Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа учебного предмета История Отечества 7-9 класс (1 вариант) УО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ №235 од от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История Отечества»
(АООП вариант 1)
для 7-9 классов
срок реализации 3года

г. Нижний Тагил, 2025год

1

1. Пояснительная записка
При разработке программы были использованы:
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2914 г. № 1599;
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24
ноября 2022 г. № 1026
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и
воспитания личности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе
патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
• овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
• формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
• формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
• формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
• усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
• формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
• формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми
в
современном
поликультурном,
полиэтническом
и
многоконфессиональном обществе;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
• воспитание гражданственности и толерантности;
• коррекция и развитие познавательных психических процессов.
2. Планируемые результаты освоения программы
2.1 Личностные результаты
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
•

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
2

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.

2.2 Предметные результаты
Предметные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения. ФАООП УО (вариант 1) определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "История
Отечества"
Минимальный уровень:
• знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
• знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
• знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
• понимание значения основных терминов-понятий;
• установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование "Лентой времени";
• описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность,
составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;
• нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и
событий;
• объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического
работника.
Достаточный уровень:
3

знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
• знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов;
их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об
исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
• знание мест совершения основных исторических событий;
• знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной
характеристики исторических героев;
• формирование
первоначальных
представлений
о
взаимосвязи
и
последовательности важнейших исторических событий;
• понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой
на ее "легенду";
• знание основных терминов понятий и их определений;
• соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности
исторических событий;
• сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
• поиск информации в одном или нескольких источниках;
• установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
7 класс:
Минимальный уровень:
Предполагает сокращение объема сведений по сравнению с достаточным уровнем.
Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать
опорные вопросы, словарные слова.
Обучающиеся должны знать:
• Названия древних городов Руси: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
• Исторические имена (3-5 имен).
• Главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Обучающиеся должны уметь:
• Объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
• Устанавливать (по вопросам учителя) причины:
возникновения верований на основе явлений природы;
возникновения разнообразных видов труда;
возвышения среди племён отдельных личностей;
объединения соседних племён;
Крещения Руси;
распада Киевской Руси.
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
• Ориентироваться в названиях древних городов Руси (3-6 названий), находить их на
карте.
• Основные события периодов:
9 в. Первое Древнерусское государство (Киевская Русь)
10 в. Крещение Руси.
11 в. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
11-13 вв Расцвет культуры Древней Руси
11-15 вв Раздробленность русских земель. Монгольское нашествие. Свержение
Золотой Орды.
•

4

16-17 вв. Объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана Грозного. Смутное
время. Земский собор 1613 года. Развитие сословных сношений. Культура и духовность
России.
Обучающиеся должны уметь:
Объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
• возникновения языческих верований и обрядов;
• влияния образа жизни на развитие ремёсел, торговых отношений, культуры;
• возникновения государства, его структуры, функций;
• развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
• распада Киевской Руси;
• возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (9-17 вв);
• захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
освободительных войн между государствами;
• возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
Смутного времени и народных волнений;
• возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
Описывать:
• образ жизни восточных славян, места расселения,
• отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Ярослав
Мудрый и др.);
• нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии,
культуры.
8 класс:
Минимальный уровень:
Предполагает сокращение объема сведений по сравнению с достаточным уровнем.
Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать
опорные вопросы, словарные слова.
Учащиеся должны знать:
• Названия крупных городов России:
• Исторические имена (3-5 имен).
• Главные исторические события.
Учащиеся должны уметь:
• Объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
• Устанавливать (по вопросам учителя) причинно-следственные связи:
Отмены крепостного права;
Изменения деятельности судов;
Доступ простых людей к участию в работе выборных органов;
Читать короткие отрывки из произведений;
Объяснять смысл прочитанного;
описывать содержание картин.
Достаточный уровень:
Учащиеся должны знать:
• хронологические сведения: период правления Петра 1; дата основания Петербурга,
период царствования Екатерины 11.
• Значение отмены в России крепостного права
• Ответы на вопросы о (об):
заслугах Александра 11 в его правлении;
введении судов;
устранение сословных различий в выборных органах;
обустройстве железных дорог, их увеличении;
заслугах правления Александра 111;
5

финансовом и экономическом укреплении России;
укреплении армии и флота;
имена прогрессивных представителей науки и искусства
Учащиеся должны уметь:
Объяснять значение словарных слов и понятий, а также:
• составлять план ответов;
• пользоваться картой;
• связно описывать сюжетные картины и иллюстрации;
• объяснять значение слов и ключевых понятий;
• устанавливать причины исторических событий;
• анализировать и сравнивать деятельность исторических личностей;
• причины захватов чужих земель, войн между народами, государствами;
освободительных войн между государствами;
• личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей (Петра
1, Софьи, Екатерины 11);
прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие
образование, науки
• укрепления сословных отношений в Российском государстве
Описывать:
• отдельных исторических лиц
• нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии,
культуры.
9 класс:
Минимальный уровень:
• знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание
некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
• знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения
основных терминов-понятий;
• установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование «Лентой времени»;
• описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность,
составление рассказов о них по вопросам учителя;
• нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и
событий;
• объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
• знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
• знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов;
их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об
исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
• знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных
исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей
культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
• понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с
опорой на ее «легенду»;
• знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком,
установление последовательности и длительности исторических событий;
• сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном
6

