Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

МХК 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ
№___
от
«29» августа
Протокол № 1 от «29» августа
2025
г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8507086)
учебного предмета Мировая художественная культура
для обучающихся классов

г. Нижний Тагил, 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Курс «Искусство. Мировая художественная культура» играет важную
роль в формировании культурной, духовно-нравственной, гражданской
позиции учащихся выпускных классов гуманитарного профиля. В его
рамках происходит систематизация знаний, полученных в рамках программ
общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки,
литературы и истории, формируется целостное представление о мировой
художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе,
о ее месте в жизни общества и каждого человека.
История отечественной художественной культуры представляется в
контексте мировой, что позволяет максимально наглядно выявить ее
своеобразие, уникальность, место в художественном развитии человечества.
Среди важнейших задач курса – знакомство учащихся с
закономерностями формирования художественного языка различных
искусств в контексте историко-культурного развития, с этапами развития
искусства, с эволюцией художественных стилей и направлений, с
основными произведениями искусства, созданными в ходе культурноисторического развития. На этой основе формируется понимание
художественного языка искусства, дающее возможность «видеть»
произведение, осмыслять его содержательное и формальное своеобразие,
формировать собственное к нему отношение. Получаемые в рамках курса
«Искусство. Мировая художественная культура» знания обладают мощным
миро моделирующим потенциалом. Опыт художественно-образного
осмысления мира, запечатленный в памятниках искусства разных эпох и
регионов, открывает особые возможности на пути поиска личностной
самоидентификации, раскрытия творческого потенциала, формирования
толерантного отношения к носителям иных национально-культурных и
религиозных традиций. Постижение многообразия художественного
наследия способствует складыванию многогранной личности, обладающей
стремлением к творческому поиску и развитым эстетическим вкусом. В
связи с этим в работе с учащимися большое значение придается
осмыслению роли творческого начала в истории и современной жизни, что
определяет особую роль тех форм подготовки, которые направлены на
развитие восприятия, в том числе эмоционального. Это находит отражение в

системе заданий, предполагающих как индивидуальное знакомство с
выдающимися памятниками искусства, так и участие в групповых проектах,
предполагающих представление творческих заданий в классе, в музее, в
исторической части города.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Создать условия для
совершенствования духовного мира учащихся, их нравственности,
эстетической восприимчивости через восприятие искусства как особой
формы познания мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 34 часа на обязательное изучение учебного
предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего
(полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в X классе
по34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. В XI классе по 34 часа, из
расчета 1 учебный час в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА»
Личностные результаты изучения МХК в средней школе
подразумевают: формирование мировоззрения, целостного представления о
мире и формах искусства; развитие умений и навыков познания и
самопознания через искусство; накопление разнообразия и неповторимого
опыта эстетического переживания; формирование творческого отношения к
проблемам; развитие образного восприятия и освоение способов
художественного, творческого самовыражения личности; гармонизацию
интеллектуального и эмоционального развития личности; подготовку к
осознанному
выбору
индивидуальной
образовательной
или
профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения МХК в средней школе
содержат: 3 формирование ключевых компетенций в процессе диалога с
искусством; выявление причинно-следственных связей; поиск аналогов в
бытии и динамике развития искусства; развитие критического мышления,

способности аргументировать свою точку зрения; формирование
исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ; использование
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; определение целей
и задач учебной деятельности; выбор средств реализации целей и задач и их
применение на практике; самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения МХК в средней школе включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа,
произведения искусства; представление о месте и роли искусства в развитии
мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление о системе общечеловеческих ценностей;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей, заключенных в
произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и
художественных средств выразительности; понимание условности языка
искусства;
различение изученных видов и жанров искусства, определение
зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры;
структурирование изученного материала, информации, полученной из
различных источников; осознание ценности и места отечественного
искусства;
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа; уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение
ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности;
описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;
высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;
овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение
эстетического кругозора; умение видеть ассоциативные связи и осознавать
их роль в творческой деятельности;
освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию собственного творческого потенциала;
применение различных художественных материалов; использование
выразительных средств искусства в творчестве.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Мировая художественная культура» в 10-11 классе, сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Виды контроля: - вводный, текущий, итоговый. - фронтальный,
комбинированный, устный.
Формы (приемы контроля):

