МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
________________________
________________________
на заседании педагогического совета
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ
№138
Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ
№
235
од
от «29» авПротокол № 1 от «29» августа
густа 2025 г.
2025 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для среднего общего образования
Срок освоения программы: 1 год (10 класс)
г. Нижний Тагил , 2025год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения
основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный
проект» на уровне среднего общего образования изучается в 10 классе, как
полидисциплинарный курс.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой
проблемы.
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов;
– мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской
деятельности.
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческо-
го, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую
проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования,
выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Место элективного курса в учебном плане
На изучение элективного курса «Индивидуальный проект» учебным планом ООП СОО отводится по 1 часу в неделю в 10 классе, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение
Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия
«проект» и его понятийно-содержательные элементы. Нормативная правовая
база учебного курса «Индивидуальный проект». Виды проектных и исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья,
научный отчет, реферат, проект, модель и др. История технологии проектов. Типовая классификация проектов в
соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Организационные основы индивидуального проекта
Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работы над проектом. Классификация проектов (по доминирующей
деятельности учащихся, характеру контактов, продолжительности). Формы
продуктов проектной деятельности. Паспорт проекта. Оформление проектной
папки. Виды презентации, Система оценивания проектной деятельности.
Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной) деятельности, творчества
Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности. Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской (научной) деятельности. Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования. Взаимосвязи и проблемы, предмета и цели исследования. Источники и
условия исследовательского поиска.
Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задачи исследования. Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и эмпирического исследования. Статистические методы и средства формализации.
Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.
Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав.
Оформление исследовательского проекта
Оформление результатов исследования. Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление
титульного листа. Раздел «Введение». Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул.
Этапы работы над проектом (практические занятия)
1. Выбор темы. Составление плана работы над проектом.
2. Приемы работы с научной литературой и первоисточниками.
3. Работа с понятийным аппаратом проекта в соответствии с выбранной
темой.
4. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.
5. Практические навыки оформления проекта (пробное моделирование).
6. Предварительная защита проектов.
Представление результатов исследовательского проекта
Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности
подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных
работ. Формы письменной продукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов. «Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научной этике, межличностное общение и коммуникативные навыки. Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения. Вербальное общение. Технология коммуникации.
Основные стили в общении. Рефлексия.
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и
индивидуальные консультации учителя/тьютора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
– сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
–
систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты
–
освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность
их
использования в познавательной и социальной практике;
–
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
– способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные результаты
–
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания
в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
– владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у обучающегося сформируются: – навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
– навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
– способность ставить цели и формулировать гипотезу исследования, планировать работу, выбирать и интерпретировать необходимую информацию, структурировать
и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
– системные представления и опыт применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
–
навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
– навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научнопрактические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практикоориентированного результата;
– умения определять и реализовывать практическую направленность
проводимых исследований;
– научный тип мышления, компетентности в предметных областях,
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
и тем программы
Введение
Организационные основы
индивидуального проекта
Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной) деятельности, творчества
Оформление исследовательского проекта
Представление результатов исследовательского
проекта
Индивидуальная практическая работа учащихся
над проектом и индивидуальные консультации учителя/тьютора
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
Электронные
(цифровые)
Контро образовательны
льные
е ресурсы
Количество часов
Всего
Практи
ческие
работы
2
2
1
12
8
6
2,5
7
2
5
2
34
15.5
работы
1) Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимся, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
2) Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроке явлений, понятий, приемов;
3) Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;
4) Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, получаемой на уроке, обсуждать, высказывать мнение;
5) Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
6) Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в
процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность;
7) Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся: самостоятельная работа с учебником, работа с
научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам;
8) Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
9) Выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам,
проблемам детей/обучающихся в контексте содержания учебного предмета;
10) Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
11) Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных филь-
мов.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
№ урока в
разделе
Тема урока
ПР
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Дата проведения урока
Введение
Организация работы учебного курса. Определение понятия «проект» и его понятийно1
1
содержательные элементы. Виды проектных и исследовательских работ.
