Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа учебного предмета Русский язык 5-9 класс (1 вариант) УО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ №235 од от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
(АООП вариант 1)
для 5 - 9 классов
срок реализации 5 лет

г. Нижний Тагил, 2025год

1. Пояснительная записка
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2914 г. № 1599
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
– ФАООП УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1026
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач
- развитие положительных качеств и свойств личности
2. Планируемые результаты освоения предмета
2.1. Личностные результаты
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
-) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину
-) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов
-) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении
-) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
-) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
-) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации
-) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
-) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности
-) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях
-) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей
-) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
-) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей
2

-) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
-) проявление готовности к самостоятельной жизни
2.2. Предметные результаты
5-9 классы
Предметные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения.
ФАООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык":
Минимальный уровень:
-) различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости
-) деление слов на слоги для переноса;
-) списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием
-) запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными
орфограммами
-) обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами
и буквой "ь" (после предварительной отработки)
-) дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки
-) составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок
-) выделение из текста предложений на заданную тему
-) участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему
Достаточный уровень:
-) различение звуков и букв
-) характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему
-) списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием
-) запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30
- 35 слов)
-) дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов)
-) составление и распространение предложений, установление связи между словами
с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак)
-) деление текста на предложения
-) выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу
-) самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его
анализа
2.3. Критерии оценки усвоения предмета
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков
учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание: а)
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г)
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
3

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и
исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом
или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью
учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно,
допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка письменных работ
К письменным работам обучающего характера относятся упражнения,
выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя,
предупредительные, объяснительные и другие диктанты неконтрольного характера.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения,
конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» - работа без ошибок или с 1 ошибкой.
Оценка «4» - работа с 2 – 3 ошибками.
Оценка «3» - больше 4 ошибок.
Оценка «2» не ставится.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося.
3. Содержание учебного предмета
Количество часов, отведенных на реализацию предмета «Русский язык» предметной
области «Язык и речевая практика» (5 – 9 класс), определено ФАООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Кол-во
В неделю

За год
Всего

Класс
часов
В обязательной
части
В
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Итого

5

6

7

8

9

4

4

4

4

4

-

-

-

-

-

4
136

4
136

4
136
680

4
136

4
136

4

5 класс

Повторение. Звуки и буквы.
Гласные и согласные звуки . Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и
мягкие, согласные звонкие и глухие. Алфавит. Обозначение мягкости согласных с
помощью Ь, правописание Ь и Ъ знаков.
Предложение.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения. Простое предложение с однородными членами.
Простое предложение с союзами и, а, но. Сложное предложение. Сложное предложение с
союзами и, а, но.
Слово. Состав слова.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Безударные гласные в корне
слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Непроизносимые
согласные в корне слова. Гласные и согласные в приставках. Разделительный Ъ после
приставок. Приставка и предлог. Сложные слова.
Части речи.
Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж. Имена существительные
собственные и нарицательные. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Правописание Ь у существительных мужского и женского рода. Склонение имён
существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний
существительных 1 – го склонения. Правописание падежных окончаний существительных
2 – го склонения. Правописание падежных окончаний существительных 3 – го склонения.
Склонение имён существительных множественного числа. Правописание имён
существительных множественного числа в родительном падеже.
Имя прилагательное как часть речи. Согласование имён прилагательных с именами
существительными. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.
Безударное падежное окончание имён прилагательных . Склонение имён прилагательных
женского рода. Склонение имён прилагательных множественного числа. Правописание
падежных окончаний имён прилагательных множественного числа
Глагол как часть речи. Время глагола. Настоящее время глагола. Изменение глаголов
по временам. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Изменение глаголов по
числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов
прошедшего времени во множественном числе. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание -ся, -сь в глаголах. Правописание личных
окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа. Правописание глаголов в 3 – ем
лице. Правописание -тся, -ться в глаголах. Правописание окончаний глаголов
.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения. Однородные члены предложения.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Алфавит
1
2
Алфавит
1
3
Гласные и согласные звуки
1
4
Гласные и согласные звуки
1
5
Согласные твёрдые и мягкие
1
6
Согласные звонкие и глухие
1
7
Несовпадение звука и буквы в слове
1
8
Несовпадение звука и буквы в слове
1
9
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я
1
5

