МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ
№138
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.
________________________
________________________
Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ №235 од от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Природоведение»
(АООП вариант 1)
для 5-6 классов
срок реализации 2 года
г. Нижний Тагил, 2025 год
1. Пояснительная записка
При разработке программы были использованы:
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2914 г. № 1599;
• Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
– ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1026.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• формирование элментарных научных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном
возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников
специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они
изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками,
наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных,
получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет
переход от первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом (I1)
классе I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и
одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению для 5 класса состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный
мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в
этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не
должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера
и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V
классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее
значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны
(например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей,
и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от
учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном
2
крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими
животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся
при изучении последующих разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в дополнительном первом (I1) классе, I—IV
классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу
необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы
растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как
следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании
могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но
значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных
нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и
декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся,
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение
видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь уместно систематизировать знания о
живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять
логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли:
атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные
ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние
биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Программа по природоведению для 6 класса состоит из шести разделов
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к
изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются
экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт
учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое
количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся
(наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более
прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием
учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных
программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия,
программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически
несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В
программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые
практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,
необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем,
обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть
отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении
природоведческого материала.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению
3
географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной
программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных
терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние
органы, равнина, глобус, карта и др.).
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
2. Планируемые результаты освоения предмета
2.1. Личностные результаты
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
2.2.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
• узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
• представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
• отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево
леса);
• называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
• соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
• соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
4
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагогического работника.
Достаточный уровень:
• узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию педагогического работника;
• представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
• отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение,
растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);
• называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
• выделение существенных признаков групп объектов;
• знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
• участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
• выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы
обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
• совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
• выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
• осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Критерии оценки предметных результатов
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как "верные" или "неверные".
Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты
предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия
помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по
словесной инструкции; выполнено с опорой
на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
•
•
5
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
"удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие" (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
"хорошо" - от 51% до 65% заданий. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает
ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать,
обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
Оценка «2 и 1» не ставится в журнал.
При оценке письменных работ по предмету письмо и развитие речи следует
руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок;
Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
3. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «Природоведение»
предметной области «Естествознание», определено ФАООП обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и приведено в следующей таблице
Кол-во
В неделю
За год
Всего
Класс
часов
В обязательной части
В
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Итого
5
6
2
2
2
68
2
68
136
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный
мир», «Животный мир», «Человек».
5 класс
Введение
6
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо
изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца.
Сезонные изменения в природе.
Растительный мир Земли
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний
вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора
лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким
климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и
водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы,
обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы
своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние
питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким
климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.
Красная книга своей области (края).
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как
работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье
человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно7
мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день.
Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской
помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны
экстренной помощи. Специализация врачей.
Есть на Земле страна — Россия
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в
зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их
достопримечательностями, население нашей страны.
Обобщающие уроки
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения.
Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные
достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Тематическое планирование
1 четверть (18 ч)
Экскурсии Практич
№
Кол-во
п/п
часов
еские
работы
Введение (1ч)
1
1
Что такое природоведение. Знакомство с
учебником, тетрадью.
Вселенная (4ч)
2
Солнечная система. Солнце.
1
1
3
Небесные тела: планеты, звезды.
1
Исследования космоса.
4
Спутники. Космические корабли.
1
5
Первый полет в космос. Современные
1
исследования.
Наш дом – Земля (13 ч)
6
Планета Земля. Форма Земли.
1
1
7
Оболочки Земли: атмосфера, литосфера,
1
гидросфера.
8
Воздух и его охрана. Состав воздуха.
1
Значение для жизни на Земле.
9
Экскурсия «Формы поверхности земли».
1
10
Поверхность суши. Равнины, горы,
1
1
холмы, овраги.
11
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
1
12
1
1
Полезные ископаемые. Виды полезных
ископаемых: уголь, нефть, газ, торф.
13
Свойства
полезных
ископаемых,
1
значение. Способы добычи.
