Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Готовимся к сочинению 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УР

Директор МАОУ СОШ
№138

Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.

________________________

________________________

Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ № 235 од от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа 2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Готовимся к сочинению»
для обучающихся 11 класса

г. Нижний Тагил

1. Содержание курса
Введение в курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия "направление" и
"тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы. Выбор темы и
логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого
литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Проблемный
вопрос в темах различной формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с
формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темыпонятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в темецитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы- афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение
темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение,
повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение. Композиция сочинения. Композиция
сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений.
Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений
с разной композицией. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к
школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию
вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений.
От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная
часть сочинения: аргументация.
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении. Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические ошибки.
Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам
этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению
в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения.
Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста.
Формулирование
проблемы
исходного
текста. Комментарий к сформулированной
проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев. Формулирование позиции автора
исходного текста. Способы выражения позиции автора. Выражение собственного мнения. Способы
выражения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы
(плюсы и минусы),
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма.Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в
школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационныеошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская
работа с текстом.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
2

Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Занятие 23. Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства языка и речи.
Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов и
синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческаяработа.
Изобразительные
возможности лексики.
Основные термины лексикологии. Практическая
работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке
индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? . Что значит «соответствие теме»? Советы
пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и
аналитического материала по курсу.
2. Планируемые результаты
себя:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся себе, к своему здоровью, к познанию

•
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
•
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
•
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
•
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа
и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
•
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
•
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
•
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
3

•
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
•
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
•
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
•
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
•
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
•
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
•
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся сокружающими людьми:
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
•
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
•
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
•
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
•
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
4

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
•
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
•
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
•
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
•
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
•
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
•
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
•
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
•
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программыпредставлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
5

•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
•
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать ификсировать противоречия в информационных источниках;
•
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно
и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать
их как ресурс собственного развития;
•
выходить
за
рамки учебного
предмета;
•
осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
•
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
•
стороны других участников и ресурсные ограничения;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
•
у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;
•
навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, таки по
заданной теме;
•
развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа
речи;
•
знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, уметь
применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста или
формулировку темы;
•
уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
•
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковыхнорм;
6

•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
•
владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для
использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения;
•
у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки
конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданнойтеме;
•
ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа
речи;
•
будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения- рассуждения,
уметь применять следующие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста
или формулировку темы
•
будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
•
будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
•
научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

7

3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного предмета
11 класс
№

Кол-во

Тема

часов
1

Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ

1

2

Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ

1

3

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией

1

сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным членением текста.
4

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией

1

сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным членением текста.
5

Формулирование проблемы исходного текста.

1

6

Формулирование проблемы исходного текста. Урок практикум. Различие понятий

1

темы и проблемы.
7

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные

1

виды комментариев
8

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные

1

виды комментариев
9

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные

1

виды комментариев. Урок-практикум.
10

Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции

1

автора.
11

Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции

1

автора.
12

Выражение

собственного

мнения.

Способы

выражения.

Включение

1

иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы
и минусы),
13

Выражение

собственного

мнения.

Способы

выражения.

Включение

1

иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы
и минусы),
14

Написание сочинений в формате ЕГЭ.

1
8

1

Основы грамотного письма. Виды грамматических
ошибок.
15

Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные

1

грамматические ошибки в школьных сочинениях
16

Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и

1

пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом.
17

Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и

1

пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом.
18
19

Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды

1

Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с

1

текстом.
20

Этические и фактические ошибки.

1

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения
21

Этические и фактические ошибки.

1

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
22

Р.Р. написание сочинения в формате ЕГЭ.

1

23

Этические и фактические ошибки.

1

24

Определение

этической

и

фактической

ошибки.

Их

виды

и

способы

1

предупреждения. Редакторская работа с текстом.
25

Логические ошибки в сочинении.

1

26

Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных

1

сочинениях. Редакторская работа с текстом
27

Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические

1

фигуры.
28

Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.

1

Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.

9

29

Изобразительные возможности

лексики. Основные

термины лексикологии.

1

Практическая работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.
30

Выбор стиля. Оригинальность.

1

Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая
работа по выработке индивидуального стиля.
31

Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта

1

учащихся и аналитического материала по курсу.
32

Промежуточная аттестация. Сочинение.

1

33

Промежуточная аттестация. Сочинение.

1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».