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я
Мягкий знак на конце и в середине слова
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Текст. Различение текста и не текста
Парные звонкие и глухие согласные
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Ударные и безударные гласные в слове
Проверка безударных гласных в слове
Проверка безударных гласных в слове
Текст. Определение темы текста. Заголовок
Звуки и буквы. Закрепление знаний
Выражение в предложении законченной мысли
Распространение предложений
Порядок слов в предложении
Связь слов в предложении
Главные члены предложения. Сказуемое
Главные члены предложения. Подлежащее
Второстепенные члены предложения
Текст. Отличие предложения от текста
Деление текста на предложения
Знаки препинания в конце предложения
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Повествовательные предложения
Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения
Предложение. Закрепление знаний
Самостоятельная работа. Разные по интонации предложения
Корень и однокоренные слова
Общее и различия в значении однокоренных слов
Включение однокоренных слов в предложения
Окончание – изменяемая часть слова
Установление связи между словами с помощью окончания
Приставка как часть слова
Изменение значения слова с помощью приставки
Приставка и предлог
Приставка и предлог
Суффикс как часть слова
Изменение значения слова в зависимости от суффикса
Самостоятельная работа. Состав слова
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне
Единое написание гласных в корне однокоренных слов
Слово – корень с ударной гласной
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов
Проверка безударных гласных в корне слова
Проверка безударных гласных в корне слова
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне
6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в
корне однокоренных слов
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемые гласные и согласные в корне
Непроверяемые написания в корне
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов
Самостоятельная работа по теме «Гласные в корне слова»
Анализ самостоятельной работы по теме «Гласные в корне слова»
Состав слова. Закрепление знаний
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Анализ контрольной работы по теме «Состав слова»
Названия предметов, действий, признаков
Понятие о частях речи
Различение частей речи по вопросам и значению
Существительное
Существительное
Глагол
Глагол
Прилагательное
Прилагательное
Употребление слов разных частей речи в предложении и тексте
Употребление слов разных частей речи в предложении и тексте
Контрольная работа по теме «Части речи»
Анализ контрольной работы по теме «Части речи»
Значение существительных в речи
Одушевленные и неодушевленные существительные
Собственные и нарицательные существительные
Правописание имен собственных
Тема и основная мысль текста
Изменение существительных по числам
Употребление существительных в единственном и
множественном числе
Изменение существительных по числам
Род существительных
Существительные мужского рода
Существительные женского рода
Существительные среднего рода
Различение существительных по родам
Существительное. Закрепление знаний
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное»
Значение прилагательных в речи
Различение признаков, обозначаемых прилагательными
Изменение прилагательных по родам
Зависимость рода прилагательных от рода существительных
Окончания прилагательных мужского рода
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода
Окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода
7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Изменение прилагательных по родам
Прилагательное. Закрепление знаний
Контрольная работа по теме «Прилагательное»
Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное»
Значение глаголов в речи
Различение действий, обозначаемых глаголами
Изменение глаголов по временам
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов
Различение глаголов по временам
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной
мысли
Глагол. Закрепление знаний
Контрольная работа по теме «Прилагательное»
Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное»
Главные и второстепенные члены предложения
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным
Различение нераспространенных и распространенных
предложений
Распространение предложений
Распространение предложений
Знакомство с однородными членами предложения
Дополнение предложения однородными членами
Предложение. Закрепление знаний
Контрольная работа по теме «Предложение. Текст»
Анализ контрольной работы по теме «Предложение. Текст»
Состав слова
Существительное
Прилагательное
Глагол
Предложение
Текст
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы
Словарные слова
Словарные слова
Словарные слова
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме; гласные и согласные буквы и звуки;
согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и,
ю, я; обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я; согласные глухие
8