8
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки,
1
воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота,
1
пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды.
1
1
Значение морей и океанов в жизни
человека. Обозначение морей и океанов
на карте.
Повторительно-обобщающий урок.
1
1I четверть (14ч)
Растительный мир Земли (12 ч)
1
Разнообразие
растительного
мира
Земли. Среда обитания растений
(растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Общая
1
характеристика.
Дикорастущие и культурные растения.
1
1
Деревья.
Деревья
лиственные
(дикорастущие и лиственные). Береза,
тополь, клен, липа, дуб. Яблоня, груша,
вишня.
Деревья
хвойные.
Ель,
сосна,
1
лиственница.
1
Кустарники
(дикорастущие
и
лиственные). Орешник, боярышник,
жасмин, сирень, смородина, крыжовник,
малина.
1
Травы (дикорастущие и лиственные).
Подорожник,
одуванчик,
ромашка,
укроп, петрушка.
1
Декоративные растения. Астра, пион,
роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид.
Места произрастания.
1
Лекарственные растения. Зверобой,
крапива, ромашка и др. Правила сбора.
Использование.
Береги растения. Значение растений для
1
жизни человека. Красная книга.
Экскурсия в парк, сквер.
1
Повторительно-обобщающий урок по
1
теме «Растительный мир Земли».
Животный мир Земли (12 ч)
1
Разнообразие животного мира. Различие
по внешнему виду, способам питания,
передвижения и др.
Среда обитания животных. Суша,
1
воздух, водоем.
1II четверть (20 ч)
Животный мир Земли (12 ч)
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Понятие
«животные».
Основные
группы: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
звери
(млекопитающие).
Насекомые. Внешний вид. Место в
природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания.
Место в природе. Значение в природе.
Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания.
Образ жизни. Значение в природе.
Охрана
Звери (млекопитающие). Внешний вид.
Среда обитания. Образ жизни. Охрана
Животные
рядом
с
человеком.
Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или
дома. Правила ухода и содержание:
хомяк, черепаха.
Уход за животными в живом уголке или
дома. Правила ухода и содержание:
попугаи, канарейки.
Экскурсия в парк, сквер.
Охрана животных. Редкие животные
планеты и их охрана. Заповедники.
Красная
книга.
Повторительнообобщающий урок по теме «Животный
мир Земли».
Человек (8 ч)
Как
устроен
наш
организм.
Анатомическое строение. Части тела и
внутренние органы.
Как
работает
наш
организм.
Взаимодействие органов.
Здоровье человека (здоровый образ
жизни, гигиена, закаливание, вредное
воздействие на организм алкоголя,
наркотиков, никотина). Правила личной
гигиены.
Осанка. Правила осанки. Причины и
профилактика
искривлений
позвоночника. Гигиена.
Органы чувств. Значение органов
чувств. Профилактика нарушений слуха
и зрения. Правила гигиены.
Здоровое
рациональное
питание.
Разнообразие
продуктов
питания.
Витамины. Режим и гигиена.
Дыхание. Органы дыхания. Вред
курения. Правила гигиены.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Оказание первой медицинской помощи.
Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.
Профилактика простудных
заболеваний. Обращение за
медицинской помощью. Медицинские
учреждения г. Петрозаводска.
Телефоны экстренной помощи.
Специализация врачей.
Россия – Родина моя. Место России на
земном шаре.
1
1
1
1
1
Россия – Родина моя. Место России на
карте мира. Важнейшие географические
объекты. Поверхность, моря, реки,
озера, города.
1V четверть (16 ч)
Есть на Земле страна Россия (16 ч)
Население России. Городское и сельское
1
население. Народы России.
Столица Москва.
1
Санкт-Петербург.
1
Города России. Многообразие городов.
1
Нижний Новгород, Новосибирск.
Города России. Владивосток, Мурманск,
1
Калининград.
Золотое кольцо. Древние Русские
1
города.
Исторические
и
культурные
1
достопримечательности.
1
Разнообразие
растительного
мира.
Типичные представители растительного
мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей
1
страны.
Типичные
представители
животного мира России и своего края.
Заповедники.
