МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138
Дата: 2025.08.31 20:39:06 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ
№138
Протокол № 1 от «29»
августа 2025 г.
________________________ ________________________
Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ №235 од от «29»
Протокол № 1 от «29»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Профессионально-трудовое обучение.
Швейное дело »
6-9 классы
г. Нижний Тагил, 2025
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению
(швейное дело) в 6-9 классах разработана на основе Программы для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
6-9 классов, сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2010г.
Используются учебники:
Технология . Швейное дело. Авторы Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2013 г.
Общая характеристика предмета
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и
специальными умениями и навыками в области технологии изготовления
женской и детской легкой одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-формирование знаний и умений, необходимых для выполнения
практических работ;
-формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и
инициативы;
-развитие познавательно-трудовой активности;
-воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда,
формирование культуры труда
Коррекционная работа включает следующие направления:
-планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием
учащихся;
-обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное
совершенствование этих навыков;
-постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному
планированию работы, контролю и качеству;
-систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений
и навыков;
-связь теоретических знаний с практической работой;
-совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю
организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
-повышение работоспособности и выносливости учеников;
-раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном
учащимся уровне и расширять их кругозор.
Основные направления данной программы:
2
Конструирование - учащиеся изучают правила снятия мерок с фигуры
человека, учатся читать и строить чертежи, получают навыки пользования
чертежными инструментами.
Моделирование - изучение особенностей моделирования различных видов
одежды, способов моделирования одежды в масштабе и в натуральную
величину. Моделирование плечевых, поясных изделий. Выбор модели.
Изменение деталей чертежа в соответствии с выбранным фасоном в
зависимости от сложности изделия и умений учащихся. Расчет количества
материалов, необходимых для изготовления модели.
Материаловедение - обучающиеся получают знания о свойствах различных
тканей, в том числе новых, современных. Изучение технологии изготовления
декоративных изделий. Выполнение изделий из различных материалов, с
применением специальных инструментов и приспособлений для работы.
Знакомство с лоскутной пластикой: способы соединения, техника
выполнения. Изготовление панно, салфеток, игольниц, диванных подушек и
др.
Изготовление швейных изделий - производство швейных изделий в
зависимости от сложности изделия и умений учащихся.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри
предметных связей, а также с возрастными особенностями развития
обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет
приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность
обучающихся понимать причины и логику развития технологических
процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в
современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать
развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности учеников,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет
направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний
и
умений,
но
и
на
максимально
возможную
коррекцию
психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении
коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества,
которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и
позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную
3
работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его
ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и
посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по
швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения
на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем
предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего
овладения профессиями швейного производства.
Целью изучения темы «Построение чертежа» различных изделий, является
«объяснение» чертежа с тем, чтобы обучающиеся могли читать чертеж,
ориентироваться в нем, пользоваться готовыми выкройками и в школе и в
дальнейшей самостоятельной жизни.
Темы «Раскладка выкройки на ткани», «Раскрой деталей изделий»
встречаются при выполнении каждого изделия. При их изучении
выполняются тренировочные упражнения, с использованием макетов из
бумаги, лоскутов, но по-настоящему самостоятельно выполнить раскладку
выкройки и раскрой основная масса учащихся не сможет, поэтому пошив
изделий проводится по готовому крою.
Теоретическое обучение курсу направлено на формирование у
обучающихся знаний
основ материаловедения, устройства бытовых
швейных машин, технологии пошива легкой одежды.
Основной задачей практического обучения является формирование
профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На
практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по
обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на
бытовых швейных машинах, технологическую последовательность
изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству
готовой продукции.
Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ,
демонстрация, наблюдения, практические
и лабораторные работы,
инструктаж.
В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ,
практическая работа, лабораторная работа, тестирование.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня
сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня
развития обучающихся с целью корректировки методики обучения
используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий,
контрольных работ.