и звонкие; согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости – глухости;
разделительный ь; ударение; гласные ударные и безударные;
Слово. Состав слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения
формы слова; слог, перенос слов; корень и однокоренные слова; приставка, суффикс,
окончание; образование слов с помощью приставок и суффиксов; разбор слов по составу;
сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных; сложносокращенные слова; правописание проверяемых
безударных гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне
слова; непроверяемые согласные в корне слова; единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов;; правописание приставок;
приставка и предлог; разделительный твердый знак (Ъ) после приставок;
Части речи. Названия частей речи; различение частей речи по вопросам и значению.
Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные
одушевленные и неодушевленные; род имен существительных; написание мягкого знака
(ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода; имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе;
понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных; склонение имен существительных
в единственном числе; склонение имен существительных во множественном числе;
изменение имен прилагательных по родам; изменение имен прилагательных по числам;
определение рода и числа имени прилагательного по роду и числу имени
существительного; согласование имени прилагательного с существительным в роде и
числе; склонение имен прилагательных в единственном числе.
Понятие о местоимении. значение местоимения в речи; личные местоимения
единственного и множественного числа; правописание личных местоимений; составление
и написание предложений с личными местоимениями.
Глагол как часть речи; изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее,
будущее); изменение глаголов по лицам и числам; изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам; правописание глаголов с -тся, - ться; повелительная форма
глагола; правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного
числа; правописание частицы НЕ с глаголами;
Предложение. Однородные члены предложения; простое и сложное предложение;
обращение; распространённые и нераспространённые предложения; однородные члены
предложения с союзами.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
п/п
часов
1
Звуки и буквы
1
2
Обозначение звуков на письме
1
3
Гласные и согласные буквы и звуки
1
4
Согласные твердые и мягкие
1
5
Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
1
6
Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
1
7
Согласные глухие и звонкие
1
8
Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости 1
глухости
9
Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости 1
глухости
10 Разделительный ь
1
11 Разделительный ь
1
12 Ударение. Гласные ударные и безударные
1
13 Ударение. Гласные ударные и безударные
1
9

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Проверка написания безударных гласных путем изменения формы
слова
Проверка написания безударных гласных путем изменения формы
слова
Слог. Перенос слов
Слог. Перенос слов
Корень и однокоренные слова
Корень и однокоренные слова
Приставка, суффикс, окончание
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Разбор слов по составу
Разбор слов по составу
Разбор слов по составу
Сложные слова: образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных
Контрольная работа
Работа над ошибками
Сложносокращенные слова
Сложносокращенные слова
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Непроверяемые согласные в корне слова
Непроверяемые согласные в корне слова
Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и
глухих согласных в корнях слов
Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и
глухих согласных в корнях слов
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов
Правописание приставок
Правописание приставок
Приставка и предлог
Приставка и предлог
Разделительный твердый знак (Ъ) после приставок
Практическая работа по теме "Разделительный твердый знак (Ъ)
после приставок"
Названия частей речи
Различение частей речи по вопросам и значению
Различение частей речи по вопросам и значению
Общее значение
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Род имен существительных
Род имен существительных
Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у
существительных женского рода
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

Контрольная работа
Работа над ошибками
Словарный диктант
Имена существительные, употребляемые только в единственном или
множественном числе
Имена существительные, употребляемые только в единственном или
множественном числе
Понятие о 1,2,3-м склонениях имен существительных
Понятие о 1,2,3-м склонениях имен существительных
Склонение имен существительных в единственном числе
Склонение имен существительных в единственном числе
Склонение имен существительных в единственном числе
Склонение имен существительных во множественном числе
Склонение имен существительных во множественном числе
Практическая работа по теме "Грамматические признаки имени
существительного"
Понятие, значение в речи
Изменение имен прилагательных по родам
Изменение имен прилагательных по родам
Изменение имен прилагательных по числам
Изменение имен прилагательных по числам
Изменение имен прилагательных по числам
Определение рода и числа имени прилагательного по роду и числу
имени существительного
Определение рода и числа имени прилагательного по роду и числу
имени существительного
Определение рода и числа имени прилагательного по роду и числу
имени существительного
Согласование имени прилагательного с существительным в роде и
числе
Согласование имени прилагательного с существительным в роде и
числе
Склонение имен прилагательных в единственном числе
Склонение имен прилагательных в единственном числе
Склонение имен прилагательных в единственном числе
Понятие о местоимении
Значение местоимения в речи
Личные местоимения единственного и множественного числа
Личные местоимения единственного и множественного числа
Правописание личных местоимений
Правописание личных местоимений
Составление и написание предложений с личными местоимениями
Составление и написание предложений с личными местоимениями
Глагол как часть речи
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее)
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее)
Изменение глаголов по лицам и числам
Изменение глаголов по лицам и числам
Контрольная работа
Работа над ошибками
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Словарный диктант
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам
Правописание глаголов с -тся, - ться
Правописание глаголов с -тся, - ться
Практическая работа по теме "Правописание глаголов с -тся, - ться"
Повелительная форма глагола
Правописание глаголов повелительной формы единственного и
множественного числа
Правописание глаголов повелительной формы единственного и
множественного числа
Правописание глаголов повелительной формы единственного и
множественного числа
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложение
Простое и сложное предложение
Практическая работа по теме "Простое и сложное предложение"
Обращение
Обращение
Обращение
Распространённые и нераспространённые предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Однородные члены предложения с союзами
Однородные члены предложения с союзами
Подготовка к контрольному диктанту
Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант за год
Работа над ошибками
Словарный диктант
Упражнения на закрепление изученного
Упражнения на закрепление изученного
Упражнения на закрепление изученного
Упражнения на закрепление изученного
Упражнения на закрепление изученного
Итоговое занятие
7 класс