Заказники.
Охрана
1
природы России.
1
Наш
город
Нижний
Тагил. Достопримечательности.
Растения и животные своей местности.
Занятие
населения.
Ведущие
предприятия.
Экскурсия по городу, знакомство с
местными достопримечательностями.
Экскурсия в ЭБЦ, контактный зоопарк.
Экскурсия в краеведческий музей.
Повторительно - обобщающий урок по
теме «Есть на Земле страна – Россия».
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего
68ч
12
4
36
6 класс
«Неживая природа»
Введение.
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в
природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости,
жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую
природу.
Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как
жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении,
расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль,
сахар и др.).
Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной
воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская
вода. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры
— градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы
защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Охрана воды.
Воздух.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в
быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.
Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека.
Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать
горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер.
Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и
загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты
воздуха. Охрана воздуха.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть.
Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть,
твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных
удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и
использование.
13
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и
использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний
вид.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет,
блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание
стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных
металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия.
Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность.
Распознавание меди. Ее применение.
Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование.
Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр
Почва.
Почва— верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок,
вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной—
органическая часть почвы. Глина, песок и соли— минеральная часть почвы. Разнообразие
почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв:
способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных
почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы— плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв
Повторение.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тематическое планирование
1 четверть (16 ч)
Темы
Кол-во
часов
Живая и неживая природа. Предметы и
явления неживой природы.
Изменения в природе. Твердые тела,
жидкости и газы.
Превращения твердых тел в жидкости,
жидкостей в газы. Наблюдение в природе.
Для чего нужно изучать неживую природу
Вода в природе. Роль воды в питании
живых организмов. Свойства воды как
жидкости:
непостоянство
формы,
расширение при нагревании и сжатие при
охлаждении.
Свойства воды как жидкости: расширение
при замерзании. Способность растворять
некоторые твердые вещества (соль, сахар и
др.)
Учет использования свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной
воды.
14
1ч
Экскурс
ии
1
Практич
еские
работы
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1
10. Растворы. Использование растворов.
11. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода.
12. Три состояния воды. Температура и ее
измерение.
Единица
измерения
температуры - градус. Температура
плавления льда и кипения воды.
13. Работа воды в природе. Образование
пещер, оврагов, ущелий.
14. Наводнение
(способы
защиты
от
наводнения). Значение воды в природе
15. Использование
воды
в
быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Охрана воды.
16. Повторительно - обобщающий урок по
теме «Вода».
17. Воздух. Свойства воздуха: прозрачность,
бесцветность, объем, упругость.
2 четверть (16 ч)
18. Использование упругости воздуха.
19. Теплопроводность воздуха.
Использование этого свойства в быту.
20. Давление.
21. Расширение воздуха при нагревании и
сжатие при охлаждении.
22. Теплый воздух легче холодного, теплый
воздух поднимается в вверх, холодный
опускается вниз.
Движение воздуха.
23. Состав воздуха.
24. Кислород, его свойство поддерживать
горение.
25. Значение кислорода для дыхания растений,
животных и человека.
Применение кислорода в медицине.
26. Углекислый газ и его свойство не
поддерживать горение.
27. Применение углекислого газа при тушении
пожаров.
28. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в
природе
29. Направление ветра. Ураган (способы
защиты).
30. Чистый и загрязненный воздух. Примеси
воздуха (водяной пар, дым, пыль)
31. Поддержание чистоты воздуха. Охрана
воздуха.
32. Повторительно-обобщающий урок по теме
«Воздух».
33. Полезные ископаемые. Классификация.
3 четверть (19ч)
15
1ч
1ч
1ч
1
1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1
1
34. Полезные ископаемые, используемые в
качестве строительных материалов: гранит
35. Известняки.
36. Песок и глина.
37. Горючие полезные ископаемые: торф.
Внешний вид и свойства торфа: цвет,
пористость,
хрупкость,
горючесть.
Образование
торфа,
добыча
и
использование.
38. Каменный уголь. Внешний вид и свойства
кам. Угля: цвет, блеск, горючесть,
твердость,
хрупкость.