4
В процессе обучения используются технологические и инструкционные
карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на
уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом
занятии предусматривается включение учащихся в практическую
деятельность продуктивного, творческого характера.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается
использование
программно-педагогических
средств,
реализуемых с помощью компьютера.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения
(швейное дело) является развитие ребенка как компетентной личности путем
включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:
учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор,
личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов
жизнедеятельности.
Место предмета в учебном плане
Программа 6 класса рассчитана на 204 часа учебного времени (6часов в
неделю
Программа 7 класса рассчитана на 238 часа учебного времени (7 часов в
неделю).
Программа 8 класса рассчитана на 272 часа учебного времени (8 часов в
неделю).
Программа 9 класса рассчитана на 306 часа учебного времени (9 часов в
неделю).
Планируемые результаты
Должны знать:
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства
материалов;
-назначение
и
устройство
применяемых
ручных
инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических
операций.
Должны уметь:
-рационально организовывать рабочее место;
-составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия;
-выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
5
-выполнять технологические операции с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием;
-осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого
изделия (детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
-мелкого ремонта изделий из различных материалов;
-создания изделий с использованием ручных инструментов, машин,
оборудования и приспособлений;
-контроля качества выполняемых работ с применением измерительных,
контрольных и разметочных инструментов;
-обеспечения безопасности труда.
6 класс
Знать:
- назначение и устройство бытовой машины с электроприводом;
- и назначение обтачек;
- производство х\б тканей и их свойства, льняные волокна и ткани и их
свойства;
- конструкцию и применение запошивочного шва;
- понятие масштаб, масштабная линейка;
- правила и последовательность снятия мерок;
- правила расчета ткани на мягкие складки;
- назначение и фасоны карманов.
Уметь:
- обрабатывать срезы обтачками по прямой линии, кругу и углу;
- выполнять на машине мягкие складки;
- распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани;
- выполнять запошивочный шов;
- работать на швейной машине с электроприводом;
- работать по готовым лекалам;
- снимать и записывать мерки;
- самостоятельно проверять раскладку выкройки на ткани;
-ориентироваться в работе по образцу;
- анализировать качество работы при сравнении с образцом;
6
- утюжка и складывание изделия по технологическим требованиям.
Ожидаемые результаты:
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых
для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
7 класс.
Знать:
- ассортимент тканей из льняного и шерстяного волокон и нитей;
- особенности влажно тепловой обработки льняных и шерстяных тканей;
- фасоны ночных сорочек, пижам, юбок;
- мерки для построения чертежа ночной сорочки, пижамных брюк;
- промышленную швейную машину 22-А класса ПМЗ;
- неполадки в работе швейной машины, виды, устранение;
- пооперационное разделение труда при пошиве изделия (постельного белья);
- технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом
изделии;
- складки в одежде (глубина, ширина, конструкция), расчёт ткани для юбки
со складками;
- виды застёжек в юбке; обработку низа юбки ( виды, зависимость от фасона
и ткани)
- приспособления на швейной машине для выполнения окантовочного шва.
Уметь:
- определять льняные и шерстяные ткани по внешним признакам;
- описывать фасоны сорочек, пижам, юбок;
- выполнять строчки на промышленной швейной машине с одновременной и
последовательной работой обеими руками;
- работать бригадным методом при изготовлении постельного белья;
- моделировать выкройку
- обрабатывать срезы запошивочным швом, зигзагообразной строчкой
- работать на краеобмёточной швейной машине. Выполнять потайные
подшивочные стежки.
- выполнять окантовочный шов с приспособлением к швейной машине.
Ожидаемые результаты:
7
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых
для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов.
8 класс.