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение. Звуки и буквы.
Гласные и согласные звуки . Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и
мягкие, согласные звонкие и глухие. Алфавит. Обозначение мягкости согласных с
помощью Ь, правописание Ь и Ъ знаков.
Предложение.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения. Простое предложение с однородными членами.
12

Простое предложение с союзами и, а, но. Сложное предложение. Сложное предложение с
союзами и, а, но.
Слово. Состав слова.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Безударные гласные в корне
слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Непроизносимые
согласные в корне слова. Гласные и согласные в приставках. Разделительный Ъ после
приставок. Приставка и предлог. Сложные слова.
Части речи.
Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж. Имена существительные
собственные и нарицательные. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Правописание Ь у существительных мужского и женского рода. Склонение имён
существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний
существительных 1 – го склонения. Правописание падежных окончаний существительных
2 – го склонения. Правописание падежных окончаний существительных 3 – го склонения.
Склонение имён существительных множественного числа. Правописание имён
существительных множественного числа в родительном падеже.
Имя прилагательное как часть речи. Согласование имён прилагательных с именами
существительными. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.
Безударное падежное окончание имён прилагательных . Склонение имён прилагательных
женского рода. Склонение имён прилагательных множественного числа. Правописание
падежных окончаний имён прилагательных множественного числа
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные
местоимения множественного числа. Склонение и правописание местоимений
единственного и множественного числа. Склонение местоимений 3 – го лица. Раздельное
написание предлогов с местоимениями.
Глагол как часть речи. Время глагола. Настоящее время глагола. Изменение глаголов
по временам. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Изменение глаголов по
числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов
прошедшего времени во множественном числе. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание -ся, -сь в глаголах. Правописание личных
окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа. Правописание глаголов в 3 – ем
лице. Правописание -тся, -ться в глаголах. Правописание окончаний глаголов
.
Предложение.
Простое и сложное предложение. Простое предложение с однородными членами.
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И. Письменный пересказ
текста. Сложное предложение. Употребление союзов в сложном предложении. Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Деловое письмо. Объявление. Письменный пересказ текста по плану и опорным
словам. Развитие речи. Диалог.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Гласные и согласные звуки
1
2
Гласные и согласные звуки
1
3
Согласные твёрдые и мягкие
1
4
Согласные звонкие и глухие
1
5
Алфавит
1
6
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
1
7
Правописание Ь и Ъ знаков
1
8
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
1
9
Распространённые и нераспространённые предложения
1
13

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Простое предложение с однородными членами
Простое предложение с союзами и, а, но
Сложное предложение
Сложное предложение с союзами и, а, но
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание
Корень слова
Приставка
Суффикс
Окончание
Безударные гласные в корне слова
Безударные гласные в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Гласные и согласные в приставках
Разделительный Ъ после приставок
Приставка и предлог
Сложные слова
Сложные слова
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Работа над ошибками
Имя существительное как часть речи
Имя существительное. Род, число, падеж
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Правописание Ь у существительных мужского и женского рода
Склонение имён существительных в единственном числе
Правописание падежных окончаний существительных 1 – го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 2 – го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 3 – го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3
склонений
Склонение имён существительных множественного числа
Правописание имён существительных множественного числа в
родительном падеже
Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных»
Анализ контрольной работы по теме «Склонение имён
существительных»
Имя прилагательное как часть речи
Согласование имён прилагательных с именами существительными
Согласование имён прилагательных с именами существительными
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Безударное падежное окончание имён прилагательных
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
61
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

