Приложение к ООП ООО,
МБОУ СОШ № 138
(утверждена приказом
от 01.09.2023 №184/3од)
Давлетбаева
Эльвира
Хабировна
Подписано цифровой
подписью: Давлетбаева
Эльвира Хабировна
Дата: 2023.10.19
19:54:08 +05'00'
РАБОЧАЯПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по Математике»
5 класс
1
1. Содержаниекурсавнеурочнойдеятельностисуказаниемформорганизацииивидовдеяте
льностиМатематическийпрактикум
Большое внимание в программеуделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой(запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусыи
др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математическихсвойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. Также рассматривается решение компетентностно ориентированныхзадач, задачОГЭ,решениеолимпиадныхзадач.
Занимательнаяарифметика
Записьцифричисел удругихнародов.Числа -великаныичисла-малютки
Каклюди научились считать. Старинные системы записи чисел.Цифрыу разныхнародов.Римскаянумерация.Открытиенуля.Мыживѐмвмиребольшихчисел.Числа-великаны.
Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малымичислами.
Приемыбыстрогосчета
Некоторыеприѐмыбыстрогосчѐта.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . ,
99.Умножениеначисло,оканчивающееся на5.
Умножение и деление на
25,75,50,125.Умножениеиделениена111,
1111и т.д.
Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр
единицсоставляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а
цифры еди-ницодинаковые.
Умножение чисел, близких к
100.Умножение на число, близкое к
1000.Умножениена101,1001 ит.д.
Занимательные
задачиМагическиеква
драты.
Отгадывание и составление магических
квадратов.Математическиеребусы.
Решение заданий на восстановление записей
вычислений.Задачисчислами. Старинныезадачи.
Записьчисласпомощьюзнаковдействий,скобокиопределѐннымколичествомодинаковыхцифр.Реш
ениезанимательныхстаринныхзадачи задач-сказок.
Моделированиестереометрическихтел
Изучениеисторииисозданиемоделейизбумагиикаркасныхмоделейтел.Платоновы
тела.
Архимедовытела.
Звезчатыемногогранники.
2
Компетентностно-ориентированные
задачиЗадачитипа1 ЕГЭ.
Решениетекстовыхзадач.
Задачитипа2,3ЕГЭ.Теорема Пика.
Решениезаданийграфическизаданных.Нахождениеплощадейплоскихфигурнаклетчатойбумаге.
Задачитипа4ЕГЭ.
Решение задач в табличном
задании.Логическиезадачи
Задачи,решаемыесконца.
Решение сюжетных, текстовыхзадач методом «с
конца».КругиЭйлера.
Решение задач с использованием кругов
Эйлера.Комбинаторныезадачи.
Простейшиеграфы
Понятие графа. Решение простейших
задачнаграфы.Геометрическиезадачи
Задачинаразрезания.
Геометриявокругнас.Геометриянаклетчатойбумаге.Игра«Пентамино».Задачисо
спичками.Геометрическиеголоволомки.
Решениезанимательныхзадачсоспичками.«Танграм».Прое
ктныеработы
Выбортемивыполнениепроектных работ.Примерныетемыпроектов:
Системысчисления.Мифы,сказки,легенды.
Софизмыипарадоксы.
Математическиефокусы.
Математикаиискусство.
Математикаимузыка.
Лабиринты.
Палиндромы.
Четыредействияматематики.
Древниемерыдлины.
Возникновениечисел.
Счѐты.
Старинныерусскиемеры.
Магическиеквадраты.
Названиераздела
Формыорга
низации
учебныхзанятий
Занимательная ариф- Практическое
метика
занятие.
Игра.
Видыучебнойдеятельности
Коллективнаяработа и работа в группах. Работа
сдополнительной литературой. Практическое
заня-тие.Игроваядеятельность.Разгадывание
викторины.
3
Занимательные задачи
Моделирование стереометрическихтел
Компетентностноориентированные задачи
Логическиезадачи
Геометрическиезадачи
Проектныеработы
Практическое
занятие.
Коллективная работа и работа
Работасдополнительной
литературой.Практическое за-нятие.