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка
учебных, учебно-творческих работ, устный опрос.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

УЧЕБНОГО

10 класс» обучающиеся должны:
Знать/понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства. Уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой,
стилем, направлением.
• пользоваться различными источниками информации о мировой
художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства;
•
самостоятельного
художественного
творчества.
«МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 11 класс» обучающиеся должны:
Знать/понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной
эпохой, стилем, направлением.
• пользоваться различными источниками информации о мировой
художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;

• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс.
Модуль «Художественная культура: от истоков до XVII века»
п/п Наименование
разделов и тем всего
программы
1
2
3
4
5

Древние
цивилизации
Культура
античности
Художественна я
культура
Средних веков
Художественна я
культура
Востока
Художественная
культура
Ренессанса
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

6

Количество часов
Электронные
Контрольны Практически (цифровые)
образовательные
е работы
е работы
ресурсы
resh.edu.ru

4

resh.edu.ru

10

resh.edu.ru

6

resh.edu.ru

9

resh.edu.ru

34

resh.edu.ru

11 класс. Модуль «Художественная культура XVII-XX вв»
п/п Наименование
разделов и тем всего
программы
1
2

Художественна я 13
культура 17- 18
веков
Художественна я 9
культура
XIX

Количество часов
Электронные
Контрольны Практически (цифровые)
образовательные
е работы
е работы
ресурсы
resh.edu.ru
resh.edu.ru

3

века
Художественна я 12
культура XX вв
ОБЩЕЕ
34
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

resh.edu.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Раздел

№ур.

Тема урока

Древние
цивилизации,
6часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9-10
11
12,
13,
14
15,
16
17,
18
19
20
21,
22
23,
24
25

Первые художники Земли
Архитектура страны фараонов

Кол-во
часов
1ч.
2ч.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
Художественная культура Древней Передней Азии.
Искусство доколумбовой Америки.
Золотой век Афин.
Архитектура Древнего Рима.
Театральное и музыкальное искусство античности.
Мир византийской культуры.
Архитектурный облик Древней Руси.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
3ч.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

2ч.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

2ч.

Изобразительное искусство Средних веков
Театральное искусство и музыка Средних веков
Индия - «страна чудес».

1ч.
1ч.
2ч.

Художественная культура Китая.

2ч.

Искусство Страны восходящего солнца
(Япония).
Художественная культура ислама.
Флоренция-колыбель итальянского Возрождения.

1ч.

Культура
античности,
4 часа
Средние века,
10 часов

Культура
Востока,
6 часов

Возрождение,

26
27

1ч.
1ч.

28,
29,
30
31
3233
34

9 часов

Золотой век Возрождения.

3ч.

Возрождение в Венеции.
Северное Возрождение.

1ч.
2ч.

Музыка и театр эпохи возрождения.
Итого:

1ч.
34 ч.

11класс (1час в неделю)
Раздел

№ур.

Тема урока

Художественная
культура
XVII-XVIII вв.
13ч.

1-2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII вв.
Архитектура барокко
Изобразительное искусство барокко
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Шедевры классицизма в архитектуре России
Изобразительное искусство классицизма и рококо.
Реалистическая живопись Голландии.
Русский портрет 18века.
Музыкальная культура барокко.
Композиторы Венской классической школы.
Театральное искусство XVII-XVIII вв.
Романтизм.
Изобразительное искусство романтизма
Реализм - художественный стиль эпохи.
Изобразительное искусство реализма
«Живописцы счастья» (художники импрессионизма)
Многообразие стилей зарубежной музыки
Русская музыкальная культура
Пути развития западноевропейского театра
Русский драматический театр

Художественная
культура XIXвека
9ч.

Кол-во
часов
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Художественная
культура XX века
13ч.

23
24
25
2627
28
29
30
31
32
33

Искусство символизма
Триумф модернизма
Архитектура: от модерна до конструктивизма
Стили и направления зарубежного изобразительного
искусства.
Мастера русского авангарда.
Зарубежная музыка XX века.
Русская музыка XX столетия.
Зарубежный театр.
Русский театр XX века
Становление и расцвет мирового кинематографа.
Итого:

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
33ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».