или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных
связей между историческими событиями и явлениями.
• знание основных прав и обязанностей гражданина России, закрепленных
Конституцией России
• знание государственных символов России (герб, флаг, гимн)
Объяснять причины:
-начала Октябрьской революции;
-падения самодержавия и отказа Николая 11 от престола;
-слабости экономики России в начале века (внедрение иностранного капитала и его
вывоз, сочетание частных капиталистических предприятии с кустарным производством,
полунатуральным укладом сельского хозяйства);
-образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;
-спада общественной и духовной жизни как итога русско-японской кампании,
Первой мировой войны,
-натиска индустриального общества, противостояния самодержавия и общества
(конфликт между трудом, нищенским положением населения и капиталом; господство
помещичьего землевладения, малоземелье крестьян);
-кризиса между центром и национальными окраинами;
-подавления революционных выступлений с помощью войск;
-начала Гражданской войны и интервенции;
-введения нэпа.
Объяснять:
-причины и предпосылки начала Великой Отечественной войны;
-причины неудач Красной армии в начальный период войны;
-меры советского правительства против военной агрессии Германии;
-знать даты переломных событий войны;
-описывать в устной речи портреты исторических деятелей, героев фронта и тыла;
-самостоятельно объяснять слова и понятия по теме;
-по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги, их
последствия для мирового общества после войны;
-ориентироваться в основных направлениях восстановления и развития народного
хозяйства после 1945 года; в причинах усиления идеологического воздействия культа
Сталина и партии на все сферы жизни человека;
-причинах противостояния двух систем, гонке вооружений, положения СССР на
международной арене;
-по вопросам учителя объяснять причины развенчивания культа Сталина, начала
«оттепели», -противоречивого характера преобразований, частой смены власти после
Н.С.Хрущёва;
-по вопросам учителя объяснять причины кризисных явлений в экономике,
социальной сфере, внешней политике, приведшие к перестройке.
-описывать в речи наиболее яркие события, исторических персонажей, опираться
на примеры из жизни, быта представителей общества;
-работать с картой.
-по вопросам учителя знать основные сведения о вступлении России в новый этап
истории, формирование суверенной российской государственности;
-называть современных политических деятелей, руководителей страны и
республики
2.3. Критерии оценки усвоения предмета
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
-по способу предъявления (устные, письменные, практические);
-по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
7

При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
"удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие" (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков,
обучающихся с умственной отсталостью. При оценивании устных ответов принимается во
внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
Оценка «2 и 1» не ставится в журнал.
3. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «История Отечества»
предметной области «Человек и общество», определено ФАООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным
планом организации
Класс
7
8
9
Кол-во
часов
В
обязательной
части
2
2
2
В неделю
В части, формируемой участниками
образовательных отношений
Итого
2
2
2
За год
68
68
68
Введение в историю.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте.
Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть истории
России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента
времени".
История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные
славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных
8

славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение
Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли.
Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного
развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий
Новгород. Культура Руси в XII - XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Г
ероическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому
завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского
владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами.
Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван
Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение
Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и
его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления.
Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная
церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система
государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность,
последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение
Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных
людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы,
обычаи.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время.
Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба
против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина.
Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель.
Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под
предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика
России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке.
9

Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало
Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская
битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного
управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и
техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Шувалов - покровитель
просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и
Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской
власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. "Золотой век дворянства".
Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под
предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины
XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А.В. Суворов, Ф.Ф.
Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и
умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
Бородинская битва. Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион,
Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов). Причины победы России в Отечественной войне. Народная
память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на
Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения
декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России.
Крымская война 1853 - 1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники,
живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А.С.
Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси).
29.2.9. Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян
после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы,
связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы,
открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского
населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И.С. Тургенев,
Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, А.С. Попов, А.Ф.
Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на
общественную и политическую жизнь страны.
10

Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года". Поражение
революции, ее значение. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М.
Горький, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в
России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат.
Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв.
Подвиг летчика П.Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне
в обществе.
Россия в 1917 - 1921 годах.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от
престола. Временное правительство. А.Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета
рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917
года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных
Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным. Принятие первых декретов "О мире" и "О
земле". Установление советской власти в стране и образование нового государства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие
первой Советской Конституции - Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми". Положение населения в
годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая
политика советской власти во время Гражданской войны: "военный коммунизм".
Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые
выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте).
Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты
нэпа.
СССР в 20-е - 30-е годы XX века.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года.
Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского
государства - В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной
власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ.
Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль рабочего класса в
индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель
крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в
состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней
политики Советского государства в 1920 - 1930-е годы. Укрепление позиций страны на
международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная революция":
задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного
образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И.П. Павлов,
К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский) Идеологический контроль над духовной жизнью
общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и
быт советских людей в 20-е - 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
11

СССР
накануне
Второй
мировой
войны.
Мероприятия
по
укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и
советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советскофинляндская война 1939 - 1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение
Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая
защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое
значение. Маршал Г.К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание новых
вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество
ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной
войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных
лагерях. Подвиг генерала Д.М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной
территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской
дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем
фронтам. Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце
войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за
Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Г
ермании. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы - 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в
1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание
Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны.
Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г.К. Жуков, К.К.
Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев), герои войны. Великая Отечественная
война 1941 - 1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 - 1991 годах.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни.
Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности.
Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы
солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946 - 1947 гг. Внешняя
политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой
державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало "холодной войны".
Политика укрепления социалистического лагеря.
Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н.С. Хрущева. Осуждение
культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н.С. Хрущева.
Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления
Н.С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и
технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И.В.
Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д. Сахаров. Освоение космоса и полет первого человека. Ю.А.
Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова. Хрущевская "оттепель".
Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад.
Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в
Афганистане. XXII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального
положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт
советских людей в 70-е - начале 80-х годов XX века.
Смерть Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в
политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана.
Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание экономического
12

кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых
политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие
Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б.Н.
Ельцин. Образование Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Причины и
последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской
государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России
(1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические
реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и
политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и
просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический
кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со
странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б.Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент России В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в
стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение
согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие
экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели
современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская
православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д.А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление
международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин. Сегодняшний день
России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с
Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
7 класс
Раздел I. Древняя Русь
Повторение
Тема 1. Происхождение славян
Тема 2. Восточные славяне (6-9 вв)
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян
Тема 4. Культура и верования восточных славян
Тема 5. Создание древнерусского государства
Тема 6. Крещение Киевской Руси (10 в.)
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях
Тема 9. Культура Руси 10-13 вв. (до монгольского нашествия)
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями
Тема 1. Образование монгольского государства. Нашествия на Русь.
Тема 2. Объединение русских против монголо – татарского нашествия.
Тема 3. Образование единого Московского государства.
Раздел IV. Единое Московское государство
Тема 1. Российское государство в 15 в. Иван Грозный.
Тема 2. Смутное время. Начало царствования династии Романовых.
Тема 3. Культура в Российском государстве.
Повторение
Итого
13

38
2
4
3
4
3
6
4
4
5
3
13
5
4
4
16
6
6
4
1
68

№
1
2

Раздел
Повторение

3

Происхождение
славян

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Восточные
славяне (6-9 вв)

Хозяйство и образ
жизни

Культура и
верования

Создание
древнерусского
государ ства

19
20
21
22
23
24
25,
26
27
28

Крещение Руси

Расцвет Кие вской
Руси при Яросла
ве Мудром

Примерное тематическое планирование
Тема
История как предмет. Что изучает история Отечества.
Исторические памятники. Наша Родина - Россия. Наша
страна на карте. Государственные символы России. Глава
нашей страны. История края - часть истории России. Как
изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в
истории. "Лента времени". Практическая работа
Славяне - коренное население Европы

1
1

1

Ветви славян и славянских языков. Практическая работа
Природные, климатические условия проживания, их
значение для занятий населения. Практическая работа
Славяне-воины
Географическое положение, условия проживания
восточных славян.
Соседская территориальная община; грады как центры
племенных союзов. Князья, старейшины, дружина
Предпосылки к возникновению государства. Практ. работа
Особенности славянского земледелия. Занятия восточных
славян.
Быт восточных славян
Развитие торговли. Речные пути. Путь "из варяга в греки".
Практическая работа
Возникновение городов. Практическая работа
Источники славянского язычества. Важнейшие боги славян

1
1

Обряды восточных славян.
Языческие праздники, традиции, фольклор. Практическая
работа
Происхождение слова "Русь"

1
1

Древнерусское государство-Киевская Русь. Управление
государством. Практическая работа
Вотчина. Полюдье. Земля-богатство славян.
Развитие древних городов. Практическая работа
Развитие товарно-денежных отношений
Первые русские князья. Род Рюриковичей. Практическая
работа
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси.
Практическая работа.
Великий князь киевский Владимир.
Крещение Руси. Практическая работа

1

История прихода к власти Ярослава Мудрого. Расцвет и
могущество Руси. Практическая работа

1

Киев - один из крупнейших городов Европы. Практическая
работа

1

14

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
2

29
30
31
32

Феод-ная
раздроблен ность

33
34
35
36
37
38
39
40
41

Культура Руси 1013 в

Нашествия на
Русь.
Монгольс кое
государ ство

42
43
44
45
46
47
48,
49
50
51
52
53

Объединение
русских против
мон голо-татар

Образование
Московско го
государ ства
Единое Мос
ковское госу
дарство в 15 веке

54
55,
56
57
58

"Смутное
время".Царс
твование ди
настии Рома
новых

Дипломатия Ярослава Мудрого
Законотворчество в Киевской Руси. Практическая работа
"Завещание Ярослава" сыновьям. Обобщение за четверть.
Тестирование.
Ослабление государства в результате княжеских междуусобиц. Практическая работа
Владимир Мономах. Укрепление международного
авторитета Руси. "Повесть временных лет"
Причины распада Руси после Владимира Мономаха.
Практическая работа.
Новгородская республика. Вече.
Культура домонгольской Руси. Практическая работа

1
1
1

Русские ремесленники. Памятники культуры.
Итог развития Киевской Руси. Контрольная работа
Монгольские кочевые племена. Чингизхан

1
1
1

Сражение на реке Калке.

1

Вторжение татаро - монгол на территорию Руси. Практ.
работа
Создание нового государства – Золотая Орда. Практ.работа
Борьба с рыцарями-крестоносцами. Александр Невский.
Практическая работа
Восстановление городов и хозяйства.

1

Расширение торговли. Иван Калита.
Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Практическая работа.
Объединение земель вокруг Москвы. Контрольная работа

1
1
1
2

Ликвидация зависимости от Золотой Орды
Роль русской православной церкви
Правление Ивана Грозного. Практическая работа

1
1
1

Опричнина. Обобщение изученного за четверть.
Тестирование.
Церковь как крупный собственник
Реформы Ивана Грозного. Практическая работа

1

Внешняя политика. Присоединение новых земель.
Практическая работа
Кризис российского общества 16-17 вв. Царствование
династии Романовых.