Знать:
- ассортимент тканей из шёлковых волокон и нитей, синтетических и
смешанных волокон;
- особенности влажно тепловой обработки шёлковых тканей, синтетических
и смесовых тканей;
- фасоны блузок и платьев;
- мерки для построения чертежа блузок (платьев);
- промышленную швейную машину 22-А класса ПМЗ;
- неполадки в работе швейной машины, виды, устранение;
- пооперационное разделение труда при пошиве изделия;
- застёжку в плечевых изделиях, не доходящие до низа изделия;
- виды выреза горловины в платье без воротника;
-виды отделок: рюши, воланы, мелкие складочки и защипы;
Уметь:
- определять шёлковые и синтетические ткани по внешним признакам;
- описывать фасоны блузок и платьев;
- выполнять строчки на промышленной швейной машине с одновременной и
последовательной работой обеими руками;
- моделировать выкройку
- обрабатывать срезы зигзагообразной строчкой
- работать на краеобмёточной швейной машине. Выполнять потайные
подшивочные стежки.
- выполнять окантовочный шов с приспособлением к швейной машине.
Ожидаемые результаты:
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых
для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов.
9 класс.
Знать:
8
-ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;
-особенности влажно- тепловой обработки синтетических тканей;
-фасоны отрезных платьев;
-оборудование отделочного цеха;
-работу подготовительного и раскройного цеха;
-основные права и обязанности рабочих и служащих;
-правила заключения и расторжения трудового договора;
-понятие рабочее время, заработная плата;
-охрану труда, труд молодежи, трудовую дисциплину;
-правила работы с готовыми выкройками;
-организацию швейного производства;
-правила безопасной работы на швейной фабрике;
-технологию пошива простейших изделий швейного производства;
-назначение универсальных и специальных швейных машин;
-новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии;
-технологию пошива верхней одежды, используемую в массовом
производстве;
-приспособления на швейной машине для выполнения окантовочного шва.
Уметь:
-определять синтетические ткани по внешним признакам;
-описывать фасоны платья;
-работать с журналами мод и находить выкройку по выбранной модели
изделия;
-изготавливать выкройку по журналу мод;
-анализировать полученную выкройку;
-самостоятельно выполнять раскладку выкройки на ткани с учетом рисунка;
-выполнять межоперационный контроль, оценку качества готового изделия;
-определять ежедневный учет работы, подводить итоги выполнения
планового задания;
-раскраивать изделия по готовым лекалам;
-выполнять окантовочный шов с приспособлением к швейной машине.
Ожидаемые результаты:
-овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых
для выполнения практических работ;
-овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
-овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе
профессии.
9
Содержание учебного предмета
Правила техники безопасности
Правила поведения в швейной мастерской, Правила техники
безопасности с острыми инструментами, Правила техники безопасности при
работе с утюгом, Правила техники безопасности при работе на швейной
машине.
Этика и эстетика труда
Беседа о профессии швеи. Правила поведения и безопасной работы в
швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочих
мест. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Терминология
швейного производства.
Элементы материаловедения
Сведения о волокнах, прядении и тканях. Представление о волокне:
внешний вид, употребление. Виды волокон. Растительные волокна Хлопчатобумажное волокно. Общее представление о хлопчатнике. Общее
представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Получение
ткани. Виды переплетений. Полотняное переплетение. Сведения о нитках.
Хлопчатобумажные
ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и
поперечные нити в ткани. Составление коллекции хлопчатобумажных
тканей.
Ручные работы
Сведения о нитках. Сведения о ручных стежках и строчках. Подготовка
к выполнению ручных швейных работ. Выполнение прямых стежков: шов
вперёд иголку, стебельчатый шов, тамбурный шов, крестообразные стежки.
Выполнение косых стежков. Выполнение петельных стежков. Ручной шов
вподгибку с закрытым срезом.
Элементы машиноведения
Сведения о швейных машинах (с ручным и ножным приводами).