деятельность.
Практическое
Коллективнаяработаиработавгруппах.Работасдопо
лнительнойлитературой.
занятие.Игра.
Викторина.
Практическое
занятие.
Игра.
Викторина.Минипроект.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Игра.
Викторина.Минипроект.
2.
в
группах.
Игровая
Коллективная работа и работа в группах.
Работасдополнительной
литературой.Практическое
занятие.Игроваядеятельность. Разгадывание
викторины. Работа над проектом,формулированиевыводов.
Работа
сдополнительнойлитературой.
Практическоезанятие.
Работа
сдополнительнойлитературой.
Практическоезанятие.
Коллективная
работа
и
работа
в
группах.Работасдополнительной
литературой.Практическое
за-нятие.
Игроваядеятельность.Разгадывание
викторины. Работа над проектом,формулированиевыводов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения курса "Математический практикум формируются следующие знания и
умения, соответствующие требованиям Федерального Государственногообразовательного
Стандарта основногообщегообразования.
Личностныерезультаты:
1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другомучеловеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаи-мопонимания;
2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой
идругихвидовдеятельности.
Метапредметныерезультаты:
1. определять и формулировать цель деятельности, высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; умение самостоятельно планировать пути
достиженияцелей;
2. смысловоечтение;
3. умениеделатьвыводыврезультатеработы, вт.ч.совместнойработыклассаиучителя;
4
4. развитиепознавательныхинтересов;
5. развитиетворческого,логическогомышления;
6. развитиеспособностейксамостоятельномуприобретениюзнанийиисследовательскойработе;
7. развитиеспособностиксамопознанию;
8. оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойформе(науровнепредложенияилинебольшоготекста);
9. слушатьипониматьречьдругих;работатьвпаре,группе;выполнятьразличныероли(лидера,исполнителя).
Предметныерезультаты:
1. старинныесистемызаписичисел,записицифричисел удругих народов;
2. названиябольшихчисел;
3. свойствачиселнатуральногоряда,арифметические действиянад
натуральнымичисламиинулѐмиихсвойства, понятиеквадрата икубачисла;
4. приѐмыбыстрогосчѐта;
5. методырешениялогическихзадач;
6. свойствапростейшихгеометрических фигур наплоскости;
7. понятиеграфа;
8. читатьизаписыватьримскиечисла;
9. читатьизаписыватьбольшиечисла;
10. пользоватьсяприѐмамибыстрогосчѐта;
11. создаватьмоделистереометрическихтел;
12. решатьтекстовыезадачинадвижение,навзвешивание, напереливание;
13. использоватьразличныеприѐмыприрешениилогическихзадач;
14. решатьгеометрическиезадачинаразрезание,задачисоспичками,геометрическиеголоволомки,простейшиезадачинаграфы;
15. решатьматематическиеребусы,софизмы,показыватьматематическиефокусы.
16. выполнятьпроектныеработы.
5
3. Тематическоепланирование
№
Раздел
1
2
Занимательная
арифметика
Тема
Записьцифричиселудругихнародов.Числа-вели-каныи
числа-малютки
1
Приѐмыбыстрогосчѐта
1
Занимательныезада- Магическиеквадраты
чи
Математическиеребусы
Задачисчислами.Старинныезадачи
3
Платоновытела
Моделирование стеАрхимедовытела
реометрических тел
Звезчатыемногогранники
ТеоремаПика
4
5
6
7
Решениезаданий,заданныхтаблично
КомпетентностноРешениезаданий,заданныхграфически
ориентированныезаРешениезаданий,заданныхвтекстовойформе
дачи
Логическиезадачи
Геометрические
дачи
Проектныеработы
ИТОГО:
Всего
часов
1
1
2
1
2
2
2
2
2
3
Компетентностно-ориентированные задания
разныхтипов
3
Задачи,решаемыесконца
2
КругиЭйлера
2
Комбинаторныезадачи.Простейшиеграфы
2
за- Задачинаразрезание
1
Задачисоспичками.Геометрическиеголоволомки
1
Проектныеработы
3
34
6