МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.
________________________
________________________
на заседании
педагогического совета
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ
№138
Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ
№
235
од
от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа
2025
г.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8513848)
учебного предмета ПРАВО
для обучающихся 10-11 классов
г. Нижний Тагил ,2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРАВО
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального
компонента Государственного стандарта среднего общего образования,
примерной программы среднего общего образования по обществознанию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
и темам курса.
Рабочая программа по праву для 10 11 класса составлена на основе
методических рекомендаций по составлению рабочей программы
на основе авторской программы Право.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРАВО
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и
правовой культуры, социально правовой активности, внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права
и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам
другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам,
правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и
институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом
нормативно правовом материале, эффективной реализации прав и законных
интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической
деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности для решения практических задач в социально
правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального
образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и
ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в
том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону,
к самостоятельному принятию решений, правомерной
гражданской позиции и несению ответственности.
реализации
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРАВО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Часть, формируемая участниками образовательной организации:
68 часа для изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего общего
образования 10-11 класс, из расчета 1 учебный час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРАВО
10 класс
Тема 1.Роль права в жизни человека и общества.
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические
профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теория
происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические
особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение
права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у
древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы
права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система
регулирования
общественных
отношений.
Механизм
правового
регулирования.
Тема 2. Теоретические основы права как системы.
Понятие и системы права. Правовая норма и её характеристика.
Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения
норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы
правого регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный
процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор
как форма выражения воли участников правоотношений, их виды.
Нормативно правовой акт. Виды нормативно правовых актов. Действие норм
права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных
правовых актов. Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности
применения права. Правила разрешения юридических противоречий.
Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования
права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
Тема 3. Правоотношения и правовая культура.
Юридические факторы как основа правоотношений. Виды и структура
правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение.
Функции юридической ответственности. Правонарушение, его состав,
признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности.
Принципы
юридической
ответственности.
Виды
юридической
ответственности. Основания для освобождения от юридической
ответственности. Обстоятельства, исключающие преступное деяние.
Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая
идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романогерманская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-
правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой
системы в России.
Тема 4. Государство и право.
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию
государства. Жизнь людей в до государственный период. Происхождение
древневосточного государства. Происхождение античного государства.
Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории
происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная,
договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность
государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы
государства и его элементы. Монархия как форма правления. Республика как
форма власти. Государственное устройство. Политический режим.
Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная
власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление.
Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность.
Признаки правового государства. Конституция РФ – основной закон
государства. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя
России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и
прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в
демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды.
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы.
Защита прав человека в государстве. Судебная система.
Конституционный суд РФ. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок
осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды.
Правоохранительные органы РФ. Система органов внутренних дел.
Прокуратура им её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности
РФ. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ:
Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба,
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная
налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
11 класс
Тема 1. Гражданское право
Понятие
и
сущность
гражданского
права.
Гражданские
правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов
гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права.
Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и её виды. Формы
сделок. Основание недействительности сделок. Представительство в сделках.
Доверенность и её виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения
исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды
договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров.
Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания
возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной
собственности. Интеллектуальные права (исключительное- имущественные;
неимущественные; иные – право доступа, право следования). Авторское
право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов
интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств
индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей
собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и
деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды
гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства
государственного регулирования экономики. Организационно правовые
формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества.
Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный
кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование
защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права
потребителей. Права потребителей. Защита прав потребителей при
заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий.
Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила
наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по
закону.
Тема 2. Семейное право.
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные
неимущественные права супругов. Договорной режим имущества супругов.
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные
обязательства.
Тема 3. Жилищное право.
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье.
Тема 4. Трудовое право
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права.
Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица.
Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и
работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок
и условия распространения трудового договора. Расторжение трудового
договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная
ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое
регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и
компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для
несовершеннолетних.
Тема 5. Административное право и административный процесс
Административное
право
и
административные
правоотношения.
Особенности
административного
права.
Административные
правоотношения.
Понятие
административного
правонарушения.
Административная ответственность. Меры административного наказания.
Производство по делам об административных правонарушениях.
Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс.
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие
уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений.
Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного
процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права
обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Тема 7.Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного
обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и
юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в
области образования. Принципы государственной политики в области
образования. Уровни образования. Права и обязанности субъектов
образовательных
правоотношений.
Профессиональное
юридическое
образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Тема 8. Международное право
Понятие международного права. Источники принципы международного
права. Субъекты международного права. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные
организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам
человека. Международная защита прав детей. Международные споры и
международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное
право и права человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования стандарта к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по курсу ≪Право≫ определяют
содержательно критериальную и нормативную основу оценки результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы среднего
(полного) общего образования по праву.
Содержание и критерии оценки определяются планируемыми результатами,
разрабатываемыми на федеральном уровне и конкретизирующими
требования стандарта к результатам освоения основной образовательной
программы среднего (полного) общего образования для предмета ≪Право≫
(базовый уровень).
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
14) основы экологического мышления, осознание влияния социально
экономических процессов на состояние природной среды; приобретение
опыта эколог направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и
внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты базовый уровень
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях,
механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации
как основном законе государства, владение знаниями об основах правового
статуса личности в Российской Федерации;
5)сформированность
общих
представлений
о
разных
видах
судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов
правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского,
трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой
основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания
конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству
Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой
информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных
ситуациях;
Критерии оценки. Достижение личностных результатов оценивается на
качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и
предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего,
тематического и итогового контроля. Планируемые результаты освоения
обучающимися курса ≪Право≫ должны:
1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным
процессом и системой оценки результатов освоения предмета;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки
рабочих программ учебного предмета ≪Право≫, программ внеурочной
деятельности, программ воспитания, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися основной образовательной программы среднего
общего образования по праву в соответствии с требованиями стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения курса должны
отражать требования стандарта, специфику образовательного процесса (в
частности, специфику целей изучения предмета ≪Право≫), соответствовать
возрастным возможностям обучающихся. Планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы среднего (полного)
общего образования по предмету ≪Право≫ должны уточнять и
конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиций организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиций оценки достижения этих
результатов
1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п
10 класс
Наименование тем
Тема 1. Роль права в жизни человека (6 часов+1 час резерв)
1
2
Кол-во
часов
Юриспруденция как важная область человеческих знаний
Теории
происхождения
права.
Закономерности
возникновения права
Исторические особенности зарождения права в различных
уголках мира
Право и основные теории его понимания
Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права
Система регулирования общественных отношений
Механизм правового регулирования
1
1
1
1
1
20
Понятие и система права
Правовые нормы и их характеристики
Институты права. Отрасли права. Методы правового
регулирования
Понятие и виды правотворчества
Законодательный процесс. Юридическая техника
Источники права. Правовой обычай. Юридический
прецедент
Нормативно правовой акт. Виды нормативных правовых
актов
Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу
лиц
Систематизация нормативных правовых актов
Понятие реализации права и её формы
Этапы и особенности применения права
Сущность и назначение толкования права. Способы и виды
толкования права
Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Юридические факты как основание правоотношений
Виды и структура правоотношений
Поведение людей в мире права
Правомерное поведение
Правонарушение, его состав, признаки
Виды правонарушений
Функции юридической ответственности
Принципы юридической ответственности
Виды юридической ответственности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
4
5
6
7
1
1
1
1
1
Тема 2. Теоретические основы права как системы (12 часов +1 час резерв)
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема 3. Правоотношения и правовая культура (15 часов + 3 часа резерв)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
35
36
Основания освобождения от юридической ответственности
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Правовое сознание и его структура
Правовая психология. Правовая идеология
Правовая культура
Понятие правовой системы общества
Романо-германская правовая семья. Англосаксонская
правовая
семья.
Религиозно-правовая
семья.
Социалистическая правовая семья
Особенности правовой системы в России
Контрольно-проверочный урок
1
1
1
1
1
1
1
1
58
59
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию
государства
Теории происхождения государства: теологическая,
патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская,
теория насилия
Признаки государства
Сущность государства. Функции государства
Виды функций государства
Форма государства и её элементы
Монархия как форма правления. Республика как форма
власти
Государственное устройство
Политический режим
Государственный механизм и его структура
Государственный орган и его признаки. Глава государства
Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная
власть
Местное
самоуправление.
