Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа учебного предмета труд (технология) 5-9 класс (1 вариант) УО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ №235 од от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Профильный труд»
по профилю: «Творчество и дизайн»
(АООП вариант 1)
для 5 – 9 классов
срок реализации 5 лет

г. Нижний Тагил, 2025г.

1. Пояснительная записка
При разработке программы были использованы:
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2914 г. № 1599;
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
– ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1026;
Целью изучения предмета "Профильный труд" в X - XII классах является
совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически
более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают
в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность
обучающихся в целом осуществляется под руководством педагогического работника.
Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов
самостоятельности.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих
задач:
• расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно исторических
традициях в мире вещей;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
• ознакомление с современным производством и требованиями, предъявляемыми им
к человеку;
• совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для
участия в производительном труде;
• совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в профессиональной деятельности;
• коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения,
профессионального поведения;
• развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
• формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
• развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей
исполнителя художественно оформительских работ, художника народных промыслов,
производителя художественных изделий.
Структуру программы составляют модули:
- «Ручное творчество и дизайн»
- «Народные ремесла»
- «Основы швейного дела»
Тематика занятий способствует развитию практических умений, обучающихся по
самообслуживанию, готовит к самостоятельной жизни, способствует их социализации.
При этом программой предусмотрена возможность охвата максимально возможного
круга квалификаций – для предоставления возможности дифференцированного подхода к
2

обучению школьников с разным уровнем развития и
трудоустройства.

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

расширения возможностей

2. Планируемые результаты освоения предмета
2.1. Личностные результаты
−
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
−
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
−
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
−
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
−
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
−
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
−
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
−
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
−
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
−
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
−
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
−
формирование готовности к самостоятельной жизни.
2.2. Предметные результаты (на конец 9 класса)
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с
производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых
для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной
машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка,
швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви,
сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
3

− заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
− понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
− выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");
− организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
− осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка
и аккуратности;
− выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на
них;
− комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся,
высказывание своих предложений и пожеланий;
− проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и
результатам их работы;
− выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
− посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
− определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
− экономное расходование материалов;
− планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
− знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки
материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
− осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
− понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности.
2.3. Критерии оценки усвоения предмета
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков,
обучающихся с умственной отсталостью. При оценивании устных ответов принимается во
внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- последовательность изложения.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, дает ответы по
наводящим вопросам учителя.
Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
Оценка «2 и 1» не ставится в журнал.
4

При оценивании практических работ принимается во внимание умение практически
применять свои знания.
- Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при
выполнении практической работы и может выполнить её используя план или
образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы;
- Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий
испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при
поэтапном выполнении практического задания и его анализе;
- Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно
задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности
обобщить и проанализировать своей работы.
- оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания, за
грубое нарушение правил безопасной работы, правил охраны труда, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка
- Оценка «2 и 1» не ставится в журнал
3. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «Профильный труд»
определено ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и учебным планом организации.
Кол-во
В неделю

За год
Всего

Класс
часов
В обязательной
части
В
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Итого

5

6

7

8

9

6

6

7

7

7

6
204

6
204

7
238
1122

7
238

7
238

Тематическое планирование
Модуль
Ручное
творчество и
дизайн

Организация рабочего места.
Рисунок.
Цветоведение.
Основы дизайна и композиции.
Сведения о бумаге.

Класс
6
7
8
9
Количество часов
4
4
2
2
2
12 12 6
4
4
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
4
4

Раскрой изделий из бумаги.

12

12

12

6

4

Технологии изготовления изделий из
бумаги и картона.

12

12

12

4

4

Раздел/Тема

5

5

Народные
ремесла

Бумагопластика.
Аппликация.
Квиллинг.
Скрапбукинг.
Оригами.

10
12
12
4
4

10
12
12
4
4

6
10
12
10
8

4
2
4
2

4
2
4
2

Изделия из крепированной бумаги.
Папье-маше.

12
-

12
-

8
4

2
6

2
6

Картонаж.
Работа с бросовым материалом.
Пластилинография.
Нитки. Технологии изготовления изделий
из ниток.
Ткань. Технологии изготовления изделий
из ткани.
Создание объектов дизайна.
Оформительская деятельность.

12
12
12

12
12
12

4
6
6
6

4
2
4

8
4

6

6

6

4

4

2
2

2
2

4
4

6
6

6
6

Знакомство с народными ремёслами.
Сведения о вышивке.
Виды вышивок.
Виды вышивальных стежков.
Технология изготовления изделий в
технике вышивка.
Сведения о лоскутном шитье.
Виды лоскутного шитья.