Добыча
и
использование.
39. Нефть.
Внешний вид и свойства нефти: цвет, запах,
текучесть, горючесть. Добыча нефти.
Продукты переработки нефти: бензин,
керосин.
40. Природный газ.
Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом
в быту.
41. Полезные
ископаемые,
из
которых
получают минеральные удобрения.
42. Калийная соль. Внешний вид и свойства:
цвет, растворимость в воде. Добыча и
использование.
43. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет,
растворимость
в воде.
Добыча и
использование.
44. Полезные ископаемые, используемые для
получения металлов.
45. Железная руда, ее внешний вид.
45-46 Черные металлы (различные виды стали и
чугуна). Свойства черных металлов: цвет,
блеск, твердость, упругость, пластичность,
теплопроводность,
ржавление.
Распознавание стали и чугуна.
47-48 Цветные металлы. Отличие черных
металлов от цветных. Применение цветных
металлов.
49-50 Алюминий. Внешний вид и свойства
алюминия: цвет, твердость, пластичность,
теплопроводность,
устойчивость
к
ржавлению. Распознавание алюминия.
51 Медь. Свойства меди: цвет, блеск,
твердость,
пластичность,
теплопроводность. Распознавание меди. Ее
применение.
52 Местные полезные ископаемые. Их
физические свойства и использования.
16
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1
2ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
53 Распознавание полезных ископаемых, их
классификация.
4 четверть (16 ч)
54 Экономия металлов при использовании
человеком. Охрана недр.
55 Почва - верхний слой земли. Ее
образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода,
мин. Соли, воздух.
56 Минеральная и органическая часть почвы.
Перегной – органическая часть почвы.
Глина, песок и соли – минеральная часть
почвы.
57 Разнообразие почв. Песчаные и глинистые
почвы.
58 Водные свойства песчаных и глинистых
почв:
способность
впитывать
воду.
Пропускать ее и удерживать.
59 Сравнение песка и песчаных почв по
водным свойствам.
60 Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам.
61 Основное свойство почвы – плодородие.
62 Осенняя и весенняя обработка почвы.
63 Значение почвы в народном хозяйстве.
64 Эрозия почв. Охрана почв.
65 Экскурсия к почвенным обнажениям или
выполнение почвенного разреза.
66 Повторение.
67 Повторение.
68 Обобщающий урок по теме «Почва».
Всего:
4.1. Учебники:
•
Лифанова
«Просвещение».
1ч
1
1ч
1ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
68
1
1
1
2
20
4. Учебно-методическое обеспечение
Т.М.,
Соломина
Е.М.
17
«Природоведение»
5,6
класс,
М.;
Контрольно-измерительные материалы по природоведению
для обучающихся 5 класса 1 вариант
(достаточный уровень)
Форма проведения: тестирование
Дата проведения--------------------------Фамилия, имя ----------------------------------------------------------------Раздел «Вселенная».
1. Как называется планета, на которой мы живём?
а) Марс
б) Юпитер
в) Земля
2. Солнце –это…
а) планета
б) звезда
в) спутник
3. Сколько в сутках часов?
а) 24 часа
б) 36 часов
в) 25 часов
4. Луна-это…
а) спутник Марса
б) спутник Земли
в) спутник Юпитера
Раздел «Животный мир Земли»
5. В каком ответе перечислены только насекомые?
а) пчела, кузнечик, муравей
б) жук, лягушка, таракан
в) змея, стрекоза, жаба
6. Млекопитающие – это….
а) живущие на суше
б) животные, обитающие в воде
в) животные, вскармливающие детенышей молоком
7. Как называется книга, куда занесены исчезающие виды животных?
а) зелёная книга
б) красная книга
в) жёлтая книга
Раздел «Наш дом-Земля».
8. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
9. Ровная поверхность местности называется
18
Приложение
а) равниной
б) дорогой
в) сушей
10. Вода- это…
а) болото
б) прозрачная жидкость
в) реки и озера
Раздел «Растительный мир Земли»
11. У каких растений один твердый, одревесневший стебель?
а) деревьев
б) кустарников
в) травянистых растений
Раздел «Россия – родина моя».