Развитие речи. Диалог
Закрепление по теме «Падежное окончание имён прилагательных»
Склонение имён прилагательных множественного числа
Правописание падежных окончаний имён прилагательных
множественного числа
Контрольная работа по теме «Согласование имён прилагательных с
существительными»
Анализ контрольной работы по теме «Согласование имён
прилагательных с существительными»
Местоимение как часть речи
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения множественного числа
Склонение и правописание местоимений единственного и
множественного числа
Личные местоимения 1 – го лица
Личные местоимения 2 – го лица
Личные местоимения 3 – го лица
Склонение местоимений 3 – го лица
Раздельное написание предлогов с местоимениями
Закрепление пройденного по теме «Местоимение»
Закрепление пройденного по теме «Местоимение»
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Анализ контрольной работы по теме «Местоимение»
Глагол как часть речи
Время глагола. Настоящее время глагола
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола
Изменение глаголов по временам. Будущее время глагола
Изменение глаголов по числам
Закрепление по теме «Лицо и число глаголов»
Закрепление по теме «Лицо и число глаголов»
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Изменение глаголов прошедшего времени во множественном числе
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание
глаголов»
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами
Изменение глаголов по лицам
Изменение глаголов 1 – го лица
Изменение глаголов 2 – го лица
Изменение глаголов 3 – го лица
Правописание -ся, -сь в глаголах
Правописание -ся, -сь в глаголах
Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице
единственного числа
Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице
единственного числа
Правописание глаголов в 3 – ем лице
Правописание -тся, -ться в глаголах
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание окончаний глаголов
Закрепление по теме «Глагол»
Закрепление по теме «Глагол»
Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»
Анализ контрольной работы по теме: «Правописание глаголов»
Письменный пересказ текста по плану и опорным словам
Простое и сложное предложение
Простое предложение с однородными членами
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
Письменный пересказ текста
Сложное предложение
Употребление союзов в сложном предложении
Употребление союзов в сложном предложении
Обращение
Знаки препинания при обращении
Знаки препинания при обращении
Закрепление по теме «Предложение»
Деловое письмо. Объявление
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Состав слова
Состав слова
Правописание гласных и согласных в корне
Части речи
Части речи
Изложение по вопросам
Правописание падежных окончаний имён существительных
Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Склонение личных местоимений
Склонение личных местоимений
Правописание глаголов
Правописание глаголов
Простое предложение
Сложное предложение
Сложное предложение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные
слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
16

Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание
мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число
имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном
или множественном числе. Понятие о 1,2,3-м склонениях имен существительных.
Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж.
Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена
существительные.
Имя прилагательное, понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен
прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го
лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам
и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных
личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в
тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора
существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными
союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных
предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА,
КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа
с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и
художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ
текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам,
материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
17

Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные
и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета,
доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
1
2
Распространённые и нераспространённые предложения
1
3
Предложение простое
1
4
Предложение сложное
1
5
Сложные предложения без союзов
1
6
Сложные предложения с союзами и, а, но и без них
1
7
Однородные члены предложения
1
8
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание
1
9
Разные по составу слова
1
10
Корень слова
1
11
Составление групп родственных слов
1
12
Приставка
1
13
Суффикс
1
14
Окончание
1
15
Безударные гласные в корне слова
1
16
Безударные гласные в корне слова
1
17
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
1
18
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
1
19
Непроизносимые согласные в корне слова
1
20
Непроизносимые согласные в корне слова
1
21
Гласные и согласные в приставках
1
22
Гласные и согласные в приставках
1
23
Разделительный Ъ после приставок
1
24
Разделительный Ъ после приставок
1
25
Приставка и предлог
1
26
Приставка и предлог
1
27
Сложные слова
1
28
Сложные слова
1
29
Контрольная работа по теме «Состав слова»
1
30
Работа над ошибками
1
31
Имя существительное как часть речи
1
32
Имя существительное. Род, число, падеж
1
33
Имена существительные собственные и нарицательные
1
34
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
1
35
Правописание Ь у существительных мужского и женского рода
1
36
Склонение имён существительных в единственном числе
1
37
Правописание падежных окончаний существительных 1 – го
1
склонения
38
Правописание падежных окончаний существительных 2 – го
1
склонения
18

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

Правописание падежных окончаний существительных 3 – го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3
склонений
Склонение имён существительных множественного числа
Правописание имён существительных множественного числа в
родительном падеже
Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных»
Анализ контрольной работы по теме «Склонение имён
существительных»
Имя прилагательное как часть речи
Согласование имён прилагательных с именами существительными
Согласование имён прилагательных с именами существительными
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Безударное падежное окончание имён прилагательных
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Развитие речи. Диалог
Закрепление по теме «Падежное окончание имён прилагательных»
Склонение имён прилагательных множественного числа
Правописание падежных окончаний имён прилагательных
множественного числа
Контрольная работа по теме «Согласование имён прилагательных с
существительными»
Анализ контрольной работы по теме «Согласование имён
прилагательных с существительными»
Местоимение как часть речи
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения множественного числа
Склонение и правописание местоимений единственного и
множественного числа
Личные местоимения 1 – го лица
Личные местоимения 2 – го лица
Личные местоимения 3 – го лица
Склонение местоимений 3 – го лица
Раздельное написание предлогов с местоимениями
Закрепление пройденного по теме «Местоимение»
Закрепление пройденного по теме «Местоимение»
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Анализ контрольной работы по теме «Местоимение»
Глагол как часть речи
Время глагола. Настоящее время глагола
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола
Изменение глаголов по временам. Будущее время глагола
Изменение глаголов по числам
Закрепление по теме «Лицо и число глаголов»
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128