1

15

1
1
1
1
1

1
1
1

1
2

1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Культура в
Российском
государстве

Повторение за
год.

Государственная система крепостного права. Практ.работа
Лжедмитрий, его роль в истории
Семибоярщина
Земский собор 1613 г. Возникновение сословий. Практич.
работа
Народные волнения и восстания
Просвещение. Открытие учебных заведений. Рукописные
книги. Практическая работа

1
1
1
1

Наука. Век географических открытий. Практическая работа
Архитектура и живопись. Музыкальное и театральное
искусство. Практическая работа
Быт народа и высшего сословия.
Единое Московское государство. Контрольная работа

1
1

Всего

68

8 класс
Тема

Повторение
Раздел I . Российская империя 17-19 вв.
Тема 1. Эпоха Петра 1
Тема 2. Российская империя после Петра 1 (обзорно)
Тема 3. Россия при Екатерине 11 (1762-1796)
Тема 4. Культура России в 18 в.
Раздел II. Российская империя в 19 в.
Тема1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти 19 в.
Тема 2. Россия эпохи Николая 1 (1825-1855)
Тема 3 Культура России в первой половине 19 в.
Раздел III. Эпоха великих реформ
Тема 1. «Царь-освободитель» (Александр 11)
Тема 2. Александр 111 (Миротворец) (1881-1894)
Тема 3. Культура России во второй половине 19 в. (обзорно)
Раздел 1V Российская империя конца 19-начала 20 в. (до февраля 1917 г.)
Тема 1. Царствование Николая 11 (1894-1917)
Тема 2. Россия в начале 20 в.
Тема 3. Культура России в конце 19-начале 20 вв.
Повторительно-обобщающий урок
Всего
Примерное тематическое планирование
№ Тема
1
2
3
4

Повторение
Возникновение и укрепление Киевской Руси. Ярослав Мудрый. Крещение Руси.
Причины упадка Руси. Монгольское нашествие. Практическая работа. Борьба
русского народа против Золотой Орды. Пр. работа
Объединение и возвышение Московских земель. Иван Грозный.
Смутное время. Союз городов России. Великий Собор. Избрание царя из рода
Романовых.
Раздел I . Российская империя 17-19 вв.
Тема 1. Эпоха Петра 1
16

1
1

1
1

Час

4
21
10
3
5
3
16
6
6
4
8
2
2
4
19
5
8
4
2
68
Час
.

4
1
1
1
1

21
10

5
6
7

Дата рождения, семейное окружение, детские увлечения.
Семейные раздоры в период правления Софьи.
«Потешные войска» как стимул к военным занятиям и образованию Петра 1.
Бунт стрельцов. Борьба с Софьей за власть.
8 Строительство флота, поход в Крым, взятие Азова. Пр. работа
9 Великое посольство.
10 Практическая работа по теме: «Военные походы Петра 1».
11 Строительство Санкт-Петербурга. Реформы. Пр. работа
12 Деятельность Петра 1 по просвещению народа; открытие школ.
13 Титулование Петра Великим, звание императора.
14 Роль личности Петра 1 в истории. Контрольная работа по теме.
Тема 2. Российская империя после Петра 1 (обзорно)
15 Эпоха дворцовых кризисов.
16 М.В. Ломоносов, В. Беринг. Обнищание крестьян. Пр. работа
17 Российская империя после Петра 1. Обобщающий урок
Тема 3. Россия при Екатерине 11 (1762-1796)
18 Личность Екатерины, история прихода к власти. Тестирование
19- Достижения в государственном правлении Екатерины. Пр. работа
20
21 Внешняя политика Екатерины 11. Обобщающий урок
22 Приход к власти Павла 1. Обобщение по теме
Тема 4. Культура России в 18 в.
23 Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати.
24 Развитие науки и образования. Пр. работа
25 Архитектура, театр. «Юности честное зерцало»
Раздел 11. Российская империя в 19 в.
Тема1. Государственное и политическое развитие России в первой
четверти 19 в.
26 Правление Павла 1. Пр. работа
27 Правление Александра 1. Пр. работа
28- Отечественная война 1812 года. Пр. работа
30
31 Восстание декабристов.
Тема 2. Россия эпохи Николая 1 (1825-1855)
32 Разгром движения декабристов.
33, Царствование Николая 1. Пр. работа
34
35 Промышленность России (обзорно)
36, Внешняя политика России. Пр.работа
37
Тема 3 Культура России в первой половине 19 в.
38 Золотой век русской литературы.
39 Географические открытия. Пр. работа
40 Музыкальная культура.
41 Живопись. Обобщение. Контрольная работа
Раздел 111. Эпоха великих реформ
Тема 1. «Царь-освободитель» (Александр 11)
42 Отмена крепостного права.
43 Реформы Александра 11.
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
2
1
1
3
1
1
1
10
6
1
1
3
1
6
1
2
1
2
4
1
1
1
1
8
3
1
1

44
45
46,
47
48
49
50,
51
52

Внешняя политика. Обобщающий урок
Тема 2. Александр 111 (Миротворец) (1881-1894)
Приход к власти. Манифест «О незыблемости самодержавия».
Политика самодержавия. Пр. работа

1
4
1
2

Экономическая политика Александра 111 (обзорно)
Тема 3. Культура России во второй половине 19 в. (обзорно)
Успехи в области технических и естественных наук. Пр. работа
Русские географические открытия и путешественники. Пр. раб.