12. Как называется наше государство?
а) Россия
б) Казахстан
в) Белоруссия
13. Нарисуйте флаг России
14. Столица России:
А- Казань
Б- Москва
В Санкт-Петербург
Раздел «Человек».
15. Покажите стрелкой
Работу выполнил(а) ученик (ца)
Набрано ---------- баллов
Оценка
Подпись учителя
19
Контрольно-измерительные материалы по природоведению
для обучающихся 5 класса 1 вариант
(минимальный уровень)
Форма проведения: тестирование
Дата проведения--------------------------Фамилия, имя ----------------------------------------------------------------Раздел «Вселенная».
1. Как называется планета, на которой мы живём?
а) Марс
б) Юпитер
в) Земля
2. Солнце –это…
а) планета
б) звезда
в) спутник
3. Сколько в сутках часов?
а) 24 часа
б) 36 часов
в) 25 часов
Раздел «Животный мир Земли»
4. В каком ответе перечислены только насекомые? Обведи в кружок правильный
ответ.
а) пчела, кузнечик, муравей
б) жук, лягушка, таракан
в) змея, стрекоза, жаба
5. Млекопитающие – это….
а) живущие на суше
б) животные, обитающие в воде
в) животные, вскармливающие детенышей молоком
6. Как называется книга, куда занесены исчезающие виды животных?
а) зелёная книга
б) красная книга
в) жёлтая книга
Раздел «Наш дом-Земля».
7. Ровная поверхность местности называется
а) равниной
б) дорогой
в) сушей
Раздел «Растительный мир Земли»
8. Отметь кружком группы растений:
20
а) деревьев
б) кустарников
в) травянистых растений
г) лист
Раздел «Россия – родина моя».
9. Как называется наше государство?
а) Россия
б) Казахстан
в) Белоруссия
14. Столица России:
А- Казань
Б- Москва
В Санкт-Петербург
Раздел «Человек».
10. Покажите стрелкой
Работу выполнил(а) ученик (ца)
Набрано ---------- баллов
Оценка
Подпись учителя
21
Контрольно-измерительные материалы по естествознанию
для обучающихся 6 класса 1 вариант
(достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
1. Для работы нужно иметь ручку, учебники и наглядный материал.
2. Внимательно прочитай вопросы.
3. Задание выполняется по порядку.
4. Если ты не знаешь ответа, найди его в учебнике, тетради или обратись к
учителю за помощью.
5. Ошибку можно исправить: зачеркнуть неправильный ответ.
Форма проведения: тестирование
Дата проведения--------------------------Фамилия, имя ----------------------------------------------------------------Тема: «Общее знакомство с природой»
1. Подчеркни только тела неживой природы
Береза, солнце, собака
Вода, облако, камень
Медведь, воробей, дерево
2. Подчеркни правильные ответы.
Какие тела находятся в жидком состоянии (одной чертой)
Какие тела находятся в газообразном состоянии (двумя чертами)
Какие тела находятся в твердом состоянии (волнистой линией)
Молоко
Водяной пар
Вода
Камень
Природный газ
Песок
Воздух
Лед
Тема: «Вода»
3. Подчеркни строчку, где все утверждения верны: вода бесцветная, со слабым запахом, прозрачная жидкость
жидкая, бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха
мутная, бесцветная, без вкуса, без запаха
4. Заполни схему «Три состояния воды», пользуясь словами для справок.
ВОДА Слова для справок: жидкая, мокрая, твердая, газообразная.
Тема: «Воздух»
5. Подчеркни предложения, в которых названы свойства воздуха:
твердое тело
газообразное тело
22
жидкое тело
бесцветный
голубого цвета
не имеет запаха
имеет приятный запах
занимает все пространство
не имеет постоянной формы
имеет постоянную форму
при нагревании расширяется
6. Какой газ необходим для дыхания живым организмам:
углекислый газ
кислород
азот
7. Какого газа в составе воздуха больше всего:
углекислого газа
кислорода
азота
Тема: «Полезные ископаемые»
8. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:
шахта
карьер
месторождение
9. Какие полезные ископаемые используются в строительстве:
гранит
нефть
известняк
природный газ
песок
глина
каменный уголь
10. Отгадай, о каком полезном ископаемом идет речь.