Марки, скорости, виды выполняемых работ на швейной машине. Правила
безопасной работы на них. Организация рабочего места. Устройство
швейной машины. Основные механизмы швейной машины. Моталка —
наматывание ниток на шпульку. Заправка верхней нити. Заправка нижней
нити. Пуск и остановка швейной машины. Регуляторы строчки: устройство и
назначение. Машинная игла. Устройство и подбор иглы в зависимости от
ткани, правила установки. Установка иглы в игловодитель. Подбор ниток в
зависимости от иглы и ткани.
Машинные работы
Правила работы на швейной машине. Правильная посадка во время
работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к
10
работе. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение
машинных строчек на тонких и толстых тканях. Выполнение машинной
закрепки. Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых,
закруглённых, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем
месте.
Выполнение машинных швов:
- стачного шва (взаутюжку, вразутюжку)
- шва вподгибку с открытым или с закрытым срезом
- двойного шва (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см):
конструкция и применение
- накладного шва. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами:
применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Изготовление швейных изделий
- Головной или носовой платок, обработанный краевым швом
вподгибку с закрытым срезом. Замётывание поперечного среза. Замётывание
долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к
шитью. Застрачивание подогнутых краёв платка. Закрепление машинной
строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
- Мешочек для хранения работ. Название тканей, используемых для
пошива мешочка. Понятие «обтачать». Отделка мешочка отделочными
стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обмётывание среза
шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом
вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см. Продёргивание тесьмы.
- Повязка для дежурного. Пришивание эмблемы к повязке для
дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей,
обрезка углов, вывёртывание повязки, вымётывание шва, выполнение
отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия.
Приутюживание изделия.
- Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные
швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см. Ткани,
применяемые для изготовления салфеток. Выполнение шва вподгибку в
углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками
вручную. Утюжка изделия. Отделка салфетки вышивкой.
- Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на
другую) не менее чем на 25 см. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные
размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа
прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчёт расхода
ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом
вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов
двойным швом, смётывание. Обработка боковых срезов одновременно с
11
клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка
готового изделия.
- Сумка хозяйственная: фасоны, размеры, швы. Соединение боковых
срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми
срезами. Разметка мест прикрепления и примётывание ручек. Обработка
верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным
притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путём
застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и
прикрепление его. Отделка сумки.
Ремонт одежды
- Пуговица на стойке. Сведение о пуговицах. Виды пуговицы.
Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки.
- Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для
ремонта белья и одежды. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Подбор
ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия.
Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание
распоровшегося шва ручными, стачными стежками. Обмётывание срезов
разрыва частыми косыми стежками. Приутюживание места ремонта.
- Изготовление вешалки. Вырезание лоскута 10х14 см для вешалки.
Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание
вешалки к изделию. Соединение вешалки с образцом ткани выполнение
образца.
- Декоративная заплата в виде аппликации. Определение места
наложения и размеров заплаты. Изготовление декоративной заплаты аппликации. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, намётывание и
пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание
изделий.
Построение чертежа.
Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая
лента. Понятие «прямая» и «кривая» линии, «прямой угол». Линии для
выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная –
основная (тонкая) и штриховая – вспомогательная), назначения.
Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей
(обозначение линий, точек, размеров). Построение прямых углов.
Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по
прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением сложением
сторон и углов. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную
величину по заданным размерам.
12
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает
выполнение самостоятельной практической работы.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Календарно-тематический план.
2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по
охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
5.Материалы и инструменты.
6.Компьютер для показа презентаций.
Тематическое планирование уроков 6 класса (206ч.)
№
п\п
Тема урока
Количество
часов
1
Правила техники безопасной работы.
16
2.
Бытовая швейная машина с электрическим приводом
16
3
Материаловедение: Простейшие сведения о ткачестве.
Хлопчато-бумажная, льняная ткань.
14
4
Конструкция и применение машинных швов.
18
5
Построение чертежей. Моделирование
14
6
Пошив косынки.
14
7
Пошив фартука на поясе.
18
8
Пошив сорочки с круглым вырезом.
20
9
Пошив фартука с нагрудником
22
10
Пошив головных уборов.
