозицийиучѐтаинте ресов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоѐмнение; 8. формировании и развитии учебной и общепользовательской компетентностивобластииспользованияинформационнокоммуникационныхтехнологий(ИКТ-компетентности); 9. формированиипервоначальныхпредставленийобидеяхиометодахматематики какобуниверсальномязыкенаукиитехники,осредствемоделированияявлений и процессов; 10. умении видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации вдругихдисциплинах, в окружающейжизни; 11. умении находить в различных источниках информацию, необходимую длярешенияматематическихпроблем,ипредставлятьеѐвпонятнойформе;приним ать решениевусловияхнеполнойиизбыточной,точнойивероятностнойинформаци и; 12. умении понимать и использовать математические средства наглядности(рисунки,чертежи,схемыидр.)дляиллюстрации,интерпретации,а ргументации; 13. умениивыдвигатьгипотезыприрешенииучебныхзадачипониматьнеобходим остьих проверки; 14. уменииприменятьиндуктивныеидедуктивныеспособырассуждений,видетьр азличныестратегиирешения задач; 15. понимании сущности алгоритмических предписаний и умение действовать всоответствииспредложенным алгоритмом; 16. умении самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы длярешенияучебных математическихпроблем; 17. умениипланироватьиосуществлятьдеятельность,направленнуюнарешениез адачисследовательскогохарактера; Предметнымирезультатамиосвоенияданногокурсаявляются: 1. овладениеосновнымипонятиямиэлементарнойматематикинауровне,соответс твующем возрастным особенностям обучающихся, необходимом дляиспользованиявповседневнойжизни,приизучениисмежныхдисциплиниобесп ечениявозможностиуспешногопродолженияобразованиянабазовомуровне; 2. умениевзаимодействоватьвходевыполнениягрупповойработы,вестидиалог,арг ументироватьсобственнуюточкузрения. 3. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечениенеобходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной иписьменнойречи,применяяматематическуютерминологиюисимволику,использ оватьразличныеязыкиматематики(словесный,символический,графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказыватьматематическиеутверждения; 4. владениебазовымпонятийнымаппаратом:иметьпредставлениеочисле,владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональныхзависимостей, формирование представлений о статистических закономерностяхвреальноммиреиоразличныхспособахихизучения,обособеннос тяхвыводовипрогнозов, носящихвероятностныйхарактер; 5. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений,применятьихдлярешенияучебныхматематическихзадачизадач,возни кающихв смежных учебныхпредметах; 6. умениевладетьгеометрическимязыком,умениеиспользоватьегодляописания предметовокружающегомира,развитиепространственныхпредставленийииз образительныхумений,приобретениенавыковгеометрическихпостроений; 7. умениепользоватьсяматематическимиформуламиисамостоятельносоставлять формулызависимостеймеждувеличинаминаосновеобобщениячастныхслучаев и эксперимента; 8. умение систематизироватьзнания о плоских фигурах и их свойствах, а такженанаглядномуровне— опростейшихпространственныхтелах,умениеприменятьсистематическиезнания онихдлярешениягеометрическихипрактическихзадач; 9. умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а такжеприводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графическиепредставлениядлярешенияиисследованияуравнений,неравенств,сис тем;применятьполученныеумениядлярешениязадачизматематики,смежныхпред метов,практики; 10. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком исимволикой,умениестроитьграфикифункций,описыватьихсвойства,использова тьфункциональнографическиепредставлениядляописанияианализаматематических задачи реальныхзависимостей; 11. овладение основными способами представления и анализа статистическихданных;умениерешатьзадачинанахождениечастотыивероятност ислучайныхсобытий; 11. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решениизадачизразличныхразделовкурса,втомчислезадач,несводящихсякнепос редственномуприменениюизвестныхалгоритмов. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № Тематическиеразделы Кол-вочасов п/п 1 Повторениеиуглублениекурсаалгебры-7 1 2 Рациональныедроби 3 3 Делимостьцелыхчисел. 4 4 Квадратныекорни. 3 5 Квадратныеуравнения. 4 6 Функции 4 7 Всеочетырехугольниках. 4 8 Теорема Пифагора и ее 4 применениеприрешениизадач 9 Текстовыезадачи. 4 10 Повторениекурса8класса 3 Итого 34 15