1
4
1
2

Великие имена.Эпоха великих реформ. Контрольная работа по разделу
Раздел 1V Российская империя конца 19-начала 20 в. (до февраля 1917 г.)
Тема 1. Царствование Николая 11 (1894-1917)
53, Личность царя Николая 11. Политика Николая 11 и его окружения.
54 Высшие и центральные органы управления страной при Николае 11.
55 Социально-экономическое развитие России.
56, Сельское хозяйство России. Влияние мирового экономического кризиса на
57 экономику России. Пр. работа
Тема 2. Россия в начале 20 в.
58 Кризис промышленности 1900-1903 гг, положение российской деревни, упадок
центральной власти.
59 Формирование политических партий, личность В.И. Ленина.
60 Первая русская революция 1905 г. Пр. работа
61 Приоритеты внешней политики Российской империи. Пр.раб.
62 Русско-японская война.
63 Февральская революция. Отречение Николая 11 от власти.
64 Внутренняя и внешняя политика Временного правительства
Россия в начале 20 в. Контрольно-обобщающий урок
Тема 3. Культура России в конце 19-начале 20 вв.
65 Начало ликвидации безграмотности.
66 Серебряный век русской культуры. Пр. работа
67 Появление кинематографа, первый российский фильм. П.Р.
68 Культура России в конце 19-начале 20 вв. Контрольная работа по разделу.
ИТОГО
9 класс
Темы уроков
Раздел I. Начало Советского периода в России (1920-1930-е годы)
Тема I. Октябрьская революция 1917 г., приход к власти партии большевиков.
Тема 2. Гражданская война и иностранная интервенция.
Тема 3. Советская Россия в годы НЭПа. (1921-1929) (обзорно)
Тема 4. Культура Советской России в годы Гражданской войны и НЭПа.
Тема 5. Сталинская модель государственного социализма в СССР.
Раздел II. Вторая мировая война
Тема 1. Накануне Второй мировой войны
Тема 2. Начало Второй мировой войны у границ СССР.
Тема 3. Начало Великой Отечественной войны на территории СССР
Тема 4. Ключевые военные действия на территории СССР.
Тема 5. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны, сопротивление в
тылу
Тема 6. Фашизм и его проявления.
18

1
19
5
2
1
2
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
68
Час

14
3
3
3
3
2
27
2
3
3
5
3
2

Тема 7.Наука и культура во время войны
3
Тема 8. Коренной перелом в войне. (1942-1943 г.)
3
Тема 9. Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков.
3
Раздел III. Послевоенное развитие СССР
27
Тема 1.Послевоенное десятилетие (1945-1955)
3
Тема 2. Советский Союз в середине 50-х-начале 60-х ХХ в. (обзорно)
3
Тема 3. Наука и культура в послевоенные годы (1945-1965)
3
Тема 4. Советский Союз в 1965-1984 гг
3
Тема 5. Культура, образование в эпоху развитого социализма ( на отдельных
2
примерах)
Тема 6. Государственно-политический кризис в СССР (1985-1991) (обзорно)
4
Тема 7. Развитие политической системы в обновлённой России (1991-2000)
5
Тема 8. Политика России на рубеже веков и в начале нового тысячелетия
4
68
Всего
Примерное тематическое планирование
Час
№
Темы уроков
1 Начало Советского периода в России. Партия большевиков.
1
2 Октябрьская революция 1917 г. Практическая работа.Составление таблицы.
1
3 Декреты советской власти.
1
4 Причины Гражданской войны. Практическая работа
1
5 Создание Красной армии и флота. Борьба «красных» и «белых».
1
6 Советская власть и Русская православная церковь.
1
7 Советская Россия в годы НЭПа. «Военный коммунизм». Практическая работа
1
8 Новая экономическая политика. Реформы. Итоги НЭПа. Практическая работа.
1
9 Борьба за власть внутри партии большевиков. Приход к власти И.В. Сталина.
1
10 Культура Советской России в годы Гражданской войны и НЭПа. Искусство в
1
годы НЭПа. Интеллигенция. Эмиграция.
11 Коллективизация. Голод 1932-33 гг
1
12 Практическая работа по теме «Внутренняя политика. Репрессии. ГУЛАГ»
1
13 Культ личности. Сталинская Конституция. Начало Советского периода в
1
России. Контрольная работа
14 Приход к власти А. Гитлера. Идея мирового господства.
1
15 Блок фашистских государств. Внешняя политика СССР в 20-40 гг. 1
Практическая работа
16 Начало второй мировой войны. Оккупация стран Северной Европы. 1
Тестирование.
17 «Зимняя война». Практическая работа
1
18 Начало Второй мировой войны. Военно-промышленный комплекс СССР.
1
19 22 июня 1941 года. Размах фашистской агрессии. Практическая работа по карте
1
20 Создание антигитлеровской коалиции государств.
1
21 Война с Японией на Дальнем Востоке.
1
22 Наступление немцев на Москву.
1
23 Битва под Москвой. Контрольно-обобщающий урок
1
24 Военные действия на юге России. Практическая работа по карте
1
25 Сталинградская битва, ее значение
1
26 Личность Г.К. Жукова. Морской флот в годы Вов.
1
27 Практическая работа. Составление таблицы «Перестройка экономики на воен
1
ные нужды»
28 Трудовой героизм народа.
1
29 Партизанская война. Подполье. Движение сопротивления. Практическая работа.
1
19