Принципы
местного
самоуправления
Правовое государство и его сущность
Конституция Российской Федерации – основной закон
государства.
Структура
Конституции
Российской
Федерации
Основы конституционного строя России
Эволюция понятия «гражданство»
Порядок приобретения
и прекращения российского
гражданства
Правовой статус человека в демократическом правовом
государстве
Избирательные системы и их виды
Референдум. Выборы Президента Российской Федерации
60
Защита прав человека в государстве
1
37
38
Тема 4. Государство и право (19 часов + 2 часа резерв)
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы (7 часов + 1 резерв)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
61
62
63
6466
67
Судебная система. Конституционный суд Российской
Федерации
Суды общей юрисдикции. Мировые суды
Арбитражные суды
Правоохранительные органы Российской Федерации
1
Особенности деятельности правоохранительных органов
РФ
1
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
68
Повторительно-обобщающий урок
1
1
3
1
Итого: 68 часов
11 класс
№
п/п
Наименование тем
Тема 1. Гражданское право (16 часов + 1 час резерва)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские
правоотношения
Виды субъектов гражданских правоотношений
Понятие сделки и ее виды. Формы сделок
Основания недействительности сделок. Представительство
в сделках. Доверенность и ее виды
Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения
обязательств
Понятие договора и его содержание. Виды договоров.
Отдельные виды обязательств. Способы обеспечения
исполнения обязательств
Понятие права интеллектуальной собственности.
Интеллектуальные права
Авторское право. Смежные права
Понятие общей собственности. Защита прав собственности
Понятие гражданско-правовой ответственности
Способы защиты гражданских прав
Предпринимательство и предпринимательская
деятельность
Правовые средства государственного регулирования
экономики
Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества
Права потребителей. Защита прав потребителей
Правила наследования на основании завещания.
Наследование по закону
1
Порядок заключения брака. Расторжение брака
1
Тема 2. Семейное право (4 часа)
18
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
Имущественные и личные неимущественные права
супругов
Договорный режим имущества супругов
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений.
Алиментные обязательства
1
22
23
Жилищные правоотношения
Реализация гражданами права на жильё
1
1
24
Понятие трудового права. Принципы и источники
трудового права
Коллективный договор. Трудовое соглашение
Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство
Порядок взаимоотношений работников и работодателей.
Трудовой договор
Порядок и условия расторжения трудового договора
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
Понятие рабочего времени. Время отдыха
Правовое регулирование труда несовершеннолетних
Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные
трудовым законодательством для несовершеннолетних
1
Административное право и административные
правоотношения
Особенности административного права
Понятие административного правонарушения.
Административная ответственность
Меры административного наказания
Производство по делам об административным
правонарушениям
1
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права
Действие уголовного закона
Понятие преступления
Основные виды преступлений
Уголовная ответственность и наказание
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Уголовный процесс
Особенности уголовного процесса по делам
несовершеннолетних
Защита от преступления. Права обвиняемого,
потерпевшего, свидетеля
Уголовное судопроизводство
Контрольно-проверочный урок
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
Тема 3. Жилищное право (1 час + 1 час резерва)
Тема 4. Трудовое право (9 часов)
25
26
27
28
29
30
31
32
Тема 5. Административное право и административный процесс (5 часов)
33
34
35
36
37
Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс (10 часов)
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
49
50
51
52
(14 часов)
Пенсионная система и страхование
Правовое регулирование денежного обращения
Экологическое право
Экологические
правонарушения
и
юридическая
ответственность
53 Правовое регулирование отношений в области образования
54 Принципы
государственной
политики
в
области
образования
55 Уровни образования
56- Права и обязанности
субъектов образовательных
57 правоотношений
58 Профессиональное юридическое образование
59 Практические советы о том, как заключить договор на
обучение
60- Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры,
61 нотариусы, следователи
62 Особенности профессиональной юридической деятельности
1
1
1
1
63
1
Тема 8. Международное право (5 часов)
67
Понятие международного права. Источники и принципы
международного права. Субъекты международного права
Международная защита прав человека в условиях мирного
и военного времени
Правозащитные организации и развитие системы прав
человека.
Европейский суд по правам человека. Международная
защита прав детей
Международное гуманитарное право и права человека
68
Повторительно-обобщающий урок
64
65
66
Повторительно-обобщающий урок (1 час резерв)
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Итого: 68 часов