Приложение к ООП ООО, МБОУ СОШ № 138 (утверждена приказом от 01.09.2023 №184/3од) Давлетбаева Эльвира Хабировна Подписано цифровой подписью: Давлетбаева Эльвира Хабировна Дата: 2023.10.19 19:54:08 +05'00' РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по Математике» 5 класс 1 1. Содержаниекурсавнеурочнойдеятельностисуказаниемформорганизацииивидовдеяте льностиМатематическийпрактикум Большое внимание в программеуделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой(запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусыи др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математическихсвойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. Также рассматривается решение компетентностно ориентированныхзадач, задачОГЭ,решениеолимпиадныхзадач. Занимательнаяарифметика Записьцифричисел удругихнародов.Числа -великаныичисла-малютки Каклюди научились считать. Старинные системы записи чисел.Цифрыу разныхнародов.Римскаянумерация.Открытиенуля.Мыживѐмвмиребольшихчисел.Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малымичислами. Приемыбыстрогосчета Некоторыеприѐмыбыстрогосчѐта. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.Умножениеначисло,оканчивающееся на5. Умножение и деление на 25,75,50,125.Умножениеиделениена111, 1111и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единицсоставляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры еди-ницодинаковые. Умножение чисел, близких к 100.Умножение на число, близкое к 1000.Умножениена101,1001 ит.д. Занимательные задачиМагическиеква драты. Отгадывание и составление магических квадратов.Математическиеребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений.Задачисчислами. Старинныезадачи. Записьчисласпомощьюзнаковдействий,скобокиопределѐннымколичествомодинаковыхцифр.Реш ениезанимательныхстаринныхзадачи задач-сказок. Моделированиестереометрическихтел Изучениеисторииисозданиемоделейизбумагиикаркасныхмоделейтел.Платоновы тела. Архимедовытела. Звезчатыемногогранники. 2 Компетентностно-ориентированные задачиЗадачитипа1 ЕГЭ. Решениетекстовыхзадач. Задачитипа2,3ЕГЭ.Теорема Пика. Решениезаданийграфическизаданных.Нахождениеплощадейплоскихфигурнаклетчатойбумаге. Задачитипа4ЕГЭ. Решение задач в табличном задании.Логическиезадачи Задачи,решаемыесконца. Решение сюжетных, текстовыхзадач методом «с конца».КругиЭйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера.Комбинаторныезадачи. Простейшиеграфы Понятие графа. Решение простейших задачнаграфы.Геометрическиезадачи Задачинаразрезания. Геометриявокругнас.Геометриянаклетчатойбумаге.Игра«Пентамино».Задачисо спичками.Геометрическиеголоволомки. Решениезанимательныхзадачсоспичками.«Танграм».Прое ктныеработы Выбортемивыполнениепроектных работ.Примерныетемыпроектов: Системысчисления.Мифы,сказки,легенды. Софизмыипарадоксы. Математическиефокусы. Математикаиискусство. Математикаимузыка. Лабиринты. Палиндромы. Четыредействияматематики. Древниемерыдлины. Возникновениечисел. Счѐты. Старинныерусскиемеры. Магическиеквадраты. Названиераздела Формыорга низации учебныхзанятий Занимательная ариф- Практическое метика занятие. Игра. Видыучебнойдеятельности Коллективнаяработа и работа в группах. Работа сдополнительной литературой. Практическое заня-тие.Игроваядеятельность.Разгадывание викторины. 3 Занимательные задачи Моделирование стереометрическихтел Компетентностноориентированные задачи Логическиезадачи Геометрическиезадачи Проектныеработы Практическое занятие. Коллективная работа и работа Работасдополнительной литературой.Практическое за-нятие. деятельность. Практическое Коллективнаяработаиработавгруппах.Работасдопо лнительнойлитературой. занятие.Игра. Викторина. Практическое занятие. Игра. Викторина.Минипроект. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Игра. Викторина.Минипроект. 2. в группах. Игровая Коллективная работа и работа в группах. Работасдополнительной литературой.Практическое занятие.Игроваядеятельность. Разгадывание викторины. Работа над проектом,формулированиевыводов. Работа сдополнительнойлитературой. Практическоезанятие. Работа сдополнительнойлитературой. Практическоезанятие. Коллективная работа и работа в группах.Работасдополнительной литературой.Практическое за-нятие. Игроваядеятельность.Разгадывание викторины. Работа над проектом,формулированиевыводов. Планируемые результаты освоения курса В результате освоения курса "Математический практикум формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям Федерального Государственногообразовательного Стандарта основногообщегообразования. Личностныерезультаты: 1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаи-мопонимания; 2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой идругихвидовдеятельности. Метапредметныерезультаты: 1. определять и формулировать цель деятельности, высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей; 2. смысловоечтение; 3. умениеделатьвыводыврезультатеработы, вт.ч.совместнойработыклассаиучителя; 4 4. развитиепознавательныхинтересов; 5. развитиетворческого,логическогомышления; 6. развитиеспособностейксамостоятельномуприобретениюзнанийиисследовательскойработе; 7. развитиеспособностиксамопознанию; 8. оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойформе(науровнепредложенияилинебольшоготекста); 9. слушатьипониматьречьдругих;работатьвпаре,группе;выполнятьразличныероли(лидера,исполнителя). Предметныерезультаты: 1. старинныесистемызаписичисел,записицифричисел удругих народов; 2. названиябольшихчисел; 3. свойствачиселнатуральногоряда,арифметические действиянад натуральнымичисламиинулѐмиихсвойства, понятиеквадрата икубачисла; 4. приѐмыбыстрогосчѐта; 5. методырешениялогическихзадач; 6. свойствапростейшихгеометрических фигур наплоскости; 7. понятиеграфа; 8. читатьизаписыватьримскиечисла; 9. читатьизаписыватьбольшиечисла; 10. пользоватьсяприѐмамибыстрогосчѐта; 11. создаватьмоделистереометрическихтел; 12. решатьтекстовыезадачинадвижение,навзвешивание, напереливание; 13. использоватьразличныеприѐмыприрешениилогическихзадач; 14. решатьгеометрическиезадачинаразрезание,задачисоспичками,геометрическиеголоволомки,простейшиезадачинаграфы; 15. решатьматематическиеребусы,софизмы,показыватьматематическиефокусы. 16. выполнятьпроектныеработы. 5 3. Тематическоепланирование № Раздел 1 2 Занимательная арифметика Тема Записьцифричиселудругихнародов.Числа-вели-каныи числа-малютки 1 Приѐмыбыстрогосчѐта 1 Занимательныезада- Магическиеквадраты чи Математическиеребусы Задачисчислами.Старинныезадачи 3 Платоновытела Моделирование стеАрхимедовытела реометрических тел Звезчатыемногогранники ТеоремаПика 4 5 6 7 Решениезаданий,заданныхтаблично КомпетентностноРешениезаданий,заданныхграфически ориентированныезаРешениезаданий,заданныхвтекстовойформе дачи Логическиезадачи Геометрические дачи Проектныеработы ИТОГО: Всего часов 1 1 2 1 2 2 2 2 2 3 Компетентностно-ориентированные задания разныхтипов 3 Задачи,решаемыесконца 2 КругиЭйлера 2 Комбинаторныезадачи.Простейшиеграфы 2 за- Задачинаразрезание 1 Задачисоспичками.Геометрическиеголоволомки 1 Проектныеработы 3 34 6