30
31
32
33
34

Блокада Ленинграда
1
Фашизм и его проявления. Обобщение за четверть. Тестирование.
1
Переселение советских людей в Германию.
1
Наука и культура во время войны
1
«Создание новых видов оружия» Практическая работа. Наука и культура во вре
1
мя войны.
35 Патриотическая тема в литературе
1
36 Коренной перелом в войне. Сталинград.
1
37 Прорыв блокады Ленинграда. Практическая работа по карте.
1
38 Битва на Курской дуге.
1
39 Окончание Великой Отечественной войны.
1
40 Освобождение Европы от фашистов. Война с Японией.
1
41 Окончание Второй мировой войны. Контрольная работа
1
42 Начало восстановительных работ.
1
43 Восстановление страны после войны
1
44 Практическая работа «Составление таблицы «Послевоенное восстановление
1
страны»
45 Борьба за власть после смерти Сталина.
1
46 Реформы Н.С. Хрущёва.
1
47 Практическая работа по теме «Реформы Н.С. Хрущева»
1
48 Наука и культура в послевоенные годы. Достижения в науке и технике
1
49 Достижения в науке и технике в 50-60е гг. Освоение космоса.
1
50 Литература и искусство.
1
51 Обобщение, закрепление изученного. Тестирование
1
52 Внутренняя политика СССР в 1965-1980 гг
1
53 Внешняя политика СССР. Практическая работа
1
54 Культура, образование в эпоху «развитого социализма»
1
55 Олимпийские Игры в Москве.
1
56 Приход к власти М. С. Горбачёва. Первый этап «перестройки».Практ. работа
1
57 Практическая работа по теме «Второй этап «перестройки».
1
58 М. С. Горбачёв - Президент СССР. Многопартийная система.
1
59 Внешняя политика СССР. Практическая работа
1
60 Политическая система России. Новый Союзный договор. Распад СССР
1
61 Б. Н. Ельцин – первый Президент России.
1
62 Новые государственные символы. Практическая работа. Президентские выборы
1
2008 г. Президент России - Д.А. Медведев.
63 Государственные реформы. Общественно-политическое и экономическое
1
развитие страны, культурная жизнь на современном этапе.
64 Выборы нового Президента-В. В. Путина
1
65 Политика России на рубеже веков. Современный мир на карте истории.
1
66 Внешняя политика России. Разработка новой внешнеполитической стратегии в
1
начале XXI века. Укрепление международного престижа России.
67 Контрольная работа по теме «Основные направления внутренней политики»
1
68 Обобщение изученного за год. Тестирование.
1
ВСЕГО
68
Организация текущего и промежуточного контроля
Раздел
Темы
Вид работы
7 класс
Исторические памятники.
Практическая работа
Раздел I.
Древняя Русь
20

Раздел II. Русь
в борьбе с за
воевателями

Раздел IV. Еди
ное Московс
кое государст
во

Повторение

Ветви славян и славянских языков.
Природные, климатические условия прожива
ния, их значение для занятий населения.
Предпосылки к возникновению государства.
Занятия восточных славян.
Развитие торговли. Речные пути. Путь "из
варяга в греки".
Возникновение городов.
Языческие праздники, традиции, фольклор
Древнерусское государство-Киевская Русь.
Развитие древних городов
Первые русские князья. Род Рюриковичей
Объединение восточных славян в составе
Киевской Руси.
Крещение Руси.
История прихода к власти Ярослава Мудрого.
Расцвет и могущество Руси
Киев - один из крупнейших городов Европы
Законотворчество в Киевской Руси
Ослабление государства в результате княжеских
междуусобиц
Причины распада Руси после Владимира Моно
маха. Культура домонгольской Руси
Итог развития Киевской Руси.
Вторжение татаро - монгол на территорию Руси

Контрольная работа
Практическая работа

Создание нового государства – Золотая Орда
Борьба с рыцарями-крестоносцами. А.Невский
Куликовская битва
Объединение земель вокруг Москвы
Русь в борьбе с завоевателями
Правление Ивана Грозного

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа
Практическая работа

Реформы Ивана Грозного
Внешняя политика. Присоединение новых
земель
Государственная система крепостного права
Земский собор 1613 г. Возникновение сословий
Просвещение. Открытие учебных заведений.
Рукописные книги
Наука. Век географических открытий.
Архитектура и живопись. Музыкальное и
театральное искусство.
Единое Московское государство
8 класс
Причины упадка Руси. Монгольское нашествие
Борьба русского народа против Золотой Орды

Практическая работа
Практическая работа

21

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа
Практическая работа
Практическая работа

Раздел I .
Российская
империя 17-19
вв.

Российская
империя по
сле Петра 1
(обзорно)
Россия при
Екатерине 11
(1762-1796)
Культура
России 18 в
Раздел 11.
Российская
империя в 19
в.

Строительство флота, поход в Крым, взятие
Азова

Практическая работа

Великое посольство
Строительство Санкт-Петербурга. Реформы
Роль личности Петра 1 в истории
Эпоха дворцовых кризисов

Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа
Практическая работа

М.В. Ломоносов, В. Беринг
Российская империя после Петра 1
Достижения в государственном правлении
Екатерины

Практическая работа
Обобщающий урок
Практическая работа

Внешняя политика Екатерины 11
Россия при Екатерине 11
Развитие науки и образования

Практическая работа
Обобщающий урок
Практическая работа

Российская империя 17-19 вв.