Нормативно-правовая база учебного курса.
2
2
История технологии проектов. Типовая
классификация проектов.
Организационные основы индивидуального проекта
Основные требования к проекту. Структура
учебного проекта. Циклограмма работы над
проектом. Классификация проектов. Фор3
1
мы продуктов проектной деятельности.
Паспорт проекта. Оформление проектной
папки. Виды презентации. Система оценивания проектной деятельности
Практическое занятие. Понятие и определение проблемы и актуальности темы. Выбор
4
2
1
и формулировка темы проекта. Вариативность направления тем
Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной) деятельности, творчества
5
1
Структура и специфика проектной и учеб-
Домашнее задание
6
2
7
3
8
4
9
5
10
6
11
7
12
8
13
9
но-исследовательской (научной) деятельности. Основные понятия: проблема, предмет
и цель исследования. Взаимосвязи проблемы, предмета и цели исследования. Источники и условия исследовательского поиска
Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема исследования.
Актуальность исследования. Противоречия
и проблемы. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задачи исследования.
Практическое занятие. Виды гипотез, их
формулировка, взаимосвязь с темой, целью,
задачами проекта, предметом и объектом
исследования
Практическое занятие. Составление плана
работы над проектом
Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и эмпирического исследования. Статистические методы и средства формализации.
Практическое занятие на применение методов исследования (опрос, беседа, тестирование, наблюдение)
Практическое занятие на применение методов исследования (диагностика, изучение
продуктов деятельности человека, эксперимента)
Практическое занятие. Проведение статистического анализа. Вариативность расчетов и научная надежность выводов.
Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы
поиска информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение ав-
1
1
1
1
1
торских прав.
Практическое занятие. Работа с информа14
10
цией и первоисточниками
Практическое занятие: Работа с понятий15
11
ным аппаратом в соответствии с выбранной
темой
Практическое занятие. Моделирование экс16
12
перимента. Разновидности исследовательской и экспериментальной деятельности.
Оформление исследовательского проекта
Правила оформления письменных работ
учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа.
ГОСТ.
Практическая работа
Структура раздела «Введение». Основные
требования и приемы оформления
Практическая работа
Правила оформления основной части работы
17
1
18
2
19
3
20
4
Правила оформления раздела «Выводы» и
«Заключение» в работе
Практическое занятие.
5
Оформление списка литературы. Правила
оформления текстуальной части письменных работ (шрифт, нумерация, таблицы,
формулы, числовые величины)
6
Практическое занятие. Правила оформления ссылок, рисунков, таблиц, формул.
Правила оформления иллюстративного материала (чертежи, графики, фотографии,
рисунки, схемы, диаграммы)
21
22
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
Представление результатов исследовательского проекта
23
1
24
2
25
3
26
4
27
5
28
6
29
7
30
1
31
2
Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности подготовки
к защите письменных работ. Подготовка
текста выступления. Подготовка отзывов и
рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ.
Формы письменной продукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды
презентаций проектов.
Практическое занятие. Практика написания
статьи, отзыва, тезисов. Составление презентации
«Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научной
этике
Искусство полемики. Правила поведения в
дискуссии. Искусство отвечать. Подготовка
текста выступления
Межличностное общение и коммуникативные навыки. Невербальное общение и
проблема эмоционального самовыражения.
Вербальное общение. Технология коммуникации. Основные стили в общении. Рефлексия.
Практическое занятие. Основные правила
защиты проекта
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные
консультации учителя/тьютора
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные
консультации учителя/тьютора
1
1
32
3
33
4
34
5
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные
консультации учителя/тьютора
Защита проектов
Защита проектов
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
И
ндивидуальный проект. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова,
М.В. Майсак
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя
в воспитательной деятельности. М. 2005.
Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр
тестирования)
http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал.
Доступность, качество, эффективность.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные
технологии в образовании".