20
11
Виды отделки изделий: сборка, карманы, мягкие
складки, обтачки..
14
12
Ремонт одежды. Заплата.
12
13
13
Контрольное тестирование.
8
Тематическое планирование уроков 7 класса (238ч.)
№
п\п
Тема урока
Дата
проведения
1
Правила техники безопасной работы.
16
2.
Промышленная швейная 22 класса ПМЗ.
20
3
Материаловедение: Простейшие сведения о ткачестве.
Хлопчато-бумажная, льняная ткань, шерсть.
22
Ткацкое производство: виды переплетений.
4
Конструкция и применение машинных швов.
26
5
Построение чертежей. Моделирование.
30
6
Пошив ночной сорочки без плечевого шва.
22
7
Пошив пижамы.
30
8
Пошив юбок.
34
9
Виды отделки изделий: оборки, складки, вытачки,
застежки.
16
10
Ремонт одежды. Заплата.
12
11
Контрольное тестирование.
8
Тематическое планирование уроков 8 класса (272ч.)
№
п\п
Тема урока
Дата
проведения
1
Правила техники безопасной работы.
12
2.
Ознакомление с профессией швеи-мотористки и
пооперационным разделением труда на швейном
производстве.
10
14
3
Материаловедение: простейшие сведения о ткачестве.
Натуральный и искусственный шелк, и синтетические
волокна: капрон, лавсан.
18
4
Построение чертежей. Моделирование.
22
5
Пошив: блузка без воротника и рукавов.
18
6
Пошив: Блузка со спущенным рукавом.
18
7
Пошив: цельнокроеного платья.
20
8
Пошив: блузки с воротником и рукавами.
42
9
Пошив халата.
40
10
Виды отделки изделий: различные виды вышивки,
воланы, рюши, мелкая складка и защипы, мережка,
кокетки.
18
11
Ознакомление
с особенностями
конструкции
плечевых изделий: рукавами, воротниками, бортами и
подбортами.
20
12
Приспособления
линейки, лапки.
10
13
Ремонт одежды. Заплата.
16
14
Контрольное тестирование.
8
к
бытовым
швейным
машинам:
Тематическое планирование уроков 9 класса (306 ч.)
№
п\п
Тема урока
Дата
проведения
1
Правила техники безопасной работы на швейной
фабрике.
16
2
Универсальная швейная машина (97 кл., 1002 кл. и
др.). Приспособления к универсальным швейным
машинам.
10
15
3
Материаловедение: простейшие сведения о ткачестве:
ткани из синтетических волокон, нетканые материалы,
ткани с пропиткой.
22
4
Трудовое законодательство. Кодекс законов о труде,
трудовой договор, заработная плата, охрана труда.
20
5
Знакомство с организацией труда и производства на
швейной фабрике.
20
6
Построение чертежей. Моделирование.
24
7
Работа с готовыми выкройками и лекалами.
34
8
Пошив платья отрезного по линии талии (бедер).
24
9
Пошив цельнокроеного платья по производственной
технологии.
20
10
Пошив юбки по производственной технологии.
18
11
Пошив брюк.
30
12
Повторение материала 5-9 кл. к итоговой аттестации.
60
13
Контрольное тестирование по материалам билетов
8
Перечень материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение образовательной области и
предметов по труду включает:
1. Дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного
материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие
тетради;
- технологические карты, обучающие компьютерные программы,
видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы,
презентации;
2. Оборудование для профильного труда требует принтер, проектор, экран,
компьютер, копировальный аппарат, носители электронной информации;
3. Расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые,
цветные), фломастеры, маркеры, разные виды линеек, цветную бумагу,
кальку, миллиметровую бумагу;
- ножницы, нитки, иголки, ткань;
- манекен, сантиметровая лента;
16
4. Техническое обеспечение: производственные швейные машины, бытовые
швейные машины обычные и с регулировкой скорости, оверлоки;
- утюги, парогенератор.
17