Контрольная работа
по разделу
Практическая работа

Правление Павла 1

Правление Александра 1
Отечественная война 1812 года
Государственное и политическое развитие
России в первой четверти 19 в.
Царствование Николая 1

Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа

Внешняя и внутренняя политика России
Россия эпохи Николая 1
Географические открытия

Практическая работа
Обобщающий урок
Практическая работа

Музыкальная культура. Живопись
Культура России в первой половине 19 в.
Реформы Александра 11. Отмена крепостного
права

Практическая работа
Контр.-обобщ. урок
Практическая работа

Внешняя политика
«Царь-освободитель» (Александр 11)
Политика самодержавия
Александр 111 (Миротворец)
Культура Рос Успехи в области технических и естественных
сии во второй наук
половине 19 в.
Русские географические открытия и

Практическая работа
Обобщающий урок
Практическая работа
Обобщающий урок
Практическая работа

Россия эпохи
Николая 1
(1825 -1855)
Культура Рос
сии в первой
половине 19 в.
Раздел 111.
Эпоха вели
ких реформ

22

Практическая работа

Практическая работа

Раздел 1V Рос
сийская импе
рия конца 19начала 20 в.

Россия в нача
ле 20 в.

Культура Рос
сии в конце
19-начале 20
вв.

Раздел I. Нача
ло совет. пери
ода в России
(20-30-е гг.)

Раздел II. Вто
рая мировая
война

путешественники
Эпоха великих реформ
Высшие и центральные органы управления
страной при Николае 11
Влияние мирового экономического кризиса на
экономику России
Царствование Николая 11 (1894-1917)
Первая русская революция 1905 г

Контрольная работа
Практическая работа

Практическая работа
Обобщающий урок
по теме
Практическая работа

Приоритеты внешней политики Российской
империи
Внутренняя и внешняя политика Временного
правительства
Россия в начале 20 в.
«Серебряный век» русской культуры

Практическая работа

Появление кинематографа, первый фильм
Культура России в конце 19-начале 20 вв.
9 класс
Октябрьская революция 1917 г

Практическая работа
Контрольная работа

Декреты советской власти
Причины Гражданской войны
Советская Россия в годы НЭПа. «Военный
комму низм».
Новая экономическая политика. Реформы.
Итоги НЭПа
Внутренняя политика. Репрессии. ГУЛАГ
Культ личности. Сталинская Конституция
Начало советского периода в России (20-30-е
гг.)
Блок фашистских государств. Внешняя
политика СССР в 20-40 гг

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Начало второй мировой войны. Оккупация
стран Северной Европы
Зимняя война
22 июня 1941 года. Размах фашистской агрессии
Битва под Москвой
Контрольно-обобщающий урок.
Военные действия на юге России
Перестройка экономики на военные нужды
Партизанская война. Подполье. Движение
сопротивления

Практическая работа

23

Практическая работа
Контр.-обобщ. урок
Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа
Практическая работа

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Раздел III.Пос
левоенное раз
витие страны

Основные на
правления
внутренней и
внешней поли
тики России

Создание новых видов оружия
Наука и культура во время войны
Прорыв блокады Ленинграда
Окончание Второй мировой войны
Вторая мировая война
Послевоенное восстановление страны

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа
Практическая работа

Реформы Н.С. Хрущева
Наука и культура в послевоенные годы
Достижения в науке и технике в 50-60е гг.
Освоен ие космоса
Литература и искусство
Внутренняя политика СССР в 1965-1980 гг
Внешняя политика СССР
Приход к власти М. С. Горбачёва. «Гласность»,
первый и второй этапы «перестройки».
Новые государственные символы

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Президент России-В. В. Путин
Основные направления внутренней и внешней
политики России
Основные направления внутренней и
внешней политики России

Практическая работа
Практическая работа

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Контрольная работа

4. Учебно-методический комплекс
4.1 Учебники
1. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества 7 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
2. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества 8 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
3. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина Л.В. История Отечества 9 класс (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Акционерное общество
«Издательство «Просвещение».
5. Контрольно-измерительные материалы
Итоговый тест по предмету «История Отечества»
7 класс
1. Подчеркни правильный ответ:
История - это наука:
А) О настоящем нашей Родины.
Б) О прошлом нашей Родины.
24

2. Выбери из скобок и допиши правильный ответ:
Вече - это

( княжеское войско, народное собрание)

3. Прочитай, выбери и обведи занятие восточных славян, которое не сохранилось
до нашего времени:
А) Земледелие.
Б) Охота.

В) Рыболовство.
Г) Бортничество.

4. Прочитай, подчеркни правильный ответ:
Вера в природных богов называется:
А) Христианская.

Б) Языческая

5. Выбери из скобок и допиши правильный вариант:
Крещение Руси - это принятие

(языческой веры, христианской веры.)

6. Обведи дату - в каком году состоялось крещение Руси?
А) 988 г.
Б) 879 г.
7. Зачеркни причину, которая НЕ ПОВЛИЯЛА на распад Руси:
А). Развитие городов и рост их самостоятельности.
Б). Нашествие кочевников.
В). Разделение княжеских уделов на более мелкие.
8. Подчеркни ответ на вопрос : в каком веке началось монголо - татарское
нашествие?
А) В 5 веке.

Б) В 13 веке.

В) В 20 веке.