Закрепление по теме «Лицо и число глаголов»
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Изменение глаголов прошедшего времени во множественном числе
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание глаголов»
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами
Изменение глаголов по лицам
Изменение глаголов 1 – го лица
Изменение глаголов 2 – го лица
Изменение глаголов 3 – го лица
Правописание -ся, -сь в глаголах
Правописание -ся, -сь в глаголах
Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице
единственного числа
Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице
единственного числа
Правописание глаголов в 3 – ем лице
Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание окончаний глаголов
Закрепление по теме «Глагол»
Закрепление по теме «Глагол»
Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»
Анализ контрольной работы по теме: «Правописание глаголов»
Письменный пересказ текста по плану и опорным словам
Простое и сложное предложение
Простое предложение с однородными членами
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
Письменный пересказ текста
Сложное предложение
Употребление союзов в сложном предложении
Прямая речь
Знаки препинания при прямой речи
Обращение
Знаки препинания при обращении
Закрепление по теме «Предложение»
Деловое письмо. Объявление
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Состав слова
Состав слова
Правописание гласных и согласных в корне
Части речи
Части речи
Изложение по вопросам
Правописание падежных окончаний имён существительных
20

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

129
130
131
132
133
134
135
136

Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение
по коллективно составленному плану
Сочинение творческого характера по картине, по личным
наблюдениям, с привлечением сведений из практической
деятельности, книг
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо
Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление,
заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка
Письмо с элементами творческой деятельности

1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные
слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Имя существительное, общее значение. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у
существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные,
употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1,2,3-м
склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание
падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа.
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное, понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен
прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го
лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам
и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных
личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений.
21

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в
тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора
существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными
союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных
предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА,
КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа
с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и
художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ
текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам,
материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные
и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета,
доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
1
2
Распространённые и нераспространённые предложения
1
3
Предложение простое
1
4
Предложение сложное
1
5
Сложные предложения без союзов
1
6
Сложные предложения с союзами и, а, но и без них
1
7
Однородные члены предложения
1
8
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание
1
9
Разные по составу слова
1
10
Корень слова
1
11
Составление групп родственных слов
1
12
Приставка
1
13
Суффикс
1
14
Окончание
1
15
Безударные гласные в корне слова
1
16
Безударные гласные в корне слова
1
17
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
1
18
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
1
19
Непроизносимые согласные в корне слова
1
22

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Непроизносимые согласные в корне слова
Гласные и согласные в приставках
Гласные и согласные в приставках
Разделительный Ъ после приставок
Разделительный Ъ после приставок
Приставка и предлог
Приставка и предлог
Сложные слова
Сложные слова
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Работа над ошибками
Имя существительное как часть речи
Имя существительное. Род, число, падеж
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Правописание Ь у существительных мужского и женского рода
Склонение имён существительных в единственном числе
Правописание падежных окончаний существительных 1 – го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 2 – го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 3 – го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3
склонений
Склонение имён существительных множественного числа
Правописание имён существительных множественного числа в
родительном падеже
Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных»
Анализ контрольной работы по теме «Склонение имён
существительных»
Имя прилагательное как часть речи
Согласование имён прилагательных с именами существительными
Согласование имён прилагательных с именами существительными
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Безударное падежное окончание имён прилагательных
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Развитие речи. Диалог
Закрепление по теме «Падежное окончание имён прилагательных»
Склонение имён прилагательных множественного числа
Правописание падежных окончаний имён прилагательных
множественного числа
Контрольная работа по теме «Согласование имён прилагательных с
существительными»
Анализ контрольной работы по теме «Согласование имён
прилагательных с существительными»
23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107

