Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа учебного предмета Рисование (изобразительное искуство) 5 класс (1 вариант) УО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ №235 од от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Рисование (изобразительное искусство)»
(АООП вариант 1)
для 5 класса
срок реализации 1 год

г. Нижний Тагил, 2025год

2

1. Пояснительная записка

При разработке программы были использованы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2914 г. № 1599;
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
– ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1026;
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни.
В соответствии с этой целью определены задачи:
коррекционно-развивающая:
- коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои
действия;
- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
- развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
образовательная:
- обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в
нетрадиционных техниках;
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению;
- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
- развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
воспитательная:
•

3

- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
- воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация")
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися ФАООП УО предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения ФАООП УО относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения ФАООП УО образования включают освоенные
4

обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
ФАООП УО определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
На конец обучения в 5 классе
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, ощипывание)
и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции, передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа, размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (например,
"Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
5

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта, рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение;
3. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «Искусство» предметной
области «Изобразительное искусство», определено ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и приведено в следующей
таблице.
Кол-во
В неделю

За год
Всего

Класс
часов
В обязательной части
В
части,
формируемой
образовательных отношений
Итого

5

участниками

2
68
68
68

Программой предусматриваются следующие виды работы:
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является
изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей
учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня
зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит
хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на
рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать
такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Рисованию с натуры
обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение
его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и
отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие
у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться
вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является
составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а
также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся
знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация
произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и
целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают
сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с
6

художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами
быта.
Задания по декоративному рисованию имеют определенную последовательность:
составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов,
самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически
сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет
коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение
предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных
произведений.
Уроки рисования на темы тесно связываются с уроками рисования с натуры. Умения
и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки
тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов,
объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического
рисования, решаются значительно эффективнее, если перед практической работой
школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа.
Учащимся предлагается определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения,
рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной
передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные
объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует
активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать
подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки,
репродукции картин.
Рисование по образцу.
Копирование фигур также представляет собой эффективный инструмент для
исследования зрительно - пространственных синтезов и построения целостного образа.
Одним из методов, с помощью которого можно развивать зрительно-пространственные
функции ребенка, является копирование плоскостных фигур и трехмерных
изображений. Для этого можно использовать прием детальной отработки приема
рисования, в процессе которого педагог контролирует правильность выполнения
рисовального движения, повторяя его либо параллельно с обучающимся, либо вместе с ним,
но на отдельном листочке.
Беседы об искусстве. В 1 доп. -5 классах для бесед выделяются специальные уроки.
На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи,
скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративноприкладного искусства. Большое внимание уделяется выработке у учащихся умения
определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также
некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства
художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий,
изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о
тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей,
расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Для этого учитель ставит
вопросы, вместе с детьми составляет план рассказа по картине, дает образец описания
картины.
Тематическое планирование
№
1.

Виды работы

Класс 5

Рисование с натуры

10
7

2.
3.
4.
5.

Декоративное
рисование
Рисование на темы
Рисование по образцу
Беседы об искусстве
Итого

8
34
12
4
68

Примерное тематическое планирование
5 класс
Тема урока
«Осенние мотивы»
«Подсолнух»
Роспись кленового листа
«Осень за окном».
«Яблоки на тарелке»
«Дары огорода. Овощи»
Осенний пейзаж в картинах русских художников. Беседа.
Аппликация из кругов и полукругов: «Грибы».
Геометрические фигуры с натуры. Куб.
Геометрические фигуры. Конус.
Геометрические фигуры. Шар.
Рисование с натуры: «Ветка рябины»
Аппликация из кругов и полукругов: «Сова»
Дымковская игрушка «Конь»
Дымковская игрушка «Барыня»
«Деревья поздней осенью».
Рисование с натуры: «Кружка»
Гжель «Тарелка»
Гжель «Кувшин»
Рисование с натуры: «Портрет мальчика».
Рисование с натуры: «Портрет девочки».
«Натюрморт с фруктами».
Иллюстрация сказки.
Хохломская роспись «Поднос».
Города русской земли. Москва.
Города русской земли. Санкт -Петербург.
«Город мой родной».
Рисование с натуры: «Ветка ели»
«Зимний пейзаж».
Иллюстрация рассказа.
Украшение открыток к Новому году.
«Елочные украшения».
Передача несложной формы строения предмета.
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
Аппликация из кругов и полукругов: «Цветущий кактус»
Декоративное искусство Древней Греции. Рисунок по шаблону.
Греческая керамика. По шаблону узор вазы.
О чём рассказывают гербы. Изображение герба рыцаря.
Смешение цветов.
8

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рисование с натуры: «Натюрморт из геометрических фигур».
Народные промыслы.
Народный костюм.
Узорочье теремов. Беседа.
Рисование по замыслу: «Портрет мамы»
Рисование с натуры фигуры человека.
Декоративное рисование. Орнамента в прямоугольнике.
Иллюстрирование сказки «Теремок».
Обитатели моря.
Морской пейзаж в картинах Айвазовского.
Аппликация «Подводный мир». Начало работы.
Аппликация «Подводный мир». Окончание работы.
Рисование с натуры: «Ваза»
Рисование «Кляксография» Букет цветов.
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование с натуры игрушки.
Декоративное рисование. Узор из листьев, ягод и грибов.
Рисование по памяти дорожных знаков треугольной формы.
Точечное рисование: «Золотая рыбка».
Рисование геометрических орнаментов. Узор на варежке.
Аппликация обрывная «Жар птица». Начало работы.
Аппликация обрывная «Жар птица». Окончание работы.
Рисование с натуры: «Ветка мимозы»
«Праздник в городе: Салют».
Иллюстрация стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый».
Рисование на песке.
Рисование карандашами «Голубь».
Рисование мелом на асфальте.
Аппликация из бумажной гармошки «Бабочка».
4.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего: 68 ч.

Учебно-методическое обеспечение
4.1. Учебник
1.
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями), 5 класс. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».

5.
Класс

Контрольно-измерительные материалы 5 класс
Раздел: Рисование с натуры
Класс 5
1.Нарисуй простым карандашом куб
9

Класс
Практические задания

2.Нарисуй пр.карандашом шар
3.Нарисуй простым карандашом цветок в горшке. Закрась
акварелью
Раздел: Декоративное рисование
5
1.Нарисуй на бумаге вазу с элементами гжельской росписи.

Класс
Практические задания

Раздел: Рисование на темы
5
1.Нарисуй осенний пейзаж акварелью

Задания

Класс
Практические задания

Раздел: Рисование по образцу
5
1.Нарисуй простым карандашом и раскрась акварелью
«Яблоки на тарелке»
2.Нарисовать предмет несложной формы (часы, вазу)

Класс
Практические задания

Раздел: Беседы об искусстве
5
1.Осенний пейзаж в картинах русских художников.
Рассказать о цветах в картинах художников.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».