Бывает чаще черного цвета. Блестит. Хорошо горит. Очень твердый (за что и
получил свое название)
11. Подпиши полезные ископаемые, используй слова для справок.
,
Слова для справок: нефть, каменный уголь, железная руда, природный газ
23
12. Расшифруй название полезного ископаемого, вставь буквы в пустые клетки
6
2
4
1
3
5
З-1, Е-2, И-3, Н-4, Н-5, Б-6,
Тема: «Почва»
13. Дополни предложения.
Почва – это
слой земли.
Способность почвы давать урожай растений называют
Вещество повышающее плодородие почвы Самые плодородные почвы
цвета.
Слова для справок: плодородие, перегной, верхний, черного
14. Выбери правильный ответ. Что входит в состав почвы?
1) ВОЗДУХ
2) ВОДА
4) ИЗВЕСТНЯК 5) ПЕСОК
3) ПЕРЕГНОЙ
6) ГРАНИТ
15. Перегной в почве образуется:
из воды и воздуха
из песка и глины
из остатков растений и животных
16. Самая плодородная почва:
песчаная
глинистая
черноземная
17. Почвы, в которых содержится много песка, называются:
глинистыми
каменистыми
черноземами
песчаными
Работу выполнил(а) ученик (ца)
\
Набрано -------------- баллов
Оценка
Подпись преподавателя
24
Контрольно-измерительные материалы по естествознанию
для обучающихся 6 класса 1 вариант
(минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
1. Для работы нужно иметь ручку, учебники и наглядный материал.
2. Внимательно прочитай вопросы.
3. Задание выполняется по порядку.
4. Если ты не знаешь ответа, найди его в учебнике, тетради или обратись к
учителю за помощью.
5. Ошибку можно исправить: зачеркнуть неправильный ответ.
Форма проведения: тестирование
Дата проведения--------------------------Фамилия, имя ----------------------------------------------------------------Тема: «Общее знакомство с природой»
1. Подчеркни только тела неживой природы
Береза, солнце, собака
Вода, облако, камень
Медведь, воробей, дерево
2. Подчеркни правильные ответы.
Какие тела находятся в жидком состоянии (одной чертой)
Какие тела находятся в газообразном состоянии (двумя чертами)
Какие тела находятся в твердом состоянии (волнистой линией)
Молоко
Водяной пар
Камень
Природный газ
Вода
Песок
Воздух
Лед
Тема: «Вода»
3. Заполни схему «Три состояния воды», пользуясь словами для справок.
ВОДА Слова для справок: жидкая, мокрая, твердая, газообразная.
Тема: «Воздух»
4. Подчеркни предложения, в которых названы свойства воздуха:
твердое тело
газообразное тело
бесцветный
голубого цвета
не имеет запаха
имеет приятный запах
25
занимает все пространство
не имеет постоянной формы
при нагревании расширяется
5. Какой газ необходим для дыхания живым организмам:
углекислый газ
кислород
азот
Тема: «Полезные ископаемые»
6. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:
шахта
карьер
месторождение
7. Какие полезные ископаемые используются в строительстве:
гранит
нефть
известняк
природный газ
песок
глина
каменный уголь
8. Подпиши полезные ископаемые, используй слова для справок.
Слова для справок: нефть, каменный уголь, железная руда, природный газ
Тема: «Почва»
9. Дополни предложения.
Почва – это
слой земли.
Способность почвы давать урожай растений называют
Слова для справок: верхний, плодородие
10. Выбери правильный ответ. Что входит в состав почвы?
1) ВОЗДУХ
2) ВОДА
4) ИЗВЕСТНЯК 5) ПЕСОК
3) ПЕРЕГНОЙ
6) ГРАНИТ
11. Самая плодородная почва:
песчаная
глинистая
черноземная
26
12. Почвы, в которых содержится много песка, называются:
глинистыми
песчанками
черноземами
песчаными
Работу выполнил(а) ученик (ца)
\
Набрано -------------- баллов
Оценка
Подпись преподавателя
27