Местоимение как часть речи
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения множественного числа
Склонение и правописание местоимений единственного и
множественного числа
Личные местоимения 1 – го лица
Личные местоимения 2 – го лица
Личные местоимения 3 – го лица
Склонение местоимений 3 – го лица
Раздельное написание предлогов с местоимениями
Закрепление пройденного по теме «Местоимение»
Закрепление пройденного по теме «Местоимение»
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Анализ контрольной работы по теме «Местоимение»
Глагол как часть речи
Время глагола. Настоящее время глагола
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола
Изменение глаголов по временам. Будущее время глагола
Изменение глаголов по числам
Закрепление по теме «Лицо и число глаголов»
Закрепление по теме «Лицо и число глаголов»
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Изменение глаголов прошедшего времени во множественном числе
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание глаголов»
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами
Изменение глаголов по лицам
Изменение глаголов 1 – го лица
Изменение глаголов 2 – го лица
Изменение глаголов 3 – го лица
Правописание -ся, -сь в глаголах
Правописание -ся, -сь в глаголах
Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице
единственного числа
Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице
единственного числа
Правописание глаголов в 3 – ем лице
Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание -тся, -ться в глаголах
Правописание окончаний глаголов
Закрепление по теме «Глагол»
Закрепление по теме «Глагол»
Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»
Анализ контрольной работы по теме: «Правописание глаголов»
Письменный пересказ текста по плану и опорным словам
Простое и сложное предложение
Простое предложение с однородными членами
24

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Простое предложение с однородными членами
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
Письменный пересказ текста
Сложное предложение
Употребление союзов в сложном предложении
Прямая речь
Знаки препинания при прямой речи
Обращение
Знаки препинания при обращении
Закрепление по теме «Предложение»
Деловое письмо. Объявление
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Состав слова
Состав слова
Правописание гласных и согласных в корне
Части речи
Части речи
Изложение по вопросам
Правописание падежных окончаний имён существительных
Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение
по коллективно составленному плану
Сочинение творческого характера по картине, по личным
наблюдениям, с привлечением сведений из практической
деятельности, книг
Деловое письмо. Автобиография. Объяснительная записка
Деловое письмо. Заявление.
Деловое письмо. Объявление

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4. Учебно-методический комплекс
4.1. Учебники
1.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык 5 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».
2.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык 6 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».
3.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык 7 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».
4.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык 8 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».
5.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык 9 класс (для обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями).
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение».
25

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся 5-х классов, вариант 1
Минимальный и достаточный уровень
1) Предложение. Работа с деформированным текстом.
Задание: Составить и записать предложение из слов.
-) во, торопись, время, не, еды

2) Подбор однокоренных слов.
Задание: прочитать слова, выделить корень.
Хлебушек, хлебец, хлебница.
3) Правописание безударных гласных в корне слова.
Задание: поставить ударение в словах, выделить безударные гласные в корне слова.
Доска, звено, звезда, лесной, грибной, городок, ленивый.
4) Словарные слова.
Задание: вставить пропущенные буквы в словарных словах, слова переписать.
Остр_в, м_трос, с_лат, п_беда.

5) Главные члены предложения.
Задание: подчеркнуть главные члены предложения.
Летают разноцветные бабочки.
6) Домашний адрес.
Задание: записать свой домашний адрес.

Индивидуальный уровень
1. Записать свой домашний адрес.
2. Составить и записать предложение из слов.
-) во, торопись, время, не, еды

26

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся 6-х классов, вариант 1
Минимальный и достаточный уровень
1) Правописание безударных гласных в корне слова.
Задание:
Прочитать слово. Поставить ударение. Выделить корень.
-) Сл … н ы
-) Г р ... ч и
-) Н … ж и
-) С т … х и
-) Л … ц о
-) М … ч и
-) Н … с ы
-) Т р … в а
-) З … м л я
-) З м … я
2) Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
-) Задание: Выбрать нужную букву.
Огоро(д,т), подру(ж,ш)ка, коро(в,ф)а, берё(з,с)а, пиро(г,к).
3) Подбор однокоренных слов.
Задание: Прочитать слова, выделить корень.
-) Дума, думать, задумчивый, придумать.
-) Барабан, барабанить, забарабанить.
-) Забота, заботливый, заботится.
4) Правописание приставок.
Задание: Вставить пропущенные буквы. Выделить приставки.
3. .болеть, п..ливать, п..дсвечник, д..бавка, пр..бежка, ..тремонтировать, з..кричать,
п..думать, п..селиться, з..звенеть.

5)

Словарный диктант.

Задание: Вставить пропущенные буквы.
Х…зяин, ф…нера, с…мена, с…йчас, т…перь, т…л…грамма, муж…ина, жен…ина.
6)

Однородные члены предложения.

