МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
138
Дата: 2025.08.31 20:34:09 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики в Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ № 138
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ
№138
________________________
________________________
Протокол № 1 от «29» августа
2025 г.
Кузнецова Г.В.
Лыскова Т.В.
Приказ
№235
од
от «29»
Протокол № 1 от «29» августа
августа
2025
г.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Профессионально-трудовое обучение.
Столярное дело
I вариант
6-9 классы
г. Нижний Тагил, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению
(столярное дело) в 6-9 классах разработана на основе Программы для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
6-9 классов, на основе нормативных актов:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» (ст. 28);
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
№ 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10;
- «Столярное дело 6-9 классы» С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва и др.
Программа
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида сборник 2, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под
редакцией В.В. Воронковой.
Программа ориентирует на повышение уровня познавательной
активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции
трудовой деятельности, что предполагает формирование у них необходимого
объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельному
выполнению несложных работ на предприятиях и подготовка
к их
дальнейшему обучению в учебных заведениях соответствующего типа и
профиля.
В процессе трудовой
следующие задачи:
подготовки учащихся должны решаться
- обучение общетрудовым политехническим знаниям, умениям и
навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии;
- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и
трудовой деятельности;
- овладение доступным школьникам техническими и технологическими
знаниями, специальными словами и терминами;
- формирование умений самостоятельного планированияи организации
своей деятельности в коллективе;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков
развития личности учащихся;
- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и
формирование лучших качнств личности в процессе труда.
Общая характеристика учебного курса
Программа включает теоретические и практические занятия.
Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на
профильные производства. Учтены принципы повторяемости пройденного
учебного материала и постепенности ввода нового.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей,
пилением, строганием, сверлением древесины, различными видами
соединений и отделкой изделий. Приобретают навыки владения столярными
инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме
того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять
лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование
последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов
своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Данная
программа
предпологает
обязательное
обсуждение
характеристик изделий, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Формирование этих умений и навыков является обязательным
условием коррекционной направленности трудового обучения в школах,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными
нарушениями). В ходевыполнения программы у учащихся развивается
устойчивый интерес к труду, эстетический вкус при художественной
отделке изделий, что способствует физическому, интеллектуальному, и
умственному развитию школьников.
Большое
внимание
уделяется
технике
безопасности
эстетическому воспитанию (художественная отделка столярных изделий).
и
На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и
навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в
ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей
ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда,
ответственности и дисциплинтрованности, чувства коллективизма и
товарищской взаимопомощи, бережного отношения к общественной
собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в
процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и
убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к
труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и
общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное
расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил
техники безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные
формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное
обсуждение результатов работы.
Для успешного обучения по данной программе столярная мастерская
оснащена всем необходимым оборудованием, станками и инструментами.
Поддерживается тесная связь со столярными цехами местных предприятий.
На занятиях дети привлекаются к выполнению заказов школы, социума.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает
выполнение самостоятельной практической работы.
Место предмета в учебном плане
Программа 6 классов рассчитана на 204 часа учебного времени (6часов
неделю).
Программа 7 класса рассчитана на 238 часа учебного времени (7 часов
неделю).
Программа 8 класса рассчитана на 272 часа учебного времени (8 часов
неделю).
Программа 9 класса рассчитана на 306 часа учебного времени (9 часов
неделю).
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве;
- основные породы, свойства и пороки древесины;
в
в
в
в
- сущность и назначение основных столярных операций;
- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и
резания стамеской, сверления;
- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их
выполнения;
- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам
(сплачивание);
- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;
- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных
соединений;
- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и
правила их применения и использования;
- способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и
исправление брака;
- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
- устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;
- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
- способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
- инструменты для художественной отделки изделия;
- цвет и текстуру разных древесных пород;
- элементы детали столярного изделия;
- трудовое законодательство;
- виды пиломатериалов;
- материалы, изделия для настилки полов и кровли;
- технологию изготовления оконного блока;
- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской
деятельности;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и
пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего
места;
- специальную терминологию и пользоваться ею.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять столярные работы ручными инструментами;
- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые,
угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по
кромкам, сплачивать и сращивать детали;
- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных
приспособлений);
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и
приспособлениями;
- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и
электроэнергию;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и
приспособлениями;
- подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
- устранять дефекты и пороки древесины;
- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
- изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
- выполнять черновое и чистовое точение;
- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;
- организовать рабочее место;
- изготовить модель мебели;
- изготавливать строительные инструменты и приспособления;
- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии,
электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Тематическое планирование уроков 6 класса (204 ч.)
№ п/п
Тема урока
Количество часов
1
Правила безопасной работы
12
2
Пиление столярной ножовкой
18
3
Столярные инструменты и приспособления
18
4
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные
краски.
6
5
Промышленная заготовка древесины.
6
Работа на настольном сверлильном станке.
8
7
Практическая работа. Работа на сверлильном станке с
применением страховочного упора.
12
8
Игрушки из древесины и других материалов.
14
9
Пиление лучковой пилой.
12
10
Практическая работа. Пиление поперек и вдоль волокон.
18
11
Строгание рубанком.
16
12
Брусок. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска
(доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски)
18
13
Соединение деталей с помощью шурупов.
20
14
Материалы для соединения древесины.
18
15
Контрольное тестирование.
8
6
Тематическое планирование уроков 7 класса (238 ч.)
№
п\п
1
Тема урока
Количество часов
Правила техники безопасной работы
12
2
Строгание
30
3
Столярный рейсмус
8
4
Геометрическая резьба по дереву
28
5
Угловые соединения.
24
6
Сверление.
12
7
Пиление.
10
8
Свойства основных пород древесины.
10
9
Шиповые соединения.
34
10
Виды пил по назначению.
8
11
Склеивание древесины.
24
12
Практические работы.
30
13
Контрольное тестирование
8
Тематическое планирование уроков 8 класса (272 ч.)
№
п\п
1
Тема урока
Количество часов
Правила техники безопасной работы
12
2
Пиломатериалы.
10
3
Дефекты и пороки древесины.
20
4
Изготовление столярно-мебельных изделий
40
5
Соединения древесины.
28
6
Токарные работы.
30
7
Ремонт столярных изделий.
20
8
Крепёжные изделия и мебельная фурнитура.
10
9
Изготовление разметочного инструмента
36
10
Практические работы.
26
11
Представление о процессе резания древесины.
6
13
Самостоятельная работа (работа по заданию учителя)
26
14
Контрольное тестирование
8
Тематическое планирование уроков 9 класса (306 ч.)
№
п\п
1
Тема урока
Количество часов
Правила техники безопасной работы
16
2
Художественная отделка столярных изделий
44
3
Изготовление моделей мебели
28
4
Трудовое законодательство
8
5
Плотничные работы
16
6
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и
изделия.
8
7
Изготовление строительных инструментов, приспособлений,
инвентаря для плотничных работ.
10
8
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
36
9
Мебельная фурнитура и крепёжные изделия
6
10
Изготовление оконного блока
22
11
Столярные и плотничные ремонтные работы
12
12
Изоляционные и смазочные материалы
12
13
Сведения о механизации и автоматизации мебельного
производства
10
14
Изготовление секционной мебели
32
15
Самостоятельная работа ( по заданию учителя)
40
16
Контрольная работа
6
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование и приборы:
- столярный верстак;
- наборы столярных инструментов;
- сверлильный станок;
- токарный станок по дереву;
- заточный станок;
- компьютер;
- проектор.
Дидактический материал:
- технологические карты изделий;
- операционные карты токарных изделий;
- образцы столярных и токарных изделий;
- учебные карты изделий.