9. Выбери из скобок и напиши правильный ответ:
Иго – это

(неволя, вольная жизнь )

10. Обведи ответ на вопрос: На каком озере происходило Ледовое побоище?
А) Байкал.
Б) Чудское.
11. Обведи ответ на вопрос:
Какая битва произошла в 1380 г. на Куликовом поле?
А) Куликовская.
Б) Сталинградская.
12. Назови государственные символы страны:
25

А)
Б)
В)
13. Выбери из скобок и запиши правильный ответ:
( Москва, Петрозаводск)
Столица РОССИИ – город

.

Столица КАРЕЛИИ – город

.

14. Раскрась ФЛАГ РОССИИ:

8 класс
Итоговый тест по предмету «История Отечества»
1. Подчеркни правильный ответ:
История - это наука:
А) О настоящем нашей Родины.
Б) О прошлом нашей Родины
2. Выбери из скобок и допиши правильный ответ:
Крепостные крестьяне – это
(вольные крестьяне;
крестьяне, прикреплённые к земле и барину;
26

.

крестьяне, которые работают в городе)
3. Подчеркни годы правления царя Петра I:
1682 – 1725 г.г.
1707 – 1712 г.г.
1834 – 1865 г.г.
4. Обведи правильный ответ на вопрос:
В чём была главная цель Северной войны 1700 – 1721 годов?
А) Дать России выход в Балтийское море.
Б) Дать России выход в Чёрное море.
5. Подчеркни, какой город был заложен царём Петром I в мае 1703 года?
-Москва.
-Санкт-Петербург.
-Великий Новгород.
6. Впиши кратко, какие преобразования в России были произведены царём Петром I?

7. Обведи правильный ответ на вопрос: Кто такие декабристы?
А) Это бедные крестьяне.
Б) Это члены тайного общества, восставшие в декабре 1825 года.
В) Это рабочие, которые родились в декабре.
8. Подчеркни, какие изобретения были сделаны в России в 19 веке?
Телеграф. Паровоз. Самолёт.
9. Обведи правильный ответ : кто победил в Крымской войне 1853 – 1856 годов?
Турки.

Русские.

10. Когда в России было отменено крепостное право?
А).19 февраля 1872 года.
Б.) 19 февраля 1861 года.
В). 19 февраля 1856 года.
11. Что такое манифест?
-Это царская книга.
-Это царский Указ.
-Это царская картина.
12. Подчеркни: кто такой частный предприниматель?
-Это учёный человек.
-Это человек, имеющий собственный завод, фабрику или торговое предприятие.
-Это человек, который занимается сельским хозяйством.

27

9 класс
Итоговый тест по учебному предмету «История Отечества»
1. Как звали царя, правившего Россией в начале XX века? Подчеркни.

Александр III

Николай I

Николай II

2. Выбери и подчеркни правильный ответ на вопрос:

О каком событии идет речь в тексте?

«Было воскресенье. Празднично одетые рабочие с семьями, с малыми детьми, с иконами в
руках направились из разных районов с рабочих окраин к Зимнему дворцу, где жил царь.
Они шли к царю с надеждой, что он заступится, выслушает их нужды. Путь им
преградили отряды солдат, которым была дана команда «стрелять». Убивали
безоружных».
- восстание рабочих;
- Кровавое воскресенье;
- морское сражение.
3. Подчеркни правильный ответ.

Организованная группа единомышленников, объединенная общими идеями и интересами
– это
- клуб;
- кружок;
- партия.
4. Подчеркни правильный ответ на вопрос:

Как звали лидера партии большевиков (РСДРП)?
В.И. Ульянов

П.Н. Милюков

5. Что означает «Агитировать»? Допиши правильный ответ из скобок:

Агитировать – значит
( убеждать в чем – либо других людей; обманывать; прятаться.)
6. Подчеркни правильный ответ на вопрос:

Когда свершилась Октябрьская революция с захватом власти большевиками в
Петрограде?
- август 1901 г.;
- октябрь 1917 г.;
- март 1922 г.

7. Соотнеси документы с их содержанием.

Декрет о мире
Декрет о земле
Декрет о власти

Соедини стрелками.

отмена частной собственности
власть Совнаркомам
прекращение войны

8. Вставь 3 пропущенных слова:
28

«В октябре 1917 года в стране началась новая революция. Она вошла в историю как
революция».
9. Прочитай, вычеркни лишнее:

Декреты, принятые на Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских
депутатов – это
- декрет о мире;
- декрет о земле;
- декрет о веселье;
- декрет о власти.

10. Подчеркни правильный ответ.

Гражданская война – это

- война между гражданами одной страны;
- война между гражданами многих стран;
- война между разными планетами.
11. Допиши предложение, выбрав из скобок правильный ответ.

СССР образовался в

году.(1917, 1932,1922)

12. Вставь пропущенную фамилию:

«Так в стране начал складываться культ одной личности – культ личности
».
13. Вставьте пропущенную дату (месяц и год) в предложение:

«На рассвете
объявления войны».

Германия напала на Советский Союз без

14. Подчеркни:

Какой документ был подписан 8 мая 1945года в Берлине?
- Акт о перемирии;
- Акт о безоговорочной капитуляции;
- Акт о ненападении.

15. Вставь пропущенную дату в предложение:

«
апреля
полет в космос».

года Ю.А.Гагарин совершил первый в истории человечества

16. Кто был первым президентом России? Подчеркни.

М.С.Горбачев

Б.Н.Ельцин

17. Допиши предложение, добавив 2 слова:

Государственными символами России являются: флаг,
19. Подчеркни : Кто является Президентом России?
Иванов Д.И.
Петров В.П.
Путин В.В.
29

Е.М. Примаков
,

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».