Задание: Указать в каком предложении надо поставить запятую.
а) Ребята поют о школе о дружбе.
б) Ребята поют о школе и о дружбе
27

7) Обращение.
Задание: Определить, какое слово в предложении является обращением.
Будьте всегда вежливы, ребята!
а) вежливы
б) ребята
Индивидуальный уровень
1. Записать свой домашний адрес.
2. Задание: Выбрать нужную букву.
Огоро(д,т), подру(ж,ш)ка, коро(в,ф)а, берё(з,с)а, пиро(г,к).
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся 7-х классов, вариант 1
Минимальный и достаточный уровень
1)

Правописание безударных гласных в корне слова.

Задание: Прочитать слово. Поставить ударение. Вставить пропущенную безударную
гласную. Устно подобрать проверочное слово.
-) ст…лица
-) тел…визор
-) тел…фон
-) с…вер
2) Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
-) Задание: Выбрать нужную букву. Записать слова правильно.
(карточки со словами у каждого ученика).
Моро (з, с), поду(ж,ш)ка, шка(в,ф), коля(з,с)ка, сово(г,к).
2) Правописание приставок.
Задание: Вставить пропущенные буквы. Выделить приставки.
…решел улицу, вместе …ехали, …кусить грушу, …крыли дверь, …делал подарок.
3) Антонимы.
Задание: Написать антонимы к словам.
Низкий, горький, большой, плохой.
4) Обращение.
Задание: Определить, какое слово в предложении является обращением.
28

Зайка, пей молоко!
-) Зайка
-) Молоко
Индивидуальный уровень
1. Записать свой домашний адрес.
2. Выбрать нужную букву. Записать слова правильно.
Моро (з, с), поду(ж,ш)ка, шка(в,ф), коля(з,с)ка, сово(г,к).
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся 8-х классов, 1 вариант
Минимальный и достаточный уровень
1) Однородные члены предложения.
Задание: Подчеркни однородные члены предложения.
Воробьи и галки жались к трубам домов и дрожали. На улице было холодно и сыро.
2) Правописание приставок.
Задание: Написать и выделить приставки.
…ехали, …прыгнули, …бежали.
3) Словарный диктант.
Задание: Написать словарные слова под диктовку.
Кулинария, операция, отечество, швея, эскалатор.
4) Падеж существительных.
Задание: Найти существительные, определить падеж существительных.
Наслаждаюсь уютом. Вспоминаю о каникулах.
5) Домашний адрес.
Задание: Написать свой домашний адрес.
Индивидуальный уровень
1. Записать свой домашний адрес.
2. Написать словарные слова под диктовку:
Кулинария, операция, отечество, швея, эскалатор.

29

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся 9-х классов, 1 вариант
Минимальный и достаточный уровень
1) Практическая работа по теме «Поиск однокоренных слов».
Задание: Найти однокоренные слова и разобрать слова по составу (выделить корень,
приставку, суффикс, окончание).
Ленивый всегда находит отговорку своей лени.
2) Образование новых слов с помощью приставок.
Задание: Образовать с помощью приставок под-, от-, об-, раз-(рас-), воз-(вос-), из(ис), без-(бес-) однокоренные слова от данных слов.
-) делать
-) ходить
3) Практическая работа «Правописание безударных гласных в корне слова».
Задание: Подчеркнуть гласные и согласные в корне, которые требуют проверки.
Как их проверить?
-) Белеет, белый, белила, беляк.
-) Скользкий, скользко, скользить.
-) Сердце, сердечко, сердцеед.
4) Словарный диктант.
Задание: вставить пропущенные буквы в словарных словах. Проверить себя по словарю.
Ав_ация, авт_номия, авт_ритет, _гент, _г_тация, _гр_гат, _гре_ _ия, _гре_ _ор, адв_кат,
5) НЕ с глаголами.
Задание: Записать только глаголы с частицей НЕ.
Чтобы не заболеть, не ешь мороженое большими кусками.
Если хочешь хорошо учиться, читай книги, а не смотри весь день телевизор и не сиди в
компьютере. Реже играй в игры в телефоне.
Чтобы с тобой дружили, нужно не обманывать и не подводить друзей.
6) Главные члены предложения.
Задание: указать, в каком предложении главные члены подчеркнуты неверно.
-) Театр уехал на гастроли.
-) Пальто сшила мама.
30

7) Однородные члены предложения.
Задание: Найди предложения с однородными членами.
-) Ветер играл с колосками пшеницы, ржи.
-) Корочка льда затянула озеро, пруд.
Индивидуальный уровень
1. Записать свой домашний адрес.
2. Записать только глаголы с частицей НЕ.
Чтобы не заболеть, не ешь мороженое большими кусками.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».