2
-

2
2
2
2
2

2
2
2
2
4

2
2
2
2
6

2
4
4
4
6

-

2
2

2
2

4
6

4
6

Технология изготовления изделий в
технике батик
Сведения о вязании.
Техники вязания.
Технология изготовления изделий в
технике вязания.
Сведения о ткачестве.
Ткацкие переплетения.
Технология изготовления изделий в
технике ткачества.
Валяние из шерсти.

-

2

4

6

4

-

-

2
2
2

2
2
2

2
2
2

2
2
4

2
2
4

2
2
4

4
4
4

4
4
4

-

-

-

4

4

Виды валяний.
Технология изготовления изделий в
технике валяния.
Плетение из бумажной лозы.

-

-

-

4
4

4
4

-

-

2

4

4

Технология изготовления изделий из
бумажной лозы.
Роспись по дереву.
Технология изготовления изделий в
технике росписи по дереву.

-

-

4

4

4

2
6

2
6

4
6

6
4

4
4

Лепка из соленого теста.

2

2

2

2

2
6

Основы
швейного дела

Технология изготовления изделий из
соленого теста.
Декупаж.

12

12

6

2

2

4

4

6

6

4

Технология изготовления изделий в
технике декупаж.
Создание объектов дизайна.
Оформительская деятельность.
Рабочее место для швейных работ.
Инструменты и приспособления для
швейных работ.
Сведения о нитках.
Сведения о тканях.
Подготовка к выполнению ручных
швейных работ.
Отделочные ручные стежки и ручные
работы с тканью.
Раскрой изделий из ткани.
Ручные стежки и строчки.
Швейная машина с ножным приводом.
Устройство швейной машины с ножным
приводом.
Работа на швейной машине.

8

8

6

4

4

6
2
-

6
2
-

4
4
2
2

6
6
2
4

6
6
2
4

2
2
-

2
2
2

2
2
2

4
4
2

4
4
2

-

-

2

6

6

-

-

2
2
-

6
6
2
2

6
6
2
2

-

-

-

4

4

Машинные швы и машинные работы с
тканью.

-

-

-

4

4

Изготовление простых швейных изделий.
Утюг. Устройство утюга.
Влажно-тепловая обработка ткани.
Ремонт одежды.

-

-

2
2
2
2

4
4
4
4

4
4
4
4

Практическое повторение
По выбору учителя - темы и количество часов.
Проектная работа учащихся возможна в часы практического повторения.

Приложение 1

Итоговая работа
5 класс

7

1. Раскрась фигуры. Соедини линиями одинаковые фигуры.

2. Вот четыре лица.
Какого их них не хватает в каждом ряду? Дорисуй его.

3.
материалы красным карандашом, а инструменты – синим

Обведи

8

9

7 класс

Имя
Фамилия
1. Обведи инструменты и материалы, необходимые при работе в технике
декупаж.
Инструменты:

Материалы:

Стека
Кисточка
Ножницы
Игла
Линейка

Клей ПВА
Пластилин
Салфетки
Краски
Акриловый лак

2. Из чего состоит солёное тесто? Обведи нужные материалы

3. Раскрась круглые предметы красным карандашом, треугольные –
зелёные, прямоугольные – синим.

10

4. Найди в каждом ряду лишний предмет и зачеркни его красным
карандашом.

5. Отгадай загадку. Запиши ответ
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части
Ответ:

11

8 класс

1. Вышивка. Установи последовательность этапов работы при
вышивании картины.

12

2. Декупаж. Какие инструменты и материалы понадобятся для работы в
этой технике? Запиши необходимые инструменты и материалы в
таблицу

Материалы

Инструменты

13

3. Раскрась фигуры так, чтобы
а) круг находился на треугольнике
б) прямоугольник оказался под овалом
в) квадрат накрыл угол треугольника

14

9 класс

1. Внимательно рассмотри материалы. Обведи ТОЛЬКО природные
материалы.

2. Какие свойства имеет бумага? Подчеркни правильные варианты.
Хорошо рвётся, легко разглаживается, легко мнётся, хорошо режется,
впитывает воду, влажная бумага становится прочной, плохо режется, очень
прочная.
3.
Внимательно прочитай текст. Подумай, о каком инструменте идёт
речь? Запиши правильный ответ.
Ответ:
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть:
Бумага в этой пасти
Разделится на части.
4.
Внимательно рассмотри картинки. Обведи объёмные фигуры
красным карандашом, а плоские фигуры - зелёным карандашом.
Посчитай количество фигур и запиши результат в таблицу.
Объёмные фигуры Плоские фигуры

15

5.

Массу для папье-маше делают из:
А) бумаги;
Б) теста;
В) пластилина.

6.
Установи последовательность этапов работы при лепке
новогоднего шара из папье-маше.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

покрыть работу акриловым лаком;
смять газету в шар;
декупаж шара салфетками;
покрасить шар акриловой краской;
вылепить шар из массы папье-маше;
